В настоящее время одной из острых проблем гражданской авиации является большой дефицит компетентных специалистов-пилотов. Причиной этому служит, во-первых, опережающее развитие авиационной техники, что требует от пилота способности к непрерывному самосовершенствованию, а, во-вторых, недостаточность всесторонней подготовки будущих специалистов. Такое положение дел ведет к снижению безопасности полетов и, как результат, к авиационным происшествиям, связанным с человеческим фактором. Сложившаяся ситуация предъявляет вчерашнему выпускнику требования максимальной реализации всех профессиональных и личностных ресурсов, высокой способности к саморазвитию и адаптации, постоянного стремления к совершенству в профессии. Поэтому во ФГОС ВПО по направлению подготовки 162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения в рамках профессиональной подготовки подчеркивается важность способности к саморазвитию (ОК-11), умения критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-13), демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, ответственное отношение к своей трудовой деятельности (ПК-12); готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-22) [6]. Поэтому образовательное пространство вуза должно сформировать такую установку на профессиональную деятельность, которая способствовала бы развитию потребности в самосовершенствовании, саморегулировании, принятию инициативы и ответственности в профессии, что, как предполагается, в будущем станет основой стремления к профессиональному успеху.
Проблемой успеха, достижений и их закономерностями занимались такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Г.В. Гегель, И.С. Кон, Д. Макклелланд, Г. Олпорт, Д.Н. Узнадзе, Х. Хекхаузен, К.Г. Юнг и др. Так, важными психологическими предпосылками активности, связанной с достижением, являются осознанные мотивы, синтезирующие потребностную и ценностно-смысловую сферы. Достижения являются одной из базовых потребностей личности. С данной потребностью связывается относительно устойчивое стремление человека к достижению высоких результатов в деятельности, адекватная самооценка и тенденция брать на себя умеренные риски (последнее само по себе является особо необходимым для такой экстремальной профессии как пилот гражданской авиации). Мотив достижения выражается в постоянном стремлении к повышению уровня своих возможностей и является устойчивой личностной чертой. Мотивация достижения развивается произвольно в возрасте 3-13 лет. В более зрелом возрасте мотивация достижения может развиваться только посредством обучения, в ходе которого человек при возникновении ситуации достижения может ощутить все преимущества успеха [4]. Развитая мотивация достижения в профессиональной сфере проявляется в способности к конкуренции, стремлении к профессиональному совершенству, желании работать эффективно, несмотря на возможные профессиональные кризисы.
Деятельность достижения, по Х. Хекхаузену, всегда включает в себя следующие характеристики: наличие опредмеченного результата; оценку результата по качественным и количественным показателям, оценку на основании нормативной шкалы; цель такой деятельности должна быть потенциально достижима, но не может быть осуществлена без затрат времени и усилий; такая деятельность непременно желанна, то есть удовлетворяет какую-либо потребность [1, с. 18]. Внутренняя готовность к деятельности достижения определяется психическим состоянием, включающим осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [2].
Обращаясь к проблеме профессиональных достижений и состоянию готовности к ним, нельзя не затронуть исследований категории установки, ввиду того, что установка как мотивированная готовность может стать средством формирования мотива достижения. Феномен установки был обнаружен приверженцами Вюрцбургской школы Г. Майером и И. Ортом, которые выделили такие состояния сознания, которые проявляются в ожидании и уверенности в правильном пути решения задачи. Данное явление получило свое развитие в работах Д. Н. Узнадзе (и его школы) и в научных исследованиях теории «аттитюда» зарубежных психологов Д. Хайдера, М. Розенберга, Л. Фестингера.
Согласно Д. Н. Узнадзе, установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Каждая установка включает в себя три базовых компонента: 1) когнитивный компонент (факты, знания и убеждения об объекте); 2) аффективный (эмоции и оценки человека); 3) поведенческий (готовность к предполагаемому действию). Для формирования устойчивой установки необходимо развитие каждого ее компонента [2;5].
Важное функциональное значение установки заключается в том, что она предопределяет состояние готовности, что позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие. Данное состояние проявляется в высоком уровне развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности, который обеспечивает успех предстоящей деятельности. Установка - это временное состояние, которое может возникать под воздействием требований задачи, в форме открытых и скрытых инструкций, либо под влиянием контекста, ожиданий или предшествующего опыта. Несмотря на то, что установка является временной, она может быть потенциально повторяемой, поэтому она может представлять собой процесс построения и закрепления таких новых длительных личностных диспозиций, как стратегия поведения, привычка, черта, склонность [2].
Еще одним функциональным значением установки можно назвать обеспечение устойчивого целенаправленного характера протекания деятельности. Определяя устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, она выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях, что позволяет человеку действовать определенным образом еще до появления стимулирующего активность объекта. В силу своей будущной отнесенности, установка возникает при предвосхищении субъектом появления определенного объекта, при этом она является наиболее продуктивной в ситуации, если задача носит прогностический характер [5]. Профессиональная деятельность (как и любая другая) всегда включает в себя элементы предвидения, связанные с целеполаганием, а, следовательно, и предвосхищением результата. Более того, зачастую успешное выполнение деятельности является результатом развитой способности предвидеть ее конечный результат.
