Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL COMPETENCE OF NEWS AGENCIES JOURNALIST IN WORK WITH ECONOMIC INFORMATION

Alekseenko D.I. 1
1 Russian-Armenia (Slavonic) University
In this article the author examines the notion of competence of news agency journalist working with economic information. The process of scientific research starts with an examination the concept of "competence", as in the general scientific understanding and its interpretation in the field of journalism. The process of identifying competencies for economic news agency journalist is based on the analysis of general, systemic and instrumental journalist competence. In addition, we conducted a survey of practicing journalists, editors of various authoritative publications, which served the purpose of identifying the circle of competencies based on practical knowledge of experts. Considering the concept of general term, and comparing features of activity of the news agency journalist, the author was able to identify the specific knowledge and skills that are essential for the news agency journalist in work with economic information.
economic journalist.
journalist
news agency
competence

Введение

Определение факторов компетенции журналиста экономического информационного агентства является важнейшей задачей редакции агентства при организации работы журналиста с экономической информацией. В свете глобализации и конвергенции СМИ журналистам предъявляются новые требования с целью поддержания эффективности их профессиональной деятельности в информационном пространстве. В контексте сказанного автором данной работы предприняты попытки выявления объёмов знаний и навыков, которые требуются экономическому журналисту информагентства при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Прежде чем говорить о профессиональных компетенциях журналистов ИА в работе с экономической информацией рассмотрим понятие «компетенция». В справочной литературе оно обычно раскрывается как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [6].

Понятие «компетенция» сегодня широко используется специалистами, работающими в различных отраслях знаний, что отражается, в частности, в предлагаемых этими специалистами определениях данного понятия. Так, бизнесмены раскрывают его как «круг полномочий, право принятия решений государственного органа, должностного лица, оговариваемое законами, нормативными актами, положениями, инструкциями». Юристы определяют компетенцию как совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Из словарных определений можно выявить, что понятие «компетенции» рассматривается как владение такими знаниями, навыками в определенной сфере деятельности, которые позволяют выполнять поставленные задачи на высоком уровне.

Впервые дал определение понятия «компетенция» Дэвид Мак-Клелланд в своей статье «Testing for Competence Rather Than Intelligence» в 1973 году [8]. Исследователь под данным термином имел в виду поведение, которое отличает выдающегося работника от среднего. В рамках проведенных Дэвидом Мак-Клеландом исследований было выявлено и доказано, что различные документы, подтверждающие наличие определенных знаний и квалификации, не являются гарантом наличия компетенций у потенциального работника. Исследователь говорит о том, что тест оценки академических знаний, дипломы и сертификаты о завершении курсов обучения у потенциальных работников не являются гарантом того, то сотрудник сможет качественно выполнять свои функциональные обязанности. Опираясь на это положение, он связал эффективность работы с понятием «компетенции» работника. Профессор Школы менеджмента Уэдерхеда Ричард Бояцис считает, что эффективность выполнения рабочих обязанностей связана с достижением исполнителем определенных результатов, что, по его мнению, происходит благодаря действиям, поддерживающим процедуры, политику и условия организации. Элементами эффективности выполнения работы помимо компетенций являются функциональные требования самой работы, а также требования организационного окружения. Как считает Р. Бояцис, понятие «компетенции» включает в себя три компонента: природные, приобретенные и адаптивные.

  • Приобретенные компетенции- это знания и умения, приобретенные на работе, а также в ходе обучения и повседневной деятельности.
  • Природные компетенции- это базовые качества личности.
  • Адаптивные компетенции -это набор качеств, позволяющих индивиду достигать цели в новой рабочей среде.

Таким образом, исследователи, рассматривая понятие «компетенции», в первую очередь, обращают внимание на тот факт, что компетенция является качественной характеристикой профессионала. Слово «компетентность (производное от «компетенции»), по мнению О. Г. Носковой, относится к «области обязанностей, возложенных на данного работника. Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей» [5].

По мнению А.К. Марковой, данное понятие неоднозначно и имеет несколько толкований, поскольку компетенция характеризует области труда и занятости как некое единство. А. К. Маркова выделяет следующие виды компетентности:

  • специальная (профессиональная) компетентность, то есть умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне;
  • социальная компетентность, то есть владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;
  • личностная и индивидуальная компетентность, то есть владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (уверенность в себе, оптимизм и пр.) [4].

Понятие «профессиональные компетенции» является предметом изучения разных наук. Философы определяют профессиональные компетенции как средство приспособления к бытию. Они основываются на том, что именно профессия определяет человека, его взгляды, интересы и убеждения. В частности, в своем исследовании Д. Л. Томпсон и Д. Пристли понятие «профессиональные компетенции» определяют как совокупность знаний, которые отличаются высоким уровнем системности, обладают моральными стандартами и основаны на профессиональном кодексе. Широко используется понятие «компетенции» у психологов и педагогов. Ю. В. Варданян утверждает, что профессиональная компетентность представляет собой: «единство теоретической и практической готовности, а главное - способности к осуществлению профессиональной деятельности» [1]. Исследователи Л.И. Анцыферова, И.О. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.И. Огарев рассматривают профессиональную компетентность педагога, выделяя психологические, педагогические и социальные условия ее становления. Они характеризуют ее как совокупность профессиональных качеств, как систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, как способность реализовывать на определенном уровне профессиональные и должностные требования, а также как возможность самообразования в профессиональной сфере. Говоря об индивидуально-психологических качествах личности специалиста, исследователи отмечают существующее противоречие между стремлением человека к творческой реализации своих возможностей и ритмом времени, который диктует свои параметры развития. По мнению Е. В. Брюховецкой, зачастую требования компетенции и возможности их реализации не совпадают, что вызывает напряжение и в определенный степени драматизм. Во многих исследованиях по педагогике и психологии рассматривается категория «высшая компетентностность». Так, Дж. Равен под этим термином понимал наличие у специалиста высокого уровня инициативы, организаторские способности, сплачивающие и направляющие людей на реализацию поставленных целей, а также готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий [7].

Таким образом, понятие «профессиональная компетентность» в разных областях знаний рассматривается как явление, в основе которого лежат как индивидуально-психологические качества личности специалиста, так и объективные условия развития общества, его особенности и условия для профессиональной деятельности.

Применительно к журналистской деятельности компетенции представляют собой комбинацию знаний, умений и навыков, которые требуются для выполнения важных профессиональных задач. Е. Л. Вартанова выделяет несколько компетенций:

  • общенаучные компетенции, то есть обладание знаниями о предмете и объектах изучения, способность анализировать и оценивать проблемы при решении профессиональных задач, понимание основных принципов функционирования современного общества;
  • инструментальные компетенции, то есть владение нормами русского литературного языка, владение иностранным языком в устной и письменной форме, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет, владение основными юридическими понятиями, умения использовать правовые документы в свой работе и др.;
  • системные компетенции, то есть способность к порождению инновационных идей, к самостоятельному обучению, к изменению производственного профиля деятельности и др.;
  • базовые общепрофессиональные компетенции, то есть понимание сущности журналистской деятельности, знание базовых принципов формирование медиасистемы и специфики различных видов СМИ, понимание аудитории в потреблении и производстве массовой информации) [2].

К базовым практическим компетенциям по видам деятельности Е. Л. Вартанова относит умение находить актуальные темы, проблемы, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа, способность готовить материал для масс-медиа в различных жанрах (авторская деятельность); умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, принятыми в СМИ разных типов; способность участвовать в разработке, анализе и корректировке концепции СМИ (проектно-аналитическая деятельность).

Выделяется также инновационная компетенция, которая предполагает активность журналиста, его открытость, способность к диалогу, готовность воспринимать критику, умение работать с технологической инфраструктурой.

Как видим, для того, чтобы журналисту эффективно осуществлять свою работу, ему нужно владеть многими видами деятельности, которые соответствуют общекультурным нормам, связанным с решением мировоззренческих, культурных и нравственных задач, а также видами деятельности, которые специфичны именно для журналистской профессии. Общекультурные стандарты и узкопрофессиональные знания и умения тесно связаны между собой. В контексте сказанного сошлемся на А. Н. Леонтьева, который полагал, что любая попытка непосредственно вывести личность из общества столь же беспочвенна и бесперспективна, как и обратное стремление - представить общество как производное от личности [3]. Как было сказано выше, профессиональные компетенции обусловлены характером конкретной деятельности специалиста. В контексте сказанного рассмотрим особенности профессиональной деятельности журналиста информационного экономического агентства на основе анализа следующих компетенций:

  • общепрофессиональных (знания правовых и этических норм);
  • узкоспециальных (знания из области экономических знаний);
  • технологических (знания технологии создания текстов).

