Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT INTRODUCTION OF A TRAINING COURSE «FUNDRAISING IN EDUCATION» IN THE PREPARATION OF MASTER’S TEACHER DIRECTION

Duiseeva A.R. 1
1 Irkutsk State Linguistic University
The article presents an analysis of the new training course. According to the author it’s necessary because of today’s higher education changes, namely in a context of the transition to a two-tier education system. Author monitored training programs for master’s preparation of pedagogical direction. The following official documents are considered: Federal state educational standard of higher professional education in the direction of master’s preparation: 050100 Teacher education, the qualification is a Master (the order №35); graduate curriculum of higher education of Irkutsk State Linguistic University program «Teaching- research and designed activity», «Designed and research activity: innovative technology organization». The article presents methods for classification of professional competences of future masters in pedagogical profile. The author concludes the need for a focus for the development and introduction of new disciplines enhancing a professional competence of future masters.
financing.
fundraising
training program
teacher education
master

Введение

Проблема подготовки педагогических кадров является на сегодняшний день одной из самых важных в современной системе педагогического образования. Особую актуальность она приобрела в 2011 г. по случаю принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Ранее был опубликован проект закона, который вызвал большой интерес как у профессионального сообщества, так и у обычных граждан. И такая реакция на законопроект, активное его обсуждение российским обществом свидетельствуют, прежде всего, о том, что отечественная система образования готова к решению назревшего вопроса о реорганизации и модернизации. Целью подробного обсуждения проекта явилось создание стратегической политики в сфере образования, рассчитанной на десятилетия. Вопросы, связанные с содержанием и технологиями подготовки специалистов в любой области деятельности, как правило, неоднозначны, особенно если эта область является новой и перспективной в развитии общества. В настоящее время одной из таких областей деятельности является педагогическое образование.

Проблема подготовки педагогических кадров для российского образования на сегодняшний день приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с реформой высшего образования, которая проводилась с учетом общемировых тенденций, и вскоре потребовала переосмысления устоявшихся основ организации педагогического процесса в высшей школе. Сущность новых требований к подготовке кадров состоит в создании необходимых условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности в ситуации быстрой смены содержания труда и необходимости постоянного непрерывного обновления знаний. Значимость проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, никогда не подвергалась сомнению, однако в современных условиях они приобретают особую актуальность. Как известно, это происходит в связи с происходящими кардинальными преобразованиями, представленными на рис. 1.

Рис. 1. Предпосылки становления педагогических кадров в России

Как видим, процесс становления современных кадров для инновационной России вызван следующими преобразованиями:

  • во-первых, модернизацией системы образования, а также потребностью формирования новой системы ценностей, сфокусированной на свободно самореализующейся личности, способной к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности;
  • во-вторых, сменой традиционной парадигмы образования, в которой усвоение готовых знаний становится недостаточным, когда обучающийся из пассивного объекта превращается в активного субъекта образовательного процесса при условии изменения роли и функции преподавателя;
  • в-третьих, вхождением Российской Федерации в единое мировое образовательное пространство, что требует установления глобального диалога между различными образовательными системами;
  • в-четвертых, компьютеризацией и информатизацией всей системы образования.

Но наиболее насущной для обсуждения темой в нашей стране остается переход на двухуровневую систему «бакалавр – магистр». Несмотря на то, что официальной датой завершения приема документов на специалитет является день – 31 августа 2009 г., данный переход должен являться свершившимся фактом. В рамках данной проблемы существует множество обсуждений, а именно – проблем содержания подготовки бакалавров и магистров, восприятия данных кадров современным рынком труда, их роль и место в нынешних отношениях.

Наблюдая ситуацию в сфере образования, мы можем заметить, что российские вузы активно включились в Болонский процесс. Целью данного движения, безусловно, считается включение в единую модель дипломов структуры высшего образования на основе сформулированных и соразмерных на международном уровне циклов учебных дисциплин, уровней обучения. Были приняты решения о том, что система профессионального образования России должна развиваться нацелено на интеграцию в международную образовательную среду, учитывая при этом все особенности собственной системы профессионального образования, которые, в свою очередь, создают преграды в развитии.

Так, переход к новым федеральным государственным образовательным стандартам и смена образовательной парадигмы создают новые предпосылки и в актуальности вопроса становления профессиональной компетентности магистров по направлению «Педагогическое образование». Особую значимость в данном контексте приобретают исследования педагогической науки, методические разработки, обмен образовательным опытом, новые образовательные программы. В связи с этим многие российские высшие учебные заведения, реализовывая программу двухступенчатого образования, начинают активно заниматься разработкой программ магистратуры.

14 января 2010 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050100 Педагогическое образование, квалификация – магистр (приказ № 35). Данный документ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных обязательных программ магистратуры по данному направлению и обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу [7].

Результаты исследования

В связи с этим с 2011 г. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВПО «ИГЛУ») осуществляется подготовка магистров по направлению: 050100 Педагогическое образование по программе «Учебно-исследовательская и проектная деятельность», с 2012 г. – «Проектно-исследовательская деятельность: инновационные технологии организации» [4].

Принимая во внимание характеристики профессиональной деятельности, а именно – ее соответствующую область (образование, социальная сфера, культура), для магистрантов были спланированы различные дисциплины, например, такие, как: «Современные проблемы науки и образования», «Философия образования», «Организация развивающей среды», «Основы организации учебно-исследовательской работы», «Практикум по стратегическому планированию в образовании». С учетом объектов профессиональной деятельности (обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы) было организовано преподавание следующих дисциплин: «Инновационные процессы в образовании», «Технология проектной деятельности», «Менеджмент в сфере образования», «Управление разноуровневыми образовательными системами», «Экспертиза в образовании», «Педагогические технологии медиаобразования», «Современные средства визуализации научной и проектной деятельности». С учетом специфики будущей деятельности магистрантов, в ходе работы над данным направлением, кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» был разработан целый спектр программ учебных дисциплин: «Теория педагогического дискурса», «Методология и методы научного исследования», «Основы научной коммуникации», «Научно-исследовательский семинар» и т.д.

Но, учитывая современные тенденции в сфере финансирования образования и науки, нельзя не подчеркнуть необходимость обеспечения процесса обучения магистрантов специализированными учебными курсами, которые способствовали бы формированию современного видения на возможности реализации исследований, их внедрение и практическое применение в своей профессиональной деятельности. Так, по нашему мнению, таковым курсом может являться «Фандрайзинг в образовании», разработанный в соответствии с реализацией ведущей цели – непосредственному содействию в развитии профессиональной компетентности будущего магистра, подразумевающей различные компетенции:

  • общекультурные (способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень, готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач, способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности и т.д.);
  • общепрофессиональные (готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках, способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру и т.д.);
  • профессиональные, предусматривающие различные области деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, управленческую, проектную, культурно-просветительскую. В данном случае внимание уделяется формированию способности применять современные методики, технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в образовательных учреждениях, готовности самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки, а также изучать состояние, потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
  • профессионально-специализированные (способность ориентироваться в информационном потоке, использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности, способность структурировать и моделировать базовые процессы, относящихся к различным областям естественных и гуманитарных наук и др.).

Таким образом, в результате успешного овладения вышеперечисленными компетенциями выпускники магистратуры Иркутского государственного лингвистического университета должны быть способны и готовы применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами своей профессиональной деятельности.

Но, учитывая опыт работы других высших учебных заведений, находящихся на территории города Иркутска, а именно – ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» (ФГБОУ ВПО «ВСГАО»), нами был проведен анализ документации, представленной на официальной странице вуза в открытом доступе сети Интернет (http://www.igpu.ru/). В результате анализа сайта было выявлено, что в открытом доступе не представлены учебные планы и основные образовательные программы, а лишь их аннотации, что натолкнуло нас на мысль о мониторинге открытости данного сайта.

С 2011 г. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и РИА Новости по заказу Общественной палаты России ежегодно проводят мониторинг прозрачности сайтов вузов. В мониторинг включаются все государственные вузы Российской Федерации, в том числе муниципальные, прием в которые ведется преимущественно по результатам ЕГЭ [6]. Так и в 2013 г., в период с 8 по 28 апреля, в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» Высшей школой экономики и РИА Новости в четвертый раз был проведен мониторинг прозрачности сайтов государственных вузов. Первая часть мониторинга касалась учебного процесса. Была проведена оценка информации о преподавателях, учебных программах и о результатах обучения (выпускниках). Во второй части оценивалась открытость информации о материально-технической базе обучения и о научных исследованиях в вузе. Что касается анализа сайта ФГБОУ ВПО «ВСГАО», проверяющими был подведен результат, равный 35 баллам, где 0 баллов – наличие подробной информации обо всех (почти всех) преподавателях, 0 – наличие актуальных рабочих учебных планов или полном перечне учебных дисциплин, программ курсов (планы лекций, рекомендованная литература и т.п.), учебных планов и программ дисциплин для всех факультетов и курсов, 0 баллов – наличие рассказов об отдельных выпускниках. Таким образом, имея в нашем распоряжении только аннотации программ по направлениям подготовки, нами было выделено и проанализировано основное их содержание.

Итак, данным учебным заведением подготовка магистров по направлению: 050100 Педагогическое образование ведется с 2012 г. Ведущими профилями выступают: «Биологическое образование» [1], «Математическое образование» [3], «Историческое образование» [2], «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» [5]. Анализ аннотаций данных профилей показал, что миссией основной образовательной программы магистратуры является подготовка высококвалифицированных кадров (магистров) в сфере образования и социокультурной сфере, способных проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий; проектировать элективные курсы по соответствующим дисциплинам с использованием последних достижений наук; осуществлять педагогический процесс, связанный с преподаванием исторических, общегуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин в различных типах образовательных учреждений; организовывать внеучебную и социально значимую деятельность обучающихся; владеющих глубоким знанием определенных дисциплин.

С целью выявления готовности к инновационным процессам в сфере дополнительного финансирования проектов и исследований, нами был проведен мониторинг изучаемых дисциплин по вышеперечисленным направлениям подготовки магистров ВСГАО и установлено, что только в аннотации программы «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» представлены изучаемые дисциплины, среди которых: «Методология и методы научных исследований в специальной психологии (патопсихологическая, нейропсихологическая, стандартизированная психодиагностика)», «Проектирование программ психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии для различных систем специального и общего образования», «Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение детей с трудностями развития от рождения до школьного возраста», «Проектирование программ психологического сопровождения для лиц с нарушениями интеллектуального развития, для лиц с речевыми нарушениями», «Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с трудностями в развитии» [5]. Исходя из имеющихся данных, можно заметить, что среди представленных дисциплин отсутствует учебный предмет, касающийся рассмотрения возможностей дополнительного финансирования, получения грантовых средств для реализации проектов, идей, программ.

Заключение

Таким образом, анализ опыта работы высшей педагогической школы по подготовке магистра по педагогическому направлению показал, что сегодня ведущими высшими учебными заведениями, кроме ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», не накоплен опыт работы с таким новым учебным предметом, как «Фандрайзинг в образовании», не выявлены основные проблемы, связанные с возможностями дополнительного финансирования. Однако современный заказ требует компетентных специалистов, в связи с чем вопрос о внедрении подобных курсов остается актуальным.

Рецензенты:

Подлиняев О.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск.

Тимошенко А.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск.