Введение
Массовое развитие туризма имеет свои пространственные особенности. Отталкиваясь от общепринятого определения туризма как перемещения, осуществляемого на срок более 24 часов за пределы мест своего существования с различными целями, заметим, что в зависимости от активности людей, они (перемещения) могут осуществляться и вблизи основного места жительства, что не требует специального планирования и ощутимых финансовых затрат, и с перемещением на значительные расстояния. Однако характерной особенностью этих перемещений является то, что они в большинстве своем используют рекреационные территории. При этом характер отдыха в значительной степени влияет на освоенность территории, ее использование в целях рекреации и туризма, да и, собственно, на процессы управления такими территориями.
Туристский регион должен отвечать потребностям туристов. Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, который турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Таким образом, туристский регион является своеобразным продуктом, свойства которого каждым туристом (или группой туристов) воспринимаются и потребляются по-своему, исходя из аттрактивности территории, удаленности от места жительства, личностно-психологических качеств и других факторов. По-сути туристский регион является важной таксонометрической единицей для оценки развития туризма.
Фактически синонимом данному понятию является понятие туристский район, обозначаемый в научной литературе по туризму как территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Совокупность экономически взаимосвязанных туристских предприятий, расположенных на территории туристского района и специализирующихся на обслуживании туристов, позволяет наилучшим образом удовлетворить их потребности, используя существующие природные и культурно-исторические комплексы и социально-экономические условия [6].
Туристские районы отличаются следующими основными признаками: временем возникновения, историчностью, плотностью населения и составом, природными, историко-культурными, социально-экономическими предпосылками формирования; уровнем развития туристской инфраструктуры; туристской специализацией.
Проведенный анализ понятийного аппарата показал, что такие общеупотребимые в теории и практике туризма термины, как «туристский регион», «туристский район», «туристская дестинация», отличают друг от друга свойства притягательности. Если же говорить о туристско-рекреационном комплексе, то это достаточно конкретное понятие, которое представляет собой систему, вырабатывающую конечную совокупную туристско-рекреационную услугу, востребованную туристом.
Сложившаяся ситуация в области туризма РФ и неэффективность его развития привели в последние годы к популяризации использования кластерного подхода. Его сторонники полагают, что кластер является реальным механизмом сотрудничества в проведении совместной деятельности всех заинтересованных в туристско-рекреационной деятельности лиц. Кластеры призваны регулировать взаимоотношения частных компаний и государственных структур. Здесь очень важно использовать существующие межотраслевые связи и работать в пользу сотрудничества государственного и частного сектора, развивать межотраслевые ассоциации.
Несмотря на широкое распространение кластеров в экономике различных стран, их природа пока осмыслена не в полной мере. В теории и практике не учитывается тот факт, что кластеры в экономике являются лишь одной из форм проявления универсальных процессов кластеризации в живой и неживой природе, а также в обществе (например, жизнедеятельность этноса на конкретной ограниченной территории региона). Следовательно, для того чтобы управлять созданием и развитием кластеров, необходимо выявить и изучить общие свойства, условия возникновения и закономерности развития.
Например, кластеры предприятий являются частным случаем кластеризации как универсального природного процесса объединения малых частиц в большое целое. Такие процессы весьма распространены в природе и проявляются в разных формах: кристаллизация (из однородных частиц), агломерация, конгломерация (объединение в целое разнородных частиц). В обществе, по аналогии, это процессы кооперирования, интегрирования, картелизация, консолидирование.
В современном экономическом словаре говорится, что кластер представляет собой совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц [7].
Кластерный подход в области развития туризма и рекреации предполагает сосредоточение на ограниченной территории различных предприятий и организаций, занимающихся формированием, производством, реализацией, продвижением комплексного туристско-рекреационного продукта, способного удовлетворить потребности различных групп туристов и других потребителей (рекреантов, местного населения и других).
По мнению Лавровой Т.А., туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности – коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой [4]. Позволим не согласиться с данным утверждением, довольно близким по смыслу к понятию туристско-рекреационного комплекса.
