Введение
Основным направлением стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация, ключевой предпосылкой которой является наличие социальных субъектов, обладающих инновационным потенциалом и возможностями для его реализации. Создание прочной базы успешного развития модернизационных процессов невозможно без участия в этом процессе системы образования, ведущая роль в которой принадлежит потенциалу высшей школы.
Современное состояние системы образования характеризуется возрастанием роли нетрадиционных технологий обучения. Усвоение студентами знаний с их помощью происходит значительно быстрее, чем посредством обычных технологий. Эти технологии изменяют характер развития, приобретения и распространения знаний, позволяют углублять и расширять содержание изучаемых дисциплин, быстро обновлять его, применять более эффективные методы обучения, а также значительно расширяют доступ к образованию всех желающих. Введение новых государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО), основанных на компетентностном подходе, предполагает существенные изменения методики преподавания целого ряда дисциплин, в том числе и социологии, исходя из все более активной роли студента как полноправного участника образовательного процесса, его большей самостоятельности, нацеленности обучения на конкретный практический результат.
Понятие «образовательная технология», несмотря на его широкую распространенность, достаточно условно. По мнению В.И. Загвязинского, те виды технологий, которые применяются в учебном процессе, «точнее назвать не образовательными или педагогическими, а обучающими, а сам термин, заимствованный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого и заданного характера, как производственная технология» [1, с. 96].
Проблема различения технологии и методики является до сих пор достаточно дискуссионной. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика. В.И. Загвязинский полагает, что в основе технологии и методики должна лежать система научных законосообразных положений (т.е. они обладают системностью), однако идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (т.е. инструментальностью) [1, с. 97]. Методика предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, не предполагает гарантированного достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.
На наш взгляд, образовательная технология – это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учете ограничений.
Широкое поле существующих образовательных технологий предполагает их классификацию. Хотя на сегодняшний день нет единой, четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако внимание целого ряда исследователей привлекают две группы технологий: традиционные и инновационные образовательные технологии [4].
Традиционные образовательные технологии ориентированы на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. В данную группу образовательных технологий входят:
-
технология объяснительно-иллюстративного обучения;
-
технология проблемного обучения;
-
технология программированного обучения;
-
технология модульного обучения;
-
технология крупно-блочного изучения;
-
лекционно-семинарско-зачетная система;
-
технология игрового обучения и др.
Инновационные образовательные технологии ориентируют педагога на использование таких действий, приемов и форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. М.М. Благовещенская, В.Ф. Мануйлов, И.В. Федоров выделяют три типа таких технологий: радикальные (перестройка процесса обучения или его крупной части); комбинированные (соединение ряда известных элементов или технологий в новую технологию или метод обучения); модифицирующие (улучшение метода или технологии обучения без существенного их изменения) [2, с. 12].
Развитие таких технологий происходит по направлениям: 1) репродуктивного обучения («индивидуально-предписанного» обучения, персонифицированного, а также «бригадно-индивидуального» обучения); 2) исследовательского обучения (процесс обучения выстраивается как поиск познавательно-прикладных, практических сведений); 3) разработки моделей учебной дискуссии; 4) организации обучения на основе игровых моделей (включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования). Наибольшую актуальность, как полагают указанные авторы, имеют инновации в сфере высшего образования, направленные на переориентацию целей формирования личности профессионала (развитие, прежде всего, способностей к научно-технической и инновационной деятельности), а также на обновление содержания образовательного процесса (исключение описательности в обучении, упор на формирование логического и образного мышления, акцент на практичность в обучении путем формирования знаний, навыков и умений в избранной профессии, ориентации на приоритет самообучения) [5, с. 120].
Таким образом, под инновационными образовательными технологиями в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они позволяют проводить обучение в интерактивном режиме; повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине; приблизить учебу к практике повседневной жизни (путем формирования навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, повышения психологической стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов и т.д.); научить приемам получения нового социологического знания.
В эту группу относят:
-
технологии личностно-ориентированного обучения;
-
технология групповой проектной работы;
-
технология командно-модульной работы;
-
информационные технологии;
-
технологии здоровьесбережения и др. [3, c. 22].
С целью изучения проблем внедрения современных образовательных технологий в практику преподавания социологии нами был проведен анкетный опрос преподавателей социологии и специальных социологических дисциплин в вузах г. Белгорода (НИУ «БелГУ» и Белгородском университете кооперации, экономики и права, N=47). Обработка данных осуществлялась с применением пакета «Да-система». Результаты опроса показали следующее.
