Актуальность
Установление режима лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая свободу предпринимательства.
В российском праве понятие лицензирование хозяйственной деятельности появилось в декабре 1990 г., когда были приняты законы «О банковской деятельности» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В последующие три года сформировалось сложное, разноуровневое и достаточно противоречивое правовое регулирование лицензирования хозяйственной деятельности. В 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)». В приложении к постановлению приводился перечень лицензируемых видов деятельности, в котором значились посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические вещества, а также производство и реализация наркотических веществ.
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, достаточно обширна. Ею занимаются организации в системе здравоохранения и ветеринарии различных форм собственности, научно-исследовательские институты, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации независимо от формы собственности. В дальнейшем в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев и областей по лицензированию отдельных видов деятельности» оборот наркотических средств и психотропных веществ не был выделен в вид деятельности, подлежащий лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 № 454 впервые на уровне Правительства Российской Федерации были утверждены:
- Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Необходимо отметить, что законодательство, регламентирующее систему лицензирования, динамично развивается и постоянно совершенствуется.
Цель исследования: анализ нормативно-правовых актов в сфере лицензирования деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ.
Материалы и методы: метод многофакторного анализа.
Результаты и обсуждение
На сегодняшний день порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [3].
Согласно данному Постановлению лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I- III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - перечень), и культивированию наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (далее - культивирование наркосодержащих растений).
Деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений включает работы и услуги согласно приложению к Постановлению № 1085. На сегодняшний день Приложение 1 к Постановлению № 1085 включает 64 наименования работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 28.10.2013) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[4] (п. 3) также установлено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
Понятие «лицензирование» и «лицензия» закреплены в ст. 3 Закона № 99-ФЗ [2]. Порядок получения лицензии регламентирован ст. 13 Закона № 99-ФЗ и схематично представляет последовательность осуществления следующих действий.
Шаг 1. Представление заявления соискателем лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, утверждаются лицензирующими органами).
Шаг 2. Определение перечня документов, необходимых для получения лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
- копии документов, перечень которых определяется Положением № 10854 и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
- опись прилагаемых документов.
Согласно п. 7 Постановления № 1085 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган:
а) копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений оборудования, помещений и земельных участков, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях и земельных участках);
б) копию сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений;
в) копии справок, выданных государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, а также прекурсорам, внесенным в список I и таблицу I списка IV перечня, или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;
г) сведения о наличии заключений органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных абзацами третьим и пятым пункта 3 статьи 10 и абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Закона № 3-ФЗ [1];
д) копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I-III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.
Шаг 3. Представление документов в лицензирующий орган. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Шаг 4. Прием документов соискателя лицензии. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Шаг 5. Рассмотрение заявления соискателя лицензии и прилагаемых к заявлению документов лицензирующим органом. В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 99-ФЗ[2], лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям ч. 1 и (или) 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ, о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
В случаях, предусмотренных ч. 8 и 9 ст. 13 Закона № 99-ФЗ[2], срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи.
В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
Шаг 6. Принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии. В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19 Закона № 99-ФЗ [2], и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.
В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).
Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.
В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.
В случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату лицензия или соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии.
Основания для принятия решения об отказе в предоставлении лицензии установлены ст. 14 Закона № 99-ФЗ:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.
Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3], с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и включает в себя проверку лицензиата при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений на соответствие 26-ти лицензионным требованиям, установленным п.5 Постановления № 1085.
Выводы
Таким образом, особенности лицензирования деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров заключаются в следующем:
- лицензирование видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляет специально уполномоченные органы - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- право осуществлять какие-либо действия с наркотическими средствами и психотропными веществами при наличии лицензии предоставляется только юридическим лицам, а наиболее значимые действия - только государственным предприятиям, учреждениям.
- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, отвечающее ряду требований: в состав руководителей юридического лица должен входить специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку; юридическим лицом должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ, а также обеспечения безопасности такой деятельности; юридическое лицо должно получить специальное разрешение и т.д.
Рецензенты:
Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «ГЕРОНТОЛОГИЯ», г. Москва.
Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации УО «Полоцкий государственный университет», председатель Белорусского республиканского общественного геронтологического объединения, г. Новополоцк.