Общепрофессиональные знания (правовой аспект): принципы и правила и нормы информационных отношений в открытом обществе:

«Всеобщая декларация прав человека» (статья 19), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (статья 19), Европейская концепция о защите прав человека и основных свобод (статья 10), Закон РФ «О средствах массовой информации»;

- нормативные документы из сферы правого регулирования доступа к информации: Положения Федерального закона «О коммерческой тайне», Положения Федерального закона РФ «О рынке ценных бумаг», Положения Федерального закона РФ «О государственной тайне», Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Узкоспециальные знания (экономический аспект):

  • основные макроэкономические показатели, как то: ВВП (внутренний валовый продукт), инфляция, индексы отражающие состояние рынка труда (безработица, занятость и пр.);
  • инструменты внешней экономической торговли: платежный, торговый баланс, государственный и внутренний долг и др.;
  • основы банковского и страхового дела (умение читать отчетность банков, понимание процессов формирования банковских ставок и кредитования и др.);
  • состояние финансовых рынков (биржа, ценные бумаги, акции, облигации, векселя, производные и пр.);
  • состояние сектора государственных финансов (бюджет, государственные инвестиции, налоговая политика, инвестиционная политика государства, таможенное регулирование и пр.).

Технологические знания:

  • структура новости (слайган, заголовок, лид, цитаты, ссылки, детали);
  • форматы новостей (молния, экспресс-молния, расширение, рыночный комментарий, обзор, поправка, анонс);
  • основные правила освещения новостей рынков;
  • основные новости компаний;
  • профессионально-этические нормы («техника безопасности»).

Рассмотренные компетенции хотя и не исчерпывают собой необходимые знания и умения, которые нужны журналисту в работе с экономической информацией, но являются базовыми. Подтверждением может служить проведенное нами анкетирование. В опросе участвовали двадцать респондентов из числа специалистов-практиков в сфере экономической журналистики. Десять из них имели экономическое образование, семь - журналистское образование, три не имело специального образования в сфере экономики и журналистики. Из выпускников журфака все проходили курсы переподготовки по экономике и смежным отраслям. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что знание экономики и понимание происходящий процессов для экономического журналиста является первоочередным условием его профессиональной компетентности.

Редактор отдела «Экономика» объединенной редакции ИД «Алтапресс» О. В. Капылов, отвечая на вопрос о необходимых навыках и знаниях в работе с экономической информацией, отмечает, что журналисту необходимо понимание основ микро- и макроэкономики, знание основных экономических терминов, понимание базовых принципов функционирования того или иного сектора, умение читать отчетность, умение считать. В свою очередь Е. В. Письменная, обозреватель Агентства Bloomberg, помимо знаний в сфере экономики, в качестве базовых компетенций для экономического журналиста указывает на знание английского языка. Принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день основным генератором крупнейших экономических процессов является США, то и основные источники информации находятся непосредственно в экономике данной страны. И в ходе работы с ними журналисту обязательно пригодится знание языка. Редактор редакции экономических новостей государственного Армянского агентства «Арменпресс» обращает внимание на технологические навыки в работе с экономической информацией. Так, специалист отмечает, что в процессе добычи экономической информации необходимы навыки чтения финансовых отчетов, извещений о торгах и аукционах и пр. Это говорит о том, что помимо теоретических знаний экономический журналист должен обладать навыками практического экономического анализа, что позволит ему из мира цифр и расчетов «выжать» практически значимую экономическую новость. Главный редактор экономического агентства АРКА Г. П. Давидян в качестве основной профессиональной компетенции указывает на наличие у журналиста экономического мышления. Журналист должен уметь строить мосты, соединяющие различные экономические события, т. е выявлять причинно-следственные связи в экономике. Наличие таких навыков придает особый оттенок экономической информации, поскольку журналист из обычного констататора экономического факта превращается в журналиста-аналитика, что наиболее ценно в экономической журналистике. Руководитель филиала РИА-Новости в Республике Армения К. С. Петросов отмечает, что важнейшим фактором, лежащим в основе деятельности квалифицированного журналиста, являются профессионализм и личные качества. Данная особенность особо проявляется в информационном агентстве в процессе работы журналиста с источниками информации. Журналист должен иметь диверсифицированную сеть источников информации, которые формируются благодаря профессиональным и личным качествам журналиста. Коммуникабельность, журналистская интуиция, правила этикета в общении в деловых кругах, опрятный вид, все эти факторы в единстве создают внешний образ журналиста, который в значительной степени способствует налаживанию контактов в деловых кругах. Таким образом, экономический журналист должен быть звеном между экономическим фактом и деловым сообществом, стараться максимально точно передавать экономические импульсы хозяйствующим субъектам. Специфическая деятельность экономического журналиста не является полем исключения для соблюдения этических норм деятельности журналиста. Для широкого освещения экономических процессов журналист должен владеть английским языком, принимая во внимание тот факт, что весь мировой поток экономической информации подается в основном на английском языке.

Рецензенты:

Шкондин М.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва.

Распопова С.С., д.фил.н., профессор кафедры журналистики массовых коммуникаций Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова, г. Москва.