Введение
В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми стала распространённым явлением в современном обществе. По данным ЮНИСЕФ, жертвами бытового насилия являются 275 млн. детей планеты [6]. Статистические данные говорят о том, что ежегодно 25-26 тыс. детей становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают серьёзные телесные повреждения. Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. - из детских домов и интернатов [10].
Проблема насилия над детьми стала одной из приоритетных в работе уполномоченного по правам ребенка. По статистике, всего в РФ проживают около 28 млн. детей. В 2008 г. 161 тыс. детей пострадали от насилия. Еще 1914 детей погибли от рук взрослых (родителей, либо их законных представителей), а 2300 ребят получили тяжкий вред здоровью. Эти неутешительные цифры со всей очевидностью подчеркивают актуальность данной проблемы [2].
Цель статьи - анализ проблемы жестокого обращения с детьми.
Методологической основой статьи явились принципы объективности, системности, а также методы научного анализа, сбор и интерпретация эмпирических данных.
Известно, что проблема жестокого обращения с детьми существовала с незапамятных времён. Сообщения об убийстве новорожденных, оставлении детей, увечьях и о других формах насилия над детьми дошли до нас из древности.
Однако впервые эта тема привлекла внимание общественности в XIX в. в ходе процесса индустриализации. По мнению Р. Зидера [4, 143], в конце XIX в. работа родителей на фабрике заведомо предполагала ситуацию, когда дети были предоставлены самим себе. Большинство детей рабочих были лишены внимания, ухода и помощи родителей.
Ответной реакцией передовой общественности на насилие над детьми было создание различных союзов и обществ. Так, в 1871 г. в Нью-Йорке было создано «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми», в 1898 г. в Германии - «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения». А в 1899 г. в Британии под патронажем королевы Виктории впервые было образовано «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми». Интересно, что в начале XX столетия это общество опубликовало статистические данные, демонстрирующие вопиющий характер проблемы насилия над детьми.
Так, например, было выявлено 428 тыс. детей, против которых совершалось насилие: из них 61 тыс. - с ранами, кровоподтеками и ожогами, полученными от лопат, кнутов, кожаных ремней, кипятка; 11 тыс. изнасилованных детей; 18 тыс. детей, умерших от жестокого обращения [10].
Этот бесценный фактологический материал лег в основу изучения важной общественной проблемы, предопределил характер дальнейших социологических исследований, связанных с вопросами насилия над детьми.
Начиная со второй половины XX в. появляются новые подходы к изучению данного явления. В основе научных теорий лежала попытка понять и проанализировать факторы жестокого обращения с ребёнком.
Начало современного научного представления о проблеме насилия над детьми было положено в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии Г. Кемп провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статистические данные о распространении насилия над детьми в США [8].
Исследователь и его коллеги доказали, что психологический фактор является доминирующей причиной применения родителями физической силы. Родители, которые сами подвергались в детстве депривации, физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям. Они имеют нереалистические ожидания относительно поведения своих детей, но не получают с их стороны беспрекословного послушания. Такая ситуация, как правило, приводит к фрустрации. По данным исследования, проведенного современными зарубежными социологами, 75% взрослых, допускающих жестокость по отношению к своим детям, сами в детстве были жертвами жестокого обращения со стороны родителей [3, 146].
Следуя этой логике, исследователи конца 60-х гг. переместили акцент с психологических факторов возникновения насилия на социальные. Так, рассмотрев 1380 случаев физического и сексуального насилия, учёные пришли к выводу, что большинство их произошло в бедных, материально неблагополучных семьях, где только 50% отцов имели работу в течение года, а треть детей росла без отцов. Представленные данные расширили спектр причин жесткого обращения с ребёнком, сакцентировали внимание на обеспечении возможностей развития детей из необеспеченных и неблагополучных семей [3, 147].
Насилие над детьми различается по видам. Так, свою классификацию жесткого обращения с ребёнком разработала Н.К. Асанова. С её точки зрения, насилие может быть: физическим, сексуальным, психологическим, эмоциональным, а также выступать как пренебрежение интересами и нуждами ребёнка.
Физическое насилие над детьми представляет собой нанесение ребёнку родителями, либо другими лицами телесных повреждений, травм различной степени тяжести, причиняющих ущерб здоровью ребёнка, нарушающих не только его развитие, но и создающих угрозу жизни. Эти действия осуществляются в форме избиений, прижиганий горячими предметами, попыток удушения или утопления ребёнка. Физическое насилие также включает в себя вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, применение к ребёнку разнообразных медицинских препаратов [9].
Под сексуальным насилием над детьми понимается вовлечение детей в сексуально активную деятельность, которую они могут не осознавать и от которой не могут отказаться, также нарушающую социальные табу семейных ролей [3, 148].
Анализируя психологическое и эмоциональное насилие над детьми, необходимо подчеркнуть, что зачастую многие исследователи отождествляют эти две формы жесткого обращения. Психологическое и эмоциональное насилие предполагают постоянное или периодическое словесное оскорбление ребёнка, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обман, а также предъявляемые к ребёнку требования, не соответствующие его возрасту.
Пренебрежение интересами и нуждами детей заключается в отсутствии необходимой заботы о ребёнке в физическом и медицинском плане. То есть речь идёт о неспособности или нежелании родителей обеспечить основные нужды и потребности детей в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи, а также оставление детей без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям и другим опасностям для здоровья и жизни ребёнка. Однако пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица их заменяющие ведут себя так, злоупотребляя своими права и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка [8].
Зачастую в социологических опросах детей фигурирует такая не менее актуальная в настоящее время форма насилия, как экономическое [7]. Оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, при экономическом насилии, так же как и при пренебрежении интересами ребёнка, не удовлетворяются основные потребности детей. Кроме того, поведение детей контролируется с помощью денег. Во-вторых, растрата семейных денег взрослыми так же может характеризоваться, как экономическое насилие. В-третьих, сами дети могут использоваться как средство экономического торга при разводе, что расценивается как экономическое насилие.
Анализ причин жестокого обращения с детьми осуществляется в рамках медико-психологического, социологического подходов.
Медико-психологический подход заключается в том, что некоторые родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению. Скорее всего, это связано с воспроизводство ролевых моделей родителей, с которыми ребенок сталкивался в детстве, то есть взрослый обращается с ребёнком так же жестоко, как и с ним поступали его собственные родители. Иногда родители, пережившие в семье жестокость, склонны вытеснять и подавлять нормальные негативные эмоции, могущие возникнуть во взаимодействии с детьми. Накопленные таким образом переживания в определенных условиях могут привести к мало контролируемым вспышкам агрессии в адрес ребенка.
Социологический подход объясняет причины возникновения фактов насилия над детьми исходя из социальных факторов. К ним относятся ценностные установки родителей на приоритет силового метода решения проблем, убеждение, что наказания являются эффективным способом воспитания. Кроме того, такие социально-экономические проблемы, как бедность, безработица, жилищная неустроенность также приводят к нарастанию эмоционального напряжения и неудовлетворенности собой, окружающими, жизнью вообще.
Исследуя личностные особенности ребёнка, пережившего насилие, необходимо отметить, что такие дети постепенно становятся упрямыми, агрессивными, склонными к аффективным вспышкам, иногда - повышенно внушаемыми. Интересно, что ситуации повторяющегося насилия со временем приучают ребёнка к мысли о допустимости, результативности, а главное - о безнаказанности насильственных действий.
Таким образом, ребёнок постепенно свыкается с неизбежностью насилия, считая его наиболее приемлемым способом в разрешении конфликтов со сверстниками. В итоге воспитывается личность, привыкающая решать проблемы методами силового воздействия, принуждения, создаются предпосылки к формированию не только девиантного, но и делинквентного, противоправного поведения.