На необходимость внедрения новых образовательных технологий в практику преподавания социологии и специальных социологических дисциплин в вузе в настоящее время указало 84,61 % опрошенных (суммарное количество ответивших «безусловно необходимо» (38,46%) и «необходимо» (46,15%)). И лишь только 15,38% опрошенных выбрали вариант ответа «особой необходимости нет» (рисунок 1). На наш взгляд, эти данные свидетельствует об осознании ППС вузов необходимости изменения учебного процесса посредством внедрения инновационных технологий в практику преподавания социологии, а также все возрастающей значимостью применения инновационных технологий обучения в связи с модернизацией системы высшего образования в нашей стране.
Рисунок 1. Необходимость внедрения новых образовательных технологий в практику преподавания социологии
При обработке и анализе данных мы акцентировали внимание на перекрестной группировке в зависимости от занимаемой должности преподавателя и стажа преподавания социологии как учебной дисциплины. Так, при более детальном рассмотрении, ассистенты и старшие преподаватели высказали абсолютное согласие с необходимостью внедрение новых образовательных технологий в практику преподавания социологии и специальных социологических дисциплин в вузе – 100% (суммарное количество ответивших «безусловно необходимо» (50,00% и 47, 00% соответственно) и «необходимо» (50,00% и 53, 00% соответственно) при полном отсутствии отрицательных ответов, а вот доценты (14,29 %) и профессора кафедр (25,00%) указывают на то, что «особой необходимости в этом нет». При анализе данных на указанный вопрос нами также была выявлена зависимость распределения ответов от стажа преподавания социологических дисциплин. Так, интересно, что преподаватели, преподающие социологию в вузе до 3 лет, а также от 11 до 15 лет и свыше 16 лет указывают на необходимость внедрения новых образовательных технологий в практику преподавания данной учебной дисциплины. На наш взгляд, это можно объяснить креативностью молодежи и готовностью к инновациям в учебном процессе, а те, чей стаж работы достаточно велик, осознают роль инновационных технологий и желают привнести разнообразие в учебный процесс посредством использования их. Интересным является тот факт, что те, чей стаж преподавания «Социологии» в вузе насчитывает от 3 до 6 лет, однозначно указывают, что необходимости во внедрении новых образовательных технологий в практику преподавания социологии «особой необходимости нет» – 100 % опрошенных.
Распределение ответов на вопрос о частоте использования образовательных технологий в профессиональной деятельности ППС отражены в табл. 1.
Таблица 1
|
Практически на каждом занятии |
Выборочно, при изучении отдельных тем, разделов |
Вообще не применяю |
Затрудняюсь ответить |
Технологии объяснительно-иллюстративного обучения |
69,23% |
23,08% |
7,69% |
- |
Технологии проблемного обучения |
15,38% |
84,62% |
- |
- |
Технологии модульного обучения |
- |
15,38% |
69,23% |
15,38% |
Технологии развития критического мышления |
38,46% |
53,85% |
7,69% |
- |
Технологии групповой проектной работы |
7,69% |
76,92% |
7,69% |
7,69% |
Информационные технологии |
23,08% |
53,85% |
15,38% |
7,69% |
Технологии здоровьесбережения |
- |
15,38% |
61,54% |
23,08% |
Игровые технологии |
7,69% |
61,54% |
23,08% |
7,69% |
Технология «кейс-стади» |
- |
61,54% |
23,08% |
15,38% |
Так, из табл. 1 видно, что лидером по использованию «практически на каждом занятии» является технологии объяснительно-иллюстративного обучения (69,23%), следующими по частоте использования являются технологии развития критического мышления (38,46%), замыкают число лидеров информационные технологии (23,08%). Несмотря на то что технологии проблемного обучения на каждом занятии применяет только 15,38% опрошенных, 84,62 % использует их выборочно, при изучении отдельных тем, разделов, что, на наш взгляд, является вполне оправданным. Этот факт распространяется также и на использование технологий групповой проектной работы, игровых технологий и технологии «кейс-стади». Так, при изучении отдельных тем, разделов технологии групповой проектной работы применятся 76,92% опрошенных, игровые технологии и технологии «кейс-стади» – 61,54% опрошенных соответственно. Тем не менее, тревожным является тот факт, что игровые технологии и технологии «кейс-стади» вообще не применяет 23,08% опрошенных, хотя использование указанных технологий прекрасно ложится на исследовательское поле социологии как науки в целом и как учебной дисциплины в частности.
Особое внимание следует обратить на то, что технологии модульного обучения, равно как и технологии здоровьесбережения, вообще не применяются 69,23% и 61,54% опрошенных, а лишь иногда используются при изучении отдельных тем, разделов (по 15,38%). Хотя, с учетом модернизации всей системы образования в нашей стране, именно данные технологии должны занять лидирующие позиции использования в учебном процессе, а технологии объяснительно-иллюстративного обучения, которым до сих пор отдается предпочтение, должны уступить свои позиции. На наш взгляд, это говорит о неготовности преподавателей перейти на новую ступень саморазвития и перестроить свои взгляды на возможность изменения подачи материала при изучении социологии как учебной дисциплины.
