Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXTENDED PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS – FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM OF MIDDLE LEVEL IN CONDITIONS OF NEW LAW

Dubyago N.M. 1 Yudov O.S. 1
1 Kaliningrad Trade and Economic College – Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
This article deals with determination of goals, tendencies and technologies of extended professional education of students - future specialists in tourism of middle level on the basis normative documents of acting law in the field of education and tourism. Federal law «About Education in the Russian Federation» of December 29, 2012 № 273 – Federal Act, State program of the Russian Federation «Development of Education for the term of 2013– 2020», Concept of long-term social – economic development for the term until 2020, Federal law of the Russian Federation of May 3, 2012 № 47 – Federal Act «Of Entering Changes In the Federal Law «About Fundamentals of Tourist» Activity and other Federal Acts of the Russian Federation», Federal target program «Development of internal and external tourism (2011 – 2018). Content analysis was used. Received information was classified in accordance with the structure of the whole pedagogical process: goal, content, methods, technologies and conditions. As a result of normative documents analysis the following conclusions about vocational education of students – future specialists in tourism of middle level were made. The persons of extended vocational education are tour operators and travel agents who are the first level managers. They carry out excursion, travel agency, tour operators and hotel activities on the technical and supplementary level. The goals of extended vocational education are forming of additional professional skills. The content of extended vocational education are modern technologies in tourism industry with various groups of tourists: local history excursion in foreign language, technology of preventing conflicts with clients of travel agencies, trips arranging of non-adult tourist groups, disabled tourists. Methods and forms: short-term programs, model training, vocational training, simulating firm.
specialist tourism middle level
secondary vocational education
extended professional education

Введение

Нормативные основы любого педагогического процесса выступают гарантией объективности его исследования. Они раскрывают социальный заказ и требования профессионального сообщества к подготовке бакалавров и магистров. Дополнительное профессиональное образование, являясь элементом непрерывного профессионального образования, продолжает развиваться и совершенствоваться в нормативном статусе.

Цель и методы исследования: выявить с помощью контент-анализа нормативные положения, определяющие цели, содержание, методы и формы, условия организации дополнительного профессионального образования студентов - будущих специалистов по туризму в актуальных документах об образовании и индустрии туризма.

Результаты исследования

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [9], дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 1, п.14).

В федеральном законе нормативно закрепляется явление «дополнительное профессиональное образование студентов СПО»: «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» (ст.10, п. 7) [9]. Как видно, закон содержит прямое указание на возможность реализации в учреждении СПО основных и дополнительных образовательных программ и одновременного освоения нескольких образовательных программ.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (ст. 68, п.1). Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76, п.1) и осуществляется посредством программ повышения квалификации (ст. 76, п. 2), к освоению которых допускаются лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76. п.3).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности (ст. 76, п.4), а ее содержание определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ст. 76, п. 6), должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст. 76, п. 9).

Организация дополнительного профессионального образования студентов СПО осуществляется в процессе обучения по дополнительным профессиональным программам как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ст. 76, п. 11), а также полностью или частично в форме стажировки (ст. 76, п. 12).

Документы об основном и дополнительном профессиональном образовании, студенты, принявшие участие в программах дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), получают одновременно (ст. 76, п. 16). Повышение или присвоение квалификации подтверждается документами об образовании и о квалификации (ст. 60, п. 1) или документами об обучении, к которым относятся свидетельства об обучении (ст. 60, п. 2) [9].

Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» конкретизирует дополнительное профессиональное образование студентов [1]. По численности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, Россия является мировым лидером - 673 человека в расчете на 10 тыс. населения в 2009 году (в странах Организации экономического сотрудничества и развития соответствующий показатель в середине 2000 годов варьировал в пределах 160 - 660 человек на 10 тыс. населения).

Модернизация системы профессионального образования исходит из нескольких обстоятельств.

Во-первых, ее проблемного состояния, связанного с отставанием в распространении образовательных программ, обеспечивающих получение прикладных квалификаций, обеспечивающих, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области, квалификацию для работы со сложными технологиями; в результате 66 процентов работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений, поскольку работодателям требуются кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности [1].

Во-вторых, прогноза ее развития, согласно которому будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации; опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации [1].

В-третьих, приоритетами государственной политики, определяющими: 1) миссию образования как реализацию каждым гражданином своего позитивного человеческого, социального, культурного, экономического потенциала; 2) развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека; 3) модернизацию сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей (выделено нами) и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность [1].

В-четвертых, задачей по разработке и реализации краткосрочных программ повышения квалификации на базе образовательных организаций среднего профессионального образования и по переосмыслению представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях и определению того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны [1].

Определение направлений и содержания дополнительного профессионального образования будущих специалистов по туризму среднего звена базируется на проблемах индустрии туризма, а также на перспективах ее развития, раскрывающихся в современном законодательстве об индустрии туризма.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. Среди основных факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности РФ на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, указывается невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров [7].

В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» указываются должности, которые могут занимать лица со средним профессиональным образованием: должности специалистов (Организатор экскурсий, Менеджер по направлению туризма (выездной, въездной, внутренний туризм), Менеджер по бронированию и продажам, Руководитель туристской группы, Агент по бронированию, Агент по туризму (выездной, въездной, внутренний), Ассистент по формированию экскурсионных (туристских) групп, Менеджер по работе с корпоративными клиентами, Культуролог-аниматор, Специалист по обработке заказов, Инструктор-методист по туризму) и служащих (Агент по приему заказов на экскурсии, Администратор офиса). По данному документу, работники сферы туризма могут осуществлять экскурсионную, турагентскую, туроператорскую и гостиничную деятельность [6]. В «Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93», который соответствует Международной стандартной классификации занятий, указывается, что специалисты среднего уровня квалификации выполняют преимущественно технические и вспомогательные функции [5].

Современное научное описание системы профессиональных квалификаций специалистов по туризму структурирует работников отрасли как трехуровневый менеджмент туристской услуги: техники, технологии и концептологии [2, с. 3]. Первые - реализуют туристическую услугу, вторые - ее разрабатывают, концептологи - обосновывают. Специалисты индустрии туризма среднего звена - это техники туристской услуги.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма на ближайшую перспективу руководители агентства по туризму РФ выделяют задачи в области правового регулирования туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма [3]. В частности, к таким задачам относится «установление особенностей правового регулирования путешествий несовершеннолетних туристов, включая повышенную ответственность туроператоров и турагентов за качество и безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, а также квалификационных требований к руководителям таких групп» [3].

На необходимость специальной подготовки работников индустрии туризма в области безопасности туристов прямо указывают положения ФЗ РФ от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ»: в статье 1 «устанавливается дополнительный вид профессиональной деятельности» «оказание экстренной помощи туристам» [10]. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» отмечается, что «специфические риски могут быть обусловлены: непрофессиональностью персонала (гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников и др.); непредоставлением или предоставлением неполной информации об условиях путешествия туристам (экскурсантам). В качестве способов снижения рисков при совершении путешествий выделяют обеспечение учета психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы» [4].

Рассматриваются проблемы подготовки персонала в свете принятия Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» [8]. Цель программы - увеличить поток въездного туризма и качество туристского обслуживания. Программа основана на кластерном подходе, который предполагает создание на ограниченной территории - туристско-рекреационный кластер - предприятий и организаций, связанных с разработкой, производством, продвижением, продажей туристского продукта, а также смежной деятельностью по его реализации. Масштаб инновации поддерживается намерением ее распространения на 25 регионов России. Планируемый кластер будет включать в себя современные комфортабельные средства размещения, рестораны, спортивно-развлекательные и торговые центры, автостоянки и другие объекты, что актуализирует проблему широкопрофильной подготовки работников индустрии туризма с опорой на овладение смежными профессиональными квалификациями [8]. Такая подготовка обеспечит взаимозаменяемость работников и повысит качество туристического обслуживания.

Учитывая приоритетность государственной политики в развитии туристской отрасли (внутренний и въездной туризм), подготовка кадров должна быть нацелена на специальности, востребованные конъюнктурой рынка, уделяя особое внимание подготовке кадров смежных отраслей (персонал среднего звена в отрасли гостеприимства) и узкоспециализированных специалистов внутреннего и въездного туризма (краеведы, экскурсоводы, инструкторы-проводники) [8]. Следовательно, в дополнительном профессиональном образовании будущих специалистов по туризму среднего звена необходима углубленная подготовка в технологиях взаимодействия с разными категориями туристов и групп туристов, в технологиях краеведческих экскурсий, в том числе на иностранном языке.

Выводы

Таким образом, государственные требования к дополнительному профессиональному образованию студентов, обучающихся в системе СПО, регламентируют целостный педагогической процесс:

цели - удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности;

содержание - определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование, профессиональных стандартов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

технологии и условия организации - обучение реализуется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, а также в форме стажировки.

Очевидно, чем большим количеством техник владеет, тем более он востребован на рынке труда, тем более качественно он может реализовать стандарты в индустрии туризма. Следовательно, актуализируется педагогическая задача мотивировать студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, к овладению дополнительными квалификациями и в целом к дополнительному профессиональному образованию в интеграции с основным профессиональным образованием.

Рецензенты:

Самсонова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград.

Кондратенко А.Б., д.п.н., профессор, заместитель директора по учебной работе Калининградского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, г. Калининград.