Введение
Эволюция тюркского стихосложения за долгие века его существования прошла длительный и неравномерный путь.
До принятия ислама в письменной поэзии использовался аллитерационный стих с богатой структурой звуковых созвучий. Аллитерационные повторы определяли ритм всего стихотворения.
Исламский период характеризуется проникновением в тюркскую письменную поэзию метрической системы стихосложения - аруз, в которой рифма выполняла функции связующего звена между байтами.
В конце 19-начале 20 века в тюркской письменной литературе быстрыми темпами развивается силлабическая система стихосложения - бармак, возникновение которого обусловлено возрождением фольклорных традиций. Если раньше бармак преимущественно использовалась в народных эпосах, кошаках, бейтах, героических эпосах, в 20 веке он стал основным размером тюркской письменной литературы. Способы рифмования в строфической конструкции бармака весьма разнообразны. Параллельно силлабике в начале 20 века советские поэты тюркских республик пытаются вводить новые формы стихосложения. Агглютинативный характер тюркского стиха давал простор для различных экспериментов со слоговым и фонетическим составом слова. Экспериментируя с различными видами созвучий, поэты-модернисты искали новые формы выразительности, позволяющие уйти от традиционных клише и достичь свободы сочетаний различных типов. Появление разнообразных моделей стихотворений поставила перед исследователями задачу дифференциации свободного стиха и бармака.
Некоторые исследователи относят к верлибру равносложные силлабические стихи, в которых обычно разнообразится строфическое членение и композиция рифмы. В таких стихах, как известно, не нарушаются ритмические законы силлабической системы. Напротив, с помощью усиления некоторых ее элементов (например, рифмы, графики, турака) силлабика начинает приобретать существенно новые качества, становиться ритмически разнообразной. По нашему мнению, такие формы нельзя отнести к свободному стиху, потому что, с одной стороны, главный ритмический элемент тюркской силлабики - турак организует стих, а, с другой стороны, рифма еще фиксирует метрическую закономерность строк и жестко выполняет строфическую функцию.
На наш взгляд, свободный стих противопоставлен арузному и силлабическому стиху, так как не учитывает ритмо-метрические законы вышеназванных типов стиха. В свободном стихе разрушается турак. Он утрачивает свою доминантную функцию, предоставляя ее другим элементам.
В связи с этим мы считаем, что в тюркской поэзии существует два вида свободного стихосложения.
- «Неправильный» [1, 135] свободный стих (термин А. Л. Жовтиса), где чрезвычайно усилена функция звуковых повторов, особенно рифмы. Количество участвующих в стихе рифм, как правило, многочисленно, и организация стихотворения зависит от рифменных повторов.
- «Правильный» свободный стих. Собственно говоря, это верлибр, где нет единой меры повтора. В таких стихах функция звуковых повторов сильно снижена. Рифма как таковая теряет функцию «вслед идущего» и превращается в обычный звуковой повтор.
В дальнейшем при анализе повторов мы будем опираться на эти виды свободного стиха.
1. Развитие («неправильного») свободного стиха разрушило силлабические законы, прежде всего, метрику и строфику. Но, что интересно, была ощутима тенденция усиления роли рифмы в ритмической организации стихотворения.
Усиление функции рифмы, которая осуществлялась в рамках свободной метрико-строфической организации стиха, отмечается, прежде всего, в произведениях поэтов 1920-1940-х годов.
Рифма в произведениях авторов довоенного времени носила отпечаток стихийности и по фонике и по строфической композиции. Чаще всего поэтами использовались грамматические глагольные рифмы. Например, рифмовались «заводлар-улар-чанлар», «кэлди-йэтти» и т.п. В композиции стиха значительно усиливалась роль побочных, второстепенных созвучий. В структуре стиха рифма функционировала в новом качестве.
