Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SUBJECT-SUBJECT RELATIONS IN TEACHING SYSTEMS

Proshina L.M. 1
1 Moscow art-industrial Institute
The article analyzes the dynamics of change of subject-subject relations in various educational systems. An attempt is made to substantiation and research on actual transition from the subject-object to a subject-subject installing in pedagogic interaction and analysis of its implications for teaching theory and practice. Brief comparative characterization of some local education systems from the perspective of the analysis of interregional ties within that framework, the nature and characteristics of subject-subject interaction in each system. The paper also identified and analyzes the problems associated with this process. Revealed the dynamics and content of the evolution of the model of subject-subject relations in teaching systems under the influence of various social conditions in different historical periods.
technology development
the pedagogical system subject-subject relations

Уровень развития педагогических систем соответствует уровню развития производительных сил общества, отражаясь в определенном типе субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе.

Педагогическую систему можно охарактеризовать как сложную и непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, решающую образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели [4, 37].

В традиционном, отчасти и в индустриальном обществе набор профессий был стандартным, новые появлялись по мере развития производительных сил, что давало достаточно времени на «подстройку» системы образования. Поэтому в рамках сложившихся на том этапе развития общества моделей обучения обязательным являлось информирование обучаемого, освоение им опыта познавательной деятельности (знаниевый компонент) (1-й уровень обучения) и приобретение навыков стандартной деятельности, умения действовать по образцу, в стандартной ситуации (2-й уровень) [1, 28].

С появлением постиндустриального общества требования к уровню образования изменились вслед за стремительным изменением условий существования человека. Лавинообразно возникают новые профессии, быстро исчезают старые, оставшиеся стремительно модифицируются. Требования к ним настолько разные, что возникает необходимость дифференциации профессиональной подготовки. Как реакция возникают различные педагогические системы, сосредотачивающие свое внимание на решении строго определенного круга задач из-за невозможности объять весь комплекс многоуровневого и многопрофильного образования [6,5-18].

Меняются цели образования - от получения знаний к овладению технологиями саморазвития. Например, возникший в начале ХХ века проектный метод обучения отразил потребность индустриального общества в творческих кадрах: «характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а созидание новых продуктов и одновременное познание того, что лишь может возникнуть» [2,506], то есть творческая составляющая труда. «Необходимым условием освоения учащимися культурных способов проектировочной деятельности является рефлексия ими своих действий, обсуждение, что, как и почему мы делали, анализ ошибок и корректировка способа действий»[3,43], то есть самоорганизация и самоанализ.

Обязательными результатами обучения становятся умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (3-й уровень по Беспалько В. П.), опыт эмоционально-ценностных отношений, формирование личностных ориентаций, творческая, преобразующая деятельность, способность к самообучению, саморазвитие (4-й уровень по Беспалько В.П.) [1, 29]. Ранее более высокие уровни достигались в процессе следующей за обучением профессиональной деятельности, но в связи с развитием науки, техники и информационных компьютерных технологий в современных условиях именно они - главное требование для успешной профессиональной деятельности.

В связи с этим происходит переход от субъект-объектной модели управления обучением к субъект-субъектным формам планирования и организации учебного процесса, что выражается в конкретизации принципа «учить всех и всему» в подходе «учить каждого, но по-разному».

Это увеличило долю вариативных форм обучения, так как требовало учета индивидуальных особенностей обучающегося. Существенно изменилась и функция обучения: не разработка общей, единой и обязательной для всех линии социального развития, а помощь каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в развитии его как личности. В этом случае приоритет обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей и потребностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Отсюда колоссальное разнообразие типов современных школ и педагогических практик: кроме обычной государственной школы, существуют частные, платные школы; кроме светской - религиозные и эзотерические школы; кроме стандартного набора - огромное число форм и типов учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи, академии, новые типы университетов, учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, очное, очно-заочное, заочное и дистанционное обучение. Многообразны и подходы к обучению: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, индивидуальное, дифференцированное, профильное и т.д. [5,7-8]. Они представляют интерес и с точки зрения анализа трансформации субъект-субъектных отношений (таблица 1).

