Система качества среднего образования подвергается массированной критике, в высших учебных заведениях постоянно ощущается снижение уровня подготовленности абитуриентов. Опыт работы в вузе за последнее десятилетие показывает, что студенты младших курсов не могут сами контролировать ход учебы, систематически и напряженно трудиться в течение семестра. При сокращении бюджетных мест и распространении платного обучения в государственных вузах снижается общий уровень подготовки поступающих, которые охватывают учеников слабой успеваемости. Первые два курса обучения в технических вузах затрачиваются преимущественно на компенсацию дефицита знаний и образовательных умений вчерашних школьников.
Характерная особенность системы знаний для подготовки инженера заключается в прочном естественнонаучном, математическом и мировоззренческом фундаменте знаний, широте междисциплинарных системно-интегративных знаний о природе, обществе, мышлении, а также высоком уровне общепрофессиональных и специально-профессиональных знаний, обеспечивающих деятельность в проблемных ситуациях и позволяющих решить задачу подготовки специалистов, обладающих творческим потенциалом. В значительной степени качество обучения в современных условиях зависит от технологии и методов обучения, т.к. многочисленные попытки сохранить традиционное обучение не приводят к хорошим результатам. Необходимо внедрять новые образовательные технологии, ориентированные на саморазвитие, самообразование и самореализацию будущих специалистов. Развитие самоличностных качеств обучающихся предполагает активизацию их самостоятельной работы. В настоящее время существуют серьезные проблемы, мешающие эффективной организации самостоятельной работы студентов. Главной причиной этому является разрыв между содержанием программ школьного обучения и требованиями, предъявляемыми к физико-математической подготовке в технических вузах. Нарушен системный принцип школа-вуз, т.к. программа обучения в технических вузах опирается на Госстандарт, ориентированный на выпускников «советской школы». В качестве аргументов, подтверждающих несоответствие уровня подготовленности выпускников школ к требованиям для успешного обучения в техническом вузе на качественно новой ступени образования, можно привести следующие:
1. Сократились часы, отводимые на изучение математики и физики в школе, и следствием этого явилось изменение содержания предметных областей. Ряд важных тем, необходимых при обучении в техническом вузе, рассматриваются в ознакомительном порядке или не рассматриваются вообще. Например, значительная часть изучаемого материала по алгебре, основам тригонометрии, началам математического анализа, геометрии в пространстве приходится на 10-11 классы. Большой объем содержания покрывается за счет обучения на уровне распознаваний и понятий, школьники перестали доказывать теоремы и выводить формулы. Имеет место не усложнение содержания, а тенденция к его размыванию, что порождает угрозу постепенной утраты четкой логической структуры таких предметов как математика, физика и др.;
2. Механическое «натаскивание» по тестам ЕГЭ, практикующееся последнее время, не стимулирует развитие аналитического и логического мышления и не способствует пониманию сущности явлений;
3. В школьной программе практически отсутствует межпредметный синтез, т.е. перенос базовых знаний из области математики в область физики;
4. Низкая мотивационная учебная деятельность учащихся;
5. Эксперименты новых образовательных программ в средней школе за последние десятилетия привели к потере системности в области знаний естественнонаучного профиля. Катастрофически низкие знания по математике и физике у абитуриентов приводят к многочисленным негативным последствиям в сфере высшего образования;
6. Определенное количество студентов технических вузов является выпускниками школ гуманитарного профиля обучения. Они плохо понимают, что математика - это язык, на котором человечество познает физическую картину мира. Физику им в школе преподают как неотъемлемую часть человеческой культуры. Ее описательный характер, отсутствие вообще некоторых разделов механики, электричества, оптики и т.д. для таких студентов изучение физики в техническом вузе представляется достаточно сложным процессом. Изучение математики в гуманитарных школах, возможно, оправдано какими-то соображениями, однако идеологи забыли, что «математика ум в порядок приводит». Для таких абитуриентов ряд важных тем, таких как операции логарифмирования и потенцирования, формулы преобразования тригонометрических выражений, теория функций, построение графиков остаются «терра инкогнито». Учитывая значимость физико-математических знаний студентов на этапе формирования и последующей их профессиональной деятельности, в некоторых вузах первый год «доучивают» студентов. Это имеет мало успеха, большинство студентов так и не получают надлежащую подготовку. На наш взгляд, необходимо исправлять сложившуюся ситуацию, т.е. дополнять традиционные формы, способы и методы научно-образовательной деятельности в техническом вузе инновационными педагогическими и информационными технологиями.
Целью настоящего исследования является организация самостоятельной работы студентов, за счет которой можно ликвидировать расхождение в программах «школа-технический вуз» в условиях личностно-ориентированной модели обучения.
Цель исследования определяется гипотезой: организация самостоятельной работы студентов в условиях личностно-ориентированной модели обучения способствует повышению качества образовательных результатов при создании условий для реализации преемственности обучения «школа-технический вуз».
Для доказательства выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели необходимо решить задачу, которая заключается в разработке программы и содержания коррекционного учебного курса для студентов технического вуза первого семестра обучения. Этот курс призван скорректировать разрыв между программами школьных курсов физико-математического обучения и требованиями, которые предъявляются Госстандартом к базовым знаниям студентов первого курса в технических вузах, а также донести информацию о принципах вузовской системы обучения, о принципах организации самостоятельной учебной деятельности, о рациональных методах подготовки к занятиям, о формировании культуры учебной деятельности.
Схема организации учебного процесса в первом семестре обучения студентов технического вуза представлена на рис. 1.
