Современное российское общество находится в состоянии системного кризиса. Причем, кризисные явления отмечаются во всех сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. О таком состоянии культуры свидетельствуют следующие признаки: утрата общности культурной парадигмой; дискредитация и утрата традиционной системы ценностей; становление новой социальной системы - резкое расслоение на богатых и бедных; усиление нестабильности; активизация различных форм отчуждения; криминализация общественных отношений. Целью жизни становится карьеризм любыми средствами. Формируется общество потребителей с формированием нового типа человека - человека массового с массовым сознанием. Его основной характеристикой является то, что он «как все», без стремления к внутреннему изменению и развитию, с некритичностью восприятия и оценкой с духовной инфантильностью, безразличием и равнодушием. Разрушены нравственные представления о браке и семье: почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости браков, а супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое нежелательное бремя. Повреждены устои семьи: разрушена иерархия семейных отношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Традиционные отношения послушания, почитания и уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорирования мнения родителей. Наблюдается также и то, что большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки и внимания. А также проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.
Следствием кризиса являются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, часть таких проблем спровоцирована нарушениями внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. Нарушены процессы формирования ориентации нравственных ценностей: у детей дошкольного возраста дает сбой усвоение системы нравственных эталонов. Под воздействием средств массовой информации современные дети-дошкольники персонифицируют себя не с позитивно ориентированными героями, а с ведьмами, волшебниками, мутантами, мечтая, прежде всего, о вседозволенности и личном могуществе. Вследствие преобладания нецензурной лексики, рекламы, свободного доступа Интернета происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Таким образом, снижение показателей нравственного развития личности сегодня происходит уже с дошкольного возраста. Одна из основных причин ухудшения нравственного состояния детей - разрушение естественных институтов социализации семьи и детского сообщества, а также изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуальную модель в условиях окружающей социокультурной среды, которая непосредственным образом влияет на формирование личности ребенка.
В педагогическом словаре дается следующее определение социокультурной среды, данное Б.П. Черником: «это конкретное, непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества, совокупность различных условий жизнедеятельности и социального поведения» [1]. Но возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Тенденции воспитания в современной социокультурной ситуации сводятся к одностороннему усиленному интеллектуальному развитию ребенка. Начиная с младшего возраста, прикладывается множество сил и внимания именно обучению: чтению, развитию речи, изучению математики, танцам, спорту. Но в условиях преобразования российского общества, ускорения темпов социального и научно-технического прогрессов возникает потребность в людях инициативных, творческих и независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем нравственный потенциал личности не формируется сам по себе, внезапно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка. Более того, по мнению Н.С. Александровой, формирование нравственных культурных ценностей, правил поведения и общения не должно оставаться без внимания [2].
Нравственное развитие глубоко сознательно и основывается на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идет речь, особенностями нравственности являются: развитие обобщенных представлений о правдивости, справедливости, смелости, скромности, дружбе. Складываются первые моральные оценки, суждения, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Формируются не только моральные качества, но и чувства. Но ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе. Поэтому огромное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в этой среде усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Подобный этому процесс известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (от англ. «запечатление образа») [3]. Такой подход в воспитании не требует от родителей специальной подготовки или работы с детьми, но является значимым, формируя поведенческие навыки подрастающего поколения. Многие родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением тех или иных нравственных или безнравственных поступков героев, бесед на нравственные темы. Но также большая часть родителей и не подозревают, что они наносят вред нравственному и психическому развитию ребенка своим негативным поведением, дезориентируя тем самым в социокультурном пространстве. Нравственное сознание, т.е. возникновение развернутых дефинитивных и оценочных суждений, что объясняется возникновением интереса у детей к поступкам окружающих и является одним из показателей того, что ребенок овладел правилами и нормами и воспринимает поведение окружающих через призму этих представлений. У них складываются этические эталоны - образцы, содержащие обобщенное представление о положительном и отрицательном поведении, на основе которых возникают моральные оценки. В первую очередь этические эталоны прививают детям взрослые: родители и воспитатели.
Показателем нравственного развития детей дошкольного возраста являются нравственные ценностные ориентации, которые определяют выбор между добром и злом. Ребенок совершает такой выбор не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. В этом случае свобода является основанием или подсознанием и формируется в ходе обретения личного опыта [4]. Более того, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмысливать ценности и устанавливать причинно-следственные связи между поведением и поступками людей. Для этого взрослый в различных видах детской деятельности ориентирует ребенка на базовые ценности: «добро», «зло», «вера», «любовь».
Задачами взрослых являются самосовершенствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в детях способности видеть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмов только хорошее, ориентирование на созерцание доброго и положительного, на сочувствие и взаимопомощь [5]. Процесс становления нравственного развития детей может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, а наиболее интенсивен именно период дошкольного детства, поэтому важна правильная организация нравственного развития ребенка с самого раннего детства, большая заслуга которой принадлежит грамотному участию взрослого. В противном случае не исключается ущербность воспитания, последствия которой устранить сложно. Ребенок перенимает у старших стиль поведения, манеры, привычки, речь, а также отношение к другим людям, животным, предметам. Так, слова «хорошо» и «плохо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. Взрослый учит оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение. Закрепляясь в сознании, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в условиях кризисной социокультурной ситуации, когда внутрисемейные родительские и детско-родительские отношения находятся на стадии непонимания, неуважения и отягощены социальными обязанностями и материальными заботами, следует принять во внимание, что важным фактором саморегуляции поведения родителей является самосовершенствование личности. В течение периода взросления детей, когда главными особенностями нравственного развития этого возрастного периода являются запоминание и подражание манерам поведения и общения взрослого, социально-нравственный аспект формирования личности ребенка заключается в возможности создания родителями этически и морально благоприятных условий для усвоения детьми позитивно нравственного опыта.
Рецензенты:
Александрова Н.С., д.п.н., профессор НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.
Маури А.А., д.п.н., заведующий производственной кафедрой НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.