Введение
В творчестве Геннадия Алексеевича Вавилова, который известен как автор многочисленных произведений - оркестровых (в их числе шесть симфоний), вокально-симфонических, хоровых, камерных, выделяется обширная сфера фортепианной музыки. Им созданы сюиты и сборники пьес для фортепиано, этюды-картины, новеллы, вальсы, баллады, фортепианный концерт, сонаты.
Важное место занимают фортепианные сонаты. Как известно, в настоящее время к этому классическому жанру обращаются не так часто. Тем важнее рассмотреть эту жанровую ветвь в современном музыкальном искусстве. Г. Вавиловым написаны опусы различных жанров и форм, которые отличаются оригинальностью художественной образности, самобытностью средств выразительности. Начиная с 1971 по 2005 годы им созданы 17 сонат, отражающие наиболее значимые процессы его творческой эволюции. Именно в сонатах для фортепиано оказались запечатленными свойства его художественного мышления, особенности претворения классических и современных принципов музыкального письма.
Изучение стиля фортепианных сонат Геннадия Вавилова обусловлено не только отсутствием специальной научной литературы, посвященной данной проблеме, но и рядом других причин, среди которых вопросы развития современной фортепианной музыки во всем многообразии новых концептуальных решений, технических и звуковых приемов. Как известно проблемы стилистики в начале XXI века приобретают особо важное значение в литературоведении, искусствоведении, музыкознании. Это является закономерным явлением, подчеркивающим зарождение нового понимания свойств стиля и стилистики [3, 14-25].
Фортепианные сонаты Геннадия Вавилова позволяют не только рассматривать константы индивидуального композиторского стиля, но и говорить о претворении в них более глубоких явлений. Филолог и лингвист К.А. Долинин отмечает: «Стилистика преследует свои собственные цели, главная из которых, по нашему убеждению, заключается в том, чтобы связать функционирование языка с социальными и психологическими детерминантами человеческой деятельности и общения, объяснить причины и смысл языковой и речевой вариативности». [5, 303]. Обостренное чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающей жизни, в сонатных композициях Г. Вавилова выражается в органичной связи с современным слушателем, в нахождении общих точек соприкосновения во взглядах на мир и на человека в этом мире.
В истории современной фортепианной литературы сонатное творчество Вавилова представляет своего рода феномен. Мало кто из композиторов XX - начала XXI века имеет такое количество сонат. Более того, данный жанр в творчестве Геннадия Алексеевича играет роль генератора его творчества, где мысли и чувства, сублимированные в художественное целое, становятся источником для других сочинений.
В сонатном творчестве композитора вырисовывается несколько этапов. Первые пять сонат образуют первый период творчества, когда автор опирается на традиции жанра, используя, в основном без изменений, как традиционную систему контрастов, так и форму сонатного allegro с эпизодами в разработке. Наблюдается увлечение серийной техникой, которое испытали, пожалуй, в той или иной степени все композиторы, активно творившие в 1960-е годы. При этом темы сонат отличаются эпическими, скерцозными или лирическими настроениями, а также преобладанием токкатных и народно-танцевальных образов. Отсутствие знаков при ключе и обозначений размера характерны для произведений первого периода творчества композитора. Почти все сонаты одночастны. По-новому композитор трактует принцип монотематизма, сочетая его с вариационностью, использует полифонические приемы: впервые в разработке вводится фуга.
1970-е годы - этап становления авторского стиля Геннадия Вавилова. Он протекает на фоне существования в отечественном музыкальном искусстве «контрастных полюсов стилевого притяжения» [4] и их «встречного движения» (апробация различных комбинаций технико-стилевых моделей).
Одночастная Первая соната подтверждает основное свойство современного технико-стилевого параметра - комбинаторность, в ней широко представлены элементы сериалистических техник, конструирование музыкального материала. Четкая определенность формы характерна как для сонаты в целом, так и для всех элементов конструкции: тем (партий) и разделов.
Одночастная Вторая соната - самая жизнерадостная из Сонат композитора, полностью посвящена народным образам: эпическим, скерцозным и лирическим. Сонатная идея реализуется здесь через сопоставление инструментальных и вокальных жанровых моделей.
Третья соната более всех других сонат первого периода близка лирической линии русской романтической сонаты (Н. Метнер, Н. Мясковский). Ее можно назвать «сонатой-размышлением». В основной части Сонаты практически отсутствуют народно-жанровые и скерцозные образы, способные отвлечь от сосредоточенного раздумья. Основной образный контраст сонаты сосредоточен между лирико-рефлексивной сферой и сферой героико-эпических образов, обозначенной интонациями колокольности.
Репризы ранних сонат Вавилова представляют собой точный повтор материала экспозиции.
Четвертая соната создает красочную атмосферу яркого народного праздничного действа. Среди народно-скерцозных тем особую роль в драматургии Сонаты играет тема-попевка, которая впоследствии, в коде, приобретает торжественный и эпический характер.
Пятая соната - значительно более масштабное по замыслу и реализации произведение, которое может считаться высшим достижением этого периода творчества композитора.
Как основное композиционное решение показателен вынос драматургического конфликта в разработочный раздел формы: в экспозиции отсутствует образно-тематический контраст, а темы экспозиции (за исключением связующей) не участвуют в развитии основных событий.
Большое значение имеют применяемые композитором методы вариационного и мотивного развития [2]. Драматургический конфликт Пятой сонаты требует от слушателя (исполнителя) выхода на более высокий уровень обобщения, чем обычное восприятие тематического контраста, сопоставление тем-персонажей. Исходная установка приводит к тому, что все темы оказываются родственны между собой [1, 3].
Второй период творчества Геннадия Вавилова - время сложных исканий, углубления содержания, претворения драматических образов, пересмотра системы ценностей, интенсивных экспериментов: проб, ошибок и новых поисков. Во всех пяти сонатах (№№ 6-10) композитора, которые мы относим к периоду 1975-1985-х годов, заметны интенсивные поиски в области формообразования, что нашло выражение в использовании различных типов музыкальной формы (как классических, так и доклассических) и изобретении индивидуально характерных вариантов, пригодных для выражения собственных сонатных концепций. Шестая - Десятая сонаты отличаются усложнением содержания. В это время композитор активно разрабатывает различные элементы игры со стилями: цитирование, развитие по фактурной стилистической модели, сочетание разностилевых компонентов музыкального языка (полистилистики). Из пяти сонат только одна (№ 8) одночастна. Шестая и Седьмая - двухчастны - построены по модели малого барочного цикла: прелюдия и фуга. Девятая и Десятая состоят из трех частей: развитие действия активизируется от медленных начальных частей к быстрым финальным. В трехчастных циклах сонатная форма используется неоднократно: в одной из частей это - модель (уже сложившаяся и опробованная форма), в финале - экспериментальная форма собственного изобретения.
В Шестой сонате соединены принципы цикличности барокко (малый цикл барокко - прелюдия и фуга) и романтическое понимание сонатности.
Образцом для формы Седьмой сонаты также послужил малый полифонический цикл (прелюдия-фуга).
В Восьмой сонате композитор возвращается к одночастности. Однако теперь моделью формы избраны свободные вариации в сочетании с сонатностью. Тема вариаций ярка интонационно, имеет четкое мотивное строение и запоминающийся ритмический рисунок. Тема варьируется за счет ярких фактурных преобразований и модуляций.
Девятая соната представляет собой трехчастный цикл, все части которого отличает смешение разных стилевых основ. Первая часть - философское размышление, вторая - вариации в старинном стиле, третья написана в сложной форме, имеющей черты сонаты.
Десятая соната - произведение глубоко трагическое по образному содержанию, представляет собой трехчастный цикл с быстрым финалом.
В сонатах №№ 6-10 наблюдаются: углубления содержания, применение элементов полистилистики, нарастание экспрессии и активные поиски в области формообразования.
Третий период - время расцвета сонатного творчества композитора, когда создаются одночастные сонатно-поэмные произведения, тяготеющие к романтической программности. В сонатах этого периода действует продуманная система контрастов и приемы моностилистики.
В третьем периоде представлены произведения 1980-1995 годов, относящиеся к «этапу рождения и утверждения авторской сонатной концепции» (Сонаты №№ 11-14) и произведения 2000-2005 годов, относящиеся к «этапу деструкции сонатности» [2, 233] (Сонаты №№ 15-17). Сонаты этого периода отличает глубина концентрации рефлексивно-психологических настроений, пронзительность лиризма и особый драматизм. Все сонаты третьего периода одночастны и имеют одну основную тему.
Сонаты данного периода - вершина сонатного творчества композитора. Это - Соната-элегия № 11, Двенадцатая, Тринадцатая, Четырнадцатая («Диана»). Содержанием их стали судьба яркой творческой личности, ее духовный мир, что особенно явственно свидетельствует о концентрации рефлексивно-психологических идей. Тринадцатая соната-сюита из четырех частей с программными названиями (Бурлеска, Напев, Фуга, Токката) отличается тяготением к интеграции барочных и фольклорных тенденций, но также содержит элементы сонатной драматургии (Токката).
Активные поиски в области формы в течение предыдущего периода творчества способствовали появлению оригинальной авторской концепции сонатной формы в Одиннадцатой сонате.
Драматургия Одиннадцатой сонаты (Соната-Элегия) основана на сопоставлении двух образных сфер: субъективной лирической и внеличной агрессивной. Главный образ произведения представляет тема-мелодия лирического романсного склада, яркая, интонационно гибкая, очень выразительная и достаточно протяженная, чтобы создать равновесие формы. На другом полюсе - агрессивные образы (стихия), их простота мотивов-попевок, острый ритм (пунктир), активное использование динамических, фактурно-регистровых красок и приемов.
Новый вариант авторской концепции сонатной формы предложен в Двенадцатой сонате. Здесь в основе драматургии лежит своеобразный музыкальный сюжет: две темы, связанные в начале произведения контрапунктически и образующие одну главную тему, в ходе развития музыкальных событий приобретают черты, делающие их несовместимыми, разделяющимися.
Тринадцатая соната-сюита из четырех частей с программными названиями (Бурлеска, Напев, Фуга, Токката) отличается тяготением к интеграции барочных и фольклорных свойств и также содержит элементы сонатности (Токката). Токката представляет собой свободные вариации на народно-скерцозную тему. Характер тематизма и метаморфозы-преображения тем показывают драматургию, родственную авторской концепции сонатной формы (соединение черт вариаций, рондо, фуги и сонаты).
В основе драматургии Четырнадцатой сонаты - стилевое противопоставление романтического и жесткого современного мира образов. В музыкальном языке это выражается как противостояние мелодической и ладово-гармонической ясности с опорой на тональную гармонию и атонально-диссонансной фактуры, конструктивной сериальности.
Последние сонаты - Пятнадцатая («XX век»), Шестнадцатая и Семнадцатая («И дольше века длится день») завершают сонатное творчество Вавилова. Пятнадцатая и Семнадцатая сонаты представляют собой масштабные одночастные композиции с внутренней цикличностью, в своем роде сонаты-симфонии. Шестнадцатая соната двухчастна, но построена на одной теме и имеет черты одночастности. В последних циклах отсутствуют чисто полифонические эпизоды и традиционная сонатность, основной способ развития формы - вариационный. Доминирующей становится трагедийная концепция. Эти сонаты Геннадия Вавилова отличает психологическая глубина в сочетании с большим масштабом, концертной фактурой, протяженностью и рельефностью тематизма, его активным развитием уже при экспонировании. Полифонические и вариационные приемы развития и производность тематизма приводят к размыванию контуров формы.
Сонаты третьего периода показывают несомненную связь с романтическими традициями западноевропейской культуры. В них ощутимо влияние русского романтизма. Произведения характеризуются концертной фактурой, протяженностью и рельефностью тематизма.
Таким образом, в сонатном творчестве Геннадия Вавилова представлен широкий спектр стилевых идей времени, а вместе с тем новых и перспективных тенденций, свойственных музыкальному искусству нашего времени.
Рецензенты:
Хавторин Б.П., доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки, ректор Оренбургского государственного института искусств им Л. и М. Ростроповичей, г.Оренбург;
Ромащук И.М., доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, г. Москва.