Назревший этап будущего, необходимый на путях детализации лесохозяйственной практики, был обозначен заведующим кафедрой лесоводства МЛТИ, академиком РАСХН И.С. Мелеховым в книге «Проблемы современного лесоводства» [23]: «Из теоретических исследований в направлении повышения продуктивности лесов все большее значение приобретает на наш взгляд изучение фотосинтеза и деятельности камбия древесных пород в различных лесорастительных условиях, и на основе этого изучение воздействия на камбий в желательном для лесного хозяйства направлении».
Еще одной фундаментально важной публикацией И.С. Мелехова является статья «Значение структуры годичных слоев и ее динамики в лесоводстве и дендроклиматологии» [24]. Здесь он указал на контуры будущей интеграции между дендрохронологией и лесоводством: «Применение анатомических методов, расширение анатомо-экологического и физиологического подхода к изучению прироста деревьев и древостоев, динамики формирования годичных слоев в разных природных условиях и условиях, изменяемых антропогенными факторами, имеет важное значение и для лесоведения и лесоводства, древесиноведения и для ряда других наук, на первый взгляд очень отдаленных. Необходимо усилить внимание лесоводов к вопросам дендроклиматологии и, с другой стороны, - к более широкому использованию лесоводственного опыта в дендроклиматологии».
Подробные исследования годичных колец велись и учениками И.С. Мелехова, например, В.Д. Ломовым [20, 25].
Заведующий кафедрой лесных культур И.И. Дроздов значительное внимание в своих исследовательских работах уделил дендрохронологическому анализу роста сосны кедровой сибирской в условиях интродукции в европейской части России [1, 5].
Хорошо известный в научных кругах заведующий кафедрой экологии и лесозащиты МЛТИ профессор А.И. Воронцов [4] также посвятил внимание вопросам возможного использования дендрохронологической информации в лесозащите. Многочисленные ученики и последователи А.И Воронцова активно использовали дендрохронологический метод в своих исследованиях [6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 26, 27, 29, 39].
Новый импульс дендрохронология во МГУЛ получила благодаря работам доцента кафедры экологии и защиты леса, затем профессора и зав. кафедрой экологии и защиты леса, нынешнего декана факультета лесного хозяйства МГУЛ В.А. Липаткина [10, 11, 12, 13, 14, 15]. Фактически он выступил основателем активно работающей в настоящее время лаборатории дендрохронологии МГУЛ. Одним из существенных достижений было создание оригинальной программы GROWLINE [10], что позволило осуществлять перекрёстную датировку временных рядов радиального прироста, выявлять «выпавшие» и «ложные» годичные кольца, а также ошибки измерения и таким образом вести исследования в соответствии с мировыми стандартами.
В 2007 г. итоги исследований выполнявшихся доцентом кафедры ботаники и физиологии растений Д.Е. Румянцевым в соавторстве с сотрудниками Института лесоведения РАН, Главного ботанического сада РАН, кафедры лесоустройства и охраны леса МГУЛ, кафедры экологии и защиты леса МГУЛ, кафедры селекции, генетики и дендрологии МГУЛ, кафедры лесоводства и подсочки леса МГУЛ, кафедры ботаники и физиологии растений МГУЛ были обобщены в монографии «Дендрохронологическая информация в лесоводственных исследованиях», вышедшей в издательстве МГУЛ в 2007 г. под редакцией В.А. Липаткина и Д.Е. Румянцева [6]. Вслед за ней вскоре вышла книга «История и методология лесоводственной дендрохронологии» [31], развивающая идеи предыдущей. Результаты, обобщенные в этих книгах базируются на данных более 2000 индивидуальных древесно-кольцевых хронологий 23 видов древесных растений из 15 регионов России.
В период 2008-2011 г. дендрохронологические исследования во МГУЛ были поддержаны Федеральным агентством лесного хозяйства РФ, итогом чего стало создание банка эталонных древесно-кольцевых хронологий и программного комплекса «Здоровый лес» на платформе Oracle. Созданный банк древесно-кольцевых хронологий включает в себя более 10 000 индивидуальных древесно-кольцевых хронологий из таких регионов России как Владимирская, Вологодская, Нижегородская, Московская, Псковская, Ленинградская, Новгородская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Иркутская, Тюменская, Ульяновская, Читинская, Челябинская области, Красноярский и Забайкальский край, республики Тыва, Татарстан, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия [15].
В настоящее время лаборатория дендрохронологии МГУЛ активно функционирует, свидетельством чего являются регулярно выходящие в свет научные публикации [1,6, 13, 14, 15, 18, 19, 22, 30, 31, 33, 34, 35, 39 и др.].
В 2012 г. на базе Московского государственного университета леса состоялась международная конференция «Дендро-2012: перспективы применения древесно-кольцевой информации для целей охраны, воспроизводства и рационального использования древесной растительности». В своем приветственном слове к участникам конференции ректор МГУлеса В.Г. Санаев отмечал следующее: «Как заведующий кафедрой древесиноведения, я хорошо понимаю важность и сложность развиваемого Вами научного направления. Мои собственные исследования также отчасти затрагивали вопросы изменчивости годичных колец, развивали уже 90 летнюю традицию исследования годичных колец в МЛТИ-МГУЛ. Образцом такого рода традиции могут служить исследования А.М. Перелыгина, Б.Н. Уголева, И.С. Мелехова и многих других бывших и настоящих сотрудников МГУЛ» [38].
Итоги конференции Дендро 2012 были подведены одним из старейших отечественных исследователей годичных колец - профессором РГПУ им. А.И. Герцена, академиком и вице-президентом Петровской академии наук и искусств Николаем Владимировичем Ловелиусом [17]. Он отметил: «В конференции приняли участие специалисты из Германии, Латвии и многочисленных субъектов Российской Федерации. Не могу не провести определённую параллель между серией такого рода конференций в СССР и России. Мне выпало счастье быть среди участников самой первой из них организованной по инициативе Б. П. Константинова - Героя Социалистического Труда и вице-президента АН СССР, проведенной в 1968 году в городе Вильнюсе. Очередная конференция была проведена в г. Каунасе (1972). В проведении первой и второй конференций основная нагрузка по их организации выпала на академика Литовской академии Л. А. Кайрюкштиса (директора ЛитНИИЛХ) и кандидата сельскохозяйственных наук Т. Т. Битвинскаса (зав. лаборатории дендроклиматохронологии АН Лит. ССР). В последующие годы подобные совещания проводились в Ленинграде (в программе XII-го Всемирного Ботанического Конгресса, 1975 г.), в Архангельске, Свердловске (Екатеринбурге), Красноярске, Иркутске и других городах. Вне всякого сомнения, сами конференции и материалы, издаваемых докладов приносили пользу для науки, учебного процесса, практики лесного хозяйства и смежных отраслей. Определённым аналогом наших конференций уже много лет является традиционная международная конференция «Евродендро». На таких совещаниях я был в Польше, Литве, Словении, где раз в 2 года проходит подведение итогов работы и обмен опытом специалистов различных стран.
Со времени проведения первой всесоюзной конференции прошло 44 года, к огромному сожалению, многих её участников уже нет среди нас. Время никого не щадит. . . А мудрое начало в изучении лесов, заложенное ими живёт и развивается».
По мнению Н.В. Ловелиуса, прозвучавшие на конференции доклады могут быть разделены на несколько направлений исследований, среди которых: методические, лесохозяйственные, дендрохронологические, незаконные рубки, астрофизические, природоохранные и экологические [17].
Как у участницы конференции, у меня сложилось впечатление, что наиболее обсуждаемой тематикой дискуссий были возможности использования дендрохронологических методов для целей биоиндикации и ухода за деревьями в урбанизированной среде. В прозвучавших на конференции докладах было убедительно показано, что годичные кольца деревьев способны фиксировать в своей изменчивости информацию о действии разнообразных факторов за очень длительный период времени. Использование данной информации для прогноза и принятия хозяйственных решений при уходе за древесными растениями в урбанизированной среде, вероятно, будет полезным.
Анализ литературы показал, что в настоящее время, по мнению известного специалиста в области мониторинга состояния городских насаждений, профессора МГУлеса, академика Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова Е.Г. Мозолевской [26], «... перспективным и быстро развивающимся методом оценки сиюминутного и будущего состояния деревьев и насаждений является хорошо известный в лесоводственных исследованиях дендрохронологический метод».
Глава Вологодского научно-исследовательского бюро Д.Л. Кац [9] в свое время с сожалением отмечал, что, несмотря на огромное количество прикладных направлений, древесно-кольцевой анализ почти не используется для изучения городской среды. Причина этого, по его мнению, заключается в том, что параметры городской среды быстро меняются и комплексно воздействуют на прирост, в связи с чем, затруднен их анализ. По мнению Д.Л. Каца, имеет смысл использовать дендрохронологическую диагностику для изучения эффектов применения антигололедных реагентов, градостроительной деятельности, атмосферного и почвенного загрязнения.
На наш взгляд, одним из перспективных направлений исследований в будущем может являться разработка технологии применения дендрохронологической информации для целей мониторинга состояния древесных растений в урбанизированной среде. Такого рода технология может быть полезна специалистам администрации крупных городов, ответственным за назначение мероприятий по уходу за древесными растениями в городских насаждениях.
Предпосылки для создания подобного рода технологии имеются. В России данным вопросам были посвящены работы Н.В. Ловелиуса [16], В.А. Липаткина и соавторов [11, 12], В.С. Николаевского [29], С.М. Матвеева [21, 22], Д.Е. Румянцева [32], И.Л. Вахниной [2], Е.М. Руновой [36] и многих других.
Попытка систематизировать методы экофизиологической интерпретации использования дендрохронологической информации при мониторинге состояния насаждений была предпринята Д.Е. Румянцевым [32]. Предложенная им классификация выглядит следующим образом:
А. Подходы, не связанные с привлечения дополнительных временных рядов:
А.1 Анализ структуры годичных колец.
А.2 Анализ статистических показателей временного ряда.
Б. Подходы, связанные привлечением дополнительных временных рядов:
Б.1 Сопряженный анализ хронологий и динамики экофакторов.
Б.2 Сопряженный анализ хронологии.
Румянцев Д.Е. каждый подход иллюстрирует ссылками на работы авторов, которые его использовали, а также результатами собственных исследований.
Методы дендрохронологии при исследовании древесных растений в городской среде использует немецкая научно-исследовательская компания РИННТЕХ, являющаяся одним из лидеров на мировом рынке производителей научного и экспертного оборудования по мониторингу состояния древесных растений. Компания регулярно участвует в проводимых МГУЛ научных конференциях соответствующей тематики (Международная конференция «Актуальные проблемы рекреационного лесопользования» (Москва, 2007); Международная конференция «Дендро 2012: перспективы применения древесно-кольцевой информации для целей охраны, воспроизводства и рационального использования древесной растительности» (Москва, 2012); Международный симпозиум «Состояние деревьев в России: проблемы и решения» (Москва, 2013)).
Использование дендрохронологической информации, возможно, сделает систему ухода за древесными растениями более эффективной, а также повысит точность оценки техногенного влияния на окружающую среду при биоиндикационных исследованиях. Эта тематика может быть перспективной для дальнейшего развития, в том числе и в пределах Московского Государственного Университета леса. Мировой и отечественный опыт исследовательской и практической работы в указанном направлении, говорит о реальности достижения предполагаемых результатов.
Рецензенты:
Чернышенко О.В., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой ботаники и физиологии растений Московского государственного университета леса, г. Москва.
Румянцев Д.Е., д.б.н., профессор кафедры ботаники и физиологии растений Московского государственного университета леса, г. Москва.