Распределение вариантов ответов о необходимости внедрения инновационных образовательных технологий также подтверждают вышесказанное. По мнению преподавателей, при изучении социологии в вузе необходимо внедрять: технологии развития критического мышления и технология «кейс-стади» (по 61,54% соответственно), технологии групповой проектной работы (53,85%), информационные технологии (46,15%), технологии личностно-ориентированного обучения (38,46%), игровые технологии (7,69%) при полном отсутствии выбора таких технологий как технологии модульного обучения и технологии здоровьесбережения (рисунок 2).
Рисунок 2. Образовательные технологии, внедрение которых однозначно необходимо в практике преподавания социологии в современном вузе
Инновационные образовательные технологии, как показали результаты нашего исследования, в большей мере применяются на практических (семинарских) занятиях. На это указало 61,4% опрошенных. Варианты ответов преподавателей, применяющих инновационные технологии только на лекциях, равно как и прибегающих к ним как на лекциях, так и на практических (семинарских) занятиях, распределились равным образом – по 15,38% опрошенных, но, к сожалению, 7,69% опрошенных указало на неиспользование таковых вообще. Также нами было выявлено то, что 100% как ассистентов, так и старших преподавателей применяют инновационные образовательные технологии исключительно на практических (семинарских) занятиях. По поводу первых, это, на наш взгляд, вполне объяснимо: ассистенты практически не имеют лекционных часов в учебной нагрузке. А вот старшие преподаватели, имеющие опыт чтения лекций, скорее отдают предпочтение исключительно традиционной практике подачи материала. В большей степени инновационные образовательные технологии при проведении различных форм занятий используют профессора кафедр. Так их варианты ответов распределились поровну – по 25% ,включая и вариант ответа «вообще не использую». При более детальном рассмотрении нам удалось выяснить, что «вообще не используют» инновационные технологии профессора, опыт преподавания социологии как учебной дисциплины которых составляет от 3 до 7 лет. Таким образом, мы выявили, с одной стороны, самую активную среду по внедрению и использованию инновационных технологий в учебном процессе, так и «пассивную», а скорее, «протестную», считающую наиболее приемлемой и адаптивной традиционную форму подачи материала в вузе.
Факторами, способствующими широкому внедрению инновационных образовательных технологий в процесс преподавания социологии, в настоящее время, по мнению преподавателей, являются, прежде всего, возможность использовать мультимедийные средства в процессе обучения (76,92%), объективные потребности современного общества (53,85%), переход на новые образовательные стандарты (ФГОС третьего поколения) (46,15%), желание преподавателей самосовершенствоваться (46,15%). Интересным является тот факт, что никто из опрошенных не указал на то, что традиционных технологии обучения совершенно изжили себя. Исходя из вышесказанного оптимальным путем формирования образовательных технологий и систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС ВПО, на наш взгляд, является сочетание традиционных подходов и средств, выработанных в истории отечественной высшей школы (в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений) и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт.
Из факторов, препятствующих широкому внедрению инновационных образовательных технологий в процесс преподавания социологии в настоящее время, были отмечены следующие: низкая мотивация преподавателей (92,31%), нехватка времени (53,85%), недостаток знаний у преподавателей в этой области (46,15%), приоритет НИР в ущерб учебно-методической работе (38,46%), приверженность традиционным формам и методам обучения (30,77%), пассивная студенческая аудитория (15,38%).
Выводы
В заключение отметим, что отсутствие мотивации самих преподавателей в плане внедрения инновационных образовательных технологий, на наш взгляд, является не только самым деструктивным фактором, но и наиболее тяжело трансформируемым. Если проблема нехватки времени может быть решена посредством равномерного распределения аудиторной и внеаудиторной нагрузки преподавателей, недостаток знаний в области применения инновационных технологий преподавания может быть возмещен посредством повышения квалификации в области методики преподавания социологии на основе внедрения инновационных образовательных технологий (тем более, что по результатам нашего исследования 100% опрошенных высказались о целесообразности и желании пройти курсы повышения квалификации в этой области), а, даже самую пассивную студенческую аудиторию при интересной подаче материала, приближенного к будущей специальности, можно сделать пусть не активной, но познающей, то повысить мотивацию преподавателей не удастся только лишь административным решением. Поэтому на нивелирование данного фактора как раз и должны быть направлены все усилия административно-управленческого аппарата вуза посредством не только стимулирования труда ППС, но и создания необходимых условий для самосовершенствования и самореализации преподавателей.
Рецензенты:
Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.
Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодежью Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.