Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MANAGEMENT OF FINANCIAL PROGRAM SOURCES OF INNOVATION DEVELOPMENT OF CONCERNS ENTERPRISES

Nakenova S.M. 1
1 JSC "Concern "Oceanpribor"
In fulfilment of the order of RF government of 08.12.2013 N2227-p of strategy of innovation development of Russian Federation in the period previous to the year 2020 corporations and concerns with government participation are working out innovation development program (PID). Realization of these programs greatly depends on efficiency of regulation of financial sources. In this article are analyzed such important components of organization and financial-economic aspects of innovation development as: 1. Usage of corporative spin-out mechanism. 2. Way of obtaining investors income. 3. Sources of program of innovation development finance. At the same time the author substantiates the idea of expediency of organizing in the corporations and concerns with government participation corporative spin-out (separate enterprise specializing on research and development). Author made this conclusion on the grounds of principal incompatibility of manufacturing and research corporative cultures, their value orientations, principal different systems of documents circulation, used material base, and also in different approaches in forming organizing structures and adequate to them styles of management and types of managers. Regulations concerning the expediency of spin-out in the structure of cor-porations and concerns with government participation the author suggest to fix in the branch normative-legal acts. On the base of statistical analysis of shares-placing in 2013 the author revealed the ranges of market value of owner’s capital and the amount of volume arrangements that might be recommending for corporative structures, enlisted in IPO.
Federal aimed programs.
net profit
depreciation charges
mechanism of corporative spin-out
sources of innovation program finance
regulation of innovations development

Основные направления государственной политики в области финансирования программ инновационного развития на перспективу до 2020 года закреплены в Распоряжении Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р [3], во исполнение которого к началу 2013 года корпорациями и концернами с государственным участием разработаны программы инновационного развития.

Как показывает выполненный нами анализ, такие программы [2], оставаясь внешне схожими по структуре, существенно отличаются по содержанию, в частности по таким аспектам организационного и финансово-экономического развития, как:

1) использование механизма корпоративного спинаута[1]:

1.1) наличие (отсутствие) в структуре концерна корпоративного спинаута;

1.2) доля участия корпоративного спинаута в общем объеме венчурного капитала;

1.3) доля региональных программ поддержки малых инновационных предприятий в общей сумме доходов корпоративного спинаута;

2) способы получения доходов инвесторами:

2.1) заключение лицензионных соглашений, дающих право лицензиару на получение роялти (процента от выручки) либо паушального (единовременного) платежа;

2.2) использование механизма обратного выкупа акций («бай-бэк», от англ. buyback), иначе говоря - механизма выхода инвестора из проекта, – когда, на основании заключенного договора, осуществляются инвестиции в инновационное развитие финансово-кризисного предприятия, с последующим выкупом у инвестора собственных акций;

3) источники финансирования программы инновационного развития:

3.1) амортизация – согласно амортизационной политике концерна;

3.2) чистая прибыль – согласно положению о распределении прибыли;

3.3) участие в федеральных и региональных целевых программах и грантах;

3.4) мезонинный кредит[2];

3.5) использование механизмов публичного размещения (предложения) акций акционерного общества.

Использование механизма корпоративного спинаута. Выделение из структуры материнской либо одной из дочерних компаний концерна коммерческого предприятия, специализирующегося на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), целесообразно по следующим основаниям.

1. Корпоративные культуры общепроизводственного и научно-исследовательского видов деятельности не совместимы, так как базируются на:

а) различных системах документооборота, прежде всего в области конструкторско-технологической подготовки производства;

б) различных организационных структурах: функциональной – в первом случае и матричной – во втором;

в) различных требованиях к стилю руководства, обеспечивающему желаемые результаты: в первом случае предпочтителен авторитарный стиль управления, во втором – либеральный;

г) различные шкалы ценностей: руководители, специалисты и служащие общепроизводственных подразделений ориентированы преимущественно на карьерный рост; специалисты научных подразделений – преимущественно на профессиональный рост.

2. Общепроизводственный и научно-исследовательский виды деятельности имеют принципиально разные показатели оценки эффективности, например: производительность труда в первом случае и публикационная активность – во втором.

3. В процессе выполнения работ используется принципиально разное технологическое оборудование: преимущественно общепромышленное – при выпуске товарной продукции; преимущественно стендовое, лабораторное, измерительное и т.д. – при выполнении НИОКР.

По нашему мнению, те положительные эффекты, которые могли бы быть получены в результате совместного функционирования общепроизводственных и научно-исследовательских подразделений (прежде всего, за счет относительной экономии условно-постоянных расходов), в действительности являются абстракцией, грубейшей ошибкой, в основе которой лежит механистическое восприятие человеческого ресурса, недооценка фактора несовместимости организационных культур.

Данное положение, обосновывающее целесообразность корпоративных спинаутов, как нам представляется, должно находить отражение в отраслевых нормативно-правовых актах.

Способы получения доходов инвесторами. Вступление в силу части 4-й Гражданского кодекса Российской Федерации подняло на новый уровень творческую активность авторов, открыло новую страницу в характере их взаимодействия с промышленными предприятиями, заинтересованными в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции, получении государственного заказа на выпуск инновационной продукции.

Наличие лицензионного соглашения в данном случае означает создание условий для экономического роста, при этом очевидно, что со стороны продавца рынок как таковой отсутствует (авторское право является монопольным), в то время как со стороны покупателей существует большое количество предприятий, готовых успешно реализовать проект.

При таких обстоятельствах цена лицензии (размер паушального платежа) будет существенно отличаться от ставок (размеров), принятых в международной практике, что (с учетом установления министерствами фиксированных цен на продукцию, на целый ряд лет) означает снижение доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении лицензиата (предприятия).

По нашему мнению, во избежание экономически не обоснованных потерь промышленных предприятий, связанных с чрезмерным увеличением ставок роялти (размеров паушальных платежей), следует заменить сложившуюся модель «монополия – рынок свободной конкуренции» билатеральной моделью «монополия – монопсония», при которой в качестве единственного покупателя (монопсониста) выступает отраслевое министерство, заключающее договор с автором.

Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций. Согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре [1], «амортизация — перенесение стоимости постепенно снашивающихся основных фондов на стоимость вырабатываемой продукции» в течение их нормативного срока службы. На величину амортизационных отчислений на предприятии влияют:

  • амортизационная политика предприятия;
  • первоначальная стоимость основных производственных фондов;
  • доля активной части основных фондов в общей сумме всех основных фондов;
  • возрастная структура основных производственных фондов. Чем позже приобретены основные фонды, тем больше величина амортизационных отчислений и др.

В амортизационной политике предприятия, прежде всего, определяются цели использования амортизационных отчислений, способы начисления амортизации, использование амортизационных премий, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов и т.д.

В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70—80% покрывают потребности предприятий в инвестициях.

Амортизационные отчисления должны использоваться на следующие цели:

  • приобретение новых основных средств вместо выбывших;
  • автоматизацию и механизацию производственных процессов;
  • проведение НИР и ОКР;
  • реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства;
  • новое строительство.

До перехода к рыночным отношениям в экономической теории существовал амортизационный фонд. Он считался финансовым источником воспроизводства. На сегодняшний день учет амортизационного фонда ликвидирован. Этот актив растворился в выручке от реализованной продукции, т.е. в цене товара, работ, услуг.

По мнению автора, необходимо вернуться к практике учета накопленного и использованного амортизационного фонда. Учет формирования и использования амортизационного фонда крайне важен для концерна. Располагая данными об амортизационном фонде, руководство концерна сможет оценивать свои инвестиционные возможности. На сегодняшний день, когда утрачены сведения об амортизационном фонде предприятий, существующих, например, более 10 лет, автором предлагается методика расчета накопления и использования фонда начиная со времени акционирования предприятия. С этого момента, когда нет нераспределенной прибыли и собственный капитал равен уставному капиталу, следует ежегодно отражать сумму амортизационных отчислений на забалансовом счете «Амортизационный фонд накопленный». Накопление амортизационного фонда будет происходить за счет амортизации основных средств, нематериальных активов, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКТР). Включение расходов на НИОКТР в амортизационный фонд позволит полнее формировать его как источник простого воспроизводства внеоборотных активов в целом, в том числе и для воспроизводства нематериальных активов и новых разработок. А на забалансовом счете «Амортизационный фонд использованный» отражать использование этого фонда на вложения в необоротные активы. Разница остатков указанных забалансовых счетов будет представлять собой инвестиционный потенциал амортизации.

На протяжении 1990-х годов амортизационные отчисления как элемент инвестиционного потенциала неуклонно снижали размер амортизационного фонда. Это происходило за счет обесценения амортизируемого имущества, вызванного общим ростом цен на товары, работы, услуги и обусловленного физическим старением основных фондов, увеличением доли основных фондов, амортизация которых достигла 100%. Низкие темпы роста инвестиций в основной капитал с 1991 года обусловливают слабый прирост основных производственных фондов, что также объективно замедляет увеличение амортизационных отчислений. Поэтому основным источником простого и расширенного воспроизводства основных средств будет являться чистая прибыль.

Прибыль как источник финансирования инвестиций. Основной целью концерна в условиях рынка является получение максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности концерна. Политика управления прибылью является основой дивидендной политики концерна. Нормативным документом, регулирующим порядок выплаты дивидендов по акциям акционерных обществ, является Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [4]. На объем дивидендных выплат влияют такие факторы, как:

1) инвестиционные возможности концерна;

2) предпочтения акционера между текущим и будущим доходом;

3) выбранная структура капитала;

4) стоимость капитала других источников, кроме нераспределенной прибыли.

На практике существует пять основных типов дивидендной политики: остаточная политика выплаты дивидендов; политика стабильного уровня дивидендов от прибыли; политика оптимального уровня дивидендов; политика неснижающихся дивидендов и остаточного подхода к нераспределенной прибыли; политика постоянного прироста размера дивидендов.

В период высокой инновационно-инвестиционной активности концерну при разработке дивидендной политики следует придерживаться остаточной политики выплаты дивидендов. В условиях ограниченности внешних источников финансирования, а также высокой стоимости их, концерну необходимо учитывать свои инвестиционные возможности. Преимущества данного вида дивидендной политики - обеспечение высоких темпов развития концерна, повышение его финансовой устойчивости.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении концерна, является определение доли капитализируемой и потребляемой части, при этом необходимо обеспечить реализацию стратегии развития концерна и роста его стоимости. Если альтернативные внутренние источники, такие как амортизационные отчисления, выручка от реализации неликвидных остатков со склада, непрофильных активов и т.п., удовлетворяют потребность в инвестиционных ресурсах, то прибыль можно использовать на цели потребления. Если же прибыль является преимущественным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих необходимый темп развития концерна, завершения начатых инвестиционных проектов, связанных с переходом на новые технологии и т.д., то доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать, особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования.

Государственное финансирование инвестиций может осуществляться в таких формах, как:

  • финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;
  • финансирование в рамках целевых программ;
  • финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

Эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов являются Федеральные целевые программы.

Утвержденные целевые программы могут осуществляться за счет:

  • средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
  • внебюджетных средств (собственные средства предприятий, в т.ч. амортизационные отчисления и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, взносы участников реализации программ, заинтересованных в осуществлении программ и другие средства);
  • специальных фондов, создаваемых для осуществления целевых программ;
  • иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия.
  • источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Предоставление государственных гарантий на выдачу кредита осуществляет Минфин РФ.

Привлечение инвестиционных ресурсов в рамках акционерного финансирования осуществляется посредством дополнительной эмиссии обыкновенных акций.

Механизм публичного размещения (предложения) акций. В дополнение к традиционным источникам финансирования программ инновационного развития, таким как амортизация; чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; федеральные и региональные целевые программы и гранты и т.п., нами рассмотрены возможности использования акционерными обществами механизмов публичного размещения (предложения) акций.

Как следует из табл. 1, в 2013 году публичное размещение акций, преимущественно ИПО (анлгл. IPO - initial public offering) – первичное публичное размещение (предложение) акций, в качестве источника финансирования программ инновационного развития использовали свыше 70 открытых акционерных обществ, при этом:

  • средний планируемый объем размещения составил 605,1 млн $;
  • объем размещения, в процентах от стоимости собственного капитала (СК), составил в среднем 20,9%.

Таким образом, на уровне отрасли могут быть установлены следующие рекомендуемые параметры для акционерных обществ (корпораций и концернов с государственным участием), выходящих на IPO :

1) минимальная рыночная стоимость собственного капитала:

от 500 млн руб. (3 : 0,209 * 35);

2) рыночная стоимость собственного капитала:

от 100 млрд руб. (605,1 : 0,209 * 35);

3) объем размещения – до 20% от рыночной стоимости собственного капитала,

где:

3 – минимальный объем размещения в 2013 году, млн $;

605,1 – средний объем размещения в 2013 году, млн $;

0,209 – объем размещения, в долях единицы от стоимости собственного капитала (СК);

35 – курс доллара по отношению к российскому рублю, руб. за 1 доллар США.

Таблица 1

Публичное размещение акций открытыми акционерными обществами России в 2013 году

№ п/п

Компания-эмитент

Доля в % от (СК*)

Объём размещения, млн $

 

№ п/п

Компания-эмитент

Доля в % от (СК*)

Объём размещения, млн $

1

2

3

4

 

1

2

3

4

1

Сбербанк

7

5600

 

39

Qiwi

25

250

2

Мегафон

20

4000

 

40

Эфко

25

250

3

Металлоинвест

15

3000

 

41

Genser

20

200

4

Русские машины

25

3000

 

42

Золото Камчатки

20

200

5

Мечел-Майнинг

20

2000

 

43

Трансаэро

20

200

6

En+

25

2000

 

44

Южуралзолото

25

200

7

СУЭК

25

2000

 

45

Vostok Energy

30

200

8

Мегаполис

20

1500

 

46

Интергео

10

160

9

Евросибэнерго

25

1500

 

47

ЮТВ Холдинг

40

160

10

Nord Gold (Severstal)

25

1200

 

48

Открытие, КБ

10

150

11

O1 Properties

40

1200

 

49

Brunswick Rail

20

150

12

Роснано

10

1000

 

50

Strikeforce Mining and Resources (SMR) – Союзметаллресурс

30

150

13

Евроцемент

20

1000

 

51

Luxoft

20

120

14

ТАИФ

20

1000

 

52

Метафракс

20

120

15

Совкомфлот

25

1000

 

53

EPAM Systems

10

100

16

Профмедиа

40

900

 

54

Высочайший

10

100

17

Globalports

25

750

 

55

Parallels

20

100

18

Уралсиб

25

750

 

56

Пента Агро

50

100

19

Ростелеком

4

650

 

57

Якутская топливно-энергетическая компания

20

90

20

Русская медная компания

20

600

 

58

Возрождение, КБ

10

65

21

Спортмастер

20

600

 

59

Эконива

35

65

22

Магнит

5

500

 

60

Нобель Ойл

10

60

23

Центробувь

20

500

 

61

Иждрил холдинг

20

60

24

ПИК

20

450

 

62

Модный

континент

20

60

25

Промсвязьбанк

20

400

 

63

Аптечная сеть 36,6

10

50

26

Челябинский трубопрокатный завод

40

400

 

64

Селигдар

15

50

27

Монокристалл

30

390

 

65

Эмальянс

15

50

28

Объединенная судостроительная корпорация

10

350

 

66

Сибирский

аграрный холдинг

30

50

29

Регионы

10

300

 

67

Софринский

экспериментально-механический

завод

25

25

30

Ренова-Стройгруп

10

300

 

68

Уральский никель

25

25

31

ТАИФ-НК

10

300

 

69

Диод

23

23

32

Продимекс

20

300

 

70

Сыктывкар

тиссью групп

30

20

33

Открытые

инвестиции

25

300

 

71

Абрау-Дюрсо

15

15

34

Снегири

Девелопмент

25

300

 

72

Витал

Девелопмент

20

10

35

Евросеть

30

300

 

73

Проектные инвестиции

15

5

36

Valars Group

40

300

 

74

Вист Групп

20

3

37

ФСК

2

250

 

 

ИТОГО:

 

44 776

38

Шереметьево

10

250

 

 

Среднее значение

20,9

605,1

*) СК – собственный капитал

Источник: Разработано автором на основе данных: http://offering.ru/market/placement/futureplacement/ (дата обращения: 29.03.2014) [5].

Рецензенты:

Ивлева Е.С., д.э.н., профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, директор Института подготовки кадров высшей квалификации, СПБУУЭ, г. Санкт-Петербург.

Шашина Н.С., д.э.н., профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кафедра менеджмента и государственного муниципального управления, СПБУЭЭ, г. Санкт-Петербург.


[1] Спинаут - коммерческое предприятие, выделившееся из структуры материнской либо одной из дочерних компаний и осуществляющее в качестве основного вида экономической деятельности «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» (код 73.10 по ОКВЭД).

[2] Мезонинный кредит – не обеспеченный кредит (предоставляемый без залога имущества).