Важным сущностным аспектом установки является то, что она выступает в качестве оценочной реакции на объект (предмет, событие, идею), которая выражается в целенаправленной активности человека, что относит ее (установку) к системе ценностных ориентаций личности. Ценности входят в психологическую структуру личности и являются источником поведения человека, которое характеризуется высокой осознанностью [2]. В нашем исследовании мы предполагаем формирование именно ценностных установок, которые делают профессиональные достижения (как объект) полезными, желательными и важными для субъекта профессиональной деятельности. Так, ценностная установка на профессиональные достижения подразумевает под собой внутреннее состояние готовности человека к восприятию профессиональных достижений как значимых и желательных для себя и определяет активность человека, направленную на их реализацию.
Вероятным представляется формирование ценностных установок у курсантов-пилотов на профессиональные достижения в ходе иноязычной подготовки. Цикл обучения английскому языку в вузе гражданской авиации сводится к изучению трех модулей:
- общий английский язык (Plain English) - 1-4 семестры;
- авиационный английский язык (Aviation English) - 5-6 семестры;
- фразеология радиообмена на английском языке (Radio Telephony Communication) - 7-10 семестры.
Дисциплина «Английский язык» входит в состав 1 модуля и подразумевает корректировку знаний грамматических структур, расширение лексического минимума, выработку и формирование основных автоматизмов в области произношения, чтения, письма, структурного оформления речи в устной и письменной форме. На данном этапе закладываются основы практических навыков аудирования, чтения, говорения и письменной речи. Общий английский язык является той основой, на которой «строятся» все остальные модули. Особое значение в рамках нашего исследования приобретает тот факт, что данная дисциплина является наиболее гибкой в содержательном плане, поэтому представляется возможным с ее помощью реализовать не только академические задачи, но и сформировать ценностную установку на деятельность профессиональных достижений.
Как было сказано выше, эффективная установка может быть сформирована только при наличии системы знаний о профессии, ценностного отношения к деятельности пилота и готовности к ней. В свете данной проблемы возникает необходимость содержательной трансформации дисциплины «Английский язык». Содержание данной дисциплины профессионально не ориентировано. Вместе с тем, профессиональное образование должно способствовать приобретению целостного опыта - его содержание должно отражать не только основы наук, но и основы осваиваемой деятельности. Поэтому содержательной составляющей иноязычной подготовки пилотов должно стать формирование образа предметной и социальной реальности профессиональной деятельности в рамках внешнего контекста учебной деятельности. Предварительное профессиональное ориентирование курсантов младших курсов могло бы способствовать формированию устойчивой мотивации к познавательной и профессиональной деятельности и позволит создать психолого-педагогические условия для снятия противоречий в методологической основе обучения на данном этапе.
Для развития навыков чтения и аудирования предполагается использование материалов на профессиональную тематику. Такие тексты и аудиовизуальные средства должны непременно отражать различные аспекты профессиональной деятельности и ситуации реальных профессиональных достижений. Это поможет сформировать адекватный образ профессии и человека в этой профессии. Сопутствующие техники рефлексии могут способствовать профессиональному самопринятию, помочь наметить ориентиры профессионального развития и стратегии преодоления ситуаций неуспеха. В рамках развития коммуникативного взаимодействия важнейшим средством должно стать вовлечение курсантов в диалогическое профессионально-значимое общение и обеспечение эмоционализации педагогического процесса для развития ценностного отношения к профессии и к достижениям в ней. Основой этого должно стать использование таких интерактивных профессионально-ориентированных методик, как коммуникативные игры, коммуникативные задания, скетчи, ролевые и деловые игры, круглые столы, дискуссии и др.
Таким образом, формирование ценностных установок у будущих пилотов гражданской авиации призвано развить образ желаемого профессионального пути и стратегии профессионального самосовершенствования, тем самым повысив уровень безопасности полетов. В рамках изучения английского языка процесс формирования таких установок предполагает пересмотр дидактических средств при планировании занятий. Важными предпосылками формирования ценностных установок должно стать, во-первых, приведение содержания дисциплины «Английский язык» в соответствие с контекстом профессии пилота гражданской авиации, а, во-вторых, смещение акцента с традиционных методов преподавания в сторону интерактивных методов. Вместе со сменой дидактической парадигмы должна произойти и смена роли преподавателя на учебном занятии от транслятора знаний к фасилитатору, способному изнутри мотивировать активность на профессиональные достижения.
Рецензенты:
Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, зав. НИЛ акмеологии образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, г. Ульяновск.
Калинина Н.В., д.псх.н, зав. кафедрой начального образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, зав. кафедрой психологии ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.