Актуальность исследования определяется тем, что рассмотрение инвестиционных проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций позволит выработать методические приемы оценки экономической эффективности решения проблемы развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.
В качестве объекта исследования выступают промышленные комплексы в рамках промышленно-сырьевых агломераций северного региона, предметом исследования является процесс формирования развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.
Целью исследования являлась попытка выработки методики оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.
Данная цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:
1) рассмотрение принципов инвестиционного проектирования в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах;
2) предложения методических приемов оценки эффективности проектирования в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.
Методологию исследования составляет совокупность качественных и количественных методов системного и статистического анализа.
По результатам исследования автором обозначено, что при разработке инвестиционного проекта с применением государственно-частного партнерства в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо наличие информации по краткому содержанию проекта, в том числе сведения о проекте и полное наименование проекта, а также его краткое название с упоминанием целей и задач, а также актуальность проекта: делая упор на соответствие решаемой в процессе задачи приоритетам экономического и социального развития Республики Коми [2, с. 15].
Инвестиционный проект в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах должен включать в себя научно-техническое описание с приложением соответствующей информации о том, какой научно-технический результат лиц, являющихся разработчиками проекта, должен лежать в основе предлагаемого инвестиционного проекта.
Под практической значимостью реализации инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах подразумевает то, что проект должен быть направлен на организацию процесса производства отличительно новой для Республики Коми или с новыми потребительскими качествами продукции [7, с. 68]. При этом необходимо дать развернутое описание данной продукции, обозначив ее отличительные свойства, сделав акцент на преимущества по сравнению с аналогами, которые могут его заменить, или обозначить степень модернизации существующих технологических приемов в рамках процесса производства готовой продукции. Все это обобщают в качестве основных ожидаемых практических результатов реализации проекта, подчеркнув область применения практических результатов и схему их коммерциализации, то есть выведения товара на потребительские рынки [3, с. 26].
Также необходимо обеспечить правовую охрану результатов инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, которая подразумевает составление детального списка, в том числе и заверенных копий официальных документов [8, с. 719].
В рамках подготовки инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо указать, кто и в каком качестве является бенефициаром, то есть имеет право претендовать на выгоду от коммерциализации результатов, которые будут произведены в рамках процесса его выполнения и распределения результатов интеллектуальной деятельности участников инвестиционного проекта, а также право на использование технологических решений, создаваемых в рамках корпоративного управления проектом [9, с. 17].
Указываются общие сведения об участниках реализации инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, в том числе: руководитель или организатор, разработчики проекта, а также специалисты, ответственные за его исполнение, в их состав входят также привлекаемые по договорам подряда специалисты. Персональные данные специалистов включают место работы и занимаемую должность, а также информацию о наличии профессионального образования, сертификатов о переподготовке и повышении квалификации, ученых степеней и званий, опыте работы в рамках научно-технической сферы по данному профилю, также необходимо указать роль каждого в реализации инвестиционного проекта [4, с. 61].
Важно проанализировать ситуацию в рамках отрасли, имея в виду базовые тенденции, проблемы и перспективы, существующие в отрасли, включая те, решение которых направлено на реализацию практических задач в рамках инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [1, с. 55]. Это даст возможность более основательно и детально дать характеристику субъекта-инициатора инвестиционного проекта, предложить наиболее подходящую в данных конкретных обстоятельствах организационно-правовую форму, определить учредителей, имеющих наиболее значительный опыт воплощения проектов по данному направлению, подготовить материально-техническую базу и набрать квалифицированные кадровые ресурсы, позволяющие раскрыть на практике суть проекта, в том числе описать в рамках инвестиционного предложения потенциальным инвесторам предполагаемую продукцию, товары, работы, услуги, технологические решения, обеспечивающие экологическую безопасность и конкурентные преимущества предлагаемых инвестиционных решений [5, с. 168].
Необходимо разработать производственный план инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, включая последовательно этапы реализации проекта, техническую суть процесса производства, предполагаемый уровень выпуска продукции, распределенный по годам; маркетинговый план, в том числе анализ рынка с выделением целевого сегмента и оценкой величины спроса, с предложением схемы коммерциализации, обозначив каналы сбыта продукции потенциальным контрагентам (потребители итогов проекта); организационная структура предприятия должна содержать информацию о контрагентах, инвесторах; план доходов и расходов, включая схему финансирования проекта с указанием общих объемов и источников финансовых средств, распределенных по годам, расчет экономической эффективности внедрения проекта, включая анализ чувствительности, с выделением слабых и сильных сторон, конкурентный анализ [6, с. 86].
В процессе анализа экономической эффективности внедрения инвестиционного проекта в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо последовательно оценивать его коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
Коммерческую эффективность инвестиционного проекта оценивают посредством определения чистого дисконтированного дохода, то есть дохода, накопленного за расчетный период. Он включает в себя текущую стоимость дохода или выгоды от произведенных капвложений в рамках проекта. Критерием оценки эффективности проекта будет положительная динамика данного показателя [9, с. 20].
Также используется показатель внутренней нормы рентабельности, равный ставке дисконтирования, означающий максимально возможный и приемлемый относительный уровень расходов, а именно максимальную цену за используемый в рамках проекта капитал, который планируется в рамках проекта [9, с. 21].
В последующем определяется дисконтированный срок окупаемости проекта, равный минимальному периоду времени, в рамках которого чистый дисконтированный доход становится положительным. Данный показатель показывает период, в течение которого сумма чистых доходов, приведенных на момент завершения процесса инвестирования, равен сумме накопленных инвестиций [9, с. 22].
Далее определяется индекс рентабельности инвестиций, равный отношению дисконтированного сальдо денежного потока в рамках проекта, по отношению к первоначальным инвестициям [9, с. 23].
В свою очередь показатель бюджетной эффективности определяет влияние результатов от процесса реализации проекта на доходы и расходы республиканского бюджета региона и промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона [9, с. 8].
Социальная эффективность проекта оценивается по показателям, характеризующим положительное изменение уровня занятости; уровня здравоохранения; качества образования и его доступности; повышение уровня обеспечения населения жильем; улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением Республики Коми; улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду вкупе представляют собой факторы социальной эффективности [9, с. 24].
Предложенная методика оценки инвестиционных проектов развития региона и промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона, а также выбор критериев оценки производится на основании следующих нормативных актов: оценка проектов, претендующих на получение государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми - в соответствии с критериями в рамках постановления Правительства Республики Коми от 10 февраля 2010 года № 29 «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми», при этом оценка проводится посредством количественных и качественных оценок; оценка соответствия основным критериям экономического и социального развития Республики Коми основным направлениям и ноу-хау и внедрения их в процесс производства товаров народного потребления в Республике Коми, возможность производить на базе показателей Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.
Использование на практике авторских предложений позволит системно оценить уровень влияния развития промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса северных регионов. Оценку рыночной потребности в результатах проекта на практике предлагается осуществлять, прежде всего, органам исполнительной власти, так как именно на них возложены функции по координации гармоничного развития отраслей региональной экономики.
Рецензенты:Шихвердиев А.П., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и корпоративного управления факультета управления Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар.
Болотов С.П., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга факультета управления Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар.