Введение. Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России многоуровневого высшего образования вообще и управленческого в частности. При этом вузам предложено самим выбирать между существующими традиционными или новыми формами образования. Магистратура - это завершающая ступень высшего профессионального образования. Она предполагает более узкую специализацию и приобретение профессиональных знаний, навыков и компетенций, которые в дальнейшем можно использовать как в практической деятельности, так и в сфере научных исследований. Это позволяет выпускнику магистратуры найти приложение своим силам в любой из интересующих его областей: в государственном и муниципальном самоуправлении, социальной сфере, научной или преподавательской деятельности [9]. Высокий уровень профессиональной подготовки позволяет реализоваться в смежных областях профессиональной деятельности: административно-технологической, организационно-управленческой, консультационной и информационно-аналитической, проектной, научно-исследовательской и педагогической. Магистратура является альтернативой программе второго высшего образования. При этом можно сэкономить время: обучение в очной магистратуре рассчитано на 2 года, в заочной - 2,5 года, в то время как на получение второго высшего образования потребуется 3 года [5]. Обучение в магистратуре дает первый опыт научной работы, помогает овладеть методами и навыками исследовательской деятельности. Магистр имеет возможность, получая высшее образование, попробовать себя в роли исследователя и затем осознанно принять решение о необходимости продолжения обучения в аспирантуре. В обоих случаях речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров, профессионально ориентированных на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Магистратура и аспирантура являются как бы логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата, затем углубленную специализированную подготовку и самостоятельную научную работу, и предназначенного для воспитания интеллектуальной элиты [3].
Актуальность проблемы. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем. Ярким проявлением указанных тенденций является Болонская Декларация - международный документ, подписанный рядом европейских государств, в том числе и Россией, нацеленный на создание единого Европейского пространства высшего образования и закрепления за ним ведущих позиций в мире. При этом достижение поставленных целей предполагает структурные и качественные изменения систем образования стран-участниц соглашения: введение системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр - доктор), принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего, в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д. [1]. Необходимость повышения качества и обновления содержания высшего образования явилась одной из основных причин введения в России многоуровневого высшего образования вообще и управленческого, в частности. Становление его происходит необычным для нашей страны путем: вузам предложено самим выбирать между существующими традиционными или новыми формами образования. Постепенно многоуровневое высшее образование получает все более широкое распространение. Квалификации "бакалавр" и "специалист" являются более массовыми, чем "магистр". Поэтому усилия, как теоретиков, так и практиков, на начальном этапе становления многоуровневой системы образования были сосредоточены на формировании государственных требований именно для этих категорий обучающихся. Для бакалавров и специалистов проработаны многие содержательные, организационные, методические и юридические вопросы. Нельзя сказать, что здесь все решено, но положение существенно проще, чем в отношении магистратуры, хотя в последнее время появился ряд нормативных документов, которые ситуацию в данной области делают более определенной [4].
Образовательная программа подготовки магистра «Государственное и муниципальное управление» в Федеральном Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего профессионального образования «ОГИМ» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта. Целью данной программы является подготовка высококвалифицированных специалистов в области теории и практики государственного управления [6]. Приобретение навыков профессиональной деятельности, основанного на глубокой и всесторонней теоретической подготовке, способствует интеграции выпускников не только на национальный, но и на международный рынок труда.
Обучение в магистратуре строится по европейскому образцу на основе компетентностного подхода, который предполагает, что выпускник такой программы должны обладать определенным набор общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень этих компетенций зависит от магистерской программы и содержит общепрофессиональные, организационно-управленческие, административно-технологические, консультационные и информационно-аналитические, проектные, научно-исследовательские и педагогические составляющие.
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование педагогических условий подготовки магистров в области государственного и муниципального управления
Материалы. Нами было проведено педагогическое исследование подготовки магистров в области государственного и муниципального управления на базе ФГБОУ ВПО «ОГИМ».
Учебный план опирается на блок фундаментальных дисциплин: экономика общественного сектора, теория и механизмы современного государственного управления, история и методология государственного и муниципального управления, социология управленческой деятельности, реформирование в государственном управлении. Блок дисциплин по выбору включает курсы: региональная бюджетная политика и бюджетный процесс, финансовый менеджмент в государственном секторе, современная политика региона, социология управления, правовое обеспечение деятельности муниципальных образований, управление системой государственных закупок, методология управленческой деятельности и др.
Таким образом, на сегодняшний момент магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» - это: использование новейших технологий и методов обучения: интерактивные лекции, групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары; занятия в вечернее время, что позволяет сочетать учебу с работой; значительная доля самостоятельной работы в учебном плане; широкий набор дисциплин по выбору.
В учебном плане зафиксирована фактическая аудиторная нагрузка. Преподаватель сам имеет право решать вопрос об организации обучения в зависимости от конкретного курса, наличия учебно-методической литературы, уровня подготовки студентов-магистрантов и т.п. Заканчивается изучение каждого курса итоговой дифференцированной (с оценкой) аттестацией, проводимой в различной форме. Тематика курсовых и магистерской работ также не только взаимосвязана между собой, но и определяет задание студенту во время прохождения практики. Одной из основных целей данного вида магистерской подготовки является формирование у студентов определенного аналитического мышления и навыков в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. Итогом обучения является защита магистерской диссертации и сдача государственного экзамена. Желающим предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума.
Магистратура является весьма динамичной, постоянно развивающейся структурой. Ярким примером является введение таких новых организационных форм работы с магистрантами, как научные семинары и практические семинары в рамках магистерской программы. Определенная новизна, «нетрадиционность» как научных, так и практических семинаров, на наш взгляд, состоит в том, что они являются авторскими. По решению учебно-методического совета вуза содержание и формы проведения семинаров определяются самостоятельно. При этом, несмотря на имеющееся разнообразие, сегодня практически во всех научных семинарах можно выделить две основные проблемные составляющие: методика, методология и организация научных исследований; актуальные проблемы той или иной области управленческой науки и практики.
Заслуживающими внимания формами проведения научных семинаров, на наш взгляд, являются следующие: обсуждение научных работ магистрантов по форме, максимально приближенной к процедуре обсуждения кандидатских диссертаций; обсуждение актуальных проблем управленческой науки и новинок научной литературы; обсуждение докладов с коллективной оценкой качества; приглашение специалистов из различных научно-исследовательских организаций, организаций общественного сектора, государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций; участие магистрантов в научно-практических конференциях, «круглых столах» и т.п.
Реализация компетентностного подхода в подготовке магистров в Федеральном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего профессионального образования «ОГИМ» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме; групповых дискуссий и круглых столов с участием специалистов-практиков; деловых и ролевых игр; разбора конкретных ситуаций из практики выбранной сферы деятельности; решения задач в области государственного и муниципального управления; вузовских и межвузовских конференций [2].
Инновационные формы проведения занятий сочетаются с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одним из условий у спешной реализации программы магистерской подготовки являются модели и профессиограмма будущих магистров, разработанные выпускающей кафедрой «Государственное управление и истории» по данному направлению. В них включены основные виды профессиональной деятельности магистра, а также совокупность знаний, умений, навыков, компетенций, профессиональных ролей и личных качеств, которые должны быть сформированы в процессе обучения.
Занятия в магистратуре проводятся высококвалифицированными преподавателями, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Преимущества нашего вуза нашли отражение в качественном составе преподавателей: не только выполнены требования ФГОС к кадровому обеспечению, но и существенно превышены минимальные показатели количества штатных преподавателей и преподавателей, имеющих ученые степени. Свыше 90 процентов преподавателей, занятых в подготовке магистров, имеют ученые степени и звания. Руководители магистерской программы ведут самостоятельные научные исследования, участвуют в совместных исследовательских проектах, имеют публикации в научных журналах, участвуют в национальных и международных конференциях, регулярно повышают свою квалификацию. Таким образом, Федеральное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования «ОГИМ обеспечивает гарантию качества подготовки магистров, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей профессиональных сообществ; разработки моделей подготовки и профессиограммы магистров; мониторинга, периодического рецензирования образовательной программы; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе инновационных технологий; обеспечения компетентности преподавательского состава и повышения его квалификации; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях через научные журналы, СМИ и Интернет-портал института.
Результаты исследования и их обсуждение.
Магистратура - это самостоятельная ступень в системе высшего профессионального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики, во-вторых, более эффективно удовлетворять индивидуальные потребности личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей. Министерство образования РФ рассматривает магистратуру как одну из основных образовательных программ в структуре высшего профессионального образования, состоящую из 4-летней образовательной программы подготовки бакалавра и 2-летней программы специализированной подготовки магистра. Предлагаемая формулировка, на наш взгляд, сужает возможности магистерской подготовки и превращает ее в систему подготовки по специальности с удлиненным сроком обучения с 5 до 6 лет.
Подготовку магистров целесообразно ориентировать не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, но и на высококвалифицированную практическую работу. В российской системе образования подготовка магистров делового администрирования осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования и предполагает присвоение квалификации «мастер», подготовка же магистров государственного управления вообще не предусмотрена [7].
По нашему мнению, требуют совершенствования образцы государственных документов о высшем профессиональном образовании. В Дипломе магистра важно указывать не просто направление подготовки, а наименование конкретной программы. Кроме того, целесообразно указывать факультет, где проходил обучение студент.
Немаловажное значение имеют вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре. Магистерская подготовка не только предполагает, но и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу магистрантов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методик.
Актуальным остается вопрос о финансировании магистерской подготовки. C одной стороны, целесообразно предусматривать многоканальную систему ее финансирования: госбюджет, возмещение затрат за обучение как физическими, так и юридическими лицами, спонсорская помощь и т.д. С другой стороны, необходимо специально продумать вопрос о формах бюджетного целевого финансирования студентов-магистрантов (стипендии, гранты), а также о возможности предоставления и получения специальных кредитов на оплату за обучение.
Иногда возникают формальные вопросы, связанные с трудоустройством людей, имеющих диплом магистра, так как в действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «требования к квалификации» до сих пор не предусмотрено наличие квалификации «магистр».
Переход на многоуровневую систему образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому не существует понятия «выпускающей кафедры» и жесткого соответствия между конкретной кафедрой и программой. Кафедры на равных правах вносят посильный вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.
Выводы. Проведенная работа подтвердила актуальность и эффективность теоретического обоснования педагогических условий подготовки магистров в области государственного и муниципального управления на основе компетентностного подхода, включающего широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде: семинаров в диалоговом режиме; групповых дискуссий и круглых столов с участием специалистов-практиков; деловых и ролевых игр; разбора конкретных ситуаций из практики выбранной сферы деятельности; решения задач в области государственного и муниципального управления; участия в вузовских и межвузовских конференциях [2].
Перечисленные проблемы и вопросы, на наш взгляд, еще раз являются подтверждением того факта, что магистратура прошла первый нулевой цикл становления и перешла в следующую фазу развития, где постепенно и будет в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.
Рецензенты:
Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
Белоновская И.Д., д.п.н., профессор, начальник отдела по работе с филиалами и колледжами Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.