Интенсивно меняющиеся социальные и политические потребности общества требуют переосмысления сущности подходов, технологий, методов, форм работы с детьми и молодежью. Смена и развитие культурных парадигм, общечеловеческих ценностей, изменение организационных, материальных, духовных условий формирования личности обуславливаются современными тенденциями экономического, общественного развития и особенностями образовательной политики. Цивилизованные государства решают свои приоритетные задачи обучения и воспитания с учетом национальных, ментальных, культурных специфик, при этом стараясь органично соответствовать международным тенденциям образовательной политики.
В Оксфордском толковом словаре по психологии тенденция трактуется как внутреннее состояние, при котором у определенных моделей поведения большая вероятность возникновения или усвоения [7]. Исходя из трактовки Большого энциклопедического словаря, тенденция -– это направление развития какого-либо явления, мысли, идеи [3]. По словарю Д.Н. Ушакова тенденция -– мысль, идея, лежащая в основании какого-нибудь изложения, изображения и внушаемая логическими или художественными средствами [2]. Собственную трактовку исследуемому феномену дает С.Б. Давлетчина, по её мнению, тенденция – определенная направленность во взглядах, мыслях, чувствах и действиях человека, его склонность, стремление к чему-то [4].
Интересна точка зрения Е.П. Белозерцева, который под тенденцией в образовании понимает направление преобладающего его развития, считая, что его основой служат положения о соотношении объективного и субъективного, стихийного и сознательного в социально-педагогических процессах, о противоречиях как источниках развития системы образования и саморазвития человека [1]. По мнению И.Ф. Исаева, тенденция – это предполагаемая потенциальная закономерность или закон, то есть некоторая «связь между явлениями и процессами, состояниями и свойствами, которая при определенных объективных условиях может перейти в категорию закономерностей» [6]. Исходя из представленного определения, объяснение дефиниции «закономерности» может быть следующим – это устойчивые причинно-следственные связи между явлениями и процессами, состояниями и свойствами, сложившиеся в силу определенных условий. Между тем, проведенный анализ определений феномена «тенденция» способствовал следующему пониманию сущности тенденции развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении – это направленность политики воспитания, детерминированная историческими, политическими, национальными, социально-экономическими, культурными и др. факторами и определяющая перспективы развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Рассмотрение различных тенденций в образовании привело к осознанию того, что они могут быть различными по длительности, содержанию, прекращать свое существование и переходить в закономерности, а также, что не все тенденции учитываются при построении новой теории. Вместе с тем, подробный обзор и анализ трудов зарубежных и отечественных ученых показал отсутствие какой-либо классификации тенденций в образовании в целом и тенденций развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, в частности. Таким образом, считаем необходимым классифицировать тенденции развития воспитательного процесса с обоснованием и приведением конкретных примеров.
На наш взгляд, тенденции развития воспитательного процесса можно разделить по признакам: масштабности, фазам развития, длительности, сущности (см. рис. 1). Обоснуем представленное деление.
Рис. 1. Классификация тенденций развития системы воспитания
1. Виды тенденций по масштабности:
А) Глобальные тенденции – проявляющиеся в двух и более странах, с изменениями в системе воспитания, распространяющимися на несколько государств (например, Европейский регион) или весь мир; возникновению данных тенденций чаще всего способствует общая социально-экономическая востребованность преобразований в воспитании подрастающего поколения.
Примером современной глобальной тенденции может служить интеркультурное воспитание, сущность которого заключается в формировании толерантности, уважительного отношения к другим культурам, и организации взаимодействия, взаимообмена культурными ценностями. Основой целью интеркультурного воспитания является развитие кросс-культурной компетентности, которая понимается как совокупность знаний и умений выстраивать отношения, необходимые для жизнедеятельности в разнообразном культурном окружении. Данная тенденция прослеживается во многих странах Европы: Франция, Швеция, Великобритания, явно выражена в США. Для России – поликультурного государства и стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Казахстан и др.) тенденция интеркультурного воспитания является актуальной и активно поддерживаемой. Данная тенденция нашла отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где обозначены такие базовые ценности как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечеств и др. [5].
Б) Страновые тенденции – возникающие внутри одного государства, часто не совпадающие с тенденциями развития систем воспитания в других странах и обусловленные чаще всего внутриполитическим курсом и национальными особенностями страны.
Для Российской Федерации ярким примером страновой тенденции развития воспитательного процесса является реализация самобытной духовной системы воспитательных ценностей. Учитывая, что в конце ХХ века в нашей стране произошло разрушение как культурных ценностей, так и ценностей воспитания, а современная социально-экономическая, политическая ситуация формирует новую систему идеалов, на которую активно влияют средства массовой информации и явления самоустранения некоторых родителей от проблем