Таблица 1. Развитие субъект-субъектных отношений в педагогических системах

Тип социума и социальный заказ

Педагогическая система

Понятийный аппарат, терминоло-гия

Принцип субъект-субъектно-го взаимо-действия

Характеристики субъектов

Жизнеспособность системы

педагог

ученик

Традиции-онное

Научить подчиняться и действовать в рамках системы, освоить определенные ЗУН.

Классическая

(классноурочная)

Автор - Я.А. Коменский.

Урок, знания, дисциплина, оценка.

Субъект-объектная система организации и управления учебным процессом, перенесенная и на общение.

Едино-лично управляет педагогическим процесссом.

Выполняет указания учителя.

Оправдывала себя в течение нескольких веков, элементы применяются в большинстве современных педагогических систем.

Индустри-альное общество Лояльность по отношению к государ-ству. Необходи-мость соответ-ствовать темпам развития науки, техники и техно-логий.

Метод проекти-рования.

Автор - С.Т. Шацкой.

Проект,

цель и целеполага-ние, плани-рование

- измерение, измеритель-ная шкала

- условия эффектив-ной командной работы.

 

Субъект-объектная система организа-ции и управления учебным процессом, Усиление внутри-группового взаимо-действия, исходная форма - коллективная, главная задача - «освоение культуры познава-тельной деятельности» [3, 43].

Подклю-чение к организа-ции учебного процесса сильных учащихся.

Выпол-няет указания учителя, опираясь на помощь более успешных учеников, в перспек-тиве - самосто-ятельное решение практи-ческих задач проектной деятельности.

Модифици-ровался в теорию развива-ющего обучения.

 

Проб-лемное обучение

Авторы - А.М.Ма-тюшкин, М.И.Ма-хмутов,

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.

Проблема,

проблемная ситуация

поиск решения проблемы; результатив-ность и эффектив-ность решения проблемы.

 

Субъект-объектная система в организации учебного процесса, субъект-субъектная - в пед. общении.

Активиза-ция роли ученика: усиление мотивации (интерес-ные проблемы).

Не является основным источни-ком инфор-мации, применя-ет инфор-мацион-ные компью-терные техноло-гии.

Усиление самосто-ятельно-сти, попытка научить решать пробле-мы, с выходом на 3 - й уровень обучения

(по В.П. Беспаль-ко).

Потеряло актуаль-ность как педагоги-ческая система, элементы применяют-ся во многих современ-ных педагоги-ческих системах в качестве методик.

Развивающее обучение

Авторы-

В.В. Давыдов

Д.Б.Эль-конин.

 

Желание учиться -

приобретение

учеником

потребности

в учебной

деятельно-сти и

соответст-вующих

мотивов.

Умение учиться -овладение

учебными

действиями. Развитие творчества как основа развития личности.

 

Субъект-объектная система в организа-ции учебного процесса, субъект-субъектная - в педаго-гическом общении.

Обучение идет впереди развития, опережая, стимули-руя, напра-вляя и ускоряя развитие личности.

Коррек-тирует учебную деятель-ность на основе знания и приме-нения психоло-го-педаго-гической

теории на практике.

На первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом.

Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый ученик, индивидуальный субъект.

Элементы применяются в различных педагогических системах.

Педаго-гика сотруд-ничества

В «пере-стройку» объеди-нила сторон-ников «гумани-стичес-кой» педаго-гики.

Авторы-

Ш.А.

Амо-нашвили,

В.Ф. Шаталов.

Зона ближайшего развития

учение без принужде-ния,

идея диалогичес-кого размышле-ния,

идея интеллекту-ального фона класса.

 

Попытка преобразовать субъект-объектную организа-цию учебного процесса в субъект-субъект-ную,

Идея совместной деятельности учите-лей и уче-ников,

идея добро-вольности в досуговой деятель-ности.

Совмест-ный труд - сотруд-ничество, педагог как старший товарищ.

Является равно-правным товари-щем по труду.

Отдельные идеи развивались в концепции опережа-ющего обучения - методика ключевых слов, знаков, располо-женных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала.

Потеряла актуаль-ность.

Опере-жающее обучение Автор-

С. Н. Лы-сенкова.

Опоры: Схема - опора мысли ученика, опора его практичес-кой деятель-ности, связующее звено между учителем и учеником. Работа со слабыми обучающи-мися.

Попытка преобразо-вать субъект-объектную организа-цию учебного процесса в субъект-субъект-ную,

Обучение в зависимо-сти от спо-собностей

учеников.

Коммен-тируемое управле-ние как возмож-ность налажи-вания обратной связи учитель - ученик, ученик -учитель.

Степень самосто-ятельно-сти обучаю-щегося увеличи-вается по мере развития его лич-ности.

Существует в ряде современ-ных педагоги-ческих систем как одна из методик для обучения всех, а не только слабых учеников.

Развива-ющее обучение

Автор -

Л.В.

Занков.

 

Ориентация на потен-циальные возможно-сти человека и на их реализацию.

Ведущая роль теоре-тических знаний. Обучение на повышенном уровне трудности.

Развитие всех учащихся, включая и самых слабых, приоритет-работа с сильными учениками.

быстрый темп изуче-ния про-граммного материала.

«Развитие - в сотрудничестве».

Осозна-ние ученика-ми процесса учения,

позитив-ное отно-шение

к учебному труду.

Одно из оснований концепции личностно-ориентированного обучения.

Блочно-модуль-ное обучение

Авторы-

Л.В.

Итель-сон,

Л.Н. Ланда, А.Г. Молибог, Н.Ф. Талыди-на,

П.М. Эрдниев.

Модульные программы,

технологическая карта,

лист учета контроля,

критерии оценки.

Паритетное отношение учителя и учеников, возможность работы в парах, в группах;

возможность выбора уровня обучения;

возможность работы в индивиду-альном темпе;

раннее предъяв-ление конечных результатов обучения.

Учитель организу-ет обуче-ние - мотивиру-ет, консу-льтирует, контроли-рует.

«Мягкий» контроль в процессе освоения учебного материа-ла.

Учащийся самосто-ятельно достигает целей учебно-познава-тельной деятель-ности в процессе работы над модулем.

Актуально: формирует новую педагоги-ческую

культуру, позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способно-стей у участников педагоги-ческого процесса.

Лично-стно-ориенти-рованное обучение

Авторы-

К.А. Абуль-ханова, В.В.

Сериков,

В.Е. Зин-ченко,

В.В. Давыдов, Я.Л. Коло-минский, А.В. Пет-ровский, И.С.Яки-

манская.

Индивиду-альная вариа-тивность заданий и уровня обучения,

эмоцио-нальный контакт учителя с учеником.

Признание уникаль-ности субъектно-го опыта ученика, как важного источника индивиду-альной жизнедея-тельности, проявляемой, и в познании. Опора на субъектный опыт в обучении и общении с учеником.

Учитель помогает каждому ученику реализо-вать свой потенциали достичь своих учебных целей, развить личност-ные смыслы обучения.

Ученик- носитель активного преобра-зующего начала, осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога.

Модифици-ровалось в

концепцию индивиду-альной образова-тельной траектории, в теорию профиль-ного обучения.

 

Информа-ционное (постинду-стриаль-ное) общество

Равнопра-вное взаимодей-ствие граждан-ского общества и государ-ства. Автоном-ность (в рамках закона) выбора каждым человеком форм деятельно-сти в обществе.

Теория индиви-дуальной образова-тельной траекто-рии

 

Автор-

Т. М. Ковалева и др.

Выбор или выявление индивиду-ального смысла и целей в каждом учебном курсе;
индивиду-альные образова-тельные программы;
Индивиду-альный отбор изучаемых предметов, типов занятий;
индивиду-альный темп обучения.

Потребно-сти ученика в обучении и развитии определяют содержание и методы его обучения.

Помощь в составле-нии и реа-лизации индиви-дуально-го плана обучения. Консуль-тативная деятель-ность. Приме-няет индиви-дуальный подход при оценке деятель-ности ученика.

Осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога. Доля участия педагога зависит от индиви-дуальных особен-ностей обучаю-щегося.

Активно применяет-ся при обучении людей с особеннос-тями развития, при реализации программ дополни-тельного образова-ния.

Теория профиль-ного обучения

Авторы-

А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, К.Г. Митро-фанов.

Углубленное изучение отдельных предметов, существен-ная дифферен-циация содержания обучения, выбор учеником форм занятий.

 

Дифферен-циация и индиви-дуализация образова-ния в зави-симости от способно-стей,склон-ностей и интересов ученика.

Требования к ученикам и оценка их деятельно-сти дифференцированы.

Совмест-но с уче-ником органи-зует учебный процесс, осущест-вляет консуль-тативную деятель-ность.

Осущест-вляет учебную деятель-ность с квалифи-цирован-ной помо-щью педагога, индивиду-альной для каждого.

Актуально: обеспече-ние преем-ственности между общим и професси-ональным образова-нием.

Доступ к полноцен-ному обра-зованию разных категорий

обучаю-щихся.

Програм-ми-рованное обучение

Авторы - Б.Ски-нер, Л.Н.Лан-да.

Кибернети-ческий подход, алгоритмизация процесса обучения, увеличение удельного веса самостоя-тельной работы учащихся.

Совершен-ствование управления учебным процессом за счет при-менения ИКТ,

учащиеся применяют техничес-кие средства управления мыслитель-ными и практичес-кими действиями

Консуль-тант, выполня-ющий также контро-льные функции.

Актив-ный субъект учебной деятель-ности, самосто-ятельно органи-зующий свою учебную деятель-ность.

Активно применяет-ся в дистан-ционном обучении и при реализации программ дополни-тельного образова-ния.

В России настоятельная необходимость решать такие задачи возникла одновременно со сменой типа общества, в период «перестройки». Показательно, что потребность в воспитании нового типа личности отразилась в концепции личностно-ориентированного обучения, объединившей на тот момент педагогов-новаторов. Реализация личностно-ориентированной системы обучения потребовала перехода от обучения как нормативно построенного жестко регламентированного процесса к учению как индивидуальной деятельности ученика, ее коррекции и педагогической поддержки.

Принципиально изменившийся подход к субъект-субъектным отношениям иллюстрирует активное применение в педагогике заимствованного из социологии и психологии термина «потребность». Потребность в обучении нового поколения, т.е. потребность общества в воспроизводстве рабочей силы - это достаточно традиционная трактовка. Изучение внутренней потребности человека в обучении, развитии - это относительно новый подход, тесно связанный именно с переходом от субъект-объектной модели формирования «винтика» для общественного механизма к субъект-субъектной модели развития творческой единицы, свободно развивающей и реализующей себя (в идеале - на благо общества, во всяком случае, не во вред ему).

Таким образом, исследование динамики изменения субъект-субъектных отношений выявило следующие зависимости:

Модель субъект-субъектных отношений в педагогических системах соответствует предпочтительной модели аналогичных отношений в обществе.

Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике традиционного общества формирует тип человека, с выработанной привычкой к подчинению и принуждению, с определенным полученным в начале жизни багажом знаний и стандартными навыками воспроизводства успешных форм поведения в обществе.

Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике индустриального общества отражает модель человека, способного взаимодействовать с властными структурами, воспринимать новации, менять образ жизни и формы деятельности в результате развития науки, техники и технологий (в том числе компьютерных). Часть людей должна быть способна генерировать новации в науке и технике, что отражается в появлении педагогических систем, рассчитанных на одаренных детей.

Характер и содержание субъект-субъектных отношений в педагогике информационного общества отражает модель автономного по отношению к властным структурам человека, способного к различным формам творческой деятельности как в профессиональной, так и в других сферах жизни: общественной, политической, личной.

Каждый человек испытывает потребность в информации, в освоении нового, в самореализации, признании, что позволит в будущем отказаться от любых форм давления и принуждения по отношению к субъекту учебной деятельности. Субъект-субъектная модель взаимодействия в современных педагогических системах постоянно эволюционирует, чтобы соответствовать запросам современного общества.

Рецензенты:

Софронова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ИиВТ Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.