Существуют и иные точки зрения. Так, Кальченко О.М. определяет туристский кластер как систему интенсивного выборочно-технологического и информационного взаимодействия туристских предприятий и организаций, производителей основных и дополнительных услуг, входящих в состав туристского продукта [2].
Туристско-рекреационный кластер – сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства, взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом. При этом деятельность участников кластера ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов.
Таким образом, в состав туристско-рекреационного кластера входят независимые производственные, инфраструктурные и сервисные фирмы, включая разработчиков услуг, поддерживающие и обеспечивающие предприятия, научно-исследовательских и образовательных организаций, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания добавленной стоимости туристского продукта.
При формировании кластеров могут быть использованы различные подходы. Это использование имеющегося потенциала предприятий, которые потенциально войдут в кластер и их инновационной активности; ориентация на удовлетворение не только внутреннего спроса, но и внешнего.
Основными характеристиками кластера являются: концентрация необходимого количества основных и вспомогательных предприятий на конкретной территории; тесная взаимосвязь и взаимодействие предприятий, увязанных в единое целое по поводу создания единого туристско-рекреационного продукта; существование различных видов интеграции (вертикальной, горизонтально, смешанной); рыночный механизм функционирования; формирование конкурентной среды.
Фундамент кластера, как правило, составляют сильные компании, проверенные рынком. В структуре кластера значительная роль отводится малому и среднему бизнесу. Туристско-рекреационные кластеры, основанные на кооперации преимущественно малых и средних предприятий, будут иметь экономическую устойчивость, инвестиционную привлекательность, гибкость и конкурентоспособность на внешнем рынке. Значимым участником кластера является государство. Кластерные образования во многом зависят от содействия со стороны Правительства региона, на территории которого формируется кластер, в решении проблем, связанных с их развитием.
Важнейшая задача создания туристско-рекреационных кластеров – обеспечение коммуникации между предприятиями, входящими в кластер, и повышение их конкурентоспособности.
Ярким примером формирования кластеров в туризме является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В наиболее общем понимании туристско-рекреационная зона представляет собой одну из видов свободных экономических зон.
Согласно мнениям различных российских ученых, под туристско-рекреационной зоной понимается «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности»[1], «зоны, создаваемые для развития и оказания услуг в сфере туризма» [9], «туристский комплекс, который располагается на территории одного или нескольких муниципальных образований и обеспечивает условия для установления связи между составляющими индустрии туризма на территории определённой зоны, обеспечивая их стабильное и ускоренное развитие, будучи направленным на удовлетворение потребностей граждан в рекреации» [5], «территория, ограниченная одним или несколькими регионами и сформированная предложением туристских услуг на базе высокой степени плотности показываемых объектов, видовых характеристик региона, наличием развитой инфраструктурной составляющей, экономическим потенциалом, благоприятными природно-климатическими факторами, высоким уровнем транспортной доступности, а также возможностью внедрения туристских услуг во внешние и внутренние программы по развитию туризма» [8].
Таким образом, в качестве основных характеристик туристско-рекреационных зон выступают: конкретно очерченная граница хозяйствования субъектов туристско-рекреационной деятельности, наличие развитой инфраструктуры, высокие экономический потенциал и плотность объектов туристского интереса, транспортная доступность, благоприятные природно-климатические условия, особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности.
При имеющемся многообразии особых экономических зон в мире, а также теоретических моделей формирования таких зон, суть этой категории сводится в необходимость создания на определённой территории государственного так называемого экономического оазиса, имеющего беспошлинный, либо льготные режим ввоза и вывоза продукции, налоговые льготы, упрощённые административные процедуры, преференции в области осуществления иностранных капиталовложений. При этом такие зоны имеют, как правило, тесную связь с международным пространством. Формирование ТРЗ сопровождается комплексом дополнительных, а в некоторых случаях уникальных мер экономического и административного воздействия, которые бы обеспечивали функционирование ТРЗ и их влияние на всю социальную систему страны. Среди таких мер, помимо льгот и преференций, для резидентов ТРЗ относятся различные формы косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите и коммуникационные кампании [3].
