Введение
Компетентностный подход и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека вызывает необходимость адаптации как к новому информационному обществу, так и к изменению в профессиональной сфере, следовательно, необходима подготовка компетентных специалистов в области информационных технологий. Однако в настоящее время в педагогической науке и практике недостаточно уделяется внимания формированию и развитию информационно-технологической компетентности.
Анализ психолого-педагогических и научных исследований (Б.Л. Агранович, Е.А. Милерян, А.И. Ракитов, Н.И. Самойлова, С.А. Татьяненко, Е.А. Шаповалов, П.М. Якобсон и др.) показал, что инженерная деятельность зависит от уровня развития общества, интенсивности научно-технического прогресса и социально-экономической ситуации. Стремительное развитие производства, которое происходит на базе не только технических, но и информационных процессов требует от инженеров активного использования профессионально значимых информационных технологий в производственных процессах и формирования информационно-технологической компетентности у студентов технических вузов.
Рассматривая подходы ученых к определению информационно-технологической компетентности специалиста, мы пришли к выводу, что существует проблема определения данного понятия. В то время как информационно-технологическая компетентность является фактором успешной профессиональной деятельности и подлежит рассмотрению в рамках вузовской подготовки, данную проблему в основном рассматривают в школьном образовании (Сергеева Л.В., Мартынова Е.В., Черкашева Л.С., Нахметов И.Н. и др.). При этом само понятие «информационно-технологическая компетентность» четко не определено.
Все вышесказанное обуславливает актуальность определения понятия информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности и разработки структурно-логической модели, направленной на ее развитие.
Цель исследования: разработать структурно-логическую модель развития информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
- Провести обзор педагогической и научно-методической литературы, посвященной вопросу реализации компетентностного подхода в образовании.
- Выявить сущность понятий «компетентность» и «компетенция».
- Определить структуру информационно-технологической компетентности.
- Построить модель, позволяющую повысить уровень информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности.
Методы и материалы исследования
Учитывая многогранность объектов профессиональной деятельности будущего инженера химической промышленности необходимо рассматривать проблемы формирования информационной компетентности по отношению к конкретным технологиям. Поэтому термин «информационно-технологическая компетентность» наиболее точно отражает требования к применению специалистом знаний по информатике в технологической сфере.
В основе понятия «информационно-технологическая компетентность» лежит значение «компетентность», которое всегда отожествляют с понятием «компетенция». Рассмотрим, как определяют данные понятия различные авторы. Смысловая характеристика понятий «компетентность» и «компетенция» приведена в таблице 1.
Таблица 1
Смысловая характеристика понятий «компетентность» и «компетенция»
Смысловое понятие |
Автор |
КОМПЕТЕНЦИЯ |
|
способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области |
ФГОС ВПО |
некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [4] |
И.А. Зимняя |
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [8] |
А.В. Хуторской |
самоорганизация знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации [9] |
О.В. Чуракова, И.С. Фишман |
сила, способность, умение (делать что-либо, выполнение задания и т.д.) [10] |
Оксфордский словарь английского языка |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ |
|
специфическая способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [6] |
Дж. Равен |
сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции [5] |
А.К. Маркова |
владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [8] |
А.В. Хуторской |
интегральное проявление профессионализма, общей культуры, опыта [3] |
И.А. Зимняя |
уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях [1] |
В.А. Демин |
Таким образом, анализируя приведенные понятия, можно определить что «компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков для успешной деятельности в определенной области, а «компетентность» - это интериоризованная (присвоенная в личностный опыт) совокупность компетенций.
Анализируя определение информационно-технологической компетентности специалиста различными авторами, мы пришли к выводу, что зачастую ИТ-компетентность отожествляют с информационной компетентностью, информационно-технологической грамотностью и информационно-технологической культурой, причиной чего является узкая трактовка понятия «информационные технологии». Мы будем понимать под «информационными технологиями» - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Данное определение сформулировано в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006 г.) [7].
Учитывая все вышесказанное, мы уточнили определение информационно-технологической компетентности с позиции профессиональной подготовки будущих инженеров химической промышленности.
