Введение
Развивающаяся стремительными темпами экономика, увеличивающийся объем знаний, умений и навыков требуют постоянного повышения уровня профессионального образования специалистов.
В статье 2 действующего закона РФ «Об образовании» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Следовательно, образовательная среда в профессиональной школе может рассматриваться как полифункциональное и многомерное окружение субъектов профессионального образования, выступающее общественно значимым благом и оказывающее влияние на совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, развитие опыта деятельности и компетенций в интересах человека, семьи, общества и государства.
Например, в «Регламенте организации и проведения производственного обучения безопасности труда и обучения на курсах целевого назначения работников предприятий системы ОАО «АК «Транснефть» указывается, что во время проведения занятий необходимо обеспечить слушателей наглядными пособиями (п.2.9.3), класс для проведения занятий оснащается учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда (п.4.4), преподаватель учебного центра должен иметь при себе учебные пособия для выдачи каждому обучающемуся демонстрационный материал по изучаемым вопросам (п.8.2).
Результаты исследования
Внедрение в профессиональное образование информационных технологий, различных программных продуктов позволяет нам говорить о профессионально-ориентированной визуально-образовательной среде профессиональной школы. Автор, используя возможности таких программных продуктов как Autodesk 3ds Max, разработал и внедрил в практику профессиональной подготовки специалистов инженерно-строительного профиля электронную базу данных по охране труда (рисунок 1), состоящую из трехмерных программных продуктов, один из которых – мультимедийно-обучающие комплексы. Из рисунка 1 видно, что электронная база данных позволяет создать вариативный (профильный) учебный цикл для будущих специалистов инженерно-строительного профиля по охране труда для успешной профессиональной деятельности.
Рис. 1. Электронная база данных по охране труда для специалистов инженерно-строительного профиля
Выяснено, что профессионально-ориентированная визуально-образовательная среда (ПОВОС) профессиональной школы – это полифункциональное, многомерное, общественно значимое окружение субъектов профессионального образования, влияющее на развитие их личности, формирование познавательно-профессиональной активности студентов, повышение качества профессиональной подготовки в интересах человека, семьи, общества и государства.
Установлено, что организация профессионально-ориентированной визуально-образовательной среды позволяет: устанавливать межпредметные связи между дисциплинами учебных циклов (гуманитарного, социального и экономического цикла; естественнонаучного и общетехнического цикла; профессионального цикла), учебной и производственной практикой и научно-исследовательской работой; использовать в процессе профессиональной подготовки различные формы (очные, заочные, вечерние, дистанционные, лекционно-семинарские, интегрированные и пр.) и методы (агитационно-пропагандистские и событийные) проведения занятий; внедрять в процесс профессиональной подготовки мультимедийно-обучающие комплексы и наглядные средства обучения (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, фото, видео, технологические карты, плакаты, знаки и пр.); развивать познавательно-профессиональную активность студентов по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями в области будущей профессиональной деятельности [4,6].
Например, во все мультимедийно-обучающие комплексы по охране труда входят трехмерные плакаты-пособия (рисунок 2), которые позволяют осуществлять профессиональную подготовку, как с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, так и в соответствии с условиями производства и предупреждения профессиональных рисков – возникновение опасных ситуаций, аварий и производственного травматизма [2].
Рис. 2. Трёхмерный плакат-пособие по охране труда
На трехмерных плакатах-пособиях смоделированы производственные ситуации, техника и механизмы, различные условия ведения работ (близость сторонних линий коммуникации, заболоченные грунты и т.д.), а также люди, принимающие участие в производственном процессе [1]. Системность трехмерного плаката-пособия, взаимосвязь внешних и внутренних связей, формирование сопутствующей представленному объекту образности реалистичной атмосферы и создают целостную и непротиворечивую в своих характеристиках профессионально-ориентированную визуально-образовательную среду. Создание и внедрение в практику профессионального образования трехмерных плакатов-пособий позволяет «популяризировать» или «стимулировать» профессиональную подготовку в сфере охраны труда. Выяснено, что трехмерные плакаты-пособия позволяют:
1) показать производственную реальность, с которой студенты будут сталкиваться на своих предприятиях, и организовать «образование через участие», позволяющее студентам: получить конкретные знания и сформировать способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил охраны труда и готовность к проявлению уважения к людям; приобрести умения и навыки индивидуальных действий по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; сформировать умения и навыки социальных действий, готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, а также ответственности за поддержание партнёрских, доверительных отношений [8];
2) диалогизировать процесс профессиональной подготовки, позволяющий сформировать: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; конкретные знания; убеждение в необходимости соблюдения правил охраны труда; умения и навыки индивидуальных действий по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; умения и навыки социальных действий; способность к организационно-управленческим решениям в нестандартных ситуациях [7].
Первая возможность, которую предоставляют трехмерные плакаты-пособия, применяемые в процессе профессиональной подготовки, – это усвоение знаний, необходимых для охраны труда, и сформирования способности анализировать проблемы и процессы в области профессиональной деятельности с позиций реализации мер безопасности производства (организации рабочих мест и их технического оснащения; размещения технологического оборудования и его надежности; выбор конструкционных материалов, обеспечивающих показатели надежности и безопасности).
Следующая возможность – это формирование у студентов готовности к проявлению уважения к людям и убеждения в необходимости соблюдения правил технологической дисциплины и обеспечения безопасности производства.
Третья возможность – приобретение студентами умений и навыков индивидуальных действий по охране труда и организации безопасности производства, а также контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по безопасности производства и охране труда.
Четвертая возможность – это формирование у студентов готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе, а также овладение методами осуществления инновационных идей в сфере охраны труда и организации безопасности производства.
Пятая возможность – формирование у студентов уверенности в принятии правильных решений в сфере охраны труда, а также способности к обобщению, анализу, восприятию информации о техническом состоянии и остаточном ресурсе строительных объектов, оборудовании.
Шестая возможность – способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (анализировать воздействие окружающей среды на материал в конструкции; выявить производственные риски и предотвращать несчастные случаи).
Трехмерные плакаты-пособия могут состоять из нескольких модулей. В каждом модуле представлены виртуальные производственные ситуации по охране труда, которые способствуют развитию образно-наглядного мышления, а также быстрому вхождению студентов в процесс профессиональной подготовки [9]. Размещённая в таких модулях информация состоит из трехмерных пространственных изображений от дизайна отдельных составляющих в виде машин и механизмов, приспособлений и инструментов до дизайн-макета общей производственной ситуации, строительной площадки и ее элементов, участков производства отдельных видов работ и т. д.
Точка построения трехмерных изображений выбиралась автором таким образом, чтобы каждый отдельный модуль плаката-пособия выглядел как законченный технологический процесс или цикл, и на его основе можно было изобразить и построить требования по охране труда, смоделировать профессиональные задачи. Специально выделенные компоненты модулей регулируют избирательность внимания за счет преимущественного отображения отдельных объектов, способствуя раскрытию наиболее характерных свойств и параметров, влияющих на выполнение работ с соблюдением требований безопасности. Все это создает возможность формирования ассоциаций, отражающих объективные связи и отношения между производственными процессами и отдельными операциями по охране труда, а также причиной и следствием создания опасных и аварийных ситуаций, способных привести к несчастным случаям и травматизму [10].
Во все мультимедийно-обучающие комплексы по охране труда входят и учебные задачи-ситуации, используемые при проведении промежуточного и итогового контроля. Выяснено, что представленные в мультимедийно-обучающем комплексе по охране труда учебные задачи-ситуации можно разделить на три группы:
- предметно-когнитивные, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков по охране труда в профессиональной сфере;
- практико-ориентированные, обеспечивающие приобретение опыта профессионального взаимодействия с социальными партнерами и освоение компетенций по охране труда в профессиональной сфере [3];
- воспитательно-установочные, направленные на ценностно-смысловую ориентацию будущего специалиста в сфере профессиональных задач по охране труда [5].
