Многие современные компании стремятся создать у себя такие системы менеджмента, которые обеспечивают необходимое и стабильное качество выпускаемой продукции, гарантируют безопасность окружающей среды, охрану жизни и здоровья работникам, поддерживают определенный уровень энергоэффективности и пр. Как правило, внедрение названных систем менеджмента является достаточно длительным и трудоемким процессом и предполагает поэтапное перепроектирование существующей системы управления предприятия.
Организационное развитие характеризует переходный процесс от одного к другому устойчивому состоянию функционирования организационной системы управления и представляет собой комплекс мероприятий для реализации крупных изменений в организации [5]. При внедрении систем менеджмента успех организационного развития зависит от применяемых методов, их интеграции в существующую систему управления и обеспечения целостности системы управления предприятия. Основываясь на результатах практических исследований, авторами рассмотрены основные аспекты обеспечения целостности системы управления и сформулированы этапы проектирования процессно-ориентированной системы управления предприятия, применение которых позволяет проектировать на предприятии целостную систему управления, способную адаптировать цели предприятия к требованиям и потребностям внешней среды, настраивать бизнес-процессы на достижение целей предприятия и ориентировать функциональную структуру на достижение запланированных целей предприятия [2].
Рассмотрим основные принципы применения системного подхода к управлению организацией на примере внедрения системы энергетического менеджмента на одном из предприятий нефтегазовой сферы Российской Федерации (рисунок 1). Отметим, что на момент принятия решения о внедрении системы энергетического менеджмента на предприятии определена система стратегических целей, сеть взаимосвязанных бизнес-процессов и функциональная структура предприятия, но отсутствует комплексный подход к вопросам энергоэффективности предприятия. Существенным является обеспечение целостной системы управления при внедрении элементов системы энергетического менеджмента в существующую систему управления.
Рис. 1. Системный подход при внедрении системы энергетического менеджмента
Потребность в организационном развитии различного характера инициируется как внутри предприятия, так и в окружающей его внешней среде. Совокупность внутренних и внешних факторов создает предпосылки в инициации комплекса организационных изменений, связанных с достижением энергоэффективности на рассматриваемом авторами предприятии.
Внешние воздействующие на организацию силы формируются во всех секторах окружающей организацию среды (акционеры и инвесторы, потребители результатов деятельности организации, контрагенты, органы государственной власти, общество и общественные организации, технологии, национальная экономика, международная сфера и пр.). Система управления, построенная на принципах энергоэффективности, способствует повышению имиджа в глазах заинтересованных сторон и росту инвестиционной привлекательности в глазах акционеров.
Внутренние движущие силы перемен возникают из деятельности самой организации и принимаемых в ней управленческих решений. Внедрение системы энергетического менеджмента способствует экономии энергоресурсов путем сокращения организационных потерь энергии, способствует снижению себестоимости производимой продукции, сокращению вредных выбросов в окружающую среду. Здесь и далее авторы исходят из предположения, что энергоэффективность на современных предприятиях нефтегазовой сферы достигается в большей степени за счет комплексного изменения системы управления предприятия, чем за счет внедрения отдельных новых энергосберегающих технологий. Названные предпосылки формируют внутреннюю потребность предприятия в разработке энергоэффективной системы управления.
Обозначенные тенденции находят свое отражение в том, что энергоэффективность и энергосбережение становятся одним из стратегических направлений приоритетного технологического развития Российской Федерации и выражаются в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Для достижения устойчивого развития энергетики по оценкам Международного энергетического агентства в России основным направлением должно стать повышение эффективности использования энергетических ресурсов и обеспечение энергетической безопасности [1, 3, 4].
Кроме того, на сегодняшний момент накоплен существенный зарубежный и российский опыт в области управления энергопотреблением и энергосбережением, который выражается в разработанных организационных инструментах построения энергоэффективной системы управления, в том числе с помощью применения универсальных общепризнанных инструментов, которые дает международный стандарт ISO 50001:2011. Совокупность внутренних и внешних факторов создает предпосылки в инициации комплекса организационных изменений, связанных с достижением энергоэффективности на рассматриваемом авторами предприятии [6].
Успешность внедрения организационных изменений и последующего функционирования и развития системы энергетического менеджмента зависит от комплексного похода к проводимым изменениям, что возможно с применением системного подхода к управлению организацией. Основными элементами разработки целостной системы энергетического менеджмента с применением принципов системного подхода (рисунок 1) являются:
1. Формирование принципов менеджмента на основе требований потребностей внешних заинтересованных сторон
В ситуации принятия решения по внедрению системы энергетического менеджмента должны быть сформулированы базовые принципы предприятия в области энергоэффективности и энергосбережения. Принципы менеджмента представляют собой идеологии предприятия, основные правила или руководящие установки для осуществления предприятием своей деятельности, основные взгляды, которые должны ложиться в основу деятельности каждого сотрудника предприятия. Принципы предприятия, официально сформулированные высшим руководством предприятия, должны отражать общую позицию предприятия, а также реакцию предприятия на изменения внешней среды.
