Введение
Современное высшее образование существует и функционирует в условиях социальных коллизий, которые выражаются в противоречиях между возможной ролью системы высшего образования в жизни общества и реально предъявляемым отношениям к ней со стороны государства. Одной из актуальных проблем является проблема управления процессом формирования здорового образа жизни будущего профессионала. В рамках педагогического аспекта решения указанной проблемы становится актуальным исследование теоретических основ формирования здорового образа жизни студентов профессиональной школы, а также определение управленческих структур для достижения эффективности названного процесса. В качестве способа решения этой проблемы является идея создания, обоснования и реализации модели управления процессом формирования здорового образа жизни студентов в вузе как условие их подготовки к профессиональной деятельности.
Цель исследования
Теоретически обосновать и разработать модель вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни студентов в вузе и определить организационно-педагогические условия ее эффективной реализации.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и теории: общенаучный подход к методологии современной педагогики (И.П. Подласый, Н.М. Таланчук, М.Н. Скаткин и др.); логико-методологические особенности моделирования педагогических систем (В.П. Беспалько, Г.В. Селевко, Ю.С. Тюников и др.); положения теории управления развитием образовательных систем (В.П. Беспалько, В.Ю. Васильев, В.И. Зверева, Н.А. Конаржевскийи др.). В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение полученных материалов; теоретическое моделирование.
Результаты исследования
Любой процесс управления, в том числе и вариативное управление процессом формирования здорового образа жизни, выстраивается на основе категориальных моделей. Эффективность вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни студентов вуза зависит от разработки и реализации модели вариативного управления формированием здорового образа жизни студентов, отражающей сущность и структуру процессов проектирования управлением совместной деятельности студентов, преподавателей и других специалистов, участвующих в воспитательно-образовательном процессе профессионального образовательного учреждения [2]. Под моделью управления принято понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления [4]. Мы рассматриваем модель вариативного управления как определенные рамки, в которые заключен процессуальный аспект управленческого действия, а вариативное управление процессом формирования здорового образа жизни – как особый вид управленческой педагогической деятельности, основанный на гибком и оперативном реагировании на быстроменяющиеся требования управляемой среды, обеспечивающий целенаправленность, организованность ее жизнедеятельности [6].
Разработанная модель включает в себя следующие компоненты: цель, методологические походы, педагогические принципы, содержание вариативного управления, процессуальные характеристики модели, а также организационно-педагогические условия эффективной реализации модели вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни (рисунок 1).
Целевой компонент определяет направление реализации модели вариативного управления формированием здорового образа жизни студентов вуза. Основным аспектом оценки эффективности вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни является качество постановки целей. Здесь важны две характеристики: рациональность выбора общей и частных целей и их интегрированность. Среди ключевых целевых ориентиров, обеспечивающих эффективное функционирование модели, нами были выделены следующие: наличие цели, разделяемой всеми субъектами пространства; единая научно-теоретическая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты формирования здорового образа жизни; «гибкая» структура пространства, событийность, разветвленная система отношений между различными компонентами.
Методологический компонент модели составляют подходы и принципы формирования здорового образа жизни студентов. В процессе разработки и реализации модели используются совокупность и интеграция следующих методологических подходов: процессного, комплексного, валеологического, проектного, социокультурного, компетентностного. Основными педагогическими принципами являются: эффективность, прогностичность, принцип обратной связи, системность, целостность и вариативность управления.
Реализация процессного подхода в проектировании модели связана с пониманием того, что управление и организация здорового образа жизни – это процесс управления формированием культуры здоровья, включающий в себя ряд подпроцессов: формирования культуры питания, культуры движения, культуры эмоций, интеллектуальной культуры, психосексуальной и половой культуры и др. [3].
Комплексный подход предполагает видение системы управления процессом формирования здорового образа жизни комплексно, в единстве сторон образовательного процесса в вузе: управления, обучения, воспитания, развития; учет всех факторов, определяющих здоровый образ жизни; осуществление организации здорового образа жизни с использованием методов комплекса наук (педагогики, психологии, теории управления и др.).
Рисунок 1. Модель вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни студентов
В качестве решения проблемы организации здорового образа жизни на основе комплексного подхода может быть осуществлена разработка и реализация проектов, программ [1].
Сущность понятия «проектный подход» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «проектирование», имеющими разноплановый характер как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. Проектирование в управлении образованием – это процесс выращивания новых форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, новых способов и техник педагогической деятельности и мышления различных участников образовательного пространства.
Валеологический подход и его разновидности: здоровьесберегающий, здоровьеформирующий, ортобиотический и др., предполагают понимание проблем организации здорового образа жизни студентов через процесс формирования культуры здоровья на основе междисциплинарных научных связей, организации разумного образа жизни, технологии сбережения здоровья и оптимистического настроя к жизни.
Исходя из перечня умений и способностей, которыми должен характеризоваться выпускник, необходимо учитывать компетентностный подход при разработке модели – описательной модели вариативного управления процессом формирования культуры здорового образа жизни студентов вуза, обобщенно представляющая знания, умения, навыки, опыт, профессионально значимые качества личности, которыми должен обладать студент по завершении образовательной программы.