Разделение учебных задач-ситуаций в мультимедийно-обучающем комплексе по охране труда на перечисленные выше группы условно. Каждая учебная задача-ситуация направлена на формирование базовых знаний, умений и навыков по охране труда в профессиональной сфере; приобретение опыта профессионального взаимодействия с социальными партнерами и освоение компетенций по охране труда в профессиональной сфере; ценностно-смысловую ориентацию будущего специалиста в сфере профессиональных задач по охране труда.
Организация профессионально-ориентированной визуально-образовательной среды предусматривает применение учебных фильмов как самостоятельных средств профессиональной подготовки, так и как компонентов мультимедийно-обучающих комплексов по охране труда.
Нами разработаны следующие научно-методические рекомендации по применению учебного фильма по охране труда в процессе профессиональной подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля:
1) содержание учебного фильма должно быть выстроено таким образом, чтобы он целиком охватывал весь технологический процесс или ключевые этапы работы с рассматриваемым технологическим процессом или видом строительной техники;
2) перед просмотром учебного фильма целесообразно провести со студентами предварительное обсуждение вопросов охраны труда с целью определения их начальных знаний о технологии производства работ, которым посвящён фильм; об оборудовании и строительных машинах, используемых в данном виде работ в различных условиях; общих требованиях обеспечения охраны труда при проведения работ, которым посвящен фильм, а также к допуску персонала к работам;
3) возможно несколько вариантов использования учебного фильма по охране труда в процессе профессиональной подготовки: самостоятельное изучение содержания вопросов охраны труда, представленных в учебном фильме на персональном компьютере; изучение содержания учебного фильма с преподавателем на аудиторном занятии; изучение содержания учебного фильма в процессе практики с комментариями специалиста по охране труда; изучение содержание учебного фильма на аудиторном занятии с комментариями обучающихся;
4) во всех вариантах использования учебного фильма должна быть возможность его остановки для изучения необходимых вопросов на статичном кадре;
5) в процессе изучения содержания учебного фильма студентам можно предложить самим описать участок производства работ, предложить свои варианты его организации и определить на нём возможные вредные и опасные производственные факторы;
6) по завершении итогов просмотра учебного фильма студентов целесообразно ознакомить с основными терминами и определениями, используемыми в данном видеофильме;
7) в структуре учебного фильма можно выделить следующие разделы:
а) репродуктивный, в котором представлены вредные и опасные производственные факторы, порядок допуска персонала к работе, осмотр техники перед началом работы. В данном разделе могут содержаться и задания с предложением студентам привести собственные примеры вредных и опасных факторов и разработать меры по их устранению или минимизации их влияния на всех участников производственного процесса;
б) продуктивный, в котором представлена модель безопасной организации участка производства работ. В данном разделе наглядно графическими средствами иллюстрируются проявления вредных и опасных производственных факторов в виде опасных зон, а также обозначаются требования к организации производственного процесса, обеспечивающие безопасность от обозначенных опасных зон. Требования безопасности могут быть как специфичными для отдельного технологического процесса, так и общими для всего участка производства работ, многие из которых связаны с безопасной организацией производства работ. Поэтому авторами фильма должна акцентироваться необходимость соблюдения охраны труда не только на постоянных рабочих местах, но и на всем участке производства работ;
в) конкретный, в котором раскрываются отдельные технологические операции, входящие в состав рассматриваемого производственного процесса.
Таким образом, организация профессионально-ориентированной виртуально-образовательной среды в процессе профессиональной подготовки бакалавров инженерно-строительного профиля к охране труда на производстве позволяет:
- во-первых, формировать у бакалавров инженерно-строительного профиля поведение, соответствующее требованиям охраны труда на производстве в сфере будущей профессиональной деятельности и позволяющее эффективно действовать в стандартных и нештатных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью своему и окружающих;
- во-вторых, осваивать бакалаврам инженерно-строительного профиля компетенции, необходимые для решения профессиональных задач по охране труда и управления профессиональными рисками.
Рецензенты:
Пугачёва Н.Б., д.п.н., профессор кафедры производственной безопасности и права, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Туктамышов Н.К., д.п.н., профессор, декан факультета общей инженерной подготовки, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.