Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODS OF EFFICIENCY INVESTMENT PROJECTS IN THE INDUSTRIAL RAW AGGLOMERATION IN THE NORTHERN REGION

Eremeev E.I. 1
1 VPO "Syktyvkar State University"
Relevance of the work: it is determined that the lack of an effective system of risk management in the companies within the industrial raw agglomerations in the northern regions relates to key aspects of corporate governance , retarding the development of industrial raw agglomerations in the northern regions. As an object of research are industrial complexes within industrial agglomerations raw northern region, the subject of research is the process of formation and development of industrial raw agglomerations in the northern regions. Evaluation of content: the author of the study indicated that the investment project must have information on the project brief, including information about the project and the full name of the project, as well as its short name, mentioning the goals and objectives, as well as the relevance of the project: making emphasis on compliance problems solved in the course of the priorities of economic and social development of the Republic of Komi.
complex commodity businesses
territorial and sectoral planning
business processes
Public-private partnerships
the northern region
industrial raw material agglomeration
corporate governance

Актуальность исследования определяется тем, что рассмотрение  инвестиционных проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций позволит выработать методические приемы оценки экономической эффективности решения проблемы развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.

В качестве объекта исследования выступают промышленные комплексы в рамках промышленно-сырьевых агломераций северного региона, предметом исследования является процесс формирования развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.

Целью исследования являлась попытка выработки методики оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.

 Данная цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

1) рассмотрение  принципов инвестиционного проектирования в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах;

2) предложения методических приемов оценки эффективности проектирования в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.

Методологию исследования составляет совокупность качественных и количественных методов системного и статистического анализа.

По результатам исследования автором обозначено, что при разработке инвестиционного проекта с применением государственно-частного партнерства в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо наличие информации по  краткому содержанию проекта, в том числе сведения о проекте и полное наименование проекта, а также его краткое название с упоминанием целей и задач, а также актуальность проекта: делая упор на соответствие решаемой в процессе задачи приоритетам экономического и социального развития Республики Коми [2, с. 15].

Инвестиционный проект в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах должен включать в себя научно-техническое описание с приложением соответствующей информации о том, какой научно-технический результат лиц, являющихся разработчиками проекта, должен лежать в основе предлагаемого  инвестиционного проекта.

 Под практической значимостью реализации инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах подразумевает то, что проект должен быть направлен на организацию процесса производства отличительно новой для Республики Коми или с новыми потребительскими качествами продукции  [7, с. 68]. При этом необходимо дать развернутое описание данной продукции, обозначив ее отличительные свойства, сделав акцент на преимущества по сравнению с аналогами, которые могут его заменить, или обозначить степень модернизации существующих технологических приемов в рамках процесса производства готовой продукции. Все это обобщают в качестве основных ожидаемых практических результатов реализации проекта, подчеркнув область применения практических результатов и схему их коммерциализации, то есть выведения товара на потребительские рынки [3, с. 26].

Также необходимо обеспечить правовую охрану результатов инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, которая подразумевает составление детального списка, в том числе и заверенных копий официальных документов [8, с. 719].

В рамках подготовки инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо указать, кто и в каком качестве является бенефициаром, то есть имеет право претендовать на выгоду от коммерциализации результатов, которые будут произведены в рамках процесса его выполнения и распределения результатов интеллектуальной деятельности участников инвестиционного проекта, а также право на использование технологических решений, создаваемых в рамках корпоративного управления проектом [9, с. 17].

Указываются общие сведения об участниках реализации инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, в том числе: руководитель или организатор, разработчики проекта, а также специалисты, ответственные за его исполнение,  в их состав входят также привлекаемые по договорам подряда специалисты. Персональные данные специалистов включают место работы и занимаемую должность, а также информацию о наличии профессионального образования, сертификатов о переподготовке и повышении квалификации, ученых степеней и званий, опыте работы в рамках научно-технической сферы по данному профилю, также необходимо указать роль каждого в реализации инвестиционного проекта [4, с. 61].

Важно проанализировать  ситуацию в рамках отрасли, имея в виду базовые  тенденции, проблемы и перспективы,  существующие в отрасли, включая те, решение которых направлено на реализацию практических задач в рамках инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [1, с. 55]. Это даст возможность более основательно и детально дать характеристику субъекта-инициатора инвестиционного проекта, предложить наиболее подходящую в данных конкретных обстоятельствах организационно-правовую форму, определить учредителей, имеющих наиболее значительный опыт воплощения проектов по данному направлению, подготовить материально-техническую базу и набрать квалифицированные кадровые ресурсы, позволяющие раскрыть на практике суть проекта, в том числе описать в рамках инвестиционного предложения потенциальным инвесторам предполагаемую продукцию, товары, работы, услуги, технологические решения, обеспечивающие экологическую безопасность и конкурентные преимущества предлагаемых инвестиционных решений [5, с. 168].

Необходимо разработать производственный план инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, включая  последовательно этапы реализации проекта, техническую суть процесса производства, предполагаемый  уровень выпуска продукции, распределенный по годам;  маркетинговый план, в том числе анализ рынка с выделением целевого сегмента и оценкой величины спроса, с предложением схемы коммерциализации, обозначив каналы сбыта продукции потенциальным контрагентам (потребители итогов проекта); организационная структура предприятия должна содержать информацию о контрагентах, инвесторах; план доходов и расходов, включая схему финансирования проекта с указанием общих объемов и источников финансовых средств, распределенных по годам, расчет экономической эффективности внедрения проекта, включая анализ чувствительности, с выделением слабых и сильных сторон, конкурентный анализ [6, с. 86].

В процессе анализа экономической эффективности внедрения инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо последовательно оценивать его коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.

Коммерческую эффективность инвестиционного проекта оценивают посредством определения чистого дисконтированного дохода, то есть дохода, накопленного за расчетный период. Он включает в себя текущую стоимость дохода или выгоды от произведенных капвложений в рамках проекта. Критерием оценки  эффективности проекта будет положительная динамика данного показателя [9, с. 20].

Также используется показатель внутренней нормы рентабельности, равный ставке дисконтирования, означающий максимально возможный и приемлемый относительный уровень расходов, а именно максимальную цену за используемый в рамках проекта капитал, который планируется в рамках проекта [9, с. 21].

В последующем определяется дисконтированный срок окупаемости проекта, равный минимальному периоду времени, в рамках которого чистый дисконтированный доход становится положительным. Данный показатель показывает период, в течение которого сумма чистых доходов, приведенных на момент завершения процесса инвестирования, равен сумме накопленных инвестиций [9, с. 22].

Далее определяется индекс рентабельности инвестиций, равный  отношению дисконтированного сальдо денежного потока в рамках  проекта, по отношению к первоначальным инвестициям [9, с. 23].

В свою очередь показатель бюджетной эффективности определяет влияние результатов от процесса реализации проекта на доходы и расходы республиканского бюджета региона и промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона [9, с. 8].

Социальная эффективность проекта оценивается по показателям, характеризующим положительное изменение уровня занятости; уровня здравоохранения; качества образования и его доступности; повышение уровня обеспечения населения жильем; улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением Республики Коми;  улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду вкупе представляют собой факторы социальной эффективности [9, с. 24].

Предложенная методика оценки инвестиционных проектов развития региона и промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона, а также выбор критериев оценки производится на основании следующих нормативных актов: оценка проектов, претендующих на получение государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми - в соответствии с критериями в рамках постановления Правительства Республики Коми от 10 февраля 2010 года  № 29 «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми», при этом оценка проводится посредством количественных и качественных оценок; оценка соответствия основным критериям экономического и социального развития Республики Коми основным направлениям и ноу-хау и внедрения их в процесс производства товаров народного потребления в Республике Коми, возможность производить на базе показателей Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.

Использование на практике авторских предложений позволит системно оценить уровень влияния развития промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона на повышение конкурентоспособности и  инвестиционной привлекательности бизнеса северных регионов. Оценку рыночной потребности в результатах проекта на практике предлагается осуществлять, прежде всего, органам исполнительной власти, так как именно на них возложены функции по координации гармоничного развития отраслей региональной экономики.

Рецензенты:

Шихвердиев А.П., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и корпоративного управления факультета управления Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар.

Болотов С.П., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга факультета управления Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар.