Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SIMULATION OF REGIONAL HEALTH MEGAPOLICE BASED CRITERIA EVALUATION OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF TARGETED PROGRAMS

Shulaev A.V. 1
1 State Educational Institution of Higher Professional Education "Kazan State Medical University" Russian Ministry of Health Care
Developed a successful medical assessment organizations, taking into account the criteria for evaluating public health institutions as reflected in the legal documents. Also developed based management approaches have on the results of the implementation of the city program "Modernization of Health in Kazan for the period 2007-2010". Multidimensional assessment of success allowed scientifically sound measures aimed at improving the health management system . The result has been proposed organizational and methodological model of health management regional metropolis in terms of realization of complex target programs. Also formulated priorities for the development of health conditions million city planning and targeted funding
the effectiveness of health
health management
evaluation criteria

Актуальность. В настоящее время одно из важнейших направлений реформирования здравоохранения является поиск новых подходов к управлению. Так как именно управление определяет эффективность функционирования системы. Одним из инструментов стратегического управления, определяющим настройку всей системы управления здравоохранением, является индикативно-рейтинговые показатели. [1, 2, 3].

Учитывая мировую практику стратегического менеджмента, показатели должны отражать баланс причинно-следственных связей, что позволяет эффективно управлять системой, контролируя небольшое количество ключевых приоритетных показателей [3].

Цель исследования: разработка модели управления здравоохранением на основе ключевых приоритетных интегрированных показателей в условиях реализации комплексных целевых программ.

Материалы и методы. В основу были заложены критерии, отраженные в нормативно-правовых документах, в части касающиеся системы здравоохранения, а также статистические показатели итогов деятельности медицинских организаций [5]. Всего было обработано 282 критерия, выбор приоритетных критериев осуществлялся экспертами в области управления здравоохранения, экономики и стратегического менеджмента. Результаты заносились в специально разработанные таблицы, рассчитывался коэффициент согласованности. Для определения весовых коэффициентов показателей использовался универсальный метод анализа иерархий [4]. Полученные результаты были ранжированы и разделены на приоритеты, с учетом построения иерархий принятия управленческих решений. Для проведения дальнейших расчетов полученные оценки экспертами были приведены в диапазон от 0 до 1,0.

Результаты исследования. Анализ полученных данных показал, что на момент проведение настоящего исследования экспертами были выбраны 28 показателей, которые достоверно оказывают влияние на эффективность управления медицинской организацией в условиях проводимых реформ. Например: «удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью» (Х1=0,82); «укомплектованность врачами» (Х14=0,87); «доля врачей осуществляющие ведения электронной медицинской карты» (Х23=0,42) и другие.

Все полученные показатели методом анализа иерархий были сгруппированные в основные блоки – приоритеты, которые стали «лакмусовым индикатором», отражающие эффективность управленческих решений. Для каждого приоритета также были рассчитаны весовые коэффициенты и доля вклада в процесс принятия управленческих решений.

Таблица 1

Общие сбалансированные критерии по результатам оценки экспертов, за 2007-2009 годы

Приоритеты, Yi

Показатели

Фактор, Хi

Весовой коэффициент, β (при р<0,05)

Вклад в развитие приоритета, η (%)

Y1

Повышение качества оказания медицинской помощи (β=0,54)

Удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью, (в %)

Х1

0,82

25,1

Сокращение сроков нетрудоспособности, (в %)

Х2

0,75

22,9

Уровень качества оказания медицинской помощи, (баллы)

Х3

0,62

18,9

Расхождение направительного и клинического диагноза, (в %)

Х4

0,36

11,0

Доля пациентов получающие платные медицинские услуги в государственных медицинских организациях, (%)

Х5

0,31

9,5

Оснащенность диагностическим оборудованием экспертного класса, (%)

Х6

0,41

12,5

Y2

Повышение экономической эффективности деятельности медицинской организации (β=0,67)

Объем выполнения медицинской помощи, из расчета на 1 чел., от всего обслуженного населения

Х7

0,73

12,1

Средняя заработная плата врача, (руб.)

