Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ESSENCE, GOAL AND BASIC CONTRADICTIONS OF THE ECONOMIC POLICY OF RUSSIA ON THE SHADOW ECONOMY

Kopylova Yu.G. 1
1 Volgograd State University
The basic definitions of economic policy and «shadow economy» are clarified the concept of economic policy on the shadow economy. The author defines the essence, the aim and classifies the subject and object of economic policy on the shadow economy. It was classified and analyzed the contradictions of the state economic policy on the shadow economy. According to the classification and specified basic contradiction (the one between an initiator and the subject of economic policy) and the derivative contradictions (between authorities and shadow economy actors, between formal institutions and informal shadow economy environment, between official and shadow economic sectors), external and internal contradictions. The complex of best measures for eliminating these contradictions are suggested.
contradictions
elimination strategy
state economic policy
shadow economy

В настоящее время одним из наиболее приоритетных направлений экономической политики России является ограничение теневой экономики, о чем свидетельствует принятие ряда законодательных актов, таких как Федеральный закон «О противодействии коррупции» [7], Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [8], Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9]. Однако тенденций сокращения доли теневого сектора в экономике России не наблюдается. По данным Росстата, рост теневой экономики составляет 16 % ВВП (около 7 трлн рублей в год) [2]. На наш взгляд, неэффективность практических действий государственной власти в данном направлении обусловлена низкой степенью их теоретической базы. В связи с этим особо актуальной становится проблема изучения экономической политики государства в отношении теневой экономики с целью выявления основных противоречий, препятствующих снижению уровня теневого сектора в национальной экономике. Для этого изначально необходимо уточнить понятие «экономическая политика государства в отношении теневой экономики».

Термин «теневая экономика» в научной среде трактуется неоднозначно. Некоторые авторы к нему относят криминальную экономику, некоторые - всю незарегистрированную деятельность экономических субъектов. На наш взгляд, под теневой экономикой следует понимать прямо не запрещенную законом экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, не отраженную в официальной статистике.

Термин «политика» Е.Е. Румянцева определяет как «процесс управления объектом (государством или организацией) в соответствии с поставленными целями [3]. В соответствии с этим определением под экономической политикой государства необходимо понимать деятельность органов государственной власти, определяемую стратегическими и тактическими целями и интересами государства в экономической сфере.

Классификация экономической политики государства осуществляется по различным признакам, в том числе по целям, задачам и интересам страны. В связи с этим выделяют такие виды экономической политики, как, например, демографическая, антиинфляционная, антикоррупционная, экономическая политика в отношении бюрократизации экономики, экономическая политика государства в отношении теневой экономики. Конечной целью государства в отношении теневой экономики является ее ограничение и легализация.

Таким образом, экономическая политика государства в отношении теневой экономики - это система мер органов государственной власти в области управления экономикой, направленная на ограничение теневой экономики в рамках страны. То есть такой вид экономической политики относится к внутренней политике органов государственной власти.

При этом ее субъектом выступает государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; объектом - теневая экономика как система; предмет - решения, принимаемые экономическими субъектами по поводу совершения теневых экономических операций и факторы, определяющие эти решения.

К основным функциям экономической политики государства в отношении теневой экономики следует отнести управленческую (политическое руководство потенциальными или реальными субъектами теневой экономики); регулятивную, способствующую упорядочению, регламентации политического поведения в отношении ограничения теневой экономики; теоретико-прогностическую, цель которой - выработка политической концепции в отношении теневой экономики; нормативную, связанную с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе, противопоставленных поведению субъектов теневой экономики.

В мировой практике на настоящий момент применяются различные стратегии экономической политики государства в отношении теневой экономики. Самые известные из них - это радикально-либеральная и репрессивная стратегии [4]. Существует и менее распространенная стратегия - элиминирование теневых экономических отношений, которая представляет собой «процесс регулирующего воздействия государства, направленный на максимально возможное устранение теневой экономической деятельности и исключение ее из хозяйственной практики на основе комплексного подхода к решению проблемы на основе сбалансированного использования методов как легализации, так и противодействия теневым экономическим отношениям» [4]. Данный вид стратегии наиболее приемлем для экономической политики России в отношении теневой экономики, так как сочетает в себе два подхода - либеральный и репрессивный, или командный. На наш взгляд, либеральный подход необходим, так как направлен на ограничение большей части теневой экономики страны - легальной экономической деятельности, незарегистрированной официально по причине высоких либо трансакционных, либо трансформационных издержек ее легализации.

Стратегия элиминирования предопределяет принципы формирования экономической политики государства в отношении теневой экономики [4]. К таким принципам относится установление закономерностей принятия решений экономическими субъектами в области участия или неучастия в теневой экономике и факторов, обусловливающих эти решения; формирование налогового законодательства, благоприятного для осуществления экономической деятельности субъектов официального сектора экономики; создание эффективной системы социальной защиты населения от теневых проявлений в экономике как инструмента формирования доверия к власти.

Методология формирования экономической политики государства в отношении теневой экономики, предполагающая применение стратегии элиминирования, осуществляется поэтапно: 1) постановка цели и задач экономической политики государства в отношении теневой экономики; 2) выявление противоречий экономической политики государства в отношении теневой экономики; 3) выдвижение идей и концептов решений по предотвращению вышеизложенных проблем.

Теневая экономика - негативное явление по причине ущерба государственному бюджету в части недополучения налоговых поступлений, поэтому государство стремится к максимальному ее сокращению. Однако полностью уничтожить теневую экономику невозможно, так как она является частью рыночного хозяйства в силу объективных причин.

Во-первых, издержки соблюдения правил официальной экономики зачастую превышают выгоды от ведения теневой деятельности, что способствует переходу экономических субъектов в теневой сектор. Во-вторых, теневая экономика имеет не только отрицательные черты (как криминальная), но и положительные: способствует росту ВВП в процессе перевода теневых доходов в официальный спрос, стимулируя тем самым предложение официального сектора экономики; теневой рынок труда обеспечивает занятость части населения, что снижает фактический уровень безработицы; теневые доходы населения повышают уровень благосостояния граждан; теневая деятельность фирм и предприятий, приводящая к сокращению средних издержек, способствует предотвращению их банкротства. В-третьих, теневая экономика - сложно структурированная по видам деятельности система, элементы которой присущи различным секторам и сферам рыночного хозяйства. Охватывая все стадии производственного процесса, она обладает свойством самовоспроизводства и мультипликативности.

Теневая экономика характеризуется высокой степенью адаптации к внешним факторам, существует на протяжении всей истории экономики во всех странах при любых социально-экономических системах. Являясь при этом скрытой от контролирующих органов, она не может быть точно измеренной. Имея в наличии только приблизительные показатели уровня теневой экономики (по данным Росстата, ее объем составляет около 20-25 % от ВВП, по данным МВД России - примерно 40-45 %) [6], возможно лишь принятие мер государством по минимизации ее уровня.

Таким образом, теневая экономика является неотъемлемой частью современного рыночного хозяйства, исключающей возможность полного ее устранения. Это обусловливает основную цель экономической политики государства в данной сфере - оптимально возможное ограничение уровня теневой экономики путем устранения причин и последствий ее функционирования. В этой связи можно выделить основные задачи экономической политики государства в отношении теневой экономики: разработка мер по предотвращению теневой экономики; разработка мер по легализации теневой экономики; разработка мер по ликвидации последствий теневой экономики.

Следствием двойственного влияния теневой экономики на социально-экономическую сферу являются противоречия экономической политики государства в отношении теневой экономики. Основным противоречием при этом выступает противоречие между субъектом и объектом экономической политики. Из основного противоречия вытекают несколько производных: между государством и субъектами теневой экономики, между формальными инструментами воздействия и неформальной средой теневой экономики, между официальным и теневым экономическими секторами (внешние противоречия); между субъектами теневой экономики (внутреннее противоречие).

Рассмотрим эти противоречия подробнее. Основным противоречием экономической политики государства в отношении теневой экономики является противоречие между субъектом и объектом. Выступая в качестве субъекта экономической политики в отношении теневой экономики, государство стремится посредством институциональных инструментов (главным образом разработки соответствующих хозяйственных норм и правил) ограничить теневую экономику таким образом, чтобы максимально нивелировать негативное влияние и усилить положительные эффекты теневых экономических отношений.

По словам Я. Корнаи, возникновение теневой экономики - это результат комбинации рынка и государственных факторов, причем как при социализме, так и при капитализме [1]. В российской практике широкое распространение получило сращивание интересов бизнеса и представителей власти, коррупция и лоббирование интересов определенных групп общества. По мнению В. Тамбовцева, в современной России сложился такой экономический порядок, институциональная структура которого «характеризуется сильным регламентирующим влиянием государства, которое существенно зависит от элитарных групп, получающих привилегии различного рода» [5]. Такой экономический порядок ведет к проникновению теневых экономических отношений в государственные структуры.

Взаимодействие субъекта и объекта экономической политики государства в отношении теневой экономики отражает целый комплекс институциональных деформаций, сложившихся на основе применения неправовых хозяйственных практик в процессе реформирования экономики России. Таким образом, в рамках российской экономики возникают две сложно совместимые институциональные системы. Элементы одной из них, ориентированные на структуру демократического рынка, выражены слабо, тогда как элементы, нацеленные на воспроизводство теневых кланово-корпоративных отношений, чаще находят возможности своего распространения, что еще больше обостряет основное противоречие экономической политики в отношении теневой экономики.

Другое противоречие - между государством и субъектами теневой экономики - можно назвать внешним, так как конфликт интересов частного хозяйствующего субъекта - участника теневой экономики и внешней стороны, включающей, наряду с другими, фискальный интерес государства, лежат в разных секторах экономики: первый - в теневом, второй - в официальном. Частный интерес субъекта состоит в максимизации своего дохода и нежелании делиться им, в частности, с государством. Соответственно, размер налогообложения непосредственно влияет на поведение хозяйствующего субъекта: чем больше налоги, тем активнее теневая деятельность субъекта. В настоящее время сложилось такое положение, что бизнес, добровольно полностью перешедший в официальную экономику, оказывается в худшем положении, чем его конкуренты, кроме того, пользуясь повышенным вниманием со стороны проверяющих и правоохранительных органов».

Важной особенностью противоречия между государством и субъектами теневой экономики является исторически сложившееся недоверие к правительству. Неформальная норма недоверия к правительственной политике тормозит попытки установить действенные формальные законы. Из-за отсутствия эффективных государственных институтов, которые могли бы защищать созданные на постсоветском пространстве права собственности, данные права остаются неопределенными, а их применение связано с высокими трансакционными издержками. При отсутствии эффективных государственных институтов обеспечение выполнения контрактов и защита прав собственности возможна лишь неформальным путем.

Большое значение для экономической политики государства в отношении теневой экономики играет противоречие между формальными инструментами воздействия и неформальной средой теневой экономики. Обострение противоречий между формальными инструментами государственного воздействия и неформальной средой теневой экономики, между государством и субъектами теневой экономики приводит к тому, что компоненты теневой структуры начинают вовлекать в свой оборот элементы самого государства как субъекта экономической политики в отношении теневой экономики. В тех случаях, когда органам государственной власти не удается организация эффективной работы институтов рыночной экономики, эту роль на себя берут неформальные механизмы регулирования. Возникает сращивание интересов чиновника и предпринимателя.

Использование чиновниками информации и должностных полномочий в качестве ресурсов для личного теневого предпринимательства является повсеместно распространенной проблемой современной экономики. Происходит создание альтернативных механизмов регулирования экономики, с одной стороны, и уход административного аппарата в теневой сектор - с другой. Последствия этих двух видов деформации экономической политики государства в отношении теневой экономики одинаковы: отрицательное влияние на инвестиции и экономический рост, снижение уровня жизни населения, растущее социальное неравенство, подрыв доверия к государству и сокращение его доходов.

Другим важным противоречием экономической политики государства в отношении теневой экономики является внешнее противоречие между официальным и теневым экономическими секторами. Рациональное поведение хозяйствующего субъекта с точки зрения неоинституционализма характеризуется стремлением к оптимизации прибыли данного субъекта. Оптимизирующее поведение находится в прямой зависимости от величины доходов в теневом секторе экономики и в обратной - от официальных валовых доходов, что обусловлено увеличением налоговых отчислений.

Д. Касселом и У. Цичи данное противоречие рассмотрено на примере рынка труда, и установлено, что разница между «зарплатой в официальной экономике» и «зарплатой в неофициальной экономике» порождает желание получать «арбитражную прибыль» [10]. При этом, чем больше разница, тем больше вероятность перемещения предпринимательского спроса на труд из официального в теневой сектор. Домашние хозяйства в такой ситуации перемещают предложение своего труда в теневой сектор: безработные - в полном объеме, занятые по гибкому графику - частично за счет сокращения своего рабочего времени в официальном секторе. Таким образом, противоречие между официальным и теневым секторами экономики решается в пользу последнего. Следует отметить, что теневая и официальная экономика тесно взаимосвязаны: застой официальной экономики вызывает рост теневой, стадия подъема официальной характеризуется спадом теневой экономики.

Наконец, последним из основных противоречий экономической политики государства в отношении теневой экономики является внутреннее противоречие между субъектами теневой экономики. В реалиях современной экономики субъекты, занимающиеся теневой деятельностью, располагают ресурсами для отстаивания своих интересов, многократно превышающими ресурсы невовлеченных в теневую экономику субъектов. Теневая рента способствует увеличению количества экономических субъектов в теневом секторе экономики, что повышает степень напряженности конкурентной борьбы за теневые доходы. Таким образом, создается противоречие между субъектами теневой экономики, характеризующееся соперничеством как на рынке товаров и услуг, так и на рынке труда.

На наш взгляд, для достижения основной цели экономической политики государства в отношении теневой экономики, целесообразно использовать не только меры запретительного характера, широко распространенные в настоящее время. Наиболее оптимальным представляется применения комплекса экономических, социальных и законодательных мер.

Основой разрешения изложенных противоречий должно послужить развитие конкурентоспособности официального сектора экономики, снижение его трансакционных издержек путем применения бюджетно-налоговой политики государства. Либерализация налоговой сферы создаст стимулы для перехода субъектов теневой экономики в официальный сектор. Снижение уровня коррупции бюрократического аппарата, приводящей к росту теневой экономики, должно осуществляться не только правовыми, но и социально-экономическими методами государственной политики: минимальный размер заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы, установленный на уровне среднего размера оплаты труда по региону, существенно сократил бы количество субъектов теневой экономики, а, следовательно, и ее уровень. Немаловажную роль при этом также играет укрепление социальной защищенности населения, а также административная и социально-экономическая ответственность органов государственной власти за развитие конкурентного малого и среднего бизнеса.

Рецензенты:

Буянова М.Э., д.э.н., профессор кафедры мировой и региональной экономики ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.

Тимофеева Г.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и экономической политики ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.