В современных условиях одной из основных проблем учреждений интернатного типа является обеспечение психологического здоровья воспитанников, главный путь к которому лежит через гуманизацию учебно-воспитательного процесса как важного условия развития личности ребенка.
Решение вопроса психологического благополучия воспитанников, охрана здоровья педагогов и подобных тем часто отходят на второй план и недостаточно изучены, хотя здоровье детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
В первоначальной хартии ВОЗ видение здоровья было сформировано в положительных терминах, где сказано, что здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи.
Известные психологи, занимающиеся вопросами психологического здоровья человека, дают следующие определения этого феномена.
О.В. Хухлаева формулирует определение психологического здоровья как динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной самоактуализации [7].
По определению В.Э. Пахальяна, психологическое здоровье - это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе [5].
И.В. Дубровина в своем исследовании представляет психологическое здоровье как психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [2].
Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой. Вместе с тем, многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим немедицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникации; самопрезентаций; стремления к реализации своих возможностей; решение внутри- и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраений, различного рода психической зависимости и др.) [1, 3].
В рамках гуманистической психологии (Фромм Э., Олпорт Г., Маслоу А., Рофжерс К., Франке В.) была раскрыта проблематика здоровой личности. В частности, А. Маслоу утверждал, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность [4].
Сегодня гуманистические тенденции требуют обновления содержания, структуры образования и воспитания, разработки нового алгоритма деятельности участников процесса сопровождения развития ребенка на всем протяжении его пребывания в учреждении - от момента поступления в школу-интернат до выпуска в социум, его постинтернатного сопровождения.
В государственном образовательном учреждении «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на протяжении нескольких лет главной педагогической темой является «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса как средство для формирования полноценной, защищенной, здоровой и развитой личности».
Важную роль в обновлении жизнедеятельности школы-интерната играет реализация проекта «Школа здоровья» [8], разработанного при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программ «Дети Чернобыля» и «Дети-сироты».
В центре проекта - гуманистическая идея создания условий для сохранения и восстановления соматического и духовного (психологического) здоровья ребенка.
Реализация проекта «Школа здоровья» в школе началась с организации оздоровительного комплекса для педагогов. И это не было случайностью.
Психологическое здоровье ребенка-сироты определяется педагогом, его здоровьем - не только физическим, но и психологическим. Здоровый педагог - здоровые дети. Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Большинство не умеет снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие, что проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.
Комплекс, направленный на решение этой проблемы педагогов, длился 24 дня, проводился в осенне-весенние сезоны и включал в себя профилактический массаж, занятия ЛФК, арома- и фитотерапию, сеансы управляемого воображения, занятия по саморегуляции.
Во время проведения занятий с педагогами старшие воспитанники брали на себя ответственность за младших и режим в интернате.
Разработка и реализация физиолого-валеологического комплекса для педагогов, способствовавшего восстановлению их физического и душевного здоровья, содействовали решению еще одной важной проблемы учреждений интернатного типа - изменению стереотипов во взглядах учителей и воспитателей на детей-сирот.
В среде педагогов, работающих с этой специфической детской аудиторией, нередко возникает убеждение, что воспитанники-сироты повторят судьбу родителей, «пойдут по их стопам». Такой подход характерен для учителей и воспитателей, оправдывающих свою бездеятельность и неэффективность педагогической деятельности. Подобная позиция педагога чрезвычайно опасна для неокрепшей личности ребенка, так как фактически представляет собой отрицательную установку на программу его жизни, разрушает его веру в себя и в собственное будущее. Как утверждает известный детский чешский врач профессор Мирка Климова-Фюгнерова, ребенок в большинстве случаев сделает то, чего ты от него ждешь. Поэтому жди от него правильных поступков и хорошего поведения.
В работе с педагогами в школе-интернате, направленной на замену отрицательных установок в воспитании позитивными, параллельно с оздоровительным комплексом велась просветительская деятельность в рамках научно-практических семинаров, медико-психолого-педагогического консилиума, педагогических советов, совещаний, методических объединений, семинаров, курсов повышения квалификации на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования Тульской области.
Учителей и воспитателей знакомили с особенностями психического и возрастного развития детей-сирот, в процессе занятий обсуждали варианты дифференциации обучения, возможности педагогики сотрудничества, проблемы стилей педагогической деятельности, современных педагогических технологий, стратегии и тактики конструктивного общения с детьми и подростками и др.
Изменение отношения к ребенку-сироте способствовало гуманизации образовательной, воспитательной, реабилитационной среды в школе-интернате. Переход к гуманистической среде, личностно-ориентированным технологиям в школе-интернате осуществлялся непросто. Передовым ядром в организации позитивных перемен в учреждении были психологи, медики и педагоги, прошедшие курсы подготовки кадров по проекту «Школа здоровья» в г. Москве.
С целью формирования образовательного, воспитательного, реабилитационного пространства, отвечавшего характерным чертам гуманно-демократического стиля (духовная близость с ребенком, заинтересованность в его судьбе, оптимистическая вера в него, соучастие, сотрудничество, сотворчество и др.), продумывались тактика участников сопровождения развития ребенка, действия по решению его проблем в образовательном процессе.
На первом этапе медиками, педагогами, психологами на основе комплексного подхода изучались теоретические вопросы организации образования ребенка. На втором этапе на занятиях, проходивших в рамках методических объединений и семинаров, отрабатывались практические навыки и действия участников образовательного процесса. При этом большое внимание уделялось самодиагностике педагогов. Самодиагностика позволяет педагогу лучше узнать себя, осознать свою педагогическую позицию как возможность изменить стереотип, проанализировать свои шаги при взаимодействии с каждым конкретным воспитанников, а также повысить возможности по саморазвитию и самореализации. Следующий этап в решении проблемы - практическое применение полученных педагогом знаний на уроках, конкретных занятиях. Уровень овладения педагогами на практике умениями работать над решением проблемы воспитанника демонстрируется на мастер-классах. Четвертая ступень в решении проблемы - анализ деятельности педагога, который проводится на методическом объединении или в индивидуальном порядке. Следующая ступень - разработка специалистами пошагового решения проблемы ребенка в образовательном процессе. Шестой этап - отслеживание и оценка результатов работы по решению проблемы.
Передовой опыт педагогов, эффективные формы их собственной образовательной деятельности и помощи ребенку в разрешении его проблем получают распространение и используются коллегами в собственной практике.
Большую помощь педагогам в организации образовательной деятельности в школе-интернате оказывает психолог. Так, предложенная психологом и освоенная педагогами программа развития творческого мышления Ю. Гатанова реализуется с детьми в начальном и среднем звеньях. Разделы программ по развитию познавательной сферы учащихся педагоги используют во время уроков после предварительной проработки с психологом. Естественное введение специальных упражнений позволяет разнообразить, оптимизировать урок, снижает напряжение детей и исключает их перегрузки. Тесный деятельностный контакт психолога с педагогами позволяет гуманизировать образовательный процесс. Для воспитанников среднего и старшего звеньев отработан комплекс занятий медицинского работника, психолога, воспитателя и социального педагога. Занятия этого комплекса проводятся в течение года один раз в неделю. В основе комплекса лежит программ Г.К. Селевко, И.Н. Закатовой, О.Г. Левиной «Самовоспитание личности», а также программа Н. Касаткина «Здоровье». Темы занятий распределены между психологом, воспитателем, медицинским работником и социальным педагогом. Содержание занятий дает возможность детям и взрослым лучше узнать себя, друг друга и окружающий мир.