Остановимся на нескольких принципах, которые может сформулировать для себя предприятие нефтегазовой отрасли при внедрении системы энергетического менеджмента:
- принцип партнерского отношения с подрядными организациями. Работа между компаниями строится в режиме диалога и взаимовыгодного сотрудничества, ориентация на совместное повышение эффективности и рациональное использование всех видов ресурсов, в том числе энергетических;
- принцип партнерского отношения с поставщиками. Закуп продукции и услуг с учетом их энергоэффективности и совместная работа по повышению энергоэффективности закупаемой продукции и услуг;
- принцип процессного подхода к планированию и управлению энергоэффективностью;
- принцип рачительного отношения к энергоресурсам на всех уровнях функциональной структуры управления предприятия;
- принцип непрерывного совершенствования. Совершенствование на постоянной основе производственных процессов и уровня энергоэффективности всего предприятия.
Успешная реализация приводит к качественному внедрению системы энергетического менеджмента в целом и постоянному совершенствованию ее в будущем и возможна в случае, если сформулированные высшим руководством принципы являются основой для постановки целей различного уровня, от целей стратегического уровня до целей бизнес-процессов и организационных единиц.
2. Формирование стратегических целей в области энергоэффективности на основе принципов менеджмента
Система стратегического управления является одной из составных частей системы управления предприятия. Стратегия предприятия определяет порядок действия предприятия во внешней среде и конкретизируется через систему стратегических целей, а достижение целей измеряется через систему критериев оценки. Принципы менеджмента должны транслироваться на систему стратегических целей предприятия. Ориентируясь на сформулированные принципы, стратегическими целями предприятия могут стать:
- Снижение потребления энергоресурсов, снижение энергоемкости производственных процессов, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти, газа и газового конденсата, за счет применения энергоэффективных технологий, оптимизации инфраструктуры, выстраивания взаимовыгодных отношений с партнерами, рачительного отношения каждого сотрудника предприятия к энергоресурсам и внедрения системы непрерывных улучшений.
Оценка степени достижения стратегических целей предприятия возможна с использованием системы критериев оценки. Целевые и нормативные значения критериев задаются исходя из тенденций развития рынка, статистических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и согласуются с внутренним потребителем. В данном случае могут быть приведены в качестве примера критерии оценки степени достижения стратегических целей, такие как:
- Себестоимость конечного продукта, полученная путем снижения энергоемкости производственных процессов, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти, газа и газового конденсата;
- Энергопотребление используемого оборудования;
- Процент персонала, обученного в области энергетического менеджмента и пр.
Необходимо обеспечить интеграцию системы стратегического управления с другими системами: системой управления бизнес-процессами и функциональной структурой. Современные авторы отмечают, что интеграция системы стратегического управления и системы управления бизнес-процессами обеспечивается путем создания и использования единой системы целей, показателей и критериев их достижения.
3. Интеграция стратегических целей предприятия в области энергоэффективности и бизнес-процессов
С нашей точки зрения, интеграция систем менеджмента может быть достигнута через изменение существующих или внедрение новых необходимых бизнес-процессов. Подобная интеграция осуществляется через систему взаимосвязанных критериев оценки и сформулированных на их основании целей бизнес-процессов.
Рассматривая процессную систему управления в качестве совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов, обеспечивающих достижение целей предприятия, внедрение системы энергоменджмента влечет за собой как изменение целей компании, так и изменение целей бизнес-процессов и их взаимодействия.
В данном случае цель бизнес-процесса «Производство продукции» может выглядеть следующим образом – произвести продукцию при непрерывном сокращении затрат на энергопотребление. На основании предложенной цели появляются дополнительные требования к качеству продукции внутренних бизнес-процессов, например:
- требования к управлению персоналом – обеспечить квалифицированным персоналом, способного и мотивированного к повышению уровня энергоэффективности;
- требования к закупкам материалов, оборудования и услуг – обеспечить энергоэффективными материалами, оборудованием и услугами.
Изменение целей бизнес-процессов с учетом потребностей системы энергоменеджмента может стать основой для дальнейших скоординированных и целенаправленных изменений. Каждый вид деятельности бизнес-процесса должен быть определен с точки зрения добавленной ценности, т.е. с точки зрения вклада в достижение цели процесса. В стандарте ISO 50001:2011, по отношению к исследуемым процессам, установлены необходимые требования к деятельности (таблица 1), добавляющей ценность для улучшения уровня.
Таблица 1. Деятельность бизнес-процессов, добавляющая ценность для системы энергоменеджмента
п/н |
Исследуемый бизнес-процесс |
Основные действия, добавляющие ценность для улучшения уровня энергоэффективности |
1 |
Управление персоналом |
Идентификация потребности в обучении, связанные с управлением значимым использованием энергии и функционированием СЭнМ. Оценка результативности обучения с учетом уровня энергоэффективности. Обеспечение соответствующей квалификации персоналом компании, связанной со значимым использованием энергии. |
2 |
Производство продукции |
Учет уровня энергоэффективности. Идентификация и анализ энергоаспектов, энергопрофиля. Анализ характера использования и количества потребляемой энергии в ходе производства работ. Определение установок, оборудования существенным образом влияющих на характер использования и количество потребляемой энергии. Разработка и установление критериев эффективности операций с учетом значимого использования энергии. Непрерывные улучшения в области энергоэффективности. Оценка и анализ достижения запланированных показателей в области энергоэффективности. |
3 |
Закупка ТМЦ, услуг |
Учет уровня энергоэффективности. Обеспечивать закупки продукции, услуг включая услуги в области проектирования, с учетом их энергоэфективности. Учитывать при планировании и реализации закупочной деятельности результаты оценки уровня энергоэффективности. При выборе и оценке подрядных организаций учитывать компетентность, связанную со значимым использованием энергии. Выполнять деятельность, которая позволит поставщикам и подрядчикам делать замечания или предлагать улучшения в СЭнМ. Непрерывные улучшения в области энергоэффективности. Оценка и анализ достижения запланированных показателей в области энергоэффективности. |
4 |
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальные ремонты |
Оценка и выбор проектных решений с учетом необходимого уровня энергоэффективности. Результаты оценки уровня энергоэффективности, если это применимо, должны быть внесены в технические задания, проектную документацию. Компания должна определить и документировать технические условия для закупок энергии, если это применимо. Обслуживать инфраструктуру в соответствии с операционными критериями эффективности операций и значимого потребления энергии. |
4. Формирование целей и видов деятельности подразделений, направленных на энергоэффективность
При внедрении системы энергетического менеджмента необходимо, чтобы существующая функциональная структура была ориентирована на достижение стратегических целей предприятия и целей бизнес-процессов в области энергоэффективности. Это достигается через систему взаимосвязанных критериев оценки деятельности и целей подразделений и требует перепроектирования функционала подразделений предприятия в целом.
Как было отмечено, результат деятельности функциональной единицы определяется исходя из требований внутреннего и внешнего потребителя, требований прочих заинтересованных сторон и установленных целей и критериев оценки бизнес-процессов [2]. По мнению авторов, в связи с тем, что при внедрении системы энергетического менеджмента появляются дополнительные требования к результатам деятельности подразделений, должны быть изменены и цели функциональных единиц. Рассмотрим такие изменения на примере нескольких подразделений:
- Подразделения, связанные с материально-техническим снабжением и закупом услуг – обеспечить энергоэффективными материалами, оборудованием и услугами;
- Производственно-технологические подразделения – обеспечить энергоэффективность основных технологических процессов добычи, транспорта и переработки нефти и газа;
- Подразделения, связанные с управлением персоналом, – обеспечить вовлечение в процесс повышения энергоэффективности структурных подразделений предприятия и должностных лиц, обеспечить необходимый уровень осведомленности и подготовки персонала предприятия в области энергоэффективности.
Исходя из требуемого результата подразделения в области энергоэффективности, были сформированы цели подразделений и должны быть сформированы критерии оценки деятельности подразделений в области энергоэффективности.
Выводы
Таким образом, авторами рассмотрены основные аспекты внедрения на предприятии нефтегазовой сферы Российской Федерации системы энергетического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 50001:2011. Внедрение названной системы осуществлялось с применением инструментов системного подхода к управлению организацией и позволило выстроить на предприятии целостную согласованную сбалансированную систему целей в области энергоэффективности и критериев оценки – от целей предприятия до уровня процессов и подразделений. Цели – начиная от целей предприятий, целей процессов и целей подразделений, каскадируются через систему взаимосвязанных критериев оценки. Ценность в достижении целей предприятия, целей процессов, целей подразделений измеряется и анализируется через взаимосвязанные, сбалансированные критерии результативности. Единая целостность системы управления достигается за счет выстроенных согласованных целей и за счет сбалансированной системы критериев.
Рецензенты:
Барышева Г.А., д.э.н., профессор кафедры экономики, заведующая кафедрой экономики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Гасанов М.А., д.э.н., профессор кафедры экономики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.