Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INNOVATIVE POTENTIAL OF STUDENT YOUTH ORGANIZATIONS: THE REGIONAL DIMENSION

Peronkova E.B. 1
1 Branch of Tyumen State University in Novy Urengoy
The realization of regional economic development’s innovative vector y depends largely on the availability of specialists with innovative activity and the ability to create new approaches to solving problems on the territory/The article analyzes the student youth organizations’ main activities, and identifies their role in shaping the personality capable of innovation. An important condition for realizing the student youth organizations potential is to find and to implement new forms and methods of work with students.Currently in the implementation of youth policy in the Russian Federation was a difficult situation - the various youth organizations and associations, public authorities and local governments carry out the search for such methods and forms of work with young people, which will be adequate to the current challenges. It should be noted that the effective realization of the potential of young people is the key to Russia´s national security, respectively, the development of youth policy of the state is crucial to correlate with the overall development strategy of the country and its regions.
the student government
self-realization
innovative activity
innovative potential of young

Развитие современного общества характеризуется постоянным усложнением всех сфер его жизни - социальной, политической, экономической, культурной. Многие процессы, сопровождающие это развитие, носят неоднозначный и стохастический характер, не поддаваясь линейному управлению и требуя инновационных форм их оптимизации. Важнейшим механизмом, обеспечивающим успешность функционирования современного государства, является инновационный потенциал общества, основу которого составляет молодое поколение. Необходимо отметить, что именно инновационный потенциал новых поколений сегодня включается в развитых странах в число наиболее значимых ресурсов социального и культурного развития [3, с.6].

В настоящее время в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации сложилась непростая ситуация - различные молодежные организации и объединения, органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют поиск таких методов и форм работы с молодежью, которые будут адекватны современным вызовам. Необходимо отметить, что эффективная реализация потенциала молодежи является залогом национальной безопасности России, соответственно, развитие молодежной политики государства принципиально важно соотносить с общей стратегией развития страны и ее регионов. Характерные черты Российской Федерации (такие, как уровень экономики, плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитость инфраструктуры) оказывают влияние на молодежную политику государства и определяют ее основные тенденции. Так, государство нуждается не просто в вовлечении молодежи в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь страны, но и в определении общих ее ориентиров - одновременно целостного восприятия государства и сопричастности к развитию той территории, где проживает молодежь.

В этих условиях все больший интерес представляет деятельность региональных молодежных объединений и организаций, объединяющих неравнодушную и инициативную молодежь. Изучение специфики деятельности молодежных объединений в регионах Крайнего Севера представляется особо актуальным, так как объективной необходимостью является исследование условий наращивания и повышения эффективности использования северного трудового потенциала, в том числе и его молодёжной составляющей.

Современная экономическая ситуация, освоение новых районов Крайнего Севера и Арктики предъявляют высокие требования к молодому поколению: оно не только должно состоять из высококвалифицированных специалистов, способных работать с новыми технологиями, но и само создавать эти технологии, реализуя свой инновационный потенциал.

Определяя инновационный потенциал молодежи как ее готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей,  независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен [3, с. 223]. Нужно обратить внимание на то, что ожидания общества, связанные с молодежью, парадоксальным образом сочетают в себе желание реализации ее инновационного потенциала и опасения последствий его реализации.

Действительно, современные социологические исследования подтверждают, что в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих реализации позитивных функций российской молодежи в обществе. В первую очередь, к ним относят дезинтеграционные процессы в молодежной среде, причинами которых являются социальное расслоение, негативное влияние массовой культуры, разрушение коллективных солидарностей[5, с.27].

Все вышесказанное определяет актуальность научного поиска новых форм и методов организации и самоорганизации деятельности молодежи, направленных на выявление и реализацию ее инновационного потенциала. Особое место в этой ситуации отводится студенчеству - передовой части молодежи, характерной чертой которой является наличие высокого уровня профессиональной и личностной культуры.  Социальная активность студенчества обусловлена наличием у него собственной позиции по отношению к различным событиям жизни общества, стремлением участвовать в социально-экономических и политических процессах, которые воплощаются в социально значимой деятельности и предполагают различные формы коллективной самоорганизации.