В силлабическом стихе рифма подвластна законам метрики и функционирует внутри системы, а в свободном стихе она сама образует систему и действует как система. Все другие компоненты стиха подчинены рифменным повторам. Рассмотрим ритм стиха, ориентированный на слоговой состав рифмующихся слов:
1) Икки тәнтәк,
2) «мән», «сән» дәп,
3) Авалойнашти, күлүшти.
4) Андин урушти.
5) Бир-биригә баш атти,
6) Таш атти.
7) Бир чағда қанға милинип,
8) Кочида икки я ш ятти.
9) Ойлим ас көруп турди,
10) Һежийип кулуптурди.
11) Бир чәттә тамаша қилип,
12) hәммини билип турди.
13) Ариға чушуп «қой» демәйдудә!
14) Чунки у езидин башқини,
15) Пәқәт, пәқәт ойлимайдудә...
16) Хош, жигит мәс болди,
17) Пәс болди.
18) Әр - аялниң арисийда,
19) Бәс болди.
20) Вақиришип, жақиришип,
21) Бала-жақиға тәс болди.
22) Казан сунуп, чинәчеқилди,
23) Деризэ комирилип, ишик ечилди ...
24) Ойлим ас һәммини билип турди,
25) Көрүп турди.
26) Икки қолини янчуққа селип,
27) Күлүп турди.
28) Нәсипәт қилип, «қой» демәйдудә?!
29) Чунки у езидин башкини,
30) Пәқәт, пәқәт ойлимайдудә...
31) Ишдаш достиға балатепилди,
32) Яла епилди.
33) Гувачиниңйоқидин,
34) Гуна қетилди.
35) Ахир қелип, аз күнгәкесилди,
36) Ойлимасһэммини билип турди,
37) Көрүп турди.
38) Мушуктәк көз жумувелип,
39) Күлүп турди.
40) Ақни «ақ» дәп сөзлимәйдудә,
41) Чунки у езидин башқини
42) Пәқәт, пәқәт ойлимайдудә.
43) Ойлимасниойландурсақ,
44) Яхши болатти.
45) Ойлимасни ойлаштурсақ
46) Башқа ойлатти.[5, 261]
(Илья Бахтия)
Как видим, подавляющее большинство слов (вместе с повторяющимися строками они составляют 111 слов), в стихотворении созвучны между собой. Девять строк (13- 14-15, 28-29-30, 40-41-42) повторяются по принципу строчного редифа с той лишь разницей, что они входят в общую закономерность, имея композиционный характер. Некоторые слова из этих строк заменены созвучными словами.
Наблюдаются созвучия внутри каждого из сегментов предложения, которые можно рассматривать и как отдельные синтагмы. Каждое двустишие - малая синтаксическая конструкция, обладающее собственной степенью завершенности. Эти малые интонационные единства объединены в общее целое общим созвучием, пронизывающим все стихотворение.
Что же получается? Во-первых, рифма не всегда оказывается графически четко отмеченной, как в метрической системе. Во-вторых, в некоторых местах она имеет серийный характер, что препятствует маркированию метрической единицы, например, в 9-10-11-12 строках. Особый композиционный принцип объединяет все строки в строфическое целое, отчетливо формируемое всеми рассмотренными элементами, которое отличается интонационной завершенностью.
Таким образом, в уйгурском свободном стихе наблюдается резкая усложненность в соотношении между метрическими, строфическими и синтаксическими единицами. В стихотворениях где рифма повторяется серийно и периодично, количество составляющих слогов остается неизменным. Трех-четырехсложные рифмы определяют весь характер ритмической организации стиха. В строках под номером 16-17-18-19 слоговой объем рифмы вместе с редифом составляет три слога, а в строках 36-37-38-39 и т. д. он составляет 4 слога и тем самым образует самостоятельные тураки, которые преобладают над другими безрифменными тураками.
Совершенно очевидно, что серийное повторение рифмы в строках усиливает интонацию, изменяя ритмику стиха. Надо отметить, что в таких стихотворениях ритм определяется не соразмерностью, определенным количеством слогов и объединительными группами, а преобладанием конкретных тураков в стихотворении. В свободном стихе рифма приобретает две разные функции. Одни рифмы выполняют основную композиционную функцию, а другие - вспомогательную. Основные рифмы, как правило, завершают строфу, придавая ей целостный характер.
Подчеркивая значение рифмы, В. Жирмунский писал: «Объединяя одинаковым созвучием два разных слова" замыкающих стих, рифма выдвигает эти слова по сравнению с остальными, делает их центрами внимания и сопоставляет их в смысловом отношении друг с другом. Поэтому весьма существенным фактором поэтического стиля является выбор рифмующих слов и их взаимоотношение с точки зрения значения» [2, 290].
Усиление смысловой, ритмической, строфической и графической, т.е. стихоорганизующей функции рифмы не могло не отразиться на ее внутренней структуре. Современные поэты модернисты все больше и больше употребляют неточные приблизительные рифмы. Активно применяется так называемая грамматическая рифма, которую никак не учитывал М. Хамраев [4, 39-40]. В произведениях молодых авторов наблюдаются безрифменные стихи. Они отказываются от традиционных подходов к стиху и в форме, и в содержании.
Авазиңдин
пурап турар
Назугумниң көйгән қени
Долқунларниң һувлашлири
Авазиңда. [5, 375]
(А. Осман)
Как видно, в этом стихотворении нет рифмующихся слов. Для автора эпифорические повторы не имеют существенного значения. Он активно нарушает установившуюся традицию и создает новое качество ритма. Стих Ахмеджан Османа по всем компонентам - свободный. Он как бы противопоставлен господствующей системе. Очень заметна неустойчивость функционирования турака, который, как известно, выступал основным ритмообразующим элементом силлабического стиха, а также наблюдается снижение ритмической и композиционной функции звуковых повторов.
В современной тюркской поэзии, наряду с традиционными силлабическими формами, наблюдается формирование нового типа стихосложения, где сильно выражена активность процесса внутренней деканонизации, благодаря которой достигается существенное разнообразие внутри стихового ритма.
В связи с вышеизложенными соображениями о свободном стихе может возникнуть вопрос о применимости традиционного понятия рифмы к данной системе. Действительно, в свободном стихе снижается функция рифмы как «вслед идущего», но совсем не исчезает. В русском литературоведении предложен термин «повтор», который применяется по отношению к верлибру. И поэтому функционируют такие термины, как «лексический повтор», «лексическая анафора», «внутристрочный повтор» и т.д. На наш взгляд, эти термины отражают характер верлибра, потому что «речь все время идет о неустойчивости» и о непостоянстве признака [2, 187].
Итак, можно говорить о том, что в звуковой организации современного тюркского свободного стиха существуют две тенденции.
а) Организация стиха полностью зависит от рифменных повторов. Количество слов, которые рифмуются между собой, и их слоговая структура определяют ритмический характер всего стихотворения. Как обычно, в таких стихах исчезает объединительная функция других
слов и слогов, участвующих в стихе, которые могли бы составить отдельный турак, так же как рифмующие слова. При этом звуковые повторы в структуре стиха выполняют двоякую функцию. Это означает, что некоторые из них становятся доминантными. Как правило, к ним относятся сквозные и монорифмы. Некоторые рифмы имеют побочный характер. К ним можно отнести серийные и одинокие рифмопары.
б) При стихийной и свободной метро-ритмической организации стиха, где рифменные повторы становятся тоже менее существенными, звуковые повторы переходят в разряд второстепенных и факультативных.
Таким образом, в свободном стихе рифма постепенно движется к утрате своего терминологического, метрического и строфического значения, превращаясь в обычный звуковой повтор.
Рецензенты:
Оналбаева А.Т., д.п.н., профессор КазНПУ имени Абая, г. Алматы.
Жумагулова Б.С., д.п.н., доцент КазНПУ имени Абая, г. Алматы.