При социокультурном подходе приоритетное положение приобретает ориентация на обучение в контексте диалога культур, предполагающее создание дидактико-методических условий для формирования здорового образа жизни.
Методология системного подхода в вариативном управлении формированием здорового образа жизни студентов побуждает руководителя иметь четкое представление об управляемом объекте как системе, предполагать взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководителя и педагогического коллектива [5].
Принципы модели вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя в практической деятельности. Основными принципами являются: системности, прогностичности, обратной связи, эффективности и целостности управления; вариативности.
Принцип системности – основополагающий принцип построения, который предполагает, что каждое явление (процесс, объект) рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими процессами и объектами как единое целое, а не совокупность его отдельных частей. Принцип системности означает, что в каждый данный момент времени объектом управленческих решений должны становиться все наиболее значимые проблемы, способные существенно повлиять на состояние и результаты формирование здорового образа жизни студентов. При этом подлежащие решению практические проблемы необходимо рассматривать в их реальной взаимной связи. Для их решения необходимо подбирать такие методы, инструменты и приемы, каждый из которых позитивно влияет сразу на решение нескольких проблем.
Принцип прогностичности характеризует возможность предвидеть результаты управления процессом воспитания обучения студентов через призму профессионально- прикладной направленности. Все прогнозируемые результаты отчасти идеальны. Однако данный принцип позволяет в процессе практической деятельности вносить в содержание и процесс управления коррективы с целью получения ожидаемого результата. Данный принцип учитывался нами при разработке контрольно-диагностирующих и результативных компонентов модели.
Принцип эффективности означает, что при достижении лучшего результата учитываются средства управлением процесса формирования здорового образа жизни студентов, текущий мониторинг, выявление сильных и слабых сторон процесса вариативного управления; определение условий, возможностей и факторов – повышение результативности; обоснование отбора кадрового обеспечения процесса формирования здорового образа жизни студентов. Под эффективностью вариативного управления мы будем понимать характеристику, отражающую отношение между достигнутой и возможной продуктивностью. Это определение приложимо и к управлению функционированием, и к управлению развитием.
Принцип обратной связи – основа всех устойчивых процессов. Это сочетание иерархической, многоуровневой, последовательной связи. Представляет собой сочетание связей по «цепочке» «соподчинение» между руководителем организации и исполнителями. Для того чтобы знать все, руководителю надо либо непосредственно быть на месте действий, либо лично наладить каналы обратной связи с исполнителями: обзавестись штатной и добровольной агентурой на местах, лично проводить сплошные и выборочные проверки. Эти взаимосвязи должны быть отражены в теоретической модели.
Принцип вариативности предполагает построение системы вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни на новейших достижениях науки управления, учитывающий закономерности, объективные тенденции педагогических систем и технологий. Чем продуктивнее и разнообразнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Реализация этого принципа предусматривает процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимого для достижения целей формирования здорового образа жизни студентов, а также реализацию имеющихся ресурсов и перевода их на новый уровень.
Содержательный компонент описывает управление процессом формирования здорового образа жизни на основе индивидуальных, психолого-физиологических особенностей, склонностей и потребностей. Он содержит полный жизненный цикл реализации процесса и реализуется через функции планирования, организации, мотивации и контроля указанного процесса.
Процессуальный компонент модели содержит ряд последовательных этапов:
- диагностический этап содержит анализ исходных условий организации здорового образа жизни, уровня здоровья, уровня культуры здоровья студентов (эмоциональный, когнитивный, психофизиологический);
- организационный этап состоит из разработки концепции, стратегии здорового образа жизни, организационного механизма, организационной структуры, программ, проектов, акций, факультативных курсов на основе совокупности подходов;
- технологический этап включает реализацию процесса с помощью различных форм, средств, методов, приемов управления управлений, здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий;
- контрольно-оценочный этап представляет обеспечение оперативной обратной связи между всеми блоками и оценку результативности организации здорового образа жизни студентов.
Завершает рассматриваемую модель контрольно-корректировочный компонент – контроль результата и корректировка указанного процесса.
Для эффективной реализации модели были выявлены следующие организационно педагогические условия: организация воспитательного процесса, адекватного формированию здорового образа жизни, что характеризует такой аспект управления, как его качество и результативность; разработка нормативно-правовых документов по формированию здорового образа жизни студентов вуза, связанная с аспектом информационной обеспеченности процесса управления; кадровое обеспечение вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни студентов, подчеркивающее проблему кадровой эффективности процесса управления.
Организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность процессов и отношений, которые дают возможность руководящему составу и педагогам эффективно управлять процессом формирования здорового образа жизни студентов. Разработанная модель вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни студентов внедрена в структуру управления КГЭУ и может быть рекомендована для использования в системе высшей школы.
Вывод: представленная модель отражает сущность и структуру вариативного управления процессом формирования здорового образа жизни студентов вуза. Управление процессом формирования здорового образа жизни студентов в пространстве его взаимодействия с образовательной средой представляется как процесс и результат установления внутренних структурно-органических связей внутри данной системы или с другими системами, участвующими в целостной системе управления.
Рецензенты:
Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ИПППО РАО, г. Казань.
Нуриев Н.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.