И этому в немалой степени способствует ВУЗ, который является сегодня «особой сферой взаимодействия человека и общества. Характерная особенность XXI века состоит в том, что высшее образование становится насущной необходимостью каждого человека, важным условием достойного его существования» [2, с.22].

Современная действительность требует от высшей школы создания инновационной среды, способствующей развитию у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта,  способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе самообразования, самовоспитания, самоуправления.  В целом, студенческое самоуправление принято рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее активности, поддержку социальных инициатив. В настоящее время существует огромное количество форм студенческого самоуправления - от официально зарегистрированной первичной профсоюзной организации студентов до небольших студенческих объединений, созданных на уровне факультета или отдельной академической группы.

Для раскрытия роли студенческих молодежных объединений в решении проблем регионального развития необходимо проанализировать основные направления деятельности этих объединений и выделить ее новые формы и механизмы, которые позволяют наиболее полно реализовать инновационный потенциал молодежи.

В первую очередь, необходимо рассмотреть социальное направление студенческой деятельности как наиболее массовое и имеющее представительство на разных уровнях организации. К этому направлению относятся первичные профсоюзные организации, занимающиеся, как правило, защитой прав и социальной поддержкой студентов, студенческие советы и волонтерские организации.

В современных научных исследованиях подчеркивается роль студенческого самоуправления как особого социального института, обладающего значительным потенциалом и осуществляющего особую форму управления, которая предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, освоении ими социальных и профессиональных компетенций, включении студентов в различные виды социально-значимой деятельности [4]. Функционирование студенческого совета в вузе является одним из мощных стимулов повышения социальной активности студентов, позволяющим реализовать право на участие в управлении университетом и, в конечном счете, подготовить гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения.

Необходимо отметить, что студенческому совету принадлежит важная роль в формировании лидерских качеств студентов. В Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года отмечается, что для реализации крупномасштабных проектов регионального развития необходим качественный кадровый потенциал, люди с активной жизненной позицией и лидерскими способностями [6]. Именно деятельность студенческих советов позволяет открывать и развивать лидерские качества молодого поколения, способствуя самореализации личности. Происходит это благодаря различным формам работы с социально-активной молодежью: это и система конкурсов (творческих, организационных, учебных), проведение школ лидерского актива, организация лекций и встреч с представителями политической, научной, деловой элиты.

Одной из форм объединения лидеров студенческого самоуправления в регионе стала реализация ряда проектов, направленных на обеспечение участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа. К этим проектам, в первую очередь, относятся такие, как создание Молодежного Правительства ЯНАО и формирование молодежного кадрового резерва. За время работы члены Молодёжного Правительства активно участвовали в деятельности по формированию Молодёжных советов при местных администрациях муниципальных образований автономного округа, инициировали создание Молодёжных приёмных. В настоящее время приёмные работают в 6 муниципальных образованиях автономного округа (г. Ноябрьск, г. Новый Уренгой, г. Губкинский, г. Лабытнанги, Приуральский и Тазовский районы). Кроме того, члены Молодёжного Правительства организовали и провели более 50 рабочих встреч со сверстниками в муниципалитетах; участвовали в деятельности региональных и всероссийских конференций.

Проект по формированию кадрового резерва впервые был апробирован в округе в 2013 году. Первыми лауреатами стали три студента-третьекурсника из Уральского государственного экономического университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Кировский филиал) и Государственной полярной академии. В рамках проекта студенты должны были подтвердить знания в области действующего законодательства, системы исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, стратегических направлений социально-экономического развития арктических регионов и др.

Особую роль в повышении социальной активности студенчества играют волонтерские организации, которые позволяют получить практический опыт решения социальных проблем общества; овладеть новыми социальными ролями; получить дополнительную профессиональную квалификацию; обрести опыт коллективной деятельности. Наиболее ярко волонтерские движения проявляют себя через участие в студенческих отрядах. Студенческий отряд - это группа студентов образовательных учреждений, различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу [1]. Студенческие отряды осуществляют проведение различных благотворительных акций, оказывают помощь детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в детских домах. Сфера волонтерской деятельности студенческого отряда может быть довольно обширна, но вся она основывается на безвозмездной помощи. Помимо специализированных отрядов, волонтерством могут заниматься и строительные, и педагогические, и поисково-туристические отряды.

Проектная форма организации волонтерской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе является основной. Постоянные участники волонтёрского объединения (инициативные группы студенческой молодёжи) самостоятельно разрабатывают и реализуют социальные проекты, направленные на решение значимых для региона и муниципальных образований проблем. В автономном округе сложилась устойчивая система проведения окружных мероприятий по поддержке добровольчества среди молодежи: семинары, фестивали, лидерские школы, конкурс лидеров, Ямальская школа тренеров и др. Лучшие добровольцы по итогам окружных мероприятий награждаются почётным знаком «Волонтёр Ямала».

Также на Ямале возрождена деятельность студенческих стройотрядов. В первую очередь, это связано с одним из главных строительных проектов последних лет - железнодорожной трассой «Обская - Бованенково - Карская». Ее строительством занимаются компании, входящие в объединение работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Первые студенческие стройотряды из Москвы и Кургана начали трудиться на строительстве железной дороги в 2002 году. Впоследствии к ним присоединились студенты из тюменских и югорских вузов, а затем и петербуржцы. В 2013 году к работе на железной дороге приступил сводный студенческий отряд «Ермак», сформированный по инициативе аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. В его состав вошли студенты из Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа.

Еще одним важнейшим направлением работы студенческих объединений является научная деятельность. Оптимальной формой, позволяющей координировать работу всех молодежных структур вуза, действующих в данной сфере, является создание в учебном заведении студенческого научного общества. Деятельность студенческого научного общества позволяет совершенствовать учебный процесс через приобщение студентов к выполняемым в вузе научно-исследовательским проектам; формирует у студентов целостное мировоззрение; способствует оказанию помощи студентам при подготовке к участию в научных конференциях и конкурсах научных работ, в получении грантов для поддержки научных исследований молодежи.

Эффективной формой координации работы студенческих научных объединений в регионе является деятельность Ученого совета ЯНАО, созданного по инициативе ученых и специалистов предприятий, преподавателей и студентов учебных заведений округа. Под эгидой Ученого совета ежегодно проводятся научно-практические конференции, круглые столы, научные форумы, посвященные поиску путей решения актуальных проблем региона. Участие студенческой молодежи в подобных мероприятиях, безусловно, способствует не только приобщению молодежи к научно-исследовательской деятельности, но и решению ряда научно-исследовательских задач.

Важным условием профессионального становления молодого поколения является реализация творческого потенциала личности. В качестве основной площадки студенческого творчества в Ямало-Ненецком автономном округе выступает окружной фестиваль «Ямальская студенческая весна», являющийся одним из этапов Всероссийской программы «Российская студенческая весна». В 2013 году Ямал на фестивале представляла одна из самых многочисленных делегаций - 85 человек, которая стала лауреатом 3 степени самого сложного направления - «Региональные программы» и заняла 4 место в общекомандном зачете. Необходимо отметить, что именно творческое направление деятельности студенческих объединений обеспечивает формирование и развитие творческой активности, что, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом активности инновационной.

Современные исследования феномена инновационной активности определяют ее как процесс самореализации и самоактуализации личности; как воплощение сущности человека в высших формах деятельности; готовность к профессиональному росту; обладание организаторскими и исследовательскими способностями, инициативностью, целеустремленностью, креативностью, упорством в достижении целей [8]. Именно организация эффективной и действенной работы студенческих объединений в вузе способствует возникновению таких качеств будущего специалиста, без которых невозможна успешная инновационная деятельность в будущем. Современные исследователи выделяют следующие качества инновационной личности: интеллект; профессиональная компетентность; рациональное поведение в экстремальных ситуациях; независимость суждений; развитая интуиция; творческая активность; приоритет цели перед благополучием; не шаблонность; объективная самооценка; эффективность в ситуации неопределенности [7, с.90].

В Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года одна из основных задач региона определяется как стремительное наращивание инновационного потенциала общества. Стремление автономного округа к инновационному лидерству не может быть реализовано без соответствующей подготовки специалистов, способных работать в инновационных секторах экономики. Именно студенческие молодежные организации в настоящее время способны формировать инновационную активность будущих специалистов, всесторонне раскрывать потенциал молодого поколения, реализовывать новые формы сотрудничества между молодежью и органами власти.

Рецензенты:

Акулич Е.М., д.соц.н., профессор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень.

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень.