Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURAL AND COMPONENT MODEL OF THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY

Selezneva A.V. 1
1 Perm National Research Polytechnic University
This work is devoted to identification of approaches to design of educational system and development of model of the sociocultural environment of higher education institution. The reasons causing insufficient educational capacity of technical institutions are established. The presented approaches promote development of the professional and common cultural competences demanded by educational standards. It is established that one of the most important factors of formation of common cultural competences is the sociocultural environment of higher education institution. The requirement about formation of the sociocultural environment in higher education institution is established in each Federal state educational standard of higher education. On the basis of the analysis of psychology and pedagogical literature, and also a condition of the organization of educational work the structural and component model of the sociocultural environment is developed and presented. This model is way of the pedagogical organization of the environment, creation and realization of pedagogical conditions, optimization of their influence on the personality being trained.
approach.
model
sociocultural environment
competences
competence approach
professional education

Введение

На сегодняшний день подготовка студентов к осознанному выбору профессии после окончания вуза осуществляется с учетом не только обязательных требований образовательных стандартов, но и конкретных запросов работодателей. Современная обстановка в стране диктует необходимость поиска наиболее эффективных способов формирования у студентов как профессиональных, так и общекультурных компетенций. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что образование – единый целостный процесс воспитания и обучения. Перед преподавателями стоят важные задачи по организации образования таким образом, чтобы его результаты, обеспечиваемые воспитанием и обучением, реально соответствовали актуальным требованиям общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема проектирования системы формирования результатов образования.

Анализ учебно-методических документов выпускающих кафедр в ПНИПУ показал несоответствие методического обеспечения курсов современным требованиям ФГОС ВПО, а также отсутствие обновлений, отражающих современные тенденции развития профессионального воспитания студентов. При проведении анализа выявлена:

  • недостаточная адаптация учебных программ, научного и учебно-методического обеспечения, технологий обучения требованиям образовательных стандартов нового поколения;
  • слабое взаимодействие с социальными партнерами и потенциальными работодателями;
  • отсутствие в содержании курсов новых методик, организационных форм социальной работы со студентами;
  • недостаточная информированность корпуса преподавателей, осуществляющих организацию внеучебной деятельности, о современных подходах к воспитанию студентов.

Цель данной статьи – формирование социокультурной среды вуза посредством организации профессионального воспитания студентов технических направлений. Полагаю, что специально организованная система будет способствовать развитию профессиональных и общекультурных компетенций.

Материалы и методы исследования

Опережающее развитие учебно-воспитательного процесса в вузе происходит на основе гуманизации и интенсификации образования. Направленность воспитательной работы в техническом вузе определяется, прежде всего, социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием и особыми потребностями всех участников учебно-воспитательного процесса, в том числе работодателем. Сегодня и всегда перед высшими техническими учебными заведениями стоят грандиозные задачи не только по ускорению научно-технического прогресса, но и по непрерывной подготовке инженеров-организаторов, инженеров-технологов, инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей во всех практических сферах деятельности. Профессионально воспитание имеет центральную задачу – формирование специалиста, способного выдерживать жесткую конкуренцию на рынке труда, быть высокопрофессиональной, интеллигентной, эрудированной личностью с активной гражданской позицией.

Определению сущности понятия «профессиональное воспитание» посвящены научные труды и работы Н.Ф. Гейджана, И.Н. Вакулова, Б.С. Патралова, И.Ф. Харламова, Б.Н. Белова и др. Структурно-содержательные основы профессионального образования представлены в трудах А.В. Барабанщикова, В.Ю. Колпакова, Я.Н. Мусина, В.И. Хальзова, А.П. Цея и др. Б.С. Патралов определил профессиональное воспитание как внутриличностный процесс, который заключается «в становлении регуляторов социально-профессионального поведения и деятельности, эмоционально-чувственной сферы и интеллекта, характеризующих этот процесс, а также воли – механизма, способного разумно управлять потребностями, действиями и поступками» [5]. На современном этапе профессиональное воспитание следует рассматривать более широко, включая не только профессиональную деятельность, но и жизненные цели, задачи, принципы, социально значимые ориентиры, мотивы, стремления личности. Для целей нашего исследования профессиональное воспитание выступает как педагогическая категория, которая как единый системный процесс содержит педагогически организованное взаимодействие учащихся, с одной стороны, и деятельность преподавателя-организатора – с другой, охваченное элементами образовательной и социокультурной среды учебного заведения, формирующее позитивное отношение к труду, способствующее получению профессиональных знаний, умений, владений и профессионально важных качеств средствами профессиональной педагогики.

На воспитательную систему университета оказывают влияние социокультурные проблемы современной мировой цивилизации, которые находят свое отражение на уровне региона и проявляются в жизни его населения. Все это оставляет свои отпечатки на социокультурной среде вуза. В связи с введение ФГОС ВПО одной из важных (и новых) задач университета стало создание такой социокультурной среды, в которой будут развиваться общекультурные компетенции студентов. Это является требованием каждого образовательного стандарта нового поколения независимо от направления подготовки.

Специфика инженерного вуза диктует свои формальные подходы к профессиональному воспитанию студентов [6]. Поэтому для эффективного решения поставленной задачи следует выявить основные подходы и применить их при разработке модели социокультурной среды вуза. В работе представлены следующие подходы как современные методы научного исследования: системный, синергетический, личностно-деятельностный, индивидуальный, культурно-антропологический, ценностный, гуманистический, средовый, кластерный и компетентностный.

В новых условиях все явственнее наблюдается переход от дисциплинарно-ориентированной системы обучения к проектно-созидательной [4]. Эта система характерна, прежде всего, личностно-деятельностным подходом в обучении, одно из главных требований которого – опора на активность, творческую инициативу, самостоятельность студентов. Так и воспитательная работа должна строиться таким образом, чтобы любые знания, умения и навыки, которые предлагаются студентам в качестве образцовых, являлись бы для них личностно значимыми и позволяли формировать профессионально важные ключевые качества, необходимые современному специалисту. Личностно-ориентированный подход как методологическая ориентация в педагогической деятельности позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов, действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности студента.

Наиболее современным конструктивным средством моделирования воспитательных систем выступает системно-синергетический подход, позволяющий рассматривать и описывать открытые педагогические системы на основе синергетических принципов.

Индивидуальный подход в профессиональном воспитании ориентирован на осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей студента, его темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов, в значительной степени влияющих на его поведение в различных ситуациях.

Культурно-антропологический подход к профессиональному воспитанию дает понимание значимости и ценности личности человека, будущего технического специалиста, являющегося одновременно и ее «продуктом» и ее творцом. Для общества является важным то, какую культуру представляет будущий специалист, поскольку от этого зависит будущее культуры данного общества. Исследования научной и научно-методической литературы по воспитанию студентов высших учебных заведений показывают, что актуальность проблемы утверждения социальных ценностей в обществе достаточно осознается учеными.

Гуманитаризация образования, ориентирующая технические вузы на гуманитарные науки, позволяет преодолеть узкое (ориентированное на решение узкопрофильных задач) мышление специалистов технического профиля. Преодолеть технократизм, внедряя творческие подходы к решению задач, совершенствовать мышление технического специалиста, обогащение его деятельности разнообразными формами социальной активности – вот задачи беспрепятственного достижения цели. Безусловно, выпускник должен в совершенстве владеть навыками профессиональной деятельности, но, помимо решения технических задач, он должен помнить, что несет в общество особую миссию – сохранение и развитие культуры народа. Благодаря созданию социокультурной среды в техническом вузе появляется возможность развития инновационной, научной и проектной культур.

Средовый подход в воспитании представляет собой способ педагогической организации среды, создания и реализации педагогических условий, оптимизации их влияния на личность обучающегося. Важно учитывать, что педагогическая среда технических вузов является специфической: пространство технического университета – это совокупность условий и возможностей развития студента, целенаправленно создаваемых различными субъектами педагогического процесса и формируемых социально-культурной средой жизнедеятельности студента.

Кластерный подход – бурно развивающееся направление науки [3]. Формирование региональных многоуровневых учебно-производственных и инновационно-культурных образовательных кластеров является одним из перспективных направлений в проектировании образовательного пространства и воспитательных систем. На первом уровне иерархии воспитательного кластера функционируют лицей и несколько школ. На втором – профессионально-воспитательная подготовка будущих специалистов на базе политехнического университета (ПНИПУ). На третьем – постпрофессиональное воспитание на базе отделений дополнительного профессионального образования, имеющиеся на факультете и в вузе. Высший уровень профессионального становления будущих специалистов осуществляется через систему аспирантуры (соискательства). Формирование воспитательного кластера позволит укрепить связи между учреждениями разных типов, обеспечить набор студентов, их дальнейшее трудоустройство, укрепить позиции на рынке образовательных услуг, повысить статус технического образования.

Компетентностный подход в организации образовательно-воспитательного процесса ориентирует на решение тех задач, которые складываются в профессиональных сферах деятельности, в социальной сфере и формируются работодателями современного рынка труда с учетом сегодняшних потребностей. С точки зрения компетентностного подхода, содержание образования – это система образовательных компетенций, представляющих собой комплексную процедуру, которая интегрирует совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, умений и знаний для эффективного решения личностно-значимых и социально-актуальных проблем в определенных сферах культуры, в том числе гражданской [1].

Переход к новой модели воспитательной системы требует учета всех вышеперечисленных подходов и перестройки отношений взаимодействующих субъектов процесса образования: студентов, работодателей, общества.

Результаты исследования и их обсуждение

Проектирование социокультурной среды невозможно без изменения характера и форм взаимодействия преподавателей и студентов вуза как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также без изменения вектора отношений: от «воздействия» к «взаимодействию», от руководства к партнерству и сотрудничеству [2]. В работе считается, что социокультурная воспитательная среда университета (факультета) это:

  • среда, построенная на ценностях российского общества, существующих традициях политехнического университета;
  • высокоинтеллектуальная среда, способствующая формированию инновационного потенциала с использованием современных технологий;
  • высокотехнологическая среда, способствующая формированию готовности будущих специалистов решать профессиональные вопросы в процессе трудовой деятельности;
  • среда, ориентированная на содействие формированию общекультурных компетенций;
  • среда, открытая для сотрудничества с работодателями, школами, общественными организациями и социальными партнерами на благо достижения общих целей;
  • среда, способствующая развитию мобильности, креативности, самоопределения, самоуправления, успешности, лидерства и конкурентоспособности будущих технических специалистов на российском и международном рынках труда;
  • правовая среда, действующая на основе Конституции РФ, законов, Устава и других основополагающих документов.

На базе данных положений разработана схема структурно-компонентной модели социокультурной среды университета, ориентированной на студентов технических направлений (рис. 1).

Структурно-компонентная модель социокультурной среды включает в себя следующие компоненты: ценностно-целевой, научно-правовой, содержательный, технологический, результативный, организационный и социокультурный. По своей сущности модель нацелена на согласованную упорядоченную деятельность всех субъектов воспитания, направленную на профессиональное воспитание студентов. Создание социокультурной среды как совокупности условий и факторов жизнедеятельности обучающихся необходимо для формирования профессиональных и общекультурных компетенций, а также личностных качеств будущих специалистов технических направлений.

Рис. 1. Структурно-компонентная модель социокультурной среды технического университета

Спецификой данной модели является преимущественное использование сочетания кластерного и компетентностного подходов для рационального участия в приоритетных проектах студентов различных направлений подготовки, реализуемых на факультете. Таким образом, реализация системы профессионального воспитания через социокультурную среду вуза создает условия для утверждения профессиональных ценностей будущего специалиста, включения студента в интегративное гуманитарное пространство и моделирования облика успешного выпускника технического вуза, способного разработать свою «технологию успеха».

Выводы

Анализ подходов к профессиональному воспитанию позволяет сделать следующий вывод: основными стимулирующими факторами для развития гуманизации в техническом университете и средствами моделирования воспитательной системы являются противоречия между актуальными требованиями социума, социального заказа к формированию нравственно-эстетической личности будущего специалиста технического профиля и реальным состоянием. Основываясь на результатах исследования и состоянии организации профессионального воспитания студентов технических направлений, полагаю, что специально организованная система будет способствовать развитию профессиональных и общекультурных компетенций в большей степени.

Рецензенты:

Ханов А.М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой КМиТОММТФ ПНИПУ, г. Пермь.

Севастьянов В.В., д.т.н., профессор кафедры РКТиЭС АКФ ПНИПУ, г. Пермь.