Введение. Одна из важнейших причин неудовлетворительного состояния стоматологического здоровья учащихся заключается в низком уровне их стоматологической культуры, которую необходимо формировать в образовательном процессе школы. В этой связи актуализируется проблема методической проработки содержания и процесса формирования стоматологической культуры школьников в педагогической теории и практике.
Цель исследования - раскрыть социально-педагогический аспект проблемы формирования стоматологической культуры школьников.
Материалы и методы исследования. Анкетный опрос учащихся 9-11 классов и учителей школ Белгородской области.
Результаты исследования и их обсуждение. Актуальность проблемы формирования стоматологической культуры школьников определяется необходимостью разрешения следующих противоречий: между потребностью общества в здоровой личности и низким уровнем стоматологической культуры подрастающего поколения россиян; между необходимостью формирования стоматологической культуры учащихся в условиях общеобразовательной организации и недостаточной разработанностью методического обеспечения рассматриваемого процесса.
В последние годы в отечественной и мировой здравоведческой науке и практике возрастает интерес к проблеме формирования стоматологической культуры подрастающего поколения. И это не случайно. Среди отклонений в состоянии здоровья стоматологические заболевания школьников занимают лидирующее место. Так, по данным статистики, распространенность кариеса зубов среди населения РФ остается высокой: кариес временных зубов выявлен у 84% 6-летних детей, кариозное поражение постоянных зубов регистрируется у 72% 12-летних и 82% 15-летних школьников и остается на уровне примерно в 2 раза выше по сравнению со странами Западной Европы, США и др. ведущих стран [7, с. 20].
Одна из главных причин подобного явления - низкий уровень стоматологической культуры детей и подростков. В этой связи в России была разработана и начала осуществляться с 2010 до 2020 года Федеральная государственная программа первичной профилактики наиболее распространенных стоматологических заболеваний: кариеса зубов и болезней пародонта среди населения России (П.А. Леус, Э.М. Кузьмина, Л.Н. Максимовская, О.Г. Аврамова, А.Г. Колесник, О.В. Шевченко, С.А. Васина, С.С. Шевченко) [7]. Аналогичные государственные программы существуют во всех развитых странах. Однако силами медиков решить рассматриваемую проблему невозможно. Необходимо включить систему образования, основных участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Анализ показывает, что в рамках образовательных программ формирования культуры здоровья учащихся рассматриваются вопросы стоматологической культуры (Н.П. Абаскалова, Г.К. Зайцев, В.Н. Касаткин, Л.Г. Татарникова и др.) [1; 3; 4; 6]. Попытка методически разработать данный вопрос осуществлена в школьной программе укрепления здоровья, созданной при Американском фонде здоровья. Однако перечисленные программы акцентируют внимание, прежде всего, на гигиенических и анатомических вопросах. В то же время вне поля зрения остаются терапевтические, ортодонтические и ортопедические вопросы. Кроме того, не учитывается онтогенез психофизиологического развития школьников, стоматологические проблемы того или иного школьного возраста.
Таким образом, в существующих программах недостаточно учитываются принципы системности, комплексности, непрерывности, преемственности, последовательности, учета возрастных особенностей учащихся, отбора содержания обучения. Несмотря на то что во многих школах России реализуются программы формирования у учащихся культуры здоровья, проводятся уроки здоровья и соответствующие воспитательные мероприятия, стоматологические проблемы, оказывающие влияние не только на здоровье, но и на карьеру, личную жизнь человека, занимают в них незначительное место. Кроме того, в содержании образовательных программ акцент делается лишь на строении и гигиене полости рта. Получаемые школьниками знания являются поверхностными и фрагментарными. Учителя испытывают острейшую потребность в целостной программе формирования стоматологической культуры школьников и ее комплексном методическом обеспечении. В настоящее время вопрос методической проработки содержания и процесса формирования стоматологической культуры школьников в педагогической теории и практике является актуальным и своевременным.
В анкетном исследовании белгородских школьников, проходившем в феврале - марте 2014 г., приняло участие 418 учащихся 8-11 классов. Отклик на опрос составил 99%. Отклик на отдельные вопросы колебался от 98,75 до 93,66%. Анализ результатов опроса показал, что большинство учащихся - 357 (85,5%) считают себя в основном стоматологически здоровыми. В то же время только третья часть учащихся - 133 (31,9%) ни разу не обращалась к врачу-стоматологу за последний год, почти половина - 188 (45,1%) посещала врача 1-2 раза в год, а 96 (23%) - 3-4 и более раз. Как показал анализ самооценки учащихся, 255 (61%) из них считают, что они в достаточной степени заботятся о своём стоматологическом здоровье, не вполне заботятся - 121 (45,1%) и недостаточно - 37 (8,85%) человек.
Вместе с тем, как показывают результаты исследований С.Н. Гонтарева, О.А. Саламатиной, у обследованных детей Белгородской области выявлена высокая частота распространенности зубочелюстных аномалий (62,48%) и дефектов зубных рядов из-за преждевременного удаления зубов (13,81%) [2, с. 216]. По мнению С.Н. Гонтарева, Т.Ю. Бавыкиной, М.В. Щеблыкиной, распространенность кариеса постоянных зубов у детей Белгородской области колеблется в пределах 52% [5, с. 81]. Как отмечают С.Н. Гонтарев, Н.С. Глаголев, А.В. Семикопенко и др., более половины старшеклассников имеют признаки поражения пародонта [5, с. 75]. С.Н. Гонтарев, Л.Б. Пащенко и др. подчеркивают, что стоматологический статус школьников Белгородской области характеризуется недостаточно высоким уровнем гигиены полости рта и высокой распространенностью кариеса [5, с. 86].
