В настоящее время главной движущей силой всех современных реформ, проходящих в русле модернизации высшего профессионального образования, выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития специалиста с высшим образованием, к его социальной и профессиональной готовностям, необходимым в стремительно меняющемся мировом научно-техническом и экономическом пространстве [6].
Сегодня ФГОС ВПО является федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и призван упростить интеграцию нашей системы образования с общеевропейской, что позволит выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонские декларации. Это означает, что новые государственные образовательные стандарты ориентируют вузы на подготовку компетентного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования [2].
Анализ исследований молодежного рынка труда, проведенных кадровыми агентствами, позволяет утверждать, что требования работодателей к выпускникам вузов фактически совпадают с перечисленными выше требованиями государственных образовательных стандартов. Работодатель, желающий отвечать новым вызовам, стремится обеспечить большую гибкость наемного труда через повышение адаптивности, разнообразие трудовых навыков, непрерывное обучение и т.д. По утверждению специалистов, происходит третья профессиональная революция, когда глобальная конкуренция выдвигает на первый план высокообразованных людей свободных профессий. В этих условиях требования современного работодателя направлены в большей степени на инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению [7]. И вуз сегодня, стараясь соответствовать нормам ФГОС ВПО, разрабатывает общеобразовательные программы согласно тем компетенциям, которые необходимы конкурентоспособному специалисту [7]. В частности, достаточно большое внимание уделяется способности и готовности обучаемых к работе в составе коллектива исполнителей. Однако исследования основных требований кадровых агентств позволяют сделать вывод, что сегодня речь идет о трансформации понятия «коллектив» как идейно-коммунистического наследия в понятие «команда» как наиболее востребованную форму групповой работы для эффективной конкурентной деятельности. Следует отметить, что в «Рекомендованном составе общекультурных компетенций при модернизации ФГОС ВПО» формулировка «способность и готовность обучаемых к работе в составе коллектива исполнителей» трансформируется в «готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач». Таким образом, необходимо говорить об интеграции компетенции «готовность к работе в команде» и иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза как необходимых для деятельности в полилингвальном образовательном пространстве.
Мы считаем, что потенциал дисциплины «Иностранный язык» в комплексном формировании этих компетенций огромен. Современные образовательные технологии, применяемые сегодня при обучении иностранному языку в вузе, при соблюдении ряда педагогических принципов и создании определенных дидактических условий будут способствовать формированию компетенции «готовность к работе в команде». Представляется целесообразным утверждение, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции может повышаться в зависимости от уровня сформированности компетенции «готовность к работе в команде» у студентов неязыкового вуза, поскольку работа в команде на иностранном языке активизирует виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Сегодня формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в образовательном процессе вуза следует рассматривать как процесс интеграции иноязычных способностей в сферу профессиональной деятельности будущих специалистов с развитием умений, посредством применения современных образовательных технологий, выстраивать стратегии коммуникативной деятельности. На этом основании правомерно говорить, что компетенция «готовность к работе в команде» как владение способами совместной деятельности и способность применять знания для выполнения совместной работы с целью решения профессиональной задачи может выступать в качестве объекта обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе. Эта компетенция обладает, по нашему мнению, личностной значимостью для будущих специалистов, независимо от их дальнейшей профессиональной деятельности.
Анализ степени изученности проблемы говорит о том, что на современном этапе развития общества актуализируется проблема поиска способов формирования компетенции «готовность к работе в команде» как необходимой специалисту новой формации. Дисциплина «Иностранный язык» обладает, по нашему мнению, огромным потенциалом в формировании данной компетенции. Новые педагогические технологии, используемые на уроках иностранного языка, позволяют сегодня прямо или опосредованно формировать профессиональные компетенции в комплексе с иноязычной коммуникативной компетенцией.
Согласно примерной программе по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов, разработанной под руководством и под общей редакцией С.Г. Тер-Минасовой, основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
Федеральные нормы качества высшего образования ФГОС ВПО, примерная программа по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов и требования современного рынка труда определили необходимость в моделировании иноязычной подготовки студентов с учетом формирования компетенции «готовность к работе в команде» у студентов вуза.
В рамках исследования нами была разработана модель формирования компетенции «готовность к работе в команде». Данная модель была апробирована в ходе педагогического эксперимента. Проведение эксперимента осуществлялось в реальных условиях массового обучения, на базе ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» на инженерном факультете. В эксперименте участвовали 28 преподавателей кафедры иностранных языков, кафедры истории и социологии и кафедры философии, а также 240 студентов первого и второго курсов очной формы обучения направлений подготовки 110800 «Агроинженерия», 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и 280700 «Техносферная безопасность».
Концептуально-целевой компонент модели представлен нами в виде комплексной дидактической цели: формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей использовать иностранный язык в сфере профессиональных интересов (уровень В1 Общеевропейской шкалы) и формирование компетенции «готовность к работе в команде». Данная комплексная дидактическая цель реализуется посредством методологических подходов к организации процесса обучения иностранному языку в вузе:
- личностно-деятельностный, при организации обучения на его основе, как отмечается И.А. Зимней, «оба его компонента (личностный и деятельностный) неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие» [6];
- компетентностный, ориентирующий обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза на профессиональную направленность образовательного процесса, результатом которого является формирование у обучающихся способности и готовности решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, предполагающей работу не только в составе или коллективе исполнителей (согласно ФГОС ВПО), но и, в свете требований рынка труда, в команде профессионалов;
- коммуникативный, в соответствии с которым при обучении иностранному языку необходимо учитывать особенности реальной коммуникации, что в свою очередь предполагает формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию (просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т. д.), необходимую для продуктивного сотрудничества при работе в команде.
Представленная нами цель реализуется с учетом следующих дидактических принципов обучения:
- принцип интегративности процессов формирования иноязычной коммуникативной компетенции и компетенции «готовность к работе в команде», как принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между иноязычной коммуникативной компетенцией и компетенцией «готовность к работе в команде»;
- принцип практической направленности обучения, основной идеей которого является конкретизация и приобретение студентами знаний и умений, необходимых им в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни;
- принцип продуктивного сотрудничества, в основе которого лежит совместная деятельность, характеризующаяся стремлением участников учесть потребности и интересы каждого и найти взаимно удовлетворяющее решение;
- принцип реализации обратной связи, характеризующийся, с одной стороны, оцениванием деятельности студентов в форме выставления баллов, а с другой стороны, снижением или повышением их познавательной активности, определяющей необходимость модификации компонентов модели формирования компетенции «готовность к работе в команде». Данная связь обеспечивает соблюдение принципа продуктивного сотрудничества преподавателя и студентов как участников совместной деятельности.
Поставленной целью, определенными подходами и принципами системы иноязычной подготовки студентов устанавливаются направления содержательного компонента модели, который предполагает отбор содержания обучения с учетом необходимых организационно-дидактических условий. Следует отметить, что для эффективного формирования компетенции «готовность к работе в команде» через систему иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза необходимыми условиями являются:
- организация обучения иностранному языку в команде (в ходе нашего исследования установлено, что 87 % преподавателей кафедры иностранных языков не владеют или не используют технологии, направленные на формирование компетенции «готовность к работе в команде»);
- включение студентов в процесс овладения иностранным языком в работе в команде на основе осознанного сотрудничества, активности и рефлексии;
- учет индивидуально-психологических особенностей студентов (установлено, что студенты второго курса успешнее осваивают технологии командной работы, поскольку период адаптации к новому социальному статусу завершен, и есть опыт прохождения промышленной практики);
- учет профессиональных интересов (89 % студентов считают необходимой компетенцию «готовность к работе в команде» для успешной будущей профессиональной деятельности);
- реализация средств методического обеспечения активизации работы в команде в процессе обучения иностранному языку в вузе (авторское методическое пособие «Englishforspecialpurposes» на основе кейс-метода, в котором на английском языке представлена информация об этапах формирования команды, качествах, необходимых для успешной работы в команде, что позволяет студентам эффективно работать над выполнением кейсов в команде).
В качестве основы содержательного компонента рассматриваются языковой и речевой материал, необходимый в рамках ситуации профессионального иноязычного общения, а также знания, умения и навыки командной работы.
Анализ исследований по проблеме компетенции «готовность к работе в команде» позволил нам определить структуру компетенции, которая включает в себя знания о стадиях формирования, структуре и ролях в команде (содержательный компонент), умение принять цель и сформулировать способы ее достижения (процессуальный компонент), навыки избегания конфликтных ситуаций, готовность к взаимопониманию и сотрудничеству, управление временем (психологический компонент).
Процессуальный компонент модели, в основу которого положены механизмы технологии обучения в сотрудничестве, обеспечивает взаимообусловленное развитие компетенции «готовность к работе в команде» и иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет утверждать, что технология обучения в сотрудничестве реализует идею формирования умений у субъектов образовательного процесса эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов [5].
Следует отметить, что особенностью данной технологии является возможность моделирования процесса обучения иностранному языку, не затрагивая содержание образования. Учитывая специфику дисциплины «Иностранный язык», технология обучения в сотрудничестве дает возможность обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого студента, давая ему возможность осмыслить пройденный материал и получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Данная технология также позволяет реализовать компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые, в свою очередь, способствуют формированию и развитию а) поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур; б) способностей студентов осуществлять различные виды деятельности, используя английский язык; в) когнитивных способностей студентов; г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.
Механизмы модели формирования компетенции «готовность к работе в команде» определили стратегии процессуального компонента. Для данных механизмов используются две группы стратегий: эмоционально-социальные и коммуникативные, реализующиеся в следующих приемах:
- исследовательские (включают в себя проблемные вопросы, на основании которых разворачивается дискуссия, и исследовательские задания, рассчитанные на групповое выполнение обучаемыми);
- креативные (включают в себя эвристические приемы, приемы выработки идей, приемы решения творческих задач);
- рефлексивные (прием «песочные часы», групповой обмен впечатлениями, «незаконченное предложение», дидактические стихи (синквейн, даймонд, контраст и др.)).
Результативный компонент предполагает своевременную диагностику и коррекцию сформированности компетенций.
Следует отметить, что комплексное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе позволяет не только эффективно формировать иноязычную профессиональную коммуникативную компетенцию, но и стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы и способствует формированию компетенции «готовность к работе в команде», которой должен обладать будущий профессионал [1].
В ходе педагогического эксперимента, проводимого на основе модели формирования компетенции «готовность к работе в команде», было установлено, что микроклимат в студенческих учебных группах улучшился, ребята охотно выполняли задания в командах, самостоятельно распределяя командные функции. Исследовательские проекты как итоговый контроль знаний по пройденной теме представляли собой слаженную работу всей команды, где каждый, выполняя определенную функцию, вместе с тем чувствовал ответственность за общий результат. Поскольку процесс обучения в студенческих группах шел на иностранном (английском) языке, соответственно уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции повысился, что в целом подтверждает целесообразность использования представленной нами модели формирования компетенции «готовность к работе в команде» на занятиях по иностранному языку у студентов неязыкового вуза.
Рецензенты:
Косолапова Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.