Профессиональная компетентность педагога, по мнению современных исследователей, проявляется в его готовности как к теоретической, так и к практической деятельности. Компетентный педагог проявляет способности к развитию, совершенствованию, освоению и применению передовых технологий и стремлению к созданию и внедрению новых подходов в образовательном процессе. В условиях современной школы учителя сталкиваются с необходимостью практически применять полученные знания, умения и навыки в конкретных условиях, реализуя базовые профессиональные компетенции. Поэтому одной из главных, насущных задач для средних специальных учебных заведений, а особенно - педагогических, является формирование в стенах колледжа компетентного педагога, способного на исследовательский поиск, умеющего оценить, спроектировать свою профессиональную деятельность, обладающего критическим мышлением, творческим потенциалом [3].
На современном этапе развития образования преподаватель имеет возможность выбрать наиболее эффективные методики и средства преподавания. Важна роль выбора технологий, способствующих формированию компетентного специалиста.
Следуя Д. Равену, мы определяем компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [11].
Профессионально-ориентированная технология подготовки будущих учителей в системе среднего специального педагогического образования предполагает применение студентами результатов обучения в своей будущей деятельности.
Система профессиональной подготовки учителя должна моделировать содержание и структуру деятельности педагога. В основе этой деятельности - восемь видов профессионально значимых умений:
- проектировочные (умения спланировать различные виды работы);
- адаптационные (умения адаптировать предлагаемый материал для конкретных учебных условий);
- организационные (умения организовать различные виды деятельности);
- мотивационные (умения мотивировать учащихся к учебной деятельности);
- коммуникативные (умения общаться на уроке и вне его);
- умения контроля и самоконтроля;
- познавательные (умения вести исследовательскую деятельность);
- вспомогательные (умения петь, играть на каком-либо инструменте, рисовать и т.п.).
Данные умения свидетельствуют о профессиональной культуре учителя [11]. Процесс обучения представляет собой моделирование педагогической деятельности в учебных задачах и моделирование с целью развития указанных умений.
Развитию творческого и рефлексивного мышления способствует продуктивное обучение, направленное на самостоятельную исследовательскую деятельность студентов. Согласно мнению Э. Зеер и Э. Сыманюк в современном профессиональном образовании развивающими технологиями являются новые технологии, технологии саморегулируемого обучения (поисковые и исследовательские технологии, технология модульного обучения, проблемное обучение, и др.), позволяющие подготовить компетентного специалиста [10].
Профессионализм учителя нельзя представить без проявления исследовательских умений, свидетельствующих о компетентности педагога в целом. Существует модель формирования исследовательской компетенции будущих учителей, в которой выделяются субъекты взаимодействия, цель, задачи, принципы, содержание, технология и результат. Ее реализация повышает уровень профессиональных умений студентов [5].
Проектировочные умения мы считаем основными в структуре профессионального мастерства учителя, уровень развития которых сказывается на формировании других профессиональных умений и мастерства учителя.
Известно, что проектирование - это сознательно осуществляемая целенаправленная деятельность по созданию плана-проекта чего-либо, которая совершается на основе ряда специальных умений. Целенаправленное развитие умения проектировать - залог успешного овладения профессиональным мастерством учителя [7].
Анализ системы профессиональной подготовки учителя в средних специальных педагогических учебных заведениях позволяет выделить противоречия, разрешение которых необходимо для эффективного становления профессионального мастерства будущего учителя. Это противоречия:
1) между мотивацией студентов к развитию базовых профессиональных умений и игнорированием методическим советом колледжа важности развития проектировочных умений студентов в процессе получения профессионального образования;
2) между востребованностью умения проектировать образовательные материалы в профессиональной деятельности и отсутствием условий, обеспечивающих развитие данного умения [1].
Анализ данной проблемы опирается на идеи о формировании профессионального мастерства учителя ИЯ (Н.Е. Кузовлева, Н.В. Языкова); теорию профессиональной подготовки учителя (Е.И. Пассов) и теорию педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек) [11], [6].
Для формирования профессиональных умений будущих учителей необходимо обеспечить следующие педагогические условия: выполнение требований к профессиональной подготовке будущих учителей, поэтапное формирование комплекса профессиональных умений будущих учителей, разработка авторских курсов, направленных на формирование профессиональных умений будущих учителей, разработка критериев оценки уровня сформированности профессиональных умений.
По нашему мнению, технологическая стратегия профессиональной подготовки должна предоставлять широкие возможности для самостоятельной углубленной специализации на основе предлагаемых образовательных программ.
В современной литературе по психологии и педагогике (Э. Де Боно, Б.В. Всесвятский, Дж. Дьюи, И.И. Ильясов, М.В. Кларин, А.И. Савенков и др.) основной акцент делается на том, что для решения исследовательских задач следует создавать специальную развивающую среду, обеспечивающую необходимые условия для профессионального становления. На основании исследований Г.А.Ковалёва, М. Черноушека, Б. Краус можно выделить такое понятие, как «образовательная среда образовательного учреждения», задача которой - формирование профессиональных компетенций будущих специалистов [5]. Одним из компонентов образовательной среды колледжа является «исследовательская среда колледжа». Исследовательская среда колледжа представляет собой комплекс субъектов, целей, содержания, методов, средств и форм организации исследовательской деятельности, способствующий накоплению интеллектуальных, культурных, программно-методических и технических ресурсов. Для организации исследовательской деятельности применяются педагогические и учебно-методические ресурсы колледжа, которые способствуют подготовке компетентных педагогов к профессиональной деятельности в современной школе. В исследовательской среде колледжа формируется, таким образом, творческий подход к проектированию педагогической деятельности, осуществляется рефлексия и создаются условия для развития личного самосознания. Исследовательскую среду колледжа составляют учебно-методический совет, совет студенческого общества, предметно-цикловые комиссии, творческие объединения педагогов и студентов.
