Коммуникативно-творческие способности личности, выступающие значимым элементом игровой культуры школьников, обеспечивают комплекс качеств и навыков, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Данная педагогическая задача является ключевой для образовательных учреждений, призванных создавать оптимальную социально-культурную и социально-психологическую среду общения, формировать гуманистические ценности и нравственные нормы общения. Однако, в сложившихся условиях, общеобразовательная школа, классическая педагогическая парадигма которой сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными ее сциентизмом и утилитарностью, дифференциацией знания в рамках учебных дисциплин, ступенчатостью подготовки, монологизмом, авторитарностью и доминирующей ролью педагога, не в состоянии самостоятельно решить данную группу задач. В этой связи, особую остроту приобретает проблема поиска технологических ресурсов формирования коммуникативно-творческих способностей личности, компенсирующих дефицит образовательной деятельности.
Как показывает опыт, значительными возможностями развития коммуникативно-творческих способностей детей младшего школьного возраста обладают методы и формы театрализации, используемые в системе дополнительного образования детей. Театрализация трактуется как метод обучения или воспитания детей средствами театра на основе комплексного использования всех выразительных средств театра; как синоним драматизации или даже родовое понятие по отношению к драматизации [2]. Не случайно театрализованное действие, как яркая зрелищная, активная форма работы с детьми широко используется в педагогической практике. Ее популярность обусловлена близким природе ребенка игровым началом. Целесообразность использования игровых форм для данного возраста обусловлена, также, способностью оптимизировать процесс перехода младших школьников к учебной деятельности как наиболее сложной в личностном плане [1]. По своей сути, театрализованное действие является сложноорганизованной игрой, в которой играющий получает наслаждение от самого процесса, тем самым удовлетворяя свои сущностные интересы и потребности не столько развлекательные, сколько образовательные.
Педагогический потенциал театрализации определяется высокой личностно-мотивированной активностью участников театрализованного действия, синтезом художественного и реального, когда театрализованное действие становится своеобразным художественным эпицентром, концентрирующим различные формы и виды реального действия участников, социально значимой направленностью мероприятий, а также взаимодополнением эмоционально-образных и информационно-логических средств воздействия [3, с. 54]. Театрализованное действие (его образно-смысловой ход): синтезирует условно-знаковую, образно-игровую и музыкальную (шумовую) ипостаси образа, которые находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга [6, с. 112].
Однако в реальности данная группа педагогических технологий, основанных на личностно-развивающих возможностях театрализации, не получила соответствующего теоретического обоснования, что препятствует их адаптации к условиям досуговой деятельности и возрастной специфике младших школьников. Ограниченные возможности образовательных учреждений, высокая значимость в системе формирования творческой личности ребенка коммуникативных навыков игровой культуры, а также слабая теоретическая разработанность данного аспекта в структуре педагогического знания диктуют необходимость поиска компенсаторных средств, способных восполнить воспитательный дефицит учебной деятельности за счет востребованности ресурсов интерактивных форм театрализации.
Педагогические ресурсы интерактивных форм и средств театрализации обусловлены:
во-первых, резонансным характером эмоционально-образного воздействия за счет средств театрализации и информационно-логического, характерного для учебной деятельности, синтезом художественного и реального, когда театрализованное действие становится своеобразным «художественным эпицентром», концентрирующим различные формы и виды реального действия участников;
во-вторых, коммуникативно-преобразующими возможностями искусства, лежащего в основе театрализации и обеспечивающего максимальное соответствие содержания и форм коллективной деятельности особенностям и личностным проблемам школьников;
в-третьих, персонифицированным характером драматургического материала, усиливающим воспитательный эффект за счет идентификации с образами «героев» праздничной ситуации;
в-четвертых, высокой личностно-мотивированной активностью младших школьников, которая стимулируется «творческим духом» соревнования и ролевым многообразием личностных проявлений, восприятием школьниками театрализованных занятий в сфере досуга в качестве инициативной и свободной деятельности, максимально востребующей личностные потенциалы;
в-пятых, эмоциональной реакцией на субъективно значимое событие, лежащее в основе театрального действия;
в-шестых, социально значимой направленностью художественной акции, осознанностью ее замысла, смысла и конечного результата. Самореализационный потенциал интерактивного воздействия определяется многообразием видов социально-культурной деятельности, конструктивной системой ролевого взаимодействия в процессе театрализации, позволяющей оперативно менять ролевой статус и формировать значимую среду общения.
Для реализации воспитательного потенциала интерактивных форм театрализации как средства формирования коммуникативно-творческих способностей личности педагогический процесс необходимо выстраивать на базе системы принципов, к которым относятся:
а) гуманистическая ориентированность воспитательного процесса, утверждающая самоценность детства как важнейшего этапа развития личности;
б) проблемно-целевой характер материала театрализованных действий, содержание которых ориентировано на решение личностных проблем младших школьников и стимулирование нормативных форм поведения в различных коммуникативных ситуациях;
в) проектная направленность коллективной деятельности, реализуемая путем создания «сценариев» оптимального будущего развития ребенка и технологического оснащения его жизненных стратегий;
г) востребованность интерактивными формами театрализации человекотворческого потенциала отечественной художественной культуры, выступающей основой драматургического материала. При этом успешность формирующего воздействия социально-педагогических технологий зависит от понимания педагогического процесса как образовательного проекта, включающего обоснование трех временных фаз: проектирования, технологической и рефлексивной [4, с. 25].
Охарактеризованная выше концепция реализации педагогического потенциала интерактивных средств театрализации была апробирована автором в рамках многолетнего педагогического эксперимента. Практической базой стала авторская программа формирования и развития коммуникативно-творческих способностей младших школьников, включающая:
1) проблемно-целевой блок (характеристика психологических особенностей и личностных проблем младших школьников, вызванных неоптимальными условиями социализации в значимых сообществах и самореализации в рамках общеобразовательных программ);
2) авторский пакет методов, с помощью которых осуществлялась диагностика уровня развития личности младших школьников и своевременная корректировка ценностного отношение ребенка к совместной деятельности в рамках театрализации;
3) содержание педагогического эксперимента;
4) систему критериев, обеспеченную пакетом инструментария оценки эффективности использования театрализации в качестве средства развития ребенка.
Критерии развития коммуникативно-творческих способностей младших школьников были представлены в виде трех блоков:
а) мотивационно-ценностный блок: принятие творчества как значимой черты личности; установка на творческие стереотипы в мышлении и поведении;
б) коммуникативно-поведенческий блок: коммуникативная компетентность, навыки ответственного и конструктивного поведения в ситуациях общения со сверстниками; освоенность технологий позитивного решения проблем в конфликтных ситуациях (умение конструктивно выстраивать межличностные отношения, владение техниками и социально приемлемыми формами снятия агрессии в ситуации взаимодействия);
в) психологический блок: выраженность психологических качеств, обеспечивающих творческий характер игрового взаимодействия; уровень развития «социального интеллекта»: эмпатия, резонанс, способность к состраданию, сопереживанию, сочувствию; снижение уровня психологических черт, провоцирующих конфликтное поведение.
Мероприятия в рамках программы были структурированы в четыре группы:
- организация конкурсов и фестивалей;
- программа «Праздник - мир радости» (подготовка и участие в празднично-игровых интерактивных действах);
- концертные программы - как итог достижений коллективов (способ демонстрации успехов участников и их родителей);
- организация культурно-досуговых мероприятий на летней оздоровительной площадке.
Главным системообразующим организатором художественного, фактического и игрового материала, в том числе и в рамках сценария праздничных мероприятий, рассматривалась композиция [5, с. 109].
По результатам педагогического эксперимента были разработаны социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала интерактивных форм театрализации, а именно: игровой принцип построения интерактивных форм взаимодействия всех участников театрализованного действия; сочетание диагностических возможностей и креативно-развивающего потенциала игровых форм театрализованных действий; реализация воспитательного потенциала искусства как содержательной основы театрализации; качественная диагностика уровня развития игровой культуры, позволяющая осуществлять динамичную корректировку содержания и форм совместной деятельности; опора на самодеятельную инициативу младших школьников; включение в интерактивные формы театрализации взрослых; создание доверительных отношений между участниками театрализованных программ; выстраивание взаимовыгодных партнерских отношений с заинтересованными и социально ответственными субъектами района и города; позиционирование социальной значимости коллективной деятельности школьников; востребованность педагогических ресурсов проектно-деятельностной методологии, формирующей на основе сюжетов театрализации жизненные сценарии и обеспечивающей их реализацию соответствующим репертуаром коммуникативно-игровых технологий.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что интерактивные формы театрализации обладают значительным педагогическим ресурсом развития коммуникативно-творческих способностей школьников. Их педагогический потенциал определяется синтезом диагностических и формирующих возможностей психолого-педагогического инструментария, составляющего технологическую основу этого вида социально-культурной деятельности, максимальным соответствием видов и форм коллективной деятельности психологическим особенностям ребенка, игровым характером импровизации и ролевого взаимодействия. Реализация воспитательного потенциала интерактивных форм театрализации в системе формирования коммуникативно-творческих способностей предполагает целенаправленную реализацию творческого характера театрализации, а также востребованность коммуникативно-творческого потенциала драматургического материала, лежащего в основе театрализованного действия, погружающего личность ребенка в мир культуры, способствующего освоению репертуара социальных ролей и самореализации личности.
Рецензенты:
Марков А.П., д.п.н., доктор культурологии, профессор НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» , г.Санкт-Петербург.
Конович А.А., д.п.н., профессор ФГБО ВПО «Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств», г.Санкт-Петербург.