Х8

0,85

14,1

Средняя заработная плата СМР, (руб.)

Х9

0,78

12,9

Средняя заработная плата по медицинской организации, (руб.)

Х10

0,89

14,7

Средняя стоимость одного койко-дня в ЛПУ (посещения в АПУ), (руб.)

Х11

0,89

14,7

Средняя продолжительность амбулаторно-поликлинического лечения пациента, (дней)

Х12

0,45

7,5

Средняя продолжительность пребывания в стационаре (койко-дней)

Х11

0,48

7,9

Среднее время ожидания приема врача, (мин.)

Х12

0,44

7,3

Доля финансовых удержаний по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в фактическом значении показателя объема ТП ОМС, (%)

Х13

0,53

8,8

Y3

Повышение эффективности кадровой политики (β=0,57)

Укомплектованность врачами

Х14

0,87

25,3

Укомплектованность СМР

Х15

0,61

17,7

Доля категорированных врачей, (%)

Х16

0,16

15,4

Соотношение врачей / средних медицинских работников (ед.)

Х17

0,26

7,6

Доля врачей пенсионного возраста, (%)

Х18

0,26

10,5

Доля молодых специалистов, до 35 лет, (%)

Х19

0,81

23,5

Y4

Внедрение информационных технологий (β=0,59)

Обеспеченность компьютерами, (на 100 чел)

Х20

0,89

29,8

Доля пациентов записываемых на прием через электронную регистратуру, (%)

Х21

0,73

24,4

Наличие удалённой интернет записи на прием к врачу, (да/нет)

Х22

0,63

21,1

Доля врачей осуществляющие ведения электронной медицинской карты, (%).

Х23

0,42

14,0

Наличие заполненного активного сайта медицинской организации, (да/нет)

Х24

0,32

10,7

Повышение качества оказания медицинской помощи (Y1, β=0,54), Ппвышение экономической эффективности деятельности медицинской организации (Y2, β=0,67), повышение эффективности кадровой политики (Y3, β=0,57), внедрение информационных технологий (Y4, β=0,59) (рисунок 1).

Рисунок 1 – Многомерный анализ приоритетов повышения эффективности управления медицинскими организациями (нормированный профиль)

Исходя из полученных весовых коэффициентов и вклада критериев в развитие успешности медицинской организации, нами были построены матрицы многомерной оценки, которые явились базами для сравнения с фактическими результатами деятельности медицинских организаций. Однако следует отметить, что показатели ежегодно пересматривались с учетом полученных годовых целевых показателей по здравоохранения города Казани в целом.

Полученное графическое изображение многомерной оценки успешности позволили сравнить медицинскую организацию с нормированной успешностью в целом по здравоохранению города Казани (рисунок 2).

Рисунок 2 – Многомерная оценка приоритетов повышение эффективности управления городской поликлиникой города Казани (по итогам 2012 года) (сравнительный профиль)

Полученные сравнительные данные нормированных сбалансированных критериев наглядно показывают, что в городской поликлинике города Казани векторы развития в целом определялись по общей тенденции по системе здравоохранения города. При этом следует отметить приоритеты, по которым необходимо ускорения процессов управления. В частности, достоверно отстает приоритет «Внедрение информационных технологий» (β=0,43, против β=0,59, р<0,05) и приоритет «Повышение качества оказания медицинской помощи (β=0,44, против β=0,54, р<0,05).

Вывод. Разработанные профили успешности позволили сформулировать основные мероприятия, направленные на повышение эффективности системы управления здравоохранением, учитывая особенности не только отдельно взятой медицинской организации города Казани, но и системы здравоохранения в целом.

Также полученные в ходе проведения исследования данные и результаты итогов реализации городской целевой программы «Модернизация здравоохранения города Казани на период 2007-2010 годы» позволили сформулировать основные подходы к управлению здравоохранением миллионного города, включающие средства поддержки принятия решений, строящиеся на основе использования современных информационных технологий.

Рецензенты:

Мингазова Э.Н., д.м.н., профессор кафедры гигиены и медицины труда ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань.

Уткельбаев Р.И., д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Казань.