Введение
Изменение социально-политических и экономических ориентиров современного общества определяют специфику деятельности социальных учреждений и новые требования к уровню их профессиональной подготовленности как субъектов реализации государственной социальной политики на государственном и муниципальном уровнях. В настоящее время деятельность специалистов социальных учреждений, с одной стороны, все более конкретизируется и связывается с определенным видом деятельности, с другой, расширяется за счет связей с клиентами, различными социальными институтами общества. В данном контексте посредническая деятельность специалистов социальных учреждений приобретает новые качественные характеристики и требует овладения посреднической компетенцией в меняющихся социальных условиях. Результативность посреднической деятельности специалистов социальных учреждений, востребованная обществом, зависит от их подготовленности действовать в соответствии с изменяющимися особенностями социальной ситуации клиентов, выполнения своих должностных обязанностей. В этой связи является необходимым и возможным в условиях организационно-педагогического сопровождения посреднической деятельности специалистов социальных учреждений изучение их подготовленности к данному виду профессиональной деятельности. Наиболее результативно это может быть организовано в процессе дополнительного профессионального образования, что в процессе нашего исследования было организовано посредством решения следующих задач: определить общие педагогические позиции, выявить критерии, показатели проявления подготовленности специалистов социальных учреждений к посреднической деятельности и охарактеризовать уровни их проявления.
Проведенный анализ научной литературы и психолого-педагогических исследований показывает, что работ, посвященных организационно-педагогическому сопровождению посреднической деятельности специалистов социальных учреждений в процессе дополнительного профессионального образования как важной составляющей их профессиональной деятельности, нами не обнаружено. В этой связи были конкретизированы теоретические основания исследуемой проблемы.
Во-первых, посредническая деятельность специалистов социальных учреждений определяется как вид деятельности по содействию людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в установлении взаимосвязи, взаимопонимания, качественного обмена информацией и действиями с различными учреждениями, организациями, предприятиями социальной сферы с учетом особенностей их функционирования [4].
Во-вторых, в дополнительном профессиональном образовании сопровождение посреднической деятельности специалистов социальных учреждений представляет собой процесс, активизирующий данную деятельность за счет разработанных и реализованных педагогических условий: организация аутодиагностики посреднической деятельности специалистов социальных учреждений; разработка модульной программы посреднической деятельности специалистов социальных учреждений и ее реализация; содействие проектированию индивидуальных образовательных траекторий посреднической деятельности специалистов социальных учреждений. Возможности реализации на практике разработанного сопровождения осуществляются за счет преумножения знаний данных специалистов о посреднической деятельности, содержательных характеристик ее структурных компонентов, своевременной аутодиагностики, активизации способов реализации данной деятельности, обогащения посреднического опыта, разработки индивидуальных образовательных траекторий данной деятельности, их самоорганизации и саморегуляции [3].
В-третьих, было эксплицировано понятие «организационно-педагогическое сопровождение посреднической деятельности специалистов социальных учреждений» применительно к процессу дополнительного профессионального образования, под которым понимается процесс, реализуемый в краткосрочных или пролонгированных формах и направленный на поддержку специалистов социальных учреждений в осуществлении и совершенствовании данной деятельности за счет выбора содержания, методов и средств, активизации рефлексии, активного включения в реализацию данной деятельности.
В-четвертых, была разработана модель организационно-педагогического сопровождения посреднической деятельности специалистов социальных учреждений в процессе дополнительного профессионального образования.
Основное содержание организационно-педагогического сопровождения посреднической деятельности специалистов социальных учреждений в процессе дополнительного профессионального образования представлено в виде: ориентации специалистов на теоретическое обучение; освоения специалистами в зависимости от своей профессиональной направленности знаний, умений и навыков в области социального посредничества; обогащения опыта посреднической деятельности; обучения навыкам самоуправления процессом собственного сопровождения; содействия формированию индивидуального стиля посреднической деятельности исходя из личностно-профессиональных качеств и должностных обязанностей каждого специалиста, специфики деятельности самих социальных учреждений, от лица которых они взаимодействуют с клиентами; оказания методической поддержки как самим специалистам социальных учреждений, так и лицам, сопровождающим их посредническую деятельность [4].
Для выявления результативности условий подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений разработан диагностический инструментарий. Решение проблемы изучения подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений в процессе организационно-педагогического сопровождения имеет два аспекта: во-первых, разработаны критерии, позволяющие определить качественную и количественную меру тех изменений, которые должны происходить в деятельности специалистов социальных учреждений, осознанно приступающих к выполнению своих должностных обязанностей в качестве социальных посредников, во-вторых, определено содержание происходящих изменений. В этой связи для создания целостного представления о характеристике моделируемого процесса подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений, его результативности и оценки уровня проявления подготовленности к данной деятельности были выделены следующие критерии: интерактивный, организационный, духовный и творческий. Выделяемые критерии представлены совокупностью признаков, отражающих их сущность, и характеризуются количеством, объемом (то есть совокупностью признаков посреднической деятельности), качеством (в сфере социального обслуживания качество предоставляемых социальных услуг клиентам в трудной жизненной ситуации оценивается в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» ГОСТ 52142-2003), степенью проявления посреднических услуг и управляемости ими (взаимодействие, коммуникация, обратная связь, организация, самоорганизация, координация, привлечение ресурсов).
К ключевым характеристикам уровней проявления подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений нами отнесены следующие: оптимальный, допустимый, критический. Согласно соотнесению уровней проявления подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений с их проявлением выделены следующие уровни: «Х» - «характерно по подавляющему большинству признаков», «Хо» - «характерно по отдельным признакам», «Хн» - «скорее не характерно, чем характерно по отдельным признакам». Логика выделения данных уровней связывалась с тем, что реализуемая специалистами социальных учреждений посредническая функция отражает деятельность по осуществлению сопровождения клиентов в целях разрешения трудной жизненной ситуации последних. Обозначенные критерии подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений, их критериальные характеристики и уровни проявления подготовленности к данной деятельности заложены в «Минимальную диагностическую программу изучения подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений» (таблица).
Таблица «Минимальная диагностическая программа изучения подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений» в процессе организационно-педагогического сопровождения данной деятельности
Критериальные характеристики |
||
Уровни проявления критериальных характеристик |
||
«Х» - «характерно по подавляющему большинству признаков» |
«Хо» - «характерно по отдельным признакам» |
«Хн» - «скорее не характерно, чем характерно по отдельным признакам» |
Интерактивный критерий |
||
Ключевые слова: содействие, самостоятельность, качественный обмен информацией и действиями, гибкость |
||
- самостоятельно познают сущность посреднической функции, технологию её выполнения, реализуют её в полном объеме; - осознанно реализуют содействие в отношении клиентов, субъектов взаимодействия, своевременно осуществляют качественный обмен информацией и действиями, получают и используют обратную связь; - проявляют гибкость в изменяющихся условиях современного общества. |
- в отдельных ситуациях самостоятельно познают сущность посреднической функции, технологию её выполнения, реализуют её в полном объеме ситуативно; - осознанно по ситуации реализуют содействие в отношении клиентов, субъектов взаимодействия, своевременно осуществляют качественный обмен информацией и действиями, получают и используют обратную связь; - проявляют ситуативно гибкость в изменяющихся условиях современного общества. |
- не познают самостоятельно сущность посреднической функции, технологию её выполнения, не реализуют её в полном объеме; - не осознанно реализуют содействие в отношении клиентов, субъектов взаимодействия, своевременно осуществляют качественный обмен информацией и действиями, получают и используют обратную связь; - не проявляют гибкость в изменяющихся условиях современного общества. |
Организационный критерий |
||
Ключевые слова: самостоятельность, планирование, координация, ответственность, саморегуляция |
||
- осознанно стремятся к поиску и использованию имеющихся в их распоряжении ресурсов, в том числе общественных и ресурсов клиентов; - самостоятельно планируют, реализуют, поддерживают и координируют намеченные действия с учетом их особенностей; - осуществляют саморегуляцию посреднической деятельности. |
- осознанно по мере необходимости стремятся к поиску и использованию имеющихся в их распоряжении ресурсов, в том числе общественных и ресурсов клиентов; - недостаточно самостоятельно планируют, реализуют, поддерживают и координируют намеченные действия с учетом их особенностей; - по мере необходимости осуществляют саморегуляцию посреднической деятельности. |
- не осознанно стремятся к поиску и использованию имеющихся в их распоряжении ресурсов, в том числе общественных и ресурсов клиентов; - не планируют, реализуют, поддерживают и координируют самостоятельно намеченные действия с учетом их особенностей; - не осуществляют саморегуляцию посреднической деятельности. |
Духовный критерий |
||
Ключевые слова: взаимопонимание, духовно-нравственные ценности, принципы, социальная дистанция, активизация |
||
- осознанно устанавливают взаимопонимание между субъектами, проявляют устойчивые положительные эмоции; - содействуют активизации духовных ресурсов клиентов, содействуют саморазвитию личности клиентов; - осознанно привносят духовно-нравственные ценности и принципы, знания в опыт реализации посреднической функции в полном объеме. |
- осознанно в большинстве случаев устанавливают взаимопонимание между субъектами, проявляют устойчивые положительные эмоции; - недостаточно содействуют активизации духовных ресурсов клиентов, содействуют саморазвитию личности клиентов; - по мере необходимости осознанно привносят духовно-нравственные ценности и принципы, знания в опыт реализации посреднической функции в полном объеме. |
- не осознанно устанавливают взаимопонимание между субъектами, проявляют устойчивые положительные эмоции; - не содействуют активизации духовных ресурсов клиентов, содействуют саморазвитию личности клиентов; - не осознанно привносят духовно-нравственные ценности и принципы, знания в опыт реализации посреднической функции в полном объеме. |
Творческий критерий |
||
Ключевые слова: отказ от «штампов», креативность, инновационный поиск, самокритичность |
||
- свойственен осознанный отказ от «штампов» при реализации содействия, сопровождения; - осознанно участвуют в социально полезных инициативах, проявляют творчество при сопровождении клиентов (инновационный поиск), самостоятельно включаются в творчество; - проявляют гибкость, критичность, самокритичность. |
- свойственен по мере необходимости осознанный отказ от «штампов» при реализации содействия, сопровождения; - не достаточно осознанно участвуют в социально полезных инициативах, проявляют творчество при сопровождении клиентов (инновационный поиск), самостоятельно включаются в творчество; - по мере необходимости проявляют гибкость, критичность, самокритичность. |
- не свойственен осознанный отказ от «штампов» при реализации содействия, сопровождения; - не осознанно участвуют в социально полезных инициативах, проявляют творчество при сопровождении клиентов (инновационный поиск), самостоятельно включаются в творчество; - не проявляют гибкость, критичность, самокритичность. |
Для определения общего уровня проявления подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений по каждому критерию нами был избран подход количественной обработки результатов диагностики, позволяющий в отношении уровня проявления каждого критерия подготовленности определить количественный показатель. Общий уровень проявления подготовленности по каждому критерию (оптимальный - 3 балла; допустимый - 2 балла; критический - 1 балл) определяется как среднеарифметическое, полученное в результате деления суммы баллов каждого признака на число респондентов. Если среднеарифметическое больше или равно «1,7 баллов», критерий подготовленности считают допустимым; в остальных случаях - критическим.
Таким образом, характеристики выделенных критериев подготовленности к посреднической деятельности и качественные уровни их выраженности положены в основу разработанного оценочно-диагностического инструментария предложенной авторской диагностики подготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений, поскольку в психолого-педагогической литературе соответствующих методик нами не обнаружено. Сущность разработанной в данном аспекте базовой и дополнительной диагностики состоит в том, что определение уровня проявления подготовленности и самоподготовленности к посреднической деятельности специалистов социальных учреждений осуществляется путем сопоставления результативности данной деятельности с теми условиями, в которых она осуществляется. В диагностику подбирались методики, в соответствии с предъявляемым к ним требованиям (Н.М. Борытко): каждая методика должна иметь описание, обеспечивающее ее адекватное использование в точном соответствии со стандартами (предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения), каждая методика должна иметь подробные сведения о процедуре ее разработки, полученных при этом данных о надежности и валидности, процедура подсчета баллов и интерпретации должна быть описана с однозначной ясностью, позволяющей получить идентичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями руководства [1].
Для оценки достоверности результатов исследования по изучению подготовленности специалистов социальных учреждений к посреднической деятельности применены следующие методы математической статистики:
- описательная статистика, позволившая вычислить средние величины, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду, медиану, размах, корреляционный анализ (вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена). Так, в частности, коэффициент ранговой корреляции Спирмена использован для установления существования взаимосвязи между критериями подготовленности к посреднической деятельности (интерактивный, организационный, духовный, творческий), объединив данные критерии в пары: «Интерактивный - Организационный»; «Духовный - Творческий» (по О.А. Шушериной, 2008 г.). В случае, если в какой-либо паре критериев подготовленности к посреднической деятельности проявляется по силе умеренная корреляционная связь, то на это следовало бы обратить внимание в рамках педагогического сопровождения посреднической деятельности специалистов социальных учреждений [5];
- методы проверки статистических гипотез U-критерий Манна - Уитни, угловое преобразование φ*-Фишера.
Итак, представлены общие теоретические характеристики посреднической деятельности специалистов социальных учреждений в процессе ее организационно-педагогического сопровождения в дополнительном профессиональном образовании, описан диагностический инструментарий подготовленности к данной деятельности, включающий критерии (интерактивный, организационный, духовный и творческий) и уровни проявления подготовленности (оптимальный, допустимый, критический).
Рецензенты:
Нургалеев В.С., д.псх.н., профессор ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.
Барановская Л.А., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.