Основными формами исследовательской работы студентов является деятельность педагогических мастерских, кружков, групп, дискуссионных клубов, подготовка к научно-практическим конференциям, написание курсовых и выпускных квалификационных работ.
Ведущими принципами организации исследовательской деятельности студентов колледжа являются научность, индивидуализация и дифференциация, самообучение, активность, субъект-субъектные отношения, преемственность.
Процесс развития профессиональных умений будущего учителя следует считать продуктивным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) учебно-исследовательскую деятельность студентов педагогических колледжей рассматривать как интеграцию учебной и исследовательской деятельности;
2) учебно-исследовательские умения следует классифицировать в соответствии с учебно-исследовательскими действиями студентов: информационно-рецептивные умения, интеллектуально-исследовательские умения и продуктивные умения;
3) осуществление процесса приобретения исследовательских умений на основе междисциплинарного подхода, реализующего профессиональную, практическую и личностно-формирующую функции;
4) организация учебного процесса в рамках проектной методики, позволяющей обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы в ходе выполнения задания;
5) осуществление обучения на основе специально разработанного комплекса учебно-исследовательских заданий для одновременного формирования учебно-исследовательских и коммуникативных умений [6].
Формирование учебно-исследовательских умений у студентов педагогических колледжей в процессе формирования профессиональных умений невозможно без целенаправленной организации учебно-исследовательской деятельности, которая интегрирует в себе черты учебной и исследовательской деятельности. Это наличие проблемы и цели исследования; их подчиненность дидактическим, развивающим и воспитательным целям обучения; самостоятельное выполнение студентами поисковой работы; направленность на получение новых для студентов знаний; коммуникативная, поисковая и познавательная активность студента; осуществление учебно-исследовательской деятельности под руководством преподавателя [3].
Проектная методика дает возможность организовать учебно-исследовательскую деятельность студентов специальности в процессе овладения профессиональными умениями в рамках междисциплинарного подхода (информационный, репродуктивный, проблемный и исследовательский методы).
В рабочей программе учебной дисциплины отражено содержание исследовательской деятельности студентов, выполняемой под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство педагогической практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ. В ходе исследовательской деятельности студенты осваивают современное техническое оборудование, самостоятельно проводят эксперименты, применяют полученную информацию, решая исследовательские задачи. Методы исследования являются основным средством формирования исследовательской компетенции. Планомерное овладение студентами исследовательскими методами в условиях современности позволяет формировать основы научного мышления и методологического подхода к профессиональной деятельности в целом. Студенту в данной деятельности открывается возможность активно осваивать имеющиеся научные знания и на их основе создавать новые образовательные продукты. Обучение исследовательской деятельности происходит по следующей схеме:
- постановка проблемы по теме исследования;
- рассмотрение существующих подходов к данной проблеме;
- принятие проблемы студентами;
- анализ вариантов решения проблемы;
- оценка рациональности каждого из вариантов решения;
- выводы и обобщения на основе проведенного анализа [4].
Для обеспечения единства требований, предъявляемых к учебному исследованию и его результатам, в колледже разработаны регламентирующие положения; модель формирования исследовательской компетентности; методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, по написанию рефератов, по составлению аннотированных библиографических списков, терминологических словарей, сборники заданий исследовательского характера.
Руководство исследовательской работой данного уровня осуществляет методический совет, возглавляемый заместителем директора по методической работе. Основными звеньями, организующими данную работу, являются предметно-цикловые комиссии. Руководители предметно-цикловых комиссий осуществляют организацию учебно-исследовательской деятельности студентов в соответствии с учебным планом.
Преподаватели осуществляют непосредственное руководство учебно-исследовательской работой студентов. Предметно-цикловые комиссии составляют план исследовательской работы студентов, который утверждается на методическом совете колледжа. Заместитель директора по учебно-методической работе руководит деятельностью предметно-цикловых комиссий и осуществляет контроль.
На различных ступенях обучения в колледже (учебно-профессиональная адаптация, ориентация в профессии, профессиональная самореализация) ведется работа, направленная на освоение студентами основных видов, форм и методов исследовательской деятельности.
Методическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности студентов отражается в педагогической модели комплексной программы «Студент - исследователь - профессионал». Данная программа включает три направления деятельности: организация профессионально ориентированной исследовательской деятельности (учебной, научной, рефлексивной); контроль (внутренний и внешний) и мониторинг исследовательской деятельности студентов (отслеживание исследовательской активности и динамики изменений в профессиональном самоопределении студентов); комплексное учебно-методическое обеспечение исследовательской деятельности будущих педагогов и подготовка кадров [12].
Таким образом, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к педагогу, формирование профессиональных умений студентов педагогических колледжей невозможно без целенаправленной организации учебно-исследовательской деятельности, условием успешности которой следует считать учет междисциплинарных связей, а также развитие проектировочных умений будущих педагогов.
Рецензенты:
Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.
Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.