Государственная поддержка особых экономических зон в различных государствах выступает одним из ключевых факторов их эффективности. Как показывает международный опыт, эффективность функционирования ТРЗ напрямую зависит от используемой системы стимулирования таких зон – государственных субсидий, дотаций, ссуд на льготных условиях, а также гарантий.
На основе наших рассуждений попытаемся представить визуально соотношение рассматриваемых туристско-рекреационных дефиниций и их сущностей (рис.1).
Рис.1. Взаимосвязь основных понятий
Очень важно подчеркнуть, что не существует четко очерченных границ для туристско-рекреационных комплексов, кластеров, зон, районов: несколько зон могут быть объединены в кластер, несколько кластеров – в зону, сам по себе комплекс может являться отдельным кластером (хотя есть пусть и множественные, но вполне конкретные понятия многих сущностей, с которыми соглашается большинство ученых). Это, по всей видимости, и создает дальнейшую путаницу в туристско-рекреационном районировании и формировании эффективной системы управления кластерами.
Таким образом, изучение международного и российского опыта показало повышение общественно-экономической роли туристско-рекреационных зон, так как они являются наиболее эффективной и перспективной формой привлечения капитала для развития экономического и научного потенциала государства, либо его отдельных территорий, могут иметь определённую специфику, наиболее характерным является активное участие государства и органов местной власти на начальных этапах в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, хорошей материальной базы, социальной и инженерной инфраструктуры, налоговых льгот, отражают и локальную специфику местности, города, региона, с другой, имеют всю необходимую инфраструктуру, способную удовлетворить возрастающие потребности туристов и местного населения, в отличие от развитых стран, где свободные экономические зоны выполняют функции развития проблемных регионов, в России формирование таких зон ориентировано, наоборот – на перспективные и наиболее благополучные регионы.
Системообразующая роль в эффективном развитии сферы туристско-рекреационных услуг, реализации стратегических и тактических планов и программ на различных уровнях (от муниципалитетов до уровня государства, от туристско-рекреационных комплексов, районов до туристских макрорегионов отводится кластерам).
Вместе с тем анализ вышеперечисленных понятий дает понимание, что основным принципом выделения выступает территория, и в туристско-рекреационных кластерах эта территория имеет более очерченные границы. Однако для управления такими территориальными образованиями важно знать не только границы, в которых осуществляется это управление, но и сущность протекающих процессов. В связи с этим представляется более правильным употреблять понятие кластер туристско-рекреационных услуг.
Взяв во внимание обобщенные определения туристско-рекреационного кластера, туристско-рекреационной зоны, можно с уверенностью сказать, что кластер туристско-рекреационных услуг является целостным системным образованием, состоящим из гармонично связанных и взаимодействующих друг с другом предприятий, участвующих в воспроизводстве туристско-рекреационных услуг на конкретной территории с учетом ограничений.
Формирование кластеров и выбор кластерной стратегии осуществляется по географическому, технологическому, отраслевому и даже качественному признаку. В работах ученых указывается, что кластеры могут выходить за пределы туристско-рекреационной зоны, они как бы представляют собой систему «больших ячеек» системы местных и региональных комплексов и производств, в которых создаются благоприятные условия для инвесторов.
Малоизученными остаются вопросы управления кластерами, поскольку на сегодняшний день говорят о кластерах вообще и формировании кластерной политики, но при этом оказываются не очерченными четко границы самих кластеров, не раскрываются свойства и связи между составляющими кластер элементами, что является необходимым условием для формирования системы управления ими. По-прежнему не достаточно четко сформулированы субъекты, объекты и предметы управления (связи, принципы, методы). Непонимание сущности протекающих процессов, рассмотрение в качестве главного предмета – совокупность объектов, а не связей между ними и их свойств, приводит, на наш взгляд, к ошибкам в формировании стратегии развития туристско-рекреационных кластеров.
Рецензенты:
Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.
Боголюбова С.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.