На первом занятии по учебным дисциплинам «Математика» и «Физика» для выявления достаточности ранее полученных в школе знаний и навыков, следует организовать входной контроль, при оценивании которого применяется рейтинговая система (РС). В контексте предлагаемой нами РС, максимальный рейтинг входного контроля соответствует 5, а минимальный – 3,5 баллам. Диагностика остаточных знаний за курс средней школы по вышеуказанным дисциплинам представлена блоком «Диагностика учебной деятельности» (рис. 1). Студент – первокурсник, получивший рейтинг ниже минимального, должен пройти коррекционный курс.
Рис. 1. Схема организации учебного процесса в первом семестре обучения
студентов технического вуза
Необходимость создания коррекционного курса обусловлена педагогическими исследованиями, проведенными со студентами первого курса, обучающимися на технических специальностях 12-ти институтов СФУ. Данные педагогических исследований опубликованы: «Отчет о результатах входного тестирования», Красноярск, ИПК СФУ-2009г. Целью опроса явилось выяснение истинного уровня знаний по математике. В тестировании принимало участие 3507 студентов. Средний тестовый балл составил 38,1 по 100-ой шкале. Дисперсия тестового балла 9,23, среднеквадратичное отклонение 3,04. Результаты тестирования показали, что
из 14 заданий 13 правильно выполнили от 32% до 51% студентов; одно задание (текстовая задача) решили 18,7% студентов. Студенты строительных факультетов Института градостроительства, управления и региональной экономики – ИГУиРЭ СФУ (до создания СФУ - Красноярская государственная архитектурно-строительная академия) справились с тестовыми заданиями следующим образом: 11,2% - отлично, 38,9% - неудовлетворительно.
Студенты первых курсов испытывают существенные трудности при традиционных формах, способах, методах и средствах обучения. Для того, чтобы избежать чувства неуверенности и беспомощности у студентов первого курса, на наш взгляд, необходимо вводить курсы коррекции, возможно, выделять студентов в гомогенные группы с учетом их реального усвоения учебного материала по физике и математике. Коррекционный курс ориентирован на ликвидацию пробелов в знаниях, что, в первую очередь, систематизирует знания и формирует навыки, которые облегчают усвоение более сложных инженерных дисциплин, например, теоретической механики, сопротивления материалов и т.д. Кроме этого, необходимо указать на важный психологический аспект: студенты с недостаточным базовым уровнем знаний с трудом адаптируются в коллективе, приобретая невысокий социальный статус в группе. Некоторые студенты скрывают свою тревожность под маской равнодушия. Другие обучающиеся демонстрируют агрессию. Все это сигнализирует об актуальности проблемы, которую надо решать всеми доступными средствами. В связи с вышеуказанным, педагогические условия организации коррекционного курса в контексте личностно-ориентированного образования должны строиться в соответствии со следующими принципами: создание ситуации успеха; защищенность в случае неудачи, научиться принимать свои неудачи и ошибки как необходимый опыт роста, как ценность; поддержка личности студента в автономном образовательном самостроительстве; принцип целесообразности и результативности; принцип партнерства.
Схема организации коррекционного курса, состоящая из четырех блоков, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема организации коррекционного курса
Блок 1. Диагностика. Студенты, заработавшие на входном контроле рейтинг ниже минимального, участвуют в написании расширенного теста с целью выявления полной картины «пробелов» в знаниях. Качественный анализ написанного расширенного теста позволяет определить темы, которые необходимо проработать, тем самым спроектировать самостоятельную работу студента.
Блок 2. Проектирование самостоятельной работы. Проектирование самостоятельной работы заключается в составлении индивидуальных проектов, которые представляют собой таблицы самообразования (табл.). Некоторым студентам достаточно сложно осознать собственные желания по проработке материала, сформулировать конкретную конечную цель и определить задачи, решение которых ведет к достижению этой цели, поэтому при составлении индивидуального проекта обучающимся потребуются помощь и поддержка преподавателя.
Таблица самообразования
Темы |
Самостоятельная работа |
Сроки |
Зачет |
|
|
|
|
Блок 3. Групповые дополнительные занятия. На групповых занятиях осуществляется работа по ликвидации «пробелов». Также предусмотрены индивидуальные консультации, которые проводятся на основе составленных индивидуальных проектов – таблиц самообразования. На занятиях и консультациях следует подбирать методы и приемы, которые бы повышали мотивацию и активизировали процесс самостоятельной работы: схемы, компьютерные обучающие и контролирующие программы, иллюстрированный раздаточный материал, моделирование ситуаций.
Блок 4. Самоанализ. На данном этапе выявляется степень проработки тем, происходит сбор информации о выполнении спланированного индивидуального проекта в реальной учебной деятельности, о продвижении к цели, о допущенных ошибках, выделяются направления совершенствования качества процесса самостоятельной работы и определяются дальнейшие задачи по их реализации. В рамках самоанализа проводятся контрольные мероприятия, заключающиеся в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения студентами учебного материала, определенного индивидуальным проектом. Внедрение коррекционного курса в учебный процесс существенно влияет как на развитие и совершенствование подготовки студентов, так и на повышение качества образовательного процесса в целом.
Выводы:
Организация коррекционного курса на практике доказала его целесообразность и эффективность. После прохождения курса 100 % студентов Шарыповского филиала СФУ указывают на необходимость его проведения. 96 % обучающихся отметили фактор повышения самоуверенности в учебной деятельности, 98 % опрошенных указали, что данный курс способствует преодолению психологического барьера перед физикой и математикой и формирует положительное эмоциональное состояние. 94 % участников отметили, что коррекционный курс помог систематизировать знания, полученные в общеобразовательной школе. 96% студентов констатировали факт своей существенной переоценки отношения к образовательному процессу. Внедрение коррекционного курса является целесообразным для эффективной организации самостоятельной работы в условиях личностно-ориентиро-ванного обучения с целью повышения качества образовательных результатов, развития личностных качеств и профессианальных компетенций будущих специалистов.