Введение
В настоящее время можно говорить о том, что в современном казахстанском обществе произошло формирование сообщества гендерных исследований. Во многих вузах республики введены курсы по гендеру. Диапазон исследования гендера в республике Казахстан достаточно широк. Гендер стал объектом исследования в социологии, философии, политологии, психологии, педагогике и филологии и др. «Целью изучения гендерных исследований было и остается углубленное понимание общественной роли женщин в истории и современном мире, оценка их вклада в достижения человечества. Считаем, что в современном обществе необходимо активнее заниматься гендерными исследованиями, для чего следует разработать концепцию гендерного образования, которое определит точное место гендерных исследований в системе знаний, учитывая при этом их подлинное теоретическое и практическое значение для транзитных обществ, какими являются страны Евразийского экономического сообщества» [1].
Мы согласны с мнением известного казахстанского философа Г. Соловьевой, что существуют две важнейшие социальные стратегии современного мира - устойчивое развитие и гендерная политика. Сегодня их следует понимать в едином социокультурном контексте.
Идея гендерного равенства и сотрудничества полов, их согласия и взаимопонимания приобретает общепланетарную значимость, становится условием и предпосылкой устойчивого развития. Речь идет о возможности включения в полноценную социально-экономическую и политическую жизнь той половины рода человеческого, которая тысячелетиями считалась второсортной. Современный плюральный мир, стремящийся к демократии и развитию форм гражданской жизни, уже не может мириться с подобной ситуацией. На повестке тысячелетия - фундаментальная трансформация гендерных структур на основе идеологии равных прав и возможностей, подключение в процессы устойчивого развития громадного неиспользованного потенциала женского населения планеты. Общества, в которых женщины исключены из общественной жизни и принятия решений, не могут считаться демократическими. Концепция демократии будет иметь реальное и динамическое значение, когда политические решения будут приниматься и женщинами и мужчинами с учетом мнений и интересов обоих полов. В самом деле, разве можно считать «демократией» социальную структуру, где существует явная и скрытая дискриминация более чем половины граждан? Демократия должна осознать и чувствовать особенности пола, равное распределение власти при принятии решений между женщинами и мужчинами укрепляет и обогащает демократию. Международное сообщество связывает с гендерной перспективой не только формирование «демократии для всех», но и вписывает проблему в глобальный контекст: это будущее человеческой цивилизации.
Гендерная проблема, стало быть, характеризуется в качестве глобальной и связывается с контекстом развития, поскольку гендерные несоответствия, ущемляя права и возможности половины человечества, препятствуют устойчивому и целостному развитию всего человеческого рода: от гендерной асимметрии страдают не только ее жертвы, но и те, кто ее осуществляют. Хотя политики часто рассматривают гендерные вопросы применительно только к женщинам, многочисленные данные ныне указывают на то, что гендерная проблема носит более широкий характер, что это - проблема развития.
Гендерный дисбаланс препятствует формированию полноценных типов социальной деятельности, учитывающих опыт обоих полов, так, ограниченное участие женщин в политической жизни, отстранение женщин от власти на любом уровне будет ограничивать эффективность государства и его политики. Ведь женщины способны привнести в политику иной комплекс критериев, открыть новые перспективы в политическом диалоге, изменить традиционный стиль управления под углом зрения большего взаимопонимания, согласованности действий и гуманистических ориентиров. И наконец, самое важное. женщина как мать формирует будущее поколение - от ее образованности, социального статуса и здоровья зависит, каким будет человечество в ближайшем будущем [5].
Целью нашего исследования является гендерная лингвистика. Исследование гендера в поликультурном обществе представляется весьма актуальным и перспективным. Так как поликультурным считается общество, в котором проживают две и более национальности, а Республика Казахстан, как известно, является многонациональным государством с представителями более 100 народов и этнических групп. Исторически Казахстан был вовлечен в мировой культурный процесс. Географическое расположение Казахстана не могло не повлиять на культурный обмен и этнический состав страны.
