Актуальность выбранной темы связана с тем, что как объект проблемы целины исследовались в советской и современной историографии не раз, но с точки зрения повседневной истории подходов к проблеме не существовало. Традиционная история нередко забывает на фоне фактических и экономических показателей, крупных деятелей и судеб государств «маленького человека», жизнь которого является предметом изучения истории повседневности. Поэтому задача статьи - рассмотрение степени изучения на региональном уровне повседневности целины с момента начала её освоения для сегодняшнего дня.
Прежде, чем обратится к историографическим вопросам, следует определиться с термином «история повседневности». Подходов и понятий множество, но наиболее удачным видится следующий комплекс вопросов, которые максимально наглядно представляют структуру повседневности: «макро- и микросреда обитания (природа, город, деревня, жилище); человеческое тело и заботы о его биологических и социокультурных функциях; ключевые, поворотные личностно и социально значимые моменты в жизни человека (рождение, создание семьи, семья и семейные отношения, смерть); межличностные отношения в различных микросоциальных группах (территориальных, профессиональных, конфессиональных и пр.); досуг (игры, развлечения, общественные и семейные праздники и обряды) и т.д.» [33, с. 4].
Выбранные аспекты исследования позволяют составить хронологию историографии проблем повседневности целины: 1 этап - советский период - втор. пол. 50-х - нач. 90-х; 2 этап - нач. 90-х - современность.
Для первого историографического этапа характерны работы, преимущественно обращённые к конкретной личности, посвященные Оренбургской целине. Подборка «Герои целины», вышедшая в 1957 году [2, 3, 5, 13, 14, 16, 17, 18, 24, 26, 30, 34, 39, 40], создавалась параллельно организации совхозов и отражала в принятом парадном стиле успехи их деятельности. Ценность этих небольших очерков - в некоторых дополняющих сведениях о санитарном состоянии совхозов, питании целинников, заработной плате. Цикл посвящен передовикам целинного производства, тем не менее, мало отражает их житейские, бытовые проблемы. Здесь выделяется книга А. Возняка, где автор впервые обратил внимание на отношения между людьми на межличностном уровне и в семейном плане [5, с. 10].
Значительные сборники статей вышли уже к 10-летию освоения целины («Подвиг на целине...», «Человек, земля, хлеб...») [25, 38], где впервые проблема бытового положения целинников увидена глазами самих новосёлов. Недостаток этих сборников - односторонность изложения, обращение внимания только на успехи в плане обеспечения жильем целинников, их культурного и медицинского обслуживания. Новым явлением становится обращение к темам личных и производственных отношений.
Бытовые вопросы устройства новоселов на целинных землях в одном из совхозов Адамовского района достаточно полно охарактеризованы в работе В. Теляковского «Люди целины» и брошюре «На поднятой целине» [35, 21]. Их заметный недостаток - чрезмерная ангажированность, преувеличение успехов материально-бытового устройства новоселов. Кроме того, исследования периода 1954-1959 гг. более всего останавливаются на анализе и характеристике 1955 года. И выводы, относящиеся к этому году, автором нередко распространяются до конца 1950-х годов.
В книге Г.А. Смолякова «Наш общий долг» [32] - сведения о совхозе «Кульминском» Кваркенского района и обустройстве в нем первоцелинников. Авторский анализ не выходит из традиционных рамок освещения целины и преимущественно положительно оценивает материально-бытовые условия первоцелинников. Однако это одна из немногих работ о периоде освоения целины начала 1960-х гг.
Некоторые общие сведения о бытовом устройстве целинников содержатся у исследователей времён начала освоения Оренбургской целины (В. Смирнов, А. Жерноклеев, И. Шикаренко,) [31, 40, 13]. В них впервые указываются недостатки жилищного строительства целинников, основная вина за которые вменяется руководителям совхозов и МТС.
В целом, следует отметить, что предметом изучения в первом историографическом периоде были проблемы экономического, политического и идеологического характера. Авторы пытались создать привлекательный образ целины, формулируя исключительно положительные выводы и обобщения. Как следствие - исчезала критика проблем освоения целинных и залежных земель, давался широкий круг практических рекомендаций по улучшению эффективности освоения целины; акцентировалась руководящая роль партии и трудовой подвиг народных масс. Первые работы отличаются публицистичностью и персонифицированностью. В результате круг проблем сужается, исключаются частные материально-бытовые вопросы освоения целины и проблемы новоселов, ограничиваясь степенью экономической эффективности освоения, территориальным устройством совхозов, оплатой труда целинников. Большая часть работ посвящена проблемам освоения казахстанской и алтайской целины. Мало было исследований по целине на Южном Урале, ещё меньше - в Оренбуржье.
Материально-бытовое и культурное обеспечение целинников, их образ жизни и досуг, семейно-демографические проблемы на региональном уровне во многом характеризуются теми же критериями, что и на общероссийском. Хронологически историография делится на такие же периоды.
На втором историографическом этапе формулируется новый подход к проблеме освещения бытовой составляющей жизни целинников. Здесь появляются книги, показывающие и в какой-то мере характеризующие традиции и устои целинной семьи и межличностных отношений. В очерке А.Г. Колесника «Хлебороб» автор создаёт картины быта целинников, попутно дает соответствующий материал для такого анализа: здесь содержатся сведения о способе передачи опыта старшего поколения младшему, о семейных отношениях [10, с. 19].
Работы, отражающие не только положительные моменты повседневно-бытовой жизни целинников, стали появляться лишь в 90-х годах (М.Г. Голованов, А. Мартынова, А. Романова) [6, 15, 28], но здесь возникает другая проблема: в основном они касаются периода 1954-1956 гг., когда только происходило хозяйственное становление совхозов, не затрагивая дальнейшего периода жизни на целине. Одновременно большим положительным моментом работ стала более объективная оценка произошедших событий, акцент не только на положительные стороны жизни: коллективный, ударный труд, массовое строительство, облагораживание жилых поселков, но и на недостатки: проблема жилья, некачественное питание, половые диспропорции. В указанных сборниках появляются первые характеристики отношений между людьми, морально-нравственные ценности целинников и прочее.
Примером такого подхода могут служить статьи о целине В.Г. Альтова, Г.Г. Михина, А.С. Щукина. [1, 19, 41]. Они проливают свет на проблему заболеваемости целинного населения, условий жизни в первые годы освоения целины и на отношения в среде целинников.
С начала 1990-х гг. проведен ряд конференций, посвященных круглым датам освоения целины. Определены новые подходы и проблемы в изучении проблем освоения. Расширился круг тем исследования: жилищное и культурное строительство на целине, роль и значение кинематографа в целинной кампании Оренбургской (Чкаловской области), традиции народного творчества на целине (В.А. Сидорова, Б. Африн, С. Забияка, Л.С. Паниной) [29, 4, 22]. Многие авторы статей подвели итоги политико-экономического освоения целинных и залежных земель Оренбургской области, указывая на материально-бытовую неустроенность новоселов как основную причину их отъезда (Л.И. Футорянский, А.В. Федорова, А.Г. Иванова) [37, 36, 9].
В этих работах авторы отходят от традиционного для советской историографии изложения целинной эпопеи: критический взгляд, обращение к новым темам позволяет увидеть повседневные проблемы Оренбургской целины.
Начало двухтысячных было ознаменовано появлением книг, более подробно освещающих проблему материально-бытовых и культурных условий на целине. Так, к очередной дате освоения целины был выпущен сборник статей «Планета целина» [27]. Сборник богат публицистическими очерками о целине, достаточно подробно рисующими картины освоения в повседневности. Следует отметить обозначение проблем новоселов без их критики. Таким примером может послужить работа Н. И. Яковлева с анализом социально-экономических аспектов освоения целинных земель Буртинского района Оренбургской области [42]. В свою очередь, появляются и первые летописи целины, например, В.П. Денисова составила такую летопись освоения на основе биографических справок первоцелинников [7].
Тогда же появляются обобщенные исследования по проблемам агарной политики Н.С. Хрущева, с точки зрения экономической эффективности целинной кампании в Южно-Уральском регионе. Такова, например, монография В.Л. Дрындина, где уделено лишь некоторое внимание повседневным проблемам культурно-бытового устройства целинников, и то лишь, в первые годы освоения целины [8].
Здесь же следует упомянуть о вкладе уральской исторической школы в изучение повседневности целины. Так, в статье д.и.н. В.П. Мотревича «Освоение уральской целины» впервые обозначены проблемы первоцелинников с точки зрения повседневности: вопросы жилищного размещения, обеспечения продуктами питания, водой, проблемы торговли и бытового обслуживания [20]. Но обозначив проблемы, автор хронологически обращает внимание только на первые два года освоения целины и не комментирует сложности материально-бытового обеспечения новоселов по совхозам Оренбургской целины.
Подобные же особенности выделяют при выявлении повседневных проблем в работах более крупного масштаба - диссертационные исследования. Одной из них, более широко затрагивающей тему повседневности целины, стала диссертация Е.В. Пахомовой. Автор в своем исследовании проводит анализ проблемы трудовых ресурсов, который напрямую связан с рассмотрением материально-бытовых и культурных условий жизни целинников [23]. На примере исследования Южно-Уральского региона начала освоения целинных и залежных земель (1954-1956 гг.) он приходит к выводам, что политика государства в создании для новоселов, прибывших на освоение целины, приемлемых бытовых и культурных условий, осуществлялась по остаточному принципу, что стало причиной высокой текучести кадров на целине. Но, несмотря на это, к концу 1956 г. на целинных землях южно-уральского региона удалось создать базу для развития инфраструктуры целинных земель, которая значительно снизила текучесть кадров.
Тема была продолжена в исследованиях О.В. Кузнецовой, охватывающих региональный уровень проблемы и рассматривающих основные вопросы повседневной истории целины, в хронологическом промежутке 1954-1965 гг.. В многочисленных публикациях сделан вывод о появлении на целине нового уникального социокультурного явления, сформировавшегося из интересов, потребностей и прошлого опыта различных слоев населения, преимущественно молодежи: бывших горожан, демобилизованных воинов, руководителей колхозов, судимого элемента, местных жителей и бывших колхозников. Именно из их повседневности и составлялась повседневность первоцелинников в аспектах семейных отношений, вопросов жилищного, медицинского обеспечения, досуговой жизни [11, 12].
Подводя итоги, отметим, что на региональном уровне, как на первом, так и на втором историографических этапах, сохраняются общие тенденции изложения и характеристики проблем повседневно-бытовой составляющей жизни целинников. В основном данная тема стала основательно изучаться только в последние пять лет.
Рецензенты:Сафонов Д.А., д.и.н., профессор кафедры истории России, ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.
Моргунова Н.Л., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России, ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.