Достигнутая макроэкономическая стабилизация в Российской Федерации создает хорошие условия для осуществления глубоких институциональных преобразований и в сельских территориях. На современном этапе именно их незавершенность является одним из факторов замедления темпов экономического роста. Основными направлениями институциональных преобразований могут быть: продолжение реформирования АПК, формирование финансово-кредитных механизмов, управление рисками в производственной деятельности.
Продолжение реформирования АПК должно предусматривать создание новых структур, необходимых для эффективного использования имеющихся ресурсов сельских территорий и, как следствие, улучшения социально-экономического положения сельских жителей, обеспечения продовольственной безопасности страны. В связи с этим дальнейшее углубление институциональных преобразований связано с расширением проводимой земельной реформы, созданием различных коопераций, осуществлением интеграции по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также формированием страховой и кредитной кооперации.
Развитие рыночных условий, конкуренции в аграрном секторе экономики приводит к созданию разнообразных хозяйственных формирований по всей технологической цепочке производства сельскохозяйственной продукции, в том числе на основе субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целом все эти трансформационные преобразования направлены на повышение эффективности, конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках и ускорение цикла «инвестиции – производство – переработка – сбыт». Практика аграрно развитых стран подтверждает данное мнение. В этих странах эффективное функционирование аграрных формирований осуществляется путем образования различных коопераций, ассоциаций, корпораций и т.д.
В связи с этим на данном этапе развития общества одним из основных и принципиальных вопросов является восстановление института собственности в аграрном секторе экономики, и в сельских территориях в частности [1].
В результате уже проведенных преобразований в экономике изменения коснулись не только аграрного сектора, но и охватили другие сферы деятельности. В результате этих процессов произошли коренные изменения в диалектическом взаимодействии формы и содержания, обусловленные собственностью на основные средства производства. На наш взгляд, в современных условиях это положение должно стать методологической основой для концепции дальнейших преобразований в аграрном секторе экономики.
Оценка экономической ситуации в стране свидетельствует о значительном повышении роли малого и среднего предпринимательства как особого ресурса, способного обеспечить экономический рост. На этапе трансформационных преобразований развитие субъектов малого и среднего предпринимательства способствует формированию конкурентной среды и рациональной структуры экономики, образованию среднего класса, смягчению безработицы, росту доходной части бюджетов всех уровней и т.д.
В экономическом словаре [5] понятие «концепция» трактуется как система взглядов, определяющих то или иное понимание процессов, а также как единый замысел формирующих стратегию действий при реализации программ, реформ и т.д.
Согласно этому определению концептуальные основы развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики можно трактовать как систему стратегий действий в условиях рыночной экономики, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны, посредством производства, переработки и продажи продукции сельского хозяйства, что позволит получить прибыль товаропроизводителям.
Концептуальные основы развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики - это комплекс теоретических и методологических подходов, взглядов к пониманию и определению целей, задач, тенденций и особенностей, влияющих на процесс формирования малого и среднего предпринимательства в сельских территориях для обеспечения продовольственной безопасности и повышения благосостояния сельского населения, а также организационно-экономических механизмов по их реализации в условиях рынка.
Основная идея этих подходов базируется на производственном потенциале аграрного сектора экономики, начиная от производства и переработки продукции сельского хозяйства и заканчивая реализацией населению конечных товаров.
При этом основной целью является формирование согласованного подхода к определению приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства в сельских территориях, среди которых определенное место занимает создание интегрированных аграрных формирований с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Эта цель достигается путем осуществления мероприятий, направленных на развитие всех видов собственности и форм хозяйствования в аграрном секторе и сельских территориях.
Для государства приоритетными задачами в процессе трансформационных преобразований в АПК должны стать: защита прав собственников и акционеров; обеспечение инвестиционной привлекательности аграрных формирований; создание информационной прозрачности финансового состояния субъектов предпринимательства в аграрном секторе для инвесторов и кредиторов [4].
В то же время следует установить, насколько полно отвечает возникающая новая форма хозяйствования содержанию. Ибо, как показывает практика, стремление создать новые формы организации собственности не приводит к должному эффекту без учета качественных сторон содержания.
Остается проблемным также вопрос собственности на природные ресурсы и землю. В связи с ним возникает проблема социально-экономической дифференциации в обществе. Механический перенос западной экономической модели на нашу действительность не имеет перспективы. Однозначное утверждение о том, что без частной собственности на природные ресурсы и землю рыночная экономика не может функционировать нормально и не формируется «чувство хозяина», не имеет основания. В принципе частная собственность должна быть, но здесь речь о необходимости согласования принципа частной собственности с другим непременным атрибутом рыночной экономики – равенством и свободой для всех в процессе обмена товаров.
Это положение выполняется при условии, если собственник природных ресурсов, прежде всего земли, будет выплачивать обществу ренту, а не оставлять себе то, что ему не может принадлежать. При этом он имеет право на доход, который является результатом его вложения капитала на свой риск и страх, то есть предпринимательской деятельности.
Это является мощным основанием экономического роста и социальной базой для институционального преобразования в аграрном секторе экономики.
Нельзя забывать, что диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, прежде всего на энергоресурсы, наряду с другими условиями создает большие проблемы и неудобства для развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе. В то же время, по мере создания более благоприятных условий для субъектов предпринимательства в аграрном секторе экономики, земельная проблема становится более острой. Следовательно, проблему изъятия земельной ренты следует решить незамедлительно. Владельцы сельскохозяйственных организаций всех видов собственности и форм хозяйствования должны платить государству земельную ренту ежегодно [3].
Не менее важная проблема в аграрном секторе экономики - кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Как считают многие участники рынка, без права частной собственности на землю невозможно эффективно кредитовать предпринимательство в аграрном секторе. Действительно, во многих странах земля рассматривается как один из надежных видов залога для привлечения банковских кредитов. При этом нет необходимости оценивать платежеспособность заемщика, что облегчает процедуру оформления кредита, не требует обоснования целевого назначения кредита. В то же время существует другая сторона банковского кредита под залог земли, которая ведет к опасным последствиям, а именно создает стимул для спекуляции с землей.
Следовательно, кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства под залог земли не должно стать основной формой инвестирования аграрного сектора экономики.
На наш взгляд, кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики должно основываться на более цивилизованных принципах, чем в западных странах, учитывающих наши особенности, которые позволили бы исключить разные конфликты и кризисы, являющиеся основой возникновения социального неравенства. В этом плане интересным является развитие страхования рисков в сельском хозяйстве. В аграрном секторе производственные процессы тесно связаны с природными рисками. В связи с этим целесообразно развивать, на наш взгляд, кооперацию кредитной и страховой деятельности.
Данное направление должно быть охвачено государственной политикой с соответствующей финансовой поддержкой и должно получить институциональное развитие.
По мнению многих ученых [2], основу института собственности формирует свобода перераспределения имущественных прав между различными субъектами хозяйственной деятельности. Это означает, что субъект хозяйствования имеет право и возможность продавать (передавать) другому субъекту. Следовательно, он может за нарушение своих прав предъявлять их в суд, получать компенсацию в размере недополученного дохода. Без соблюдения этих правовых норм институт собственности просто не существует, эти условия являются существенными для функционирования субъектов предпринимательства по рыночным правилам.
В рыночных условиях возникает необходимость государственного регулирования условий равноправного партнерства субъектов предпринимательства независимо от вида собственности и формы хозяйствования в аграрном секторе, а также разработки механизмов государственной поддержки производства продукции сельского хозяйства. Все эти меры целесообразно ориентировать преимущественно на расширение рынка сбыта продукции сельского хозяйства. Рыночные институты не завершаются организационными структурами и формами хозяйствования, а продолжаются в рамках норм, правил и способов взаимодействия хозяйствующих субъектов. В аграрном секторе экономики они должны быть ориентированы на создание основных финансово-кредитных механизмов, которые четко реагировали бы на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды. В таком случае государство должно сосредоточить усилия на поддержке возникающей рыночной инфраструктуры, институтов, и в меньшей степени может участвовать как непосредственный субъект в экономических процессах. В результате, развивая малое и среднее предпринимательство, государство направляет необходимые усилия на повышение уровня жизни сельского населения, обеспечение продовольственной безопасности страны. В целом все эти мероприятия зависят от совокупности факторов и условий, обеспечивающих развитие в конкретной сельской территории.
Основные из них - это экономические, природно-климатические, социально-политические, информационные условия. В условиях рыночной экономики на развитии малого и среднего предпринимательства отражается нестабильность АПК, следствием чего является высокий уровень безработицы сельского населения, в сельских территориях наблюдается снижение уровня жизни, увеличивается разрыв между городом и деревней. Все это в целом отражается на ухудшении демографической ситуации в сельских территориях, что является признаком появления угрозы существовании села как важнейшей подсистемы общества. Концептуальные основы развития малого и среднего предпринимательства представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальные основы развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики
Из рисунка видно, что основными условиями развития малого и среднего предпринимательства являются наличие социально-политических и экономических предпосылок.
К экономическим предпосылкам относятся:
- создание стимулов для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания кооперированных и интегрированных формирований, способных конкурировать на рынке;
- создание равных условий для развития всех видов собственности и форм хозяйствования;
- формирование системы банковских услуг для аграрного сектора экономики;
- разработка программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики;
- формирование и развитие информационной инфраструктуры НИОКР на базе современных технологий;
- создание в аграрном секторе системы страхования и других услуг.
К социально-политическим предпосылкам относятся:
- разработка комплекса мер по снижению безработицы в сельских территориях;
- оказание помощи в сохранении и развитии позитивных сельских традиций;
- разработка адресных социальных мероприятий по поддержке малообеспеченных сельских жителей;
- обеспечение равного доступа сельским и городским жителям к объектам социальной инфраструктуры и др.
Практическая реализация концепции развития малого и среднего предпринимательства будет проявляться через оживление инвестиционной деятельности. Это означает, что обеспечена сбалансированность интересов населения и государства, финансового и реального секторов экономики, то есть созданы необходимые предпосылки для эффективных институциональных преобразований.
Таким образом, на наш взгляд, под развитием малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики следует понимать такие трансформационные преобразования, которые способствуют обеспечению продовольственной безопасности страны и повышению уровня жизни сельского населения.
В связи с этим к критериям успешного развития малого и среднего предпринимательства в сельских территориях можно отнести следующие:
- соотношение потенциальной возможности территории с объемом производства продукции;
- доля импортных в общем объеме продовольственных товаров;
- цена и качество продукции сельского хозяйства по сравнению с импортной;
- среднедушевой доход сельского жителя;
- оценка производственно-отраслевой структуры предприятия и соответствие формы хозяйствования условиям рынка;
- уровень сельской безработицы и число предпринимателей.
Рецензенты:
Захаров В.П., д.э.н., заведующий кафедрой «Экономика сельского хозяйства» Казанского ГАУ, г. Казань.
Мухаметгалиев Ф.Н., д.э.н., заведующий кафедрой «Организация сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ, г. Казань.