Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE THEORETICAL BASIS OF THE SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLBOYS IN THE VOCAL ACTIVITY

Nemykina I.N. 1 Sablina T.N. 1
1 Moscow State Humanitarian University n.a. M.A. Sholokhov
In the article are examined the theoretical basis of the sociocultural development of junior schoolboys in the process of vocal activity, which is generally regarded as the occurrence in the context of contemporary culture for self-development and acquiring new human personality. Accentuating attention in the sociocultural development of schoolboys, the authors characterize the specific pedagogical activity, directed on the creation of the effective conditions of development and self-development of schoolboy, and also possibilities of his free creative self expression. The experience in the use of music in education has shown that with its aid the children get to know the language of human emotions, signs and symbols of culture and society. In the dialogue with the musical skill the child, survives, gets to know, comprehends the interrelations of people, phenomenon of nature, the social events, which acquire for it personal sense. Specifically, this ensures the beginning of selective and preferable, and then estimated relation to itself and surrounding reality, what is basis for the sociocultural making of a personality.
communicative behavior
self-adjustment
emotional contact
emotional state
socialization
sociocultural development
vocal activity

Попытки всего мирового сообщества преодолеть негативные тенденции технократизации, экологического кризиса, других проблем глобализации актуализировали в настоящее время понятие социокультурности. Понимание направления развития цивилизаций с социокультурных позиций означает усиление гуманистических основ существования человечества, переориентацию на культурное развитие личности, развитие отраслей социально-гуманитарного знания.

Современное общество выдвигает новые требования как к человечеству в целом, так и к отдельной личности, которая должна сочетать высокую квалификацию, грамотное владение техникой, предельную профессиональную компетентность с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Социокультурное развитие человека можно рассматривать как развитие - современника определённой эпохи в процессе вхождения в контекст современной культуры и свободного самоопределения, в результате которого происходит саморазвитие, приобретение индивидом новых личностных качеств. Одновременно происходит присвоение общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций, выстраивание своей жизненной траектории, обретение опыта позитивного сосуществования в реальном мире и с миром.

Современный тип культуры актуализирует тип личности свободной, автономной, ответственной, с рефлексивным сознанием, способной к самоорганизации и саморазвитию. Соответственно этот тип личности задаёт целевой ориентир современному образованию.

Социокультурное развитие школьников следует рассматривать как специфическую педагогическую деятельность, направленную на создание эффективных условий развития и саморазвития школьника, а также возможностей его свободного творческого самовыражения.

Младший школьный возраст характеризуется осознанием своего места в мире общественных отношений и открытием для себя значения новой социальной позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы. В этот период происходит смена системы отношений, следовательно, изменяется «социальная ситуация развития». Произвольность является одним из признаков школьной зрелости и может рассматриваться как непосредственный результат социализации, поскольку приобретается ребенком в процессе совместной деятельности с взрослым, а также в игре со сверстниками.

Как известно, история культурного развития ребенка приводит к результату, определяемому как социогенез высших форм поведения [2; 3]. В младшем школьном возрасте у детей появляется более устойчивая структура личности. Ребенок в 7 лет осознает свои действия, планирует, подвергает осмыслению взаимоотношения с другими людьми. Происходит изменение содержания и способов организации взаимодействия с окружающим миром как источником личностного развития. Начало учебной деятельности характеризуется новыми отношениями детей с взрослыми и сверстниками. Обозначенные сферы социальных отношений (ребенок - взрослый и ребенок - дети) взаимодействуют друг с другом через иерархические связи, благодаря способности к гибким, продуктивным межличностным взаимодействиям. Без этого невозможно развитие структуры общения и полноценное удовлетворение потребности детей в общении.

Обучение в начальной школе - это ступень личностного становления и взросления ребёнка, развития у него ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает здесь как условие постепенного погружения детей в постоянно развивающееся проблемное поле культуры и основа освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития является не только присвоение чужого опыта, а накопление и расширение индивидуального жизненного опыта ребенка в процессе взаимодействия с взрослым. Поэтому перед нами встает двуединая задача: развитие младшего школьника 1) как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, 2) как культурного человека, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

В данном контексте школа выступает как институт социализации, где наряду с задачами обучения специальным знаниям и умениям, обеспечивающим процесс интеллектуального развития ребенка, трансформируются и развиваются социальные установки общества (этика, нравственность, идеология), реализуемые через систему целенаправленных воспитательных воздействий. Требования к ребенку усложняются, становятся жестче и более постоянны. С одной стороны, это способствует усложнению адаптивных форм поведения и совершенствованию саморегуляции, но, с другой стороны, порождает и состояние так называемой школьной дезадаптации.

У значительной части школьников период начальной социализации осложнен вследствие ослабления адаптационных возможностей за счет соматической ослабленности, недостаточности темпа протекания психических процессов, несформированности произвольной регуляции деятельности, эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных, эмоционально-коммуникативных затруднениях, гипофункции эмоционально-нравственной сферы. Эти особенности учащихся делают их уязвимыми перед воздействиями внешней среды, отрицательно сказываются на возможностях детей успешно справляться с задачами, которые перед ними ставит жизнь.

Таким образом, возникающие отклонения в формировании личности детей младшего школьного возраста представляют собой серьезную педагогическую проблему, требующую решения путем создания специальных условий для успешного социокультурного развития и компенсации имеющихся трудностей учащихся начальной школы. Особый интерес в связи с этим представляют возможности музыкального искусства.

Музыка обладает широчайшим спектром воздействия на человека, в ней заключены сокровища духовного мира людей, огромный опыт человеческих отношений. Эмоциональные состояния, воплощенные в музыкальной ткани, являются своеобразной квинтэссенцией людских мыслей и чувств, выраженной особым языком музыкального искусства.

Среди других видов искусства музыка более других выделяется своей ассоциативностью, демократизмом и доступностью. Поэтому можно рассматривать музыкальное искусство как мощный фактор формирования и расширения объема культурно- исторических знаний детей, способствующих росту их культурного и субъективно- личностного опыта, определяющего формы культурного и социального взаимодействия младших школьников в реальности.

Эмоциональный слух позволяет школьнику воспринимать эмоционально-личностное содержание музыкальной информации, а значит, дает педагогу более тонкий и верный ключ к сердцу ребенка, способствует обучению детей языку эмоций, широко представленному в произведениях музыкального искусства. Язык эмоций позволяет детям войти в систему экстралингвистической коммуникации с помощью музыкально-эстетического стимула, актуализирующего интерес детей к общению с музыкальным искусством. Так совершенствуются коммуникативные способности детей; на основе процессов сопереживания формируется эмоциональная интуиция в ситуации общения, развиваются навыки коммуникативного поведения, осуществляется преодоление эмоциональной автономности.

Таким образом, опыт использования музыкального искусства в педагогике показал, что с помощью взрослого дети познают язык человеческих эмоций, знаки и символы культуры и социума. В межсубъектном диалоге в искусстве ребенок, переживая, познавая, осмысливая взаимоотношения людей, явления природы, социальные события, приобретает личностный смысл воспринимаемого. Это обеспечивает начало зарождения избирательного, предпочтительного, а потом оценочного отношения, что является основой для социокультурного становления личности и выработки внутренней позиции отношения к миру, к себе.

Певческая деятельность, являясь одним из видов музыкальной деятельности учащихся в начальной школе, позволяет средствами вокального искусства осуществлять единство воздействия на личность ребенка музыки и художественного слова. В пении всегда доминируют эмоциональные факторы, характеризующие особо значимые переживания и впечатления. Песенный мир чрезвычайно разнообразен: это и народные песни, песни классиков, современная детская песенная музыка. Песня раскрывают перед школьниками огромный мир ранее неизвестных представлений и чувств, благодаря чему у детей развивается эмоциональная отзывчивость и появляется заинтересованное отношение к музыке. Пение - это непосредственное эмоциональное общение, в котором музыкальное произведение воспринимается и воссоздается в его эстетической целостности - единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего экспрессивного выражения, за счет чего становится возможным достижение целостности личностного развития учащихся.

Певческая деятельность как вид музыкального искусства обеспечивает развитие особых способов отражения действительности. У школьников расширяются границы видения окружающего мира, умения видеть и себя в этом мире, что пробуждает в ребенке созидательные силы и желание видеть и творить добро и красоту. Если музыкальное искусство не имеет непосредственного нравственного воздействия на человека, то опосредованно оно дает пространство для нравственного выбора и социальной позиции.

Особенности певческой деятельности заключаются в том, что на исполнителя воздействуют в единстве и музыка, и художественное слово. Художественный текст делает песню более доступной детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Совместное пение сплачивает детей и создает условия для их эмоционального общения. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, мы воспитываем дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Воздействуя на чувства, пение является формой детского досуга и в образной, эмоциональной форме вносит новизну в ранее сложившиеся у них представления об окружающем мире.

Велика роль пения в музыкальном и личностном развитии школьников. Выразительное исполнение песен организует и дисциплинирует детей, помогает им осмыслить и сделать более яркими свои переживания, позитивно изменить отношение к музыке и окружающей действительности. Кроме того, в пении дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки, по мере которых происходит развитие ребенка - формирования у него мышления, накопление новых представлений; усложняются эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию музыки. Песенные тексты помогает школьникам осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим, культурным и социальным развитием детей и формированием их личностных качеств.

Так как пение неотрывно от слова, смыслового содержания - его эмоциональное воздействие уникально. Пение имеет художественно-воспитательное значение для детей. Оно является одним из сильнейших средств эмоционального воздействия как на певцов-исполнителей, так и на слушательскую аудиторию. Причина этого заключается в том, что эмоциональность звука зависит от психического состояния человека, его чувств, переживаний. Смысл пения не только в передаче художественного композиторского замысла, а в воздействии его на умы и души, воспитании способностей сопереживания, что изначально несет в себе большие возможности формирования творческого потенциала личности.

Эмоциональность - не только художественно-исполнительское средство воздействия на слушателя, но и важнейшее условие овладения и технологией пения, ибо ребенок все постигает через эмоции, которые всегда являются особой формой отражения действительности. Развиваясь в процессе общения, эмоции органично вплетаются в процесс личностного развития ребенка. Певческая деятельность требует определенного художественного уровня исполнения, который зависит от воспитания живости и тонкости и восприятия окружающего мира; осмысления художественных образов произведения; интерпретации средств музыкально-вокальной выразительности; адекватного владения специфическими умениями и навыками. При помощи специальных упражнений ребенок должен постоянно тренировать свой слух, певческий голос, узнавать о роли и значении в жизни и музыке эмоций.

Специально организованная певческая деятельность младших школьников

  • позволяет реализовать эмоциональный потенциал музыкального искусства;
  • способствует повышению адаптационных возможностей школьников в образовательной среде;
  • позволяет успешно справляться с задачами, которые ставит перед ними жизнь;
  • обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка в целом.

Таким образом, певческая деятельность учащихся в соответствующих социально-педагогических условиях обеспечивает переход от репродуктивного освоения школьниками музыкального художественного опыта к творческому конструированию собственных отношений с миром. Становясь важнейшим средством социокультурного развития детей, певческая деятельность помогает в решении одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием.

Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, декан факультета культуры и музыкального искусства ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

Козьменко О.П., доктор культурологии, профессор кафедры музыкального исполнительства ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.