Параллельно с коррекционно-развивающими занятиями психолога с детьми в школе-интернате проводятся тренинговые занятия для взрослых, осуществляющих сопровождение ребенка-сироты. На практических занятиях педагоги учатся справляться с проявлением своих негативных чувств, эффективно взаимодействовать с «особым» ребенком, разрешать конфликты, проводить наблюдение за ним, диагностировать его состояние. Здесь воспитатели отрабатывают новые формы проведения классных часов с детьми и подростками, анализируют записанные на видеокамеру открытые занятия. Занятия с психологом развивают педагогическую рефлексию, помогают воспитателям и учителям лучше понять психологическое состояние ребенка.
За период эксперимента все педагоги овладели методами образовательной кинезиологии. Организация школьного обучения с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка - один из самых сложных, но эффективных способов обучения. В школе организована секция кинезиологов, которая имеет свой план работы с педагогами и психологами. К настоящему времени проведена серия семинаров для учителей и воспитателей по изучению методов определения типа функциональной асимметрии полушарий и показателей межполушарного взаимодействия. В рамках семинаров рассмотрены вопросы поэтапного создания для детей ситуации успеха; изучены кинезиологические программы коррекции проблем обучения, поведения, профилактики соматических заболеваний и т.д.
В школе-интернате проведена диагностика детей начального звена на предмет «право-левополушарности», даны рекомендации педагогам по организации успешной учебной деятельности диагностированных детей.
Уровень сиротства, пребывание детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении на полном государственном обеспечении влекут за собой формирование специфической личности, не всегда подготовленной к жизни, что создает потребность в разработке специальных программ, направленных на разрешение этой важной проблемы. С этой целью необходимы объединение действий участников образовательного процесса разного профиля (педагога, медика, психолога) и разработка модели их взаимодействия в отношении развития каждого ребенка.
Основными направлениями деятельности учителей и воспитателей по обеспечению психологического здоровья воспитанникам являются: индивидуальный подход; развитие самостоятельности ребенка; создание комфортной психологической обстановки; оптимизация процесса взаимодействия участников образовательного процесса; развитие творческих способностей воспитанников; введение в содержание образования развивающего компонента; укрепление здоровья всех участников образовательного процесса; профилактика и предупреждение отклонений в здоровье; пропаганда здорового образа жизни; соблюдение валеологических условий жизнедеятельности.
Деятельность педагогов строится на субъект-субъектных отношениях сотрудничества между детьми и взрослыми.
Все занятия для детей физиолого-валеологического, педагогического, психологического, медицинского направлений скоординированы расписанием. Расписание дало возможность структурировать работу по направлениям, упорядочит время детей во второй половине дня с учетом режима работы спортивных секций, художественной и музыкальной школ, досуговых центров, а также разработать механизм сочетания занятий специалистов разного профиля. Так, комплекс занятий с детьми плаванием (проходит в бассейне школы-интерната 3 раза в неделю) включает в себя занятия ОФП с элементами лечебной физкультуры, которые проводит медицинский работник; «Игровой час», который проводит воспитатель, а также занятия в модульном зале, который проводит тренер из спортивной школы.
Обеспечение психологического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является альтернативой большинству других педагогических систем и подходов (педагогике сотрудничества, личностно-ориентированной педагогике и др.). Особенность этой деятельности педагогов - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье всех субъектов образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе-интернате здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором педагоги, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, воспитанники, выпускники согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя солидарную ответственность за результаты [6].
На протяжении многих лет качество обучения по предметам достигает 70 %, успеваемость - 100 %, поступление выпускников в высшие учебные заведения - от 78 до 100 %, наблюдается снижение уровня соматической заболеваемости до 17-23 %, острых респираторных заболеваний до 15 %, на 35 % увеличилось число детей, входящих в I группу здоровья. Положительной динамике в физическом развитии детей-сирот соответствуют и положительные изменения в их психологическом здоровье.
Рецензенты:
Шульга Т.И., д.псх.н., профессор, Московский государственный областной университет, г. Москва.
Семья Г.В., д.псх.н., зав. лабораторией управления социальными системами защиты детства Столичной финансово-гуманитарной академии, профессор кафедры психологии образования МПГУ, г.Москва.