На вопрос, какие условия для сохранения стоматологического здоровья старшеклассники считают наиболее важными, ответы проранжировались следующим образом в порядке убывания: школьники на первое место поставили хорошую наследственность - 298 (71,29%); затем возможность консультации и лечения у хорошего врача-стоматолога - 282 (67,46%); далее выполнение правил гигиены полости рта - 269 (64,35%); знания о том, как заботиться о своём стоматологическом здоровье - 244 (58,37%); достаточные материальные средства для хорошего питания - 137 (32,77%); хорошие экологические условия - 121 (28,94%); отсутствие физических и умственных перегрузок - 70 (16,74%).
Среди факторов, вредящих стоматологическому здоровью, чаще всего учащиеся указывают на плохую гигиену полости рта - 398 (95,3%), курение - 282 (67,7%); употребление спиртных напитков - 193 (46,4%), игнорирование профилактических осмотров у врача-стоматолога - 180 (43,2%). По результатам опроса мы выяснили, что меньшинство школьников - 133 (32%) используют для чистки зубов детскую зубную пасту, остальные - взрослую. По оценке самих школьников, большинство из них (224 респондента - 53,5%) много узнали в школе о стоматологическом здоровье, и лишь 34 (8,13%) респондента считают, что никаких новых знаний в данной сфере не приобрели. Лучше всего были усвоены темы, связанные с гигиеной полости рта - 271 (64,83%); на втором месте - изучение органов полости рта - 236 (56,45%); на третьем - изучение средств профилактики стоматологических заболеваний - 226 (54,06%); на четвёртом - изучение темы «Питание и здоровье полости рта» - 200 (47,84%).
Наши наблюдения за деятельностью учителей по формированию стоматологической культуры школьников позволяют сделать вывод о недостаточной скоординированности общеобразовательных и медицинских учреждений, о разобщённости действий педагогов и врачей-стоматологов в рассматриваемом контексте. В результате нашего исследования выявлено, что более 70% руководителей общеобразовательных организаций отмечают, с одной стороны, понимание учителями важности работы по формированию стоматологической культуры школьников, а с другой стороны, констатируют методическую неготовность педагогов к такому виду деятельности. Этим можно определить отношение большинства учителей к исследуемой деятельности как пассивное, безразличное, формальное, несерьёзное.
Среди наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются руководители школ в организации процесса формирования стоматологической культуры школьников, называются: отказ учителей использовать в практике работы новые приёмы, методы и технологии обучения, нежелание обмениваться своим опытом с коллегами, открыто заявлять о своих методических затруднениях и проблемах. Причинами такого отношения педагогов к исследуемой работе являются, по мнению респондентов, недостаточная подготовленность руководителей общеобразовательной организации и учителей к взаимодействию с медицинскими работниками; неумение создать условия для совместной работы по формированию стоматологической культуры школьников, повышению мотивации к рассматриваемому виду деятельности; отсутствие в школе или недостаток необходимой методической литературы и т.д. В большей степени результат работы учителя характеризуется приоритетностью определенного уровня сформированности стоматологических знаний, умений и навыков учащихся и в меньшей степени - соответствующей мотивацией.
По данным экспертной оценки, у 42,4% учителей установка на целостное развитие стоматологической культуры учащихся проявляется в действиях педагога фрагментарно, от случая к случаю, под влиянием требований администрации, оценки коллег, учащихся, родителей. Потребность учителя в усвоении знаний и умений, необходимых для формирования стоматологической культуры, возникает в результате управленческого воздействия руководителя общеобразовательной организации. Педагоги не обладают достаточным опытом по трансформации новых знаний в свою профессиональную деятельность.
Немного больше - 48,4% педагогов работают на адаптивном уровне. Потребность учителя в усвоении знаний и умений, необходимых для формирования стоматологической культуры школьников, проявляется чаще всего в ситуации преодоления возникающих преград деятельности. У педагогов отсутствует сложившийся обобщенный образ исследуемой деятельности. Лишь 2,6% учителей, по мнению экспертов, вышли на творческий уровень. В работе учителей этой группы достаточно чётко проявляется установка на целостное развитие стоматологической культуры школьников. У учителей, работающих на творческом уровне, ярко выражена потребность в приобретении недостающих стоматологических знаний и умений. Творческий уровень работы учителя по формированию стоматологической культуры школьников определён нами как оптимальный.
Вместе с тем 6,2% учителей, участвующих в исследовании, оказались на недопустимом уровне работы, ориентированной на заданный уровень сформированности стоматологических знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, у таких педагогов отсутствует установка на целостное развитие стоматологической культуры школьников в процессе обучения. Потребность педагога в приобретении стоматологических знаний и умений, как правило, не выражена. Результатом своей работы учитель считает передачу стоматологических знаний учащимся.
Выводы. Анализ результатов исследования социально-педагогической проблемы формирования стоматологической культуры школьников приводит к следующим выводам.
1. Актуальность формирования стоматологической культуры школьников обоснована неудовлетворительным состоянием стоматологического здоровья и культуры учащихся.
2. Существующие образовательные программы формирования культуры здоровья учащихся акцентируют внимание на гигиенических и анатомических вопросах, оставляя вне поля зрения терапевтические, ортодонтические и ортопедические аспекты.
3. Необходимы обоснование методической системы процесса формирования стоматологической культуры школьников на основе онтогенеза психофизиологического развития учащихся и взаимосвязанная деятельность школьных учителей и врачей-стоматологов в решении рассматриваемой проблемы.
Статья подготовлена при поддержке Российского государственного научного фонда. Проект № 14-16-31004 а (р) «Методическое обеспечение формирования стоматологической культуры школьников» (2014 г.).
Рецензенты:Собянин Ф.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Ситникова М.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики Педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.