Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN MODERN SOCIO-CULTURAL SITUATION

Ivanova E.L. 1
1 NOU VPO "Vyatka Social and Economic Institute"
The analysis of the relationship of behavioral factors on adult moral development of preschool children in modern conditions. The author gives a generalized characteristic of modern social and cultural environment, as a society, which is in a state of crisis. Characterized by social relations between people, family relations, the relationship between children. Discloses the main problems and intra- parental child-parent relationship. The main problem of the moral development of preschool children author considers irresponsible and unconscious behavior of adults, which is stored and copied to the children unconscious level. In the process of educating the younger generation is an important factor in self-organization and self-regulation of parental behavior and the creation of favorable conditions for the moral and psychological development of children in the family.
preschool age
moral development
family relationships
social and cultural situation.

Современное российское общество находится в состоянии системного кризиса. Причем, кризисные явления отмечаются во всех сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. О таком состоянии культуры свидетельствуют следующие признаки: утрата общности культурной парадигмой; дискредитация и утрата традиционной системы ценностей; становление новой социальной системы - резкое расслоение на богатых и бедных; усиление нестабильности; активизация различных форм отчуждения; криминализация общественных отношений. Целью жизни становится карьеризм любыми средствами. Формируется общество потребителей с формированием нового типа человека - человека массового с массовым сознанием. Его основной характеристикой является то, что он «как все», без стремления к внутреннему изменению и развитию, с некритичностью восприятия и оценкой с духовной инфантильностью, безразличием и равнодушием. Разрушены нравственные представления о браке и семье: почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости браков, а супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое нежелательное бремя. Повреждены устои семьи: разрушена иерархия семейных отношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Традиционные отношения послушания, почитания и уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорирования мнения родителей. Наблюдается также и то, что большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки и внимания. А также проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.

Следствием кризиса являются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, часть таких проблем спровоцирована нарушениями внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. Нарушены процессы формирования ориентации нравственных ценностей: у детей дошкольного возраста дает сбой усвоение системы нравственных эталонов. Под воздействием средств массовой информации современные дети-дошкольники персонифицируют себя не с позитивно ориентированными героями, а с ведьмами, волшебниками, мутантами, мечтая, прежде всего, о вседозволенности и личном могуществе. Вследствие преобладания нецензурной лексики, рекламы, свободного доступа Интернета происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

Таким образом, снижение показателей нравственного развития личности сегодня происходит уже с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуальную модель в условиях окружающей социокультурной среды, которая непосредственным образом влияет на формирование личности ребенка.

В педагогическом словаре дается следующее определение социокультурной среды, данное Б.П. Черником: «это конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества, совокупность различных условий жизнедеятельности и социального поведения» [1]. Но возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Тенденции воспитания в современной социокультурной ситуации сводятся к одностороннему усиленному интеллектуальному развитию ребенка. Начиная с младшего возраста, прикладывается множество сил и внимания именно обучению: чтению, развитию речи, изучению математики, танцам, спорту. Но в условиях преобразования российского общества, ускорения темпов социального и научно-технического прогрессов возникает потребность в людях инициативных, творческих и независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем нравственный потенциал личности не формируется сам по себе, внезапно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка. Более того, по мнению Н.С. Александровой, формирование нравственных культурных ценностей, правил поведения и общения не должно оставаться без внимания [2].

Нравственное развитие глубоко сознательно и основывается на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идет речь, особенностями нравственности являются: развитие обобщенных представлений о правдивости, справедливости, смелости, скромности, дружбе. Складываются первые моральные оценки, суждения, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Формируются не только моральные качества, но и чувства. Но ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе. Поэтому огромное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в этой среде усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Подобный этому процесс известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (от англ. «запечатление образа») [3]. Такой подход в воспитании не требует от родителей специальной подготовки или работы с детьми, но является значимым, формируя поведенческие навыки подрастающего поколения. Многие родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением тех или иных нравственных или безнравственных поступков героев, бесед на нравственные темы. Но также большая часть родителей и не подозревают, что они наносят вред нравственному и психическому развитию ребенка своим негативным поведением, дезориентируя тем самым в социокультурном пространстве. Нравственное сознание, т.е. возникновение развернутых дефинитивных и оценочных суждений, что объясняется возникновением интереса у детей к поступкам окружающих и является одним из показателей того, что ребенок овладел правилами и нормами и воспринимает поведение окружающих через призму этих представлений. У них складываются этические эталоны - образцы, содержащие обобщенное представление о положительном и отрицательном поведении, на основе которых возникают моральные оценки. В первую очередь этические эталоны прививают детям взрослые: родители и воспитатели.

Показателем нравственного развития детей дошкольного возраста являются нравственные ценностные ориентации, которые определяют выбор между добром и злом. Ребенок совершает такой выбор не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. В этом случае свобода является основанием или подсознанием и формируется в ходе обретения личного опыта [4]. Более того, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмысливать ценности и устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками людей. Для этого взрослый в различных видах детской деятельности ориентирует ребенка на базовые ценности: «добро», «зло», «вера», «любовь».

Задачами взрослых являются самосовершенствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в детях способности видеть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмов только хорошее, ориентирование на созерцание доброго и положительного, на сочувствие и взаимопомощь [5]. Процесс становления нравственного развития детей может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, а наиболее интенсивен именно период дошкольного детства, поэтому важна правильная организация нравственного развития ребенка с самого раннего детства, большая заслуга которой принадлежит грамотному участию взрослого. В противном случае не исключается ущербность воспитания, последствия которой устранить сложно. Ребенок перенимает у старших стиль поведения, манеры, привычки, речь, а также отношение к другим людям, животным, предметам. Так, слова «хорошо» и «плохо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. Взрослый учит оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение. Закрепляясь в сознании, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в условиях кризисной социокультурной ситуации, когда внутрисемейные родительские и детско-родительские отношения находятся на стадии непонимания, неуважения и отягощены социальными обязанностями и материальными заботами, следует принять во внимание, что важным фактором саморегуляции поведения родителей является самосовершенствование личности. В течение периода взросления детей, когда главными особенностями нравственного развития этого возрастного периода являются запоминание и подражание манерам поведения и общения взрослого, социально-нравственный аспект формирования личности ребенка заключается в возможности создания родителями этически и морально благоприятных условий для усвоения детьми позитивно нравственного опыта.

Рецензенты:

Александрова Н.С., д.п.н., профессор НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Маури А.А., д.п.н., заведующий производственной кафедрой НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.