Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SPACE AS A FACTOR OF SENIOR PROFESSIONAL IDENTITY

Shishkina O.V. 1
1 NOU VPO «Vyatka Social and Economic Institute»
The paper presents approaches to space, educational space, information space in education, information and cognitive space in modern pedagogical science , characterized by their common trends. Actualized in the importance of rethinking the design of educational space for successful professional self-identity as a public interest and social order. In order to improve the process of professional self - awareness is proposed to consider the cognitive space that includes an educational portal. High school students have the opportunity to see the range of directions / profiles of the educational institution, the specificity of the educational process , practices and future employment, as well as the announcement of events taking place at the university, and to take active part in them. This allows high school students in the process of informal dialogue with the students enrolled at the university in different courses and directions, become informed on a wide range of vocational training. The author considers science approaches to understanding the professional self. Marked specificity and peculiarities of this process in boys and girls.
high school students
professional self-determination
information-cognitive space university
university education space
Термины «пространство», «образовательное пространство», «информационное образовательное пространство», «информационно-познавательное пространство» в современной педагогической науке стали достаточно популярны. Рассматривая понятие пространства с позиций культурно-социального бытия, обратим внимание на некоторую их общность. Так, в исследованиях Н. Н. Гладченковой анализируются тенденции, присущие пространству образовательного учреждения, которые выражаются в следующих принципах: принцип конечности пространства, который говорит об условной или реальной замкнутости (конечности) пространства; принцип индивидуальности пространства, утверждающий, что уникальность и неповторимость отдельных элементов конкретного пространства, которые невозможно удалить или заменить какими-либо другими элементами; принцип устойчивости пространства, согласно которому составные части пространства не могут менять своего местоположения и взаиморасположения; принцип проявленности пространства, являющийся первоначальным, основополагающим относительно всех остальных, которые, появляясь позже, обогащают предшествующие новым наполнением, формирующим культуру личности [1]. Указанные принципы позволяют рассматривать возможность построения пространства образовательного учреждения как динамичной, максимально открытой системы для воздействий со стороны.

Изменившиеся научно-парадигмальные основания осмысления и построения окружающей действительности позволили переосмыслить  гуманитарную сущность содержания образования. Признание обществом личностно значимого содержания образования направлено на развитие природных особенностей школьников, его социальных свойств и свойств активного субъекта культуры. Кроме того, образование в Российской Федерации, опирающееся на закон «Об образовании», ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создание условий для этого процесса. Следовательно, культурологические и гуманитарные принципы могут определять новые подходы к формированию образовательного пространства, разработке структурирования его содержания.

В нашем исследовании мы рассматривали информационно-познавательное пространство, потенциал которого значителен и способен содействовать профессиональному самоопределению старшеклассников. Активная разработка и создание информационно-познавательного пространства университета началась нами с начала 2000-х гг., когда процесс внедрения в него информационно-коммуникационных технологий стал приобретать значительные масштабы. Примерно в эти годы были созданы различные структуры, такие как учебно-информационный отдел, отдел дистанционных технологий обучения, отдел программно-технического обеспечения, отдел технических средств обучения, информационный отдел, отдел по техническому обслуживанию компьютерных классов. Среди основных задач всех отделов можно назвать формирование и проведение единой политики в области внедрения современных информационных и коммуникационных технологий; разработка и внедрение новых информационных систем и технических средств обучения в учебно-воспитательный процесс с привлечением IT индустрии, сотрудничество с зарубежными и российскими вузами, учреждениями среднего профессионального образования и общеобразовательными учреждениями.

Сначала мы в рамках использования современных технологий занимались обеспечением технической поддержки вуза в различных общероссийских проектах, таких как дистанционное обучение, Интернет-экзамен, централизованное компьютерное тестирование и пр.; затем координировали работу по наполнению и обновлению учебно-воспитательного процесса информационными материалами, размещенных на сайте университета; а потом подготовкой и переподготовкой профессорско-преподавательского состава по применению современных технологий в образовании и профориентационной работе со старшеклассниками.

Для удовлетворения существующих потребностей старшеклассников в новых знаниях о востребованных профессиях на рынке труда в максимально удобной и адаптивной форме был реализован проект «Образовательный портал - мой университет». Старшеклассники имели возможность познакомиться со спектром направлений/профилей образовательного учреждения, спецификой учебно-воспитательного процесса, практики и будущего трудоустройства, общаясь как с преподавателем-тьютером, так и студентами. Кроме того, старшеклассники могли познакомиться с анонсом мероприятий, проходивших в университете, и принять в них активное участие. Это позволило старшеклассникам в процессе неформального общения со студентами, обучающихся в университете на разных курсах и направлениях, стать информированными по широкому кругу вопросов их будущей профессиональной подготовки.

При подготовке информационно-познавательных мероприятий в университете мы исходили из положения о  том, что их оптимальными формами являются такие формы включения старшеклассников в социально-культурную деятельность вуза, которые основаны на активном участии каждого. В своем исследовании мы реализовывали, прежде всего, мероприятия развивающего содержания профессионального, культурного, личностного направления через конструирование культурно-смыслового образовательного пространства вуза.

Социально-культурные мероприятия профессионального развивающего содержания были направлены на ознакомление старшеклассников с имеющимися направлениями обучения в вузе. Мы провели следующие профессионально развивающие мероприятия: дебатный турнир «Надо ли иметь кумира в профессии?», интеллектуальную игру «Профессионал нашего времени», интеллектуальный конкурс «Что? Где? Когда?» и олимпиаду по различным предметам, дискуссию «Как заработать на знаниях?», пресс-клуб «Интеллектуал», клуб молодых учёных, педагогический клуб, психологический клуб и др.

Социально-культурные мероприятия культурного развивающего содержания были направлены на повышение общей культуры личности и культуры творчества старшеклассников. Мы приглашали старшеклассников на концерты, театрализованные представления, фольклорные праздники, шоу-программы, творческие конкурсы и фестивали, чемпионаты и фестивали, конкурсы красоты, презентации, клуб КВН, студенческие акции, театрализованные шествия, спартакиады, шоу-программы, встречи с выдающимися деятелями образования, науки, культуры, искусства и т.д., подготовленные студентами вуза. Часть старшеклассников приняла участие в этих мероприятиях на правах соорганизаторов.

Социально-культурные мероприятия личностного развивающего содержания были направлены на развитие личностных качеств и умений старшеклассников. Мы устроили для них встречи со студентами выпускниками, на которых они могли задать интересующие их вопросы по студенческой жизни. Так, например, состоялись встречи в клубе выпускников, клубе отличников, клубе веселых и находчивых, литературной гостиной, фольклорном ансамбле, музыкальном театре, студии современного танца, театре моды и др.

Такой спектр мероприятий позволяет старшеклассникам, как показало наше исследование, получить полную информацию о профессиональной и досуговой жизни студентов. При проведении исследования мы испытывали сложности в привлечении профессорско-преподавательского состава к организации этой работы. В настоящее время многие преподаватели психологически и профессионально не готовы проводить профориентационную работу со старшеклассниками качественно и эффективно, что требуется в современных условиях конкуренции. К тому же, осложняющим фактором в этой работе является значительно изменившийся за последние десятилетия социально-психологический портрет старшеклассника.

Итак, сложный и многофакторный вопрос формирования информационно-познавательного пространства вуза выявляет необходимость исследования проблемы эффективного включения в него старшеклассников, создания таких педагогических условий, при которых они могут осуществить  свой профессиональный выбор. Тем более  что вопросы расширения информационного пространства отражены во многих федеральных законах, проектах и программах (закон РФ «Об образовании», «Электронная Россия», проекты по разработке информационных сайтов и др.).

Исследования проблемы профессионального саморазвития традиционно представлены работами по профессиональному становлению и профессиональной пригодности, можно разделить на два подхода к пониманию самоопределения.

В рамках первого подхода самоопределение понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и выступающий как личностное новообразование старшего школьного возраста. В этом случае речь идет о личностном самоопределении (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, В. Ф. Сафин, П. А. Шавир и др.).

Второй подход рассматривает процесс самоопределения как искусственно организованный. В рамках этого подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте (Л. М. Митина, М.Р. Гинзбург и др.).

Профессиональное самоопределение, по мнению отечественного исследователя Н. С. Пряжникова [5], понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Он считает, что профессиональное самоопределение - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Развитие идей Н. С. Пряжникова нашло отражение в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Е. А. Климова, В. Н. Колюцкого, И. Ю. Кулагиной, Л. М. Митиной, А. В. Мудрика, О. В. Хухлаевой, П. Г. Щедровицкого и др.

Например, в своих исследованиях Е. А. Климов [2] выделяет два уровня профессионального самоопределения:

  1. гностический (перестройка сознания и самосознания);
  2. практический (реальные изменения социального статуса человека).

Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

Обобщая логику рассуждений Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, П. Г. Щедровицкого и др., можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.

Далее в научных работах О. В. Хухлаевой [6] отмечено, что наиболее важная особенность временного осознания в юности - это изменение отношения к настоящему и будущему, направленное на обеспечение будущего жизненного успеха: это обучение в вузе, работа по специальности, т.е. создание предпосылок будущего профессионального успеха.

Точка зрения О.В. Хухлаевой не противоречит высказываниям И. С. Кона, И. Ю. Кулагиной, В. Н. Колюцкого [4], которые в своих исследованиях подчеркивают, что в раннем юношеском возрасте, в этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план (решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение)). При этом И. Ю. Кулагина отмечает, что когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Выпускник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Поэтому включение старшеклассников в информационно-познавательное пространство вуза будет содействовать этому процессу.

В своих научных трудах И. С. Кон [3] отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Он считает  главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность.

По мнению Е. А. Климова [2], выбор профессии - это жизненный выбор, определяется действием следующих факторов: позиция старших членов семьи относительно будущего выбора; позиция товарищей, друзей и подруг; позиция учителей, школьных работников; личные профессиональные планы; личные способности; уровень притязаний личности на общественное признание; информированность о мире профессий; склонности, то есть интересы, подкрепленные определенными способностями. Однако, как показал анализ эмпирического опыта, существующие объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии) могут значительно изменить первоначальное профессиональное самоопределение. Например, дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе; дети из малообеспеченных семей, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию. Итак, важную роль на этапе становления личности, формирования ее жизненных ориентиров и профессионального самоопределения играет социокультурная и психологическая ситуация развития самого подростка, которая определяется ситуацией развития в семье.

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, достатка. Этому процессу способствует изощренная манипуляция средств массовой информации и общественного мнения, которые формируют основу для профессионального выбора конкретного человека, что, часто, подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора, профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования. Информационно-познавательное пространство вуза, открытое для старшеклассников, может способствовать решающим фактором в этом процессе.

Многие исследователи отмечают наличие существующей опасности в нерешительности старшеклассников в профессиональном самоопределении в связи с отсутствием выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию. Следовательно, координация работы по профессиональному самоопределению старшеклассников на уровне города и области должна вновь стать важным направлением и заботой заинтересованных лиц: администрации города с целью того, чтобы лучшие выпускники не уезжали из провинции, работодателей с целью включения молодых специалистов в социально-производственные процессы, родителей с целью сопровождения в личностном и жизненном становлении своих детей.

Таким образом, очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен, и если он стимулирует к росту и преодолению трудностей, то это хорошо. Важно учесть существующие половые различия в профессиональном самоопределении старшеклассников: дифференциация профессиональных интересов начинается раньше у юношей, они критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к будущей профессии, тогда как девушки легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству семейной жизни.

Итак, включение старшеклассников в информационно-познавательное пространство вуза может решающим образом способствовать процессу профессионального самоопределения.

Рецензенты:

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.