В Казахстане гендерной образовательной политике придается большое значение. С первых дней независимости Казахстан включил гендерные вопросы в качестве важнейшей составляющей государственной политики, и с каждым годом, по мере совершенствования социально-экономической структуры и демократических институтов, гендерная проблематика становится все более и более актуальной и значимой. Это во многом объясняется тем, что гендер с самого начала находится под пристальным вниманием главы государства Н.А. Назарбаева. Именно по его инициативе была создана национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Это был очень важный шаг, который означал, что гендерные вопросы будут решаться продуманно, концептуально обоснованно, с помощью социально апробированных эффективных механизмов. Комиссия разработала Национальный план действий, где предусматривались меры по экономическому и политическому продвижению женщин, защите репродуктивного здоровья мужчин и женщин, борьбе с насилием против женщин, гендерному образованию. Прежде всего, была создана необходимая нормативно-законодательная база. Казахстан подписал основные международные документы по правам человека, в их числе - «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин», положения которой стали составной частью национального законодательства [8].
Традиционно объектом гендерных исследований в Республике Казахстан были национально-культурные особенности казахов, русских. Однако, как показывает опыт, анализ национально-культурных особенностей представителей других национальностей представляется достаточно интересным.
В последнее десятилетие основой большинства лингвистических исследований является антропоцентризм. Антропоцентрический принцип в лингвистике представляет собой частное проявление глобального процесса гуманизации науки. Объектом исследования становится человеческий фактор в языке. Те или иные вопросы в лингвистике решаются с использованием понятий «антропоцентризм», «антропоцентрический принцип». Прежде всего, следует отметить появление когнитивного подхода в исследованиях лингвистов.
Современные гендерные исследования в лингвистике сосредоточены на трех проблемных блоках: социальной природе мужских и женских языков, особенностях мужского и женского речевого поведения, исследовании концептов в гендерном аспекте. Прежде всего, описанию подвергаются концепты мужчина и женщина, как они представлены в разных культурах и языках. При этом объектом исследования является преимущественно концепт женщина, являющийся маркированным, отличающимся от нормы, эталоном которой предстает мужчина [2].
Становление гендерной лингвистики, изучающей проявление гендерного фактора в единицах языка и речи, явилось логическим следствием понимания того факта, что различия между полами, в достаточной мере проявляющие себя в разнообразных аспектах жизни общества, достаточно своеобразно реализуются также в процессе языковой коммуникации. Стоит заметить, что если в самом начале в качестве объекта исследования гендерной лингвистики выступали проблемы отражения гендера преимущественно в аспекте анализа живой речи представителей разных полов, то на данном этапе в круг её интересов входят самые различные вопросы, касающиеся связи языка со всеми видами человеческой деятельности.
Положение о том, что язык запечатлевает культурные различия и по-разному концептуализует одни и те же явления, особенно последовательно верифицируемо в рамках изучения фразеологического состава языка, хранящего и воспроизводящего культурные установки народа. Привлечение в подобных исследованиях гендерного знания, то есть культурной составляющей концепта «гендер», позволит вскрыть культурную специфику гендерных стереотипов и асимметрий, присутствующих в любом обществе, развивавшемся на основе патриархатной культуры [6; 7].
С точки зрения М.В. Пименовой, «в наивной языковой картине мира зафиксирована дифференциация концептов внутреннего мира по признаку пола. Перенесение концептуальных метафор в область внутреннего мира учитывает и особые квалитативные признаки концептов, которые приписываются только женщинам или только мужчинам» [3]. Существует два типа гендерной характеристики концептов внутреннего мира человека - первичная (прямая) и вторичная (косвенная).
Вместе с тем, как показывают результаты большого количества исследований, подтверждающие факт андроцентричности любого языка, в работах последних лет выдвигается точка зрения о выраженности андроцентризма разных языков и культур. В разных языках и культурах степень андроцентризма может быть в большей или меньшей степени. Поэтому исследование концептов «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность» тесно связано с формированием критериев степени андроцентризма языков. Также следует отметить значение сопоставительного анализа концептов «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность».
