Введение. В основе ухудшения здоровья детского и взрослого населения лежит целый комплекс социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обслуживания; ухудшение качества питания; «техногенные перегрузки» в результате промышленного загрязнения окружающей среды; уменьшение объема профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения.
Большинство хронических болезней человека имеет мультифакториальную природу – они развиваются при наличии наследственного предрасположения и при соответствующем воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе социальных, экологических, метеотропных [3, 5, 7].
Важная роль в формировании хронических состояний принадлежит нарушениям адаптации организма человека к изменениям окружающей среды, возможности взаимодействия с ней на основе биологической, психологической и социальной природы человека [2, 7]. Действительно, здоровье человека представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, когда осуществляется возможность социальных контактов на уровне семьи, коллектива, общества. В результате научно-технической революции возросли и расширились взаимосвязи между населением и окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека, особенно в последние десятилетия, привела к загрязнению окружающей среды отходами производства. Воздушный бассейн и воды содержат загрязняющие вещества, концентрации которых часто превышают предельно допустимую, что негативно отражается на здоровье населения [4]. На заболеваемость могут оказывать влияние десятки тысяч факторов. Здоровье отражает состояние экосистемы в целом, является обобщенным показателем качества среды обитания и ее влияния на жизнедеятельность людей. Здоровье все явственнее становиться интегральным индикатором медико-экологического благополучия, критерием его оценки, а экологические процессы – ведущими детерминантами благополучия людей [1, 3, 6].
Целью данного исследования была комплексная гигиеническая оценка здоровья населения крупного промышленного города для обоснования создания эффективной системы профилактики потерь здоровья.
Материалы и методы исследования. Оценка здоровья детского и взрослого населения осуществлялась по ретроспекивным и проспективным материалам медицинских отчетов в период с 1971 по 2006 год. Учитывались заключительные, уточненные диагнозы. Диагнозы хронических заболеваний регистрировались только 1 раз в году, обострения хронических заболеваний в календарном году повторно как заболевания не учитывались.
Уровень хронической среднемноголетней заболеваемости – отношение суммарного числа обращений за медицинской помощью по поводу выявленной патологии за изученный период к численности населения соответствующего пола и возраста деленное на количество периодов наблюдения. Показатели определялись числом обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения в календарном году на 100000 населения.
Статистическое исследование было ограничено лишь отдельными формами и группами болезней, в отношении которых влияние условий среды наиболее четко проявляется и по которым можно было ожидать репрезентативные числа наблюдений. Результаты подвергнуты статистической обработке с определением средних величин, их ошибок, достоверности различий между сравниваемыми величинами с помощью t-критерия Стьюдента [5].
Результаты исследования и их обсуждение. Существуют многолетние закономерности формирования заболеваемости среди взрослого и детского населения. Высокие показатели хронической среднемноголетней заболеваемости регистрировались в группе детей 90-х годов рождения. Перинатальная патология, врожденные аномалии и пороки развития, болезни крови и кроветворных органов, органов дыхания и пищеварения формировали общий уровень среднемноголетней хронической заболеваемости детей. Указанный показатель составлял – 21,97 % в общей структуре среднемноголетней заболеваемости детского населения города. В группах детей 70–80-х годов рождения регистрировались значительно более низкие показатели среднемноголетней заболеваемости хроническими болезнями, их доля в общей структуре среднемноголетней патологии составила соответственно 8,71 и 7,97 %. Так, у детей 70-х годов рождения регистрировалось 8,71 % случаев хронической патологии в общей структуре заболеваемости. У детей 90-х годов рождения – 21,97 %.
Одно из ведущих мест в формировании острой и хронической заболеваемости принадлежало болезням органов дыхания. Формирование хронических болезней происходило на фоне высокой заболеваемости острыми респираторными инфекциями, острыми бронхитами и бронхиолитами. Заболеваемость детей хронической патологией находилась в зависимости от действия таких факторов, как кратность, течение и исходы острых заболеваний. Биологические факторы также создавали предпосылки для хронизации патологии. Среди них наибольшую значимость имела пораженность фоновыми заболеваниями (анемии, перинатальная патология, гипотрофии, диатезы и их сочетания).
Класс хронических болезней органов дыхания в большей степени составляли такие нозологические формы, как болезни миндалин и аденоидов. На рис.1 представлен уровень хронической среднемноголетней заболеваемости болезнями миндалин и аденоидов (включая хронический тонзиллит) детского и взрослого населения в изученный период с 1971 по 2006 год.
Рис. 1. Уровень хронической среднемноголетней заболеваемости болезнями миндалин и аденоидов (включая хронический тонзиллит) детского и взрослого населения в г. Омске (на 100000 населения)
Показатели хронической среднемноголетней заболеваемости болезнями миндалин и аденоидов (включая хронический тонзиллит) в 1,8 и 1,5 раз превышали аналогичные показатели заболеваемости детского и взрослого населения г. Омска 70-х годов. На их долю приходилось около 80 % всей зарегистрированной по классу патологии.
В 80-е годы прошлого столетия регистрировались более низкие показатели заболеваемости по указанному классу патологии, затем в 90-х годах произошло повышение уровня заболеваемости болезнями миндалин и аденоидов (включая хронический тонзиллит). Наиболее высокие показатели по данным нозологическим формам заболеваний отмечались у мальчиков в 70-х годах, в поколениях 80-х, 90-х, 2000-х годов рождения ведущее место болезней миндалин и аденоидов принадлежало девочкам.
Каждое десятилетие отмечался значительный рост болезней миндлин и аденоидов у детей. Аденоиды у ребенка могут быть причиной нарушения развития плода во время беременности матери, родовые травмы. Закладка всех органов и систем у человеческого эмбриона, а затем и плода происходит во время первого триместра беременности, – во втором и третьем триместрах они только дозревают. Аденоидные вегетации могут быть следствием: инфекций, перенесенных беременной женщиной в этот период; приема лекарственных препаратов, которые негативно влияют на состояние плода; воздействия на организм беременной токсических веществ, физических факторов (рентген, ионизирующее излучение и пр.). С самого рождения у ребенка имеется предрасположенность к возникновению аденоидов. Простуда и другие факторы провоцируют это заболевание, но не являются его первоначальной причиной. Аномалии конституции, или диатезы – это такие врожденные особенности детского организма, которые предрасполагают к возникновению разных заболеваний. Лимфатико-гипопластический диатез – это аномалия конституции, при которой ослабляется иммунитет и отмечается разрастание лимфоидной ткани в организме, в том числе и всех миндалин. Дети с лимфатико-гипопластическим диатезом чаще переносят простуду и имеют аденоидные вегетации.
Особенностью патологии органов дыхания в изученных группах детского населения являлось заметное замещение в группе детей 90-х годов рождения острой патологии органов дыхания хронической (хроническими болезнями носа и носовых синусов, миндалин и аденоидов и обструктивными болезнями легких), характерной ранее для населения старших возрастных групп.
Рис. 2. Уровень среднемноголетней заболеваемости хроническими болезнями носа и горла (фарингит, назофарингит, синуит, ринит) детского и взрослого населения г. Омска (на 100000 населения)
На рис. 2 представлен уровень среднемноголетней заболеваемости хроническими болезнями носа и горла у детей и взрослых в г. Омске за период 70-х–2000-х гг. Как у детского населения, так и у взрослого отмечался рост данной патологии из поколения в поколение. У детей 2000-х годов рождения данная патология в 21 раз регистрировалась чаще, чем у детей 70-х годов. У взрослых заболеваемость хроническими болезнями носа и горла была в целом выше, чем у детей.
У детей заболеваемость хроническими болезнями носа и горла формировалась за счет ринитов, назофарингитов, синуитов, фарингитов. Причинами формирования хронического ринита у детей могли являться: часто повторяющиеся острые риниты, разрастание носовых раковин, хронические заболевания придаточных пазух, постоянное нахождение в пыльных помещениях, в помещениях с резко сменяющейся температурой воздуха. Для возникновения хронического ринита характера цепь предшествующих событий, связанных с болезнью. Хронический катаральный ринит вызывают повторяющиеся или затяжные острые инфекционные риниты. У детей развитие этой болезни почти всегда связано с аденоидами, тонзиллитами и синуситами. Гипертрофический ринит произрастает в основном из катарального ринита и является его тяжелой стадией. Аллергический ринит бывает напрямую связан с бронхиальной астмой и аллергическими экземами. Хронический назофарингит имеет грибковую или бактериальную этиологию, распространению которой может способствовать снижение резистентности детского организма.
Как видно из рис. 2, наиболее высокая заболеваемость регистрировалась у детей 2000-х годов рождения, что можно связать с возрастанием техногенной нагрузки и ростом производства в крупном промышленном городе, где они родились и проживали.
Данный вопрос требует детального дальнейшего изучения, поиска взаимосвязей потерь здоровья детского и взрослого населения крупного мегаполиса.
Выводы
- Формирование устойчивой негативной тенденции в изменении здоровья детского населения: увеличение числа детей с хроническими заболеваниями. Так, у детей 70-х годов рождения регистрировалось 8,71 % случаев хронической патологии в общей структуре заболеваемости. У детей 90-х годов рождения – 21,97 %.
- Отмечался рост заболеваемости по классу болезней органов дыхания у детского и взрослого населения мегаполиса. Ведущая патология была однотипна в четырех поколениях.
- Формирование хронических болезней происходило на фоне высокой заболеваемости острыми респираторными инфекциями, острыми бронхитами и бронхиолитами. Заболеваемость детей хронической патологией находилась в зависимости от действия таких факторов, как кратность, течение и исходы острых заболеваний. Биологические факторы также создавали предпосылки для хронизации патологии. Среди них наибольшую значимость имела пораженность фоновыми заболеваниями (анемии, перинатальная патология, гипотрофии, диатезы и их сочетания).
- Показатели хронической среднемноголетней заболеваемости болезнями миндалин и аденоидов (включая хронический тонзиллит) в 1,8 и 1,5 раз превышали аналогичные показатели заболеваемости детского и взрослого населения г. Омска 70-х годов. На их долю приходилось около 80 % всей зарегистрированной по классу патологии.
- Как у детского населения, так и у взрослого отмечался рост заболеваемости хроническими болезнями носа и горла из поколения в поколение. У детей 2000-х годов рождения данная патология в 21 раз регистрировалась чаще, чем у детей 70-х годов. У взрослых заболеваемость хроническими болезнями носа и горла была в целом выше, чем у детей.
Рецензенты:
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом ГДП ОмГМА, г. Омск.
Демченко В.Г., д.м.н., профессор кафедры медицины труда с курсом профпатологии ОмГМА, г. Омск.