В результате под информационно-технологической компетентностью будем понимать интегративное качество специалиста, представляющее собой совокупность знаний, умений, формируемых в процессе обучения информатике, и личностных качеств, проявляющихся в готовности к применению информационных технологий в процессах нефтехимического производства (автоматизированная обработка данных, автоматизация управления в химической промышленности, расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса).
Составляющими информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности являются способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи информационных технологий; умения применять информационные технологии как средства познания и развития информационно-технологической грамотности и информационной культуры, самосовершенствования и творчества в профессиональной деятельности, личностные качества будущего специалиста.
Рассмотрим структуру информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности. В основании данной компетентности мы выделяем 4 составляющие (рис. 1).
Рисунок 1. Структура информационно-технологической компетентности
Мотивационный компонент связан с психологической готовностью работать в информационной среде. Это достигается за счет формирования высокого интереса и сильной мотивации, повышенной активности учащегося в использовании различных видов информации в своей деятельности. Характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности.
Когнитивный компонент содержит в себе знания о различных источниках информации, формах и методах работы с информацией, знание поисковых информационных систем, умение представлять (презентовать) информацию, а также включает систему информационно-технологических знаний, необходимых будущему инженеру-химику для выполнения информационно-технологической деятельности.
Основу деятельностного компонента составляют информационно-технологические умения и навыки. Он определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
Личностно-ценностный компонент проявляется в осознании значимости информационно-технологической деятельности для профессионального саморазвития будущего инженера. Включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень личностного самосовершенствования и сформированности профессиональных умений и навыков.
Результаты исследования и их обсуждение
Опираясь на сказанное выше, мы составили структурно-логическую модель развития информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности в условиях балльно-рейтинговой системы обучения (рис. 2).
Рисунок 2. Структурно-логическая модель развития информационно-технологической компетентности
Предложенная модель включает в себя следующие компоненты.
1. Мотивационно-целевой блок, в котором обозначено определение целей и задач развития информационно-технологической компетентности будущих инженеров. Цель формируется исходя из государственного заказа на подготовку инженеров химической промышленности и обуславливается требованиями ФГОС ВПО.
2. Содержательный блок, в котором отображено содержание дисциплины «Информатика», так как данная дисциплина является основой развития информационно-технологической деятельности. Содержание дисциплины «Информатика» в прикладной ее части должно быть предметно ориентировано на использование информационных технологий профессиональной направленности будущего инженера химической промышленности.
3. Организационно-технологический блок, в котором описывается организация и формирование учебной деятельности обучаемых с целью развития информационно-технологической компетентности в условиях балльно-рейтинговой системы обучения. В данном блоке реализуются основные подходы, средства обучения, технологии организации учебного процесса, формы обучения и педагогические условия.
4. Диагностический блок, в котором определены процессы мониторинга и диагностики развития ИТК.
Модель обладает свойством целостности, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и позволяют повысить уровень информационно-технологической компетентности будущего инженера химической промышленности. Использование балльно-рейтинговой системы обучения при реализации данной модели позволяет активизировать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, повысить качество самостоятельной работы, направляет на эффективное использование современных средств информационных и коммуникационных технологий и применение полученных знаний в новых ситуациях или условиях.
Выводы
Реализация разработанной модели в учебном процессе технического вуза предполагает поэтапное и непрерывное развитие информационно-технологической компетентности согласно логике формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций в условиях балльно-рейтинговой системы обучения. Практическое воплощение в жизнь разработанной структурно-логической модели будет способствовать комплексному развитию компонентов ИТК будущих инженеров химической промышленности, что в конечном итоге позволит подготовить компетентного специалиста.
Рецензенты:
Иванова О.А., д.п.н., профессор, зав. лаб. научной экспертизы результатов интеллектуальной деятельности и трансфера в практику образования ГБНУ «МИРО», г. Москва.
Егорова Г.И., д.п.н., заведующий кафедрой химии и химической технологии ФГОУ ВПО «Филиал Тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск», г. Тобольск.