Кроме того, все существующие гендерные отношения, на наш взгляд, основываются, прежде всего, на существующих в том или ином обществе гендерных стереотипах, имеющих национально-культурные аспекты. Гендерные стереотипы мужского и женского поведения имеют диаметрально противоположное значение. Все существующие гендерные стереотипы поддерживаются с помощью процесса социализации, будь то воспитание в семье, школе, коллективе, через средства массовой информации и т.д. Основным компонентом гендерных стереотипов являются культура, традиции, обычаи того или иного народа.
Современная гендерология, изучающая проявление гендерного фактора в единицах языка и речи, явилась логическим следствием понимания того факта, что различия между полами, в достаточной мере проявляющие себя в разнообразных аспектах жизни общества, достаточно своеобразно реализуются также в процессе языковой коммуникации. Как известно, объектом исследования современной лингвистики становится человеческий фактор в языке. Те или иные вопросы в лингвистике решаются с использованием таких понятий, как антропоцентризм, антропоцентрический принцип. Повторим, что если в самом начале в качестве объекта исследования гендерной лингвистики выступали проблемы отражения гендера преимущественно в аспекте анализа живой речи представителей разных полов, то на данном этапе в круг её интересов входят самые различные вопросы, касающиеся связи языка со всеми видами человеческой деятельности.
Исследование взаимоотношений языка, культуры, сознания в лингвокультурологии повлекло за собой появление нового направления лингвокультурной концептологии. «Становление лингвоконцептологии как научной дисциплины, изучающей определенные в языке культурные концепты, и межкультурной коммуникации, занимающейся проблемами общения языковых личностей, принадлежащих различным культурным социумам, видимо, не случайно совпадает с общей антропоцентрической переориентацией парадигмы гуманитарного сознания. Предметные области лингвоконцептологии и межкультурной коммуникации частично пересекаются, так как объектом их исследования является этнический менталитет как совокупность групповых поведенческих и когнитивных стереотипов. При этом следует отметить, что первая направлена на выявление лингвоспецифических характеристик этого менталитета через анализ его семантических составляющих - концептов, а вторая занимается анализом путей преодоления лингвокультурной специфики и возможного ее непонимания в процессе межъязыкового общения» [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование культурных концептов «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность» является одним из наиболее перспективных направлений гендерной лингвистики. Основной целью исследований такого характера является определение представленных универсальных и культурно специфичных черт маскулинности и фемининности в разных языках и культурах. Немаловажную роль играют сопоставительные исследования, посвященные культурным концептам «Мужчина», «Женщина», «мужественность» и «женственность».
Заключение
Несомненно, гендер, являясь одним из важных параметров самоидентификации личности, оказывает воздействие на процессы восприятия и переработки полученной информации в языковом сознании индивидов, что, конечно, имеет влияние на вербальное и невербальное поведение представителей разных языков и культур.
Трудно не согласиться, что гендер, являясь сложным и многоаспектным направлением, занимает в Казахстане определенную нишу. Интерес представляют работы, посвященные этническому аспекту гендера, исследования гендерной лингвистики с точки зрения философии, психологии, социолингвистики, культурологии, этнографии, этикета и т.д., а также сопоставительные исследования национально-культурных особенностей представителей различных этнических групп, проживающих на территории Республики Казахстан.
Так, например, для нас представляется актуальным степень табуированности коммуникативного поведения мужчин и женщин у представителей различных национальностей. Проявление гендерных стереотипов, этапы социализации детей, особенности вербальной и невербальной речи, гендерные особенности, проявляющиеся в традициях и обычаях у представителей различных народов и этнических групп, проживающих в Республике Казахстан.
Признание важности и уникальности человека повлекло за собой смену приоритетов в науке (от исследований массовых масштабных явлений к отдельным проявлениям и особенным вариантам), связанных с широким внедрением антропологического принципа. Таким образом, прослеживается тенденция исследования разнообразия гендерных особенностей у представителей той или иной национальности, проявляющихся в поведении, языке, воспитании, традициях и обычаях в поликультурном обществе.
Рецензенты:
Жумагулова Б.С., д.фил.н., доцент, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы.
Оналбаева А.Т., д.фил.н., профессор, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы.