Уровень развития педагогических систем соответствует уровню развития производительных сил общества, отражаясь в определенном типе субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе.
Педагогическую систему можно охарактеризовать как сложную и непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, решающую образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели [4, 37].
В традиционном, отчасти и в индустриальном обществе набор профессий был стандартным, новые появлялись по мере развития производительных сил, что давало достаточно времени на «подстройку» системы образования. Поэтому в рамках сложившихся на том этапе развития общества моделей обучения обязательным являлось информирование обучаемого, освоение им опыта познавательной деятельности (знаниевый компонент) (1-й уровень обучения) и приобретение навыков стандартной деятельности, умения действовать по образцу, в стандартной ситуации (2-й уровень) [1, 28].
С появлением постиндустриального общества требования к уровню образования изменились вслед за стремительным изменением условий существования человека. Лавинообразно возникают новые профессии, быстро исчезают старые, оставшиеся стремительно модифицируются. Требования к ним настолько разные, что возникает необходимость дифференциации профессиональной подготовки. Как реакция возникают различные педагогические системы, сосредотачивающие свое внимание на решении строго определенного круга задач из-за невозможности объять весь комплекс многоуровневого и многопрофильного образования [6,5-18].
Меняются цели образования - от получения знаний к овладению технологиями саморазвития. Например, возникший в начале ХХ века проектный метод обучения отразил потребность индустриального общества в творческих кадрах: «характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а созидание новых продуктов и одновременное познание того, что лишь может возникнуть» [2,506], то есть творческая составляющая труда. «Необходимым условием освоения учащимися культурных способов проектировочной деятельности является рефлексия ими своих действий, обсуждение, что, как и почему мы делали, анализ ошибок и корректировка способа действий»[3,43], то есть самоорганизация и самоанализ.
Обязательными результатами обучения становятся умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (3-й уровень по Беспалько В. П.), опыт эмоционально-ценностных отношений, формирование личностных ориентаций, творческая, преобразующая деятельность, способность к самообучению, саморазвитие (4-й уровень по Беспалько В.П.) [1, 29]. Ранее более высокие уровни достигались в процессе следующей за обучением профессиональной деятельности, но в связи с развитием науки, техники и информационных компьютерных технологий в современных условиях именно они - главное требование для успешной профессиональной деятельности.
В связи с этим происходит переход от субъект-объектной модели управления обучением к субъект-субъектным формам планирования и организации учебного процесса, что выражается в конкретизации принципа «учить всех и всему» в подходе «учить каждого, но по-разному».
Это увеличило долю вариативных форм обучения, так как требовало учета индивидуальных особенностей обучающегося. Существенно изменилась и функция обучения: не разработка общей, единой и обязательной для всех линии социального развития, а помощь каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в развитии его как личности. В этом случае приоритет обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей и потребностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.
Отсюда колоссальное разнообразие типов современных школ и педагогических практик: кроме обычной государственной школы, существуют частные, платные школы; кроме светской - религиозные и эзотерические школы; кроме стандартного набора - огромное число форм и типов учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи, академии, новые типы университетов, учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, очное, очно-заочное, заочное и дистанционное обучение. Многообразны и подходы к обучению: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, индивидуальное, дифференцированное, профильное и т.д. [5,7-8]. Они представляют интерес и с точки зрения анализа трансформации субъект-субъектных отношений (таблица 1).
Таблица 1. Развитие субъект-субъектных отношений в педагогических системах
Тип социума и социальный заказ |
Педагогическая система |
Понятийный аппарат, терминоло-гия |
Принцип субъект-субъектно-го взаимо-действия |
Характеристики субъектов |
Жизнеспособность системы |
|
педагог |
ученик |
|||||
Традиции-онное Научить подчиняться и действовать в рамках системы, освоить определенные ЗУН. |
Классическая (классноурочная) Автор - Я.А. Коменский. |
Урок, знания, дисциплина, оценка. |
Субъект-объектная система организации и управления учебным процессом, перенесенная и на общение. |
Едино-лично управляет педагогическим процесссом. |
Выполняет указания учителя. |
Оправдывала себя в течение нескольких веков, элементы применяются в большинстве современных педагогических систем. |
Индустри-альное общество Лояльность по отношению к государ-ству. Необходи-мость соответ-ствовать темпам развития науки, техники и техно-логий. |
Метод проекти-рования. Автор - С.Т. Шацкой. |
Проект, цель и целеполага-ние, плани-рование - измерение, измеритель-ная шкала - условия эффектив-ной командной работы.
|
Субъект-объектная система организа-ции и управления учебным процессом, Усиление внутри-группового взаимо-действия, исходная форма - коллективная, главная задача - «освоение культуры познава-тельной деятельности» [3, 43]. |
Подклю-чение к организа-ции учебного процесса сильных учащихся. |
Выпол-няет указания учителя, опираясь на помощь более успешных учеников, в перспек-тиве - самосто-ятельное решение практи-ческих задач проектной деятельности. |
Модифици-ровался в теорию развива-ющего обучения.
|
Проб-лемное обучение Авторы - А.М.Ма-тюшкин, М.И.Ма-хмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. |
Проблема, проблемная ситуация поиск решения проблемы; результатив-ность и эффектив-ность решения проблемы.
|
Субъект-объектная система в организации учебного процесса, субъект-субъектная - в пед. общении. Активиза-ция роли ученика: усиление мотивации (интерес-ные проблемы). |
Не является основным источни-ком инфор-мации, применя-ет инфор-мацион-ные компью-терные техноло-гии. |
Усиление самосто-ятельно-сти, попытка научить решать пробле-мы, с выходом на 3 - й уровень обучения (по В.П. Беспаль-ко). |
Потеряло актуаль-ность как педагоги-ческая система, элементы применяют-ся во многих современ-ных педагоги-ческих системах в качестве методик. |
|
Развивающее обучение Авторы- В.В. Давыдов Д.Б.Эль-конин.
|
Желание учиться - приобретение учеником потребности в учебной деятельно-сти и соответст-вующих мотивов. Умение учиться -овладение учебными действиями. Развитие творчества как основа развития личности.
|
Субъект-объектная система в организа-ции учебного процесса, субъект-субъектная - в педаго-гическом общении. Обучение идет впереди развития, опережая, стимули-руя, напра-вляя и ускоряя развитие личности. |
Коррек-тирует учебную деятель-ность на основе знания и приме-нения психоло-го-педаго-гической теории на практике. |
На первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый ученик, индивидуальный субъект. |
Элементы применяются в различных педагогических системах. |
|
Педаго-гика сотруд-ничества В «пере-стройку» объеди-нила сторон-ников «гумани-стичес-кой» педаго-гики. Авторы- Ш.А. Амо-нашвили, В.Ф. Шаталов. |
Зона ближайшего развития учение без принужде-ния, идея диалогичес-кого размышле-ния, идея интеллекту-ального фона класса.
|
Попытка преобразовать субъект-объектную организа-цию учебного процесса в субъект-субъект-ную, Идея совместной деятельности учите-лей и уче-ников, идея добро-вольности в досуговой деятель-ности. |
Совмест-ный труд - сотруд-ничество, педагог как старший товарищ. |
Является равно-правным товари-щем по труду. |
Отдельные идеи развивались в концепции опережа-ющего обучения - методика ключевых слов, знаков, располо-женных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала. Потеряла актуаль-ность. |
|
Опере-жающее обучение Автор- С. Н. Лы-сенкова. |
Опоры: Схема - опора мысли ученика, опора его практичес-кой деятель-ности, связующее звено между учителем и учеником. Работа со слабыми обучающи-мися. |
Попытка преобразо-вать субъект-объектную организа-цию учебного процесса в субъект-субъект-ную, Обучение в зависимо-сти от спо-собностей учеников. |
Коммен-тируемое управле-ние как возмож-ность налажи-вания обратной связи учитель - ученик, ученик -учитель. |
Степень самосто-ятельно-сти обучаю-щегося увеличи-вается по мере развития его лич-ности. |
Существует в ряде современ-ных педагоги-ческих систем как одна из методик для обучения всех, а не только слабых учеников. |
|
Развива-ющее обучение Автор - Л.В. Занков.
|
Ориентация на потен-циальные возможно-сти человека и на их реализацию. Ведущая роль теоре-тических знаний. Обучение на повышенном уровне трудности. |
Развитие всех учащихся, включая и самых слабых, приоритет-работа с сильными учениками. быстрый темп изуче-ния про-граммного материала. |
«Развитие - в сотрудничестве». |
Осозна-ние ученика-ми процесса учения, позитив-ное отно-шение к учебному труду. |
Одно из оснований концепции личностно-ориентированного обучения. |
|
Блочно-модуль-ное обучение Авторы- Л.В. Итель-сон, Л.Н. Ланда, А.Г. Молибог, Н.Ф. Талыди-на, П.М. Эрдниев. |
Модульные программы, технологическая карта, лист учета контроля, критерии оценки. |
Паритетное отношение учителя и учеников, возможность работы в парах, в группах; возможность выбора уровня обучения; возможность работы в индивиду-альном темпе; раннее предъяв-ление конечных результатов обучения. |
Учитель организу-ет обуче-ние - мотивиру-ет, консу-льтирует, контроли-рует. «Мягкий» контроль в процессе освоения учебного материа-ла. |
Учащийся самосто-ятельно достигает целей учебно-познава-тельной деятель-ности в процессе работы над модулем. |
Актуально: формирует новую педагоги-ческую культуру, позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способно-стей у участников педагоги-ческого процесса. |
|
Лично-стно-ориенти-рованное обучение Авторы- К.А. Абуль-ханова, В.В. Сериков, В.Е. Зин-ченко, В.В. Давыдов, Я.Л. Коло-минский, А.В. Пет-ровский, И.С.Яки- манская. |
Индивиду-альная вариа-тивность заданий и уровня обучения, эмоцио-нальный контакт учителя с учеником. |
Признание уникаль-ности субъектно-го опыта ученика, как важного источника индивиду-альной жизнедея-тельности, проявляемой, и в познании. Опора на субъектный опыт в обучении и общении с учеником. |
Учитель помогает каждому ученику реализо-вать свой потенциали достичь своих учебных целей, развить личност-ные смыслы обучения. |
Ученик- носитель активного преобра-зующего начала, осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога. |
Модифици-ровалось в концепцию индивиду-альной образова-тельной траектории, в теорию профиль-ного обучения.
|
|
Информа-ционное (постинду-стриаль-ное) общество Равнопра-вное взаимодей-ствие граждан-ского общества и государ-ства. Автоном-ность (в рамках закона) выбора каждым человеком форм деятельно-сти в обществе. |
Теория индиви-дуальной образова-тельной траекто-рии
Автор- Т. М. Ковалева и др. |
Выбор или выявление индивиду-ального смысла и целей в каждом учебном курсе; |
Потребно-сти ученика в обучении и развитии определяют содержание и методы его обучения. |
Помощь в составле-нии и реа-лизации индиви-дуально-го плана обучения. Консуль-тативная деятель-ность. Приме-няет индиви-дуальный подход при оценке деятель-ности ученика. |
Осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога. Доля участия педагога зависит от индиви-дуальных особен-ностей обучаю-щегося. |
Активно применяет-ся при обучении людей с особеннос-тями развития, при реализации программ дополни-тельного образова-ния. |
Теория профиль-ного обучения Авторы- А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, К.Г. Митро-фанов. |
Углубленное изучение отдельных предметов, существен-ная дифферен-циация содержания обучения, выбор учеником форм занятий.
|
Дифферен-циация и индиви-дуализация образова-ния в зави-симости от способно-стей,склон-ностей и интересов ученика. Требования к ученикам и оценка их деятельно-сти дифференцированы. |
Совмест-но с уче-ником органи-зует учебный процесс, осущест-вляет консуль-тативную деятель-ность. |
Осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога, индивиду-альной для каждого. |
Актуально: обеспече-ние преем-ственности между общим и професси-ональным образова-нием. Доступ к полноцен-ному обра-зованию разных категорий обучаю-щихся. |
|
Програм-ми-рованное обучение Авторы - Б.Ски-нер, Л.Н.Лан-да. |
Кибернети-ческий подход, алгоритмизация процесса обучения, увеличение удельного веса самостоя-тельной работы учащихся. |
Совершен-ствование управления учебным процессом за счет при-менения ИКТ, учащиеся применяют техничес-кие средства управления мыслитель-ными и практичес-кими действиями |
Консуль-тант, выполня-ющий также контро-льные функции. |
Актив-ный субъект учебной деятель-ности, самосто-ятельно органи-зующий свою учебную деятель-ность. |
Активно применяет-ся в дистан-ционном обучении и при реализации программ дополни-тельного образова-ния. |
В России настоятельная необходимость решать такие задачи возникла одновременно со сменой типа общества, в период «перестройки». Показательно, что потребность в воспитании нового типа личности отразилась в концепции личностно-ориентированного обучения, объединившей на тот момент педагогов-новаторов. Реализация личностно-ориентированной системы обучения потребовала перехода от обучения как нормативно построенного жестко регламентированного процесса к учению как индивидуальной деятельности ученика, ее коррекции и педагогической поддержки.
Принципиально изменившийся подход к субъект-субъектным отношениям иллюстрирует активное применение в педагогике заимствованного из социологии и психологии термина «потребность». Потребность в обучении нового поколения, т.е. потребность общества в воспроизводстве рабочей силы - это достаточно традиционная трактовка. Изучение внутренней потребности человека в обучении, развитии - это относительно новый подход, тесно связанный именно с переходом от субъект-объектной модели формирования «винтика» для общественного механизма к субъект-субъектной модели развития творческой единицы, свободно развивающей и реализующей себя (в идеале - на благо общества, во всяком случае, не во вред ему).
Таким образом, исследование динамики изменения субъект-субъектных отношений выявило следующие зависимости:
Модель субъект-субъектных отношений в педагогических системах соответствует предпочтительной модели аналогичных отношений в обществе.
Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике традиционного общества формирует тип человека, с выработанной привычкой к подчинению и принуждению, с определенным полученным в начале жизни багажом знаний и стандартными навыками воспроизводства успешных форм поведения в обществе.
Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике индустриального общества отражает модель человека, способного взаимодействовать с властными структурами, воспринимать новации, менять образ жизни и формы деятельности в результате развития науки, техники и технологий (в том числе компьютерных). Часть людей должна быть способна генерировать новации в науке и технике, что отражается в появлении педагогических систем, рассчитанных на одаренных детей.
Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике информационного общества отражает модель автономного по отношению к властным структурам человека, способного к различным формам творческой деятельности как в профессиональной, так и в других сферах жизни: общественной, политической, личной.
Каждый человек испытывает потребность в информации, в освоении нового, в самореализации, признании, что позволит в будущем отказаться от любых форм давления и принуждения по отношению к субъекту учебной деятельности. Субъект-субъектная модель взаимодействия в современных педагогических системах постоянно эволюционирует, чтобы соответствовать запросам современного общества.
Рецензенты:
Софронова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ИиВТ Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.
Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.