Изучив факторы возникновения и виды проявления жестокого обращения с детьми, следует определить ту грань, за которой кончается норма и начинается насилие. Строго говоря, в разных культурах существуют разные представления о норме родительского поведения. По мнению И.С. Кона, традиции, господствующие в обществе, зачастую определяют характер семейного воспитания. Так, например, при анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60% родителей использовали физические наказания. Из них 85% применяли порку [3, 145].
С нашей точки зрения, такое поведение родителей объясняется не столько проблемами материальной необеспеченности семьи или психологическим складом личности самих родителей, но и культурными традициями, сформировавшимися в нашем обществе. До сих пор масса людей, а среди них немало педагогов, уверены в том, что лучший метод воспитания - это физическое наказание, не говоря уже о психологическом и эмоциональном насилии, повсеместно применяющимся по отношению к детям не только в семье, но и в школе, других детских учреждениях.
Однако благодаря повышенному общественному интересу к проблеме жестокого обращения с детьми, а также научному исследованию различных аспектов данной темы мнение о жестоких мерах физического наказания уже начинает себя изживать. По крайней мере, очевидно фактическое единодушие общества по вопросам жестоких физических наказаний и, безусловно, сексуального насилия.
Итак, вопросы применения наказаний в семье в контексте общественного дискурса насилия над детьми приобрели особую остроту [1, 609].
Следует хорошо понимать, что обеспечение прав и свобод несовершеннолетних детей, в первую очередь, защита их от жестокого обращения должна являться приоритетной задачей современного, гражданского общества. От реализации полноценной и правильной в этом смысле государственной семейной политики зависит дальнейшее процветание государства в целом, его социально-экономическое положение в будущем.
Все это вызывает необходимость создания эффективной системы предупреждения насилия и агрессии в отношении детей и подростков, небрежного отношения к ним, профилактики семейного неблагополучия.
Если иметь в виду научное осмысление проблемы жестокого обращения с детьми, то в теории и практике социальной работы как в прикладной научной деятельности сделано очень многое в изучении и минимизации последствий жестокости в семье: четко определены формы насильственных действий в семье, разработаны технологии выявления и распознавания случаев насилия, в том числе и тех, которые протекают в латентной форме, специальные социальные технологии социальной работы с семьями в ситуации насилия, причем с акцентом на использование психосоциальных технологий и методов психопрофилактического характера.
Однако по существу, как отмечает исследователь Н.К. Асанова, в России практически нет системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Количество ученых и индивидуальных групп, занимающихся исследованиями в этой области, также невелико.
Сфера семейно-бытовых отношений является доминирующей в системе профилактики жестокого обращения c детьми. Деятельность по раннему выявлению факторов и причин детского неблагополучия должна быть первостепенной для всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [5].
Деятельность учреждений образования, здравоохранения и т.д. по делам молодежи и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних неотъемлемо связана с предупреждением насилия, профилактикой угроз безопасности детей и подростков.
В большей степени росту насилия над детьми способствует и то, что не только общество не готово открыто обсуждать эту проблему, но и жертвы не готовы придать огласке случившееся с ними. Именно поэтому в последнее время акцент направлен на работу с жертвами преступлений [5].
Соглашаясь со многими специалистами, занимающимися вопросами детства [3, 152], необходимо подчеркнуть, что залогом успешной профилактической работы по вопросам семьи и детства должно стать эффективное сотрудничество всех работающих с детьми профессионалов (в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, МВД, судебных органов). Такая согласованность действий позволяет на ранних этапах выявить семейные проблемы и принять неотложные меры. Этот подход способствует осуществлению более результативной комплексной работы по данной проблеме, в том смысле, что объединяет усилия не только социальных служб, органов образования, здравоохранения и т.д., но и таких структур, как органы внутренних дел, судебные инстанции и пр. Взаимодействие структур, занимающихся проблемами семьи и детства, требует, чтобы в основе их деятельности лежало верное и чёткое представление о таком социальном явлении, как жестокое обращение с ребёнком.
Рецензенты:
Моисеева Т.П., д.соц.н., профессор кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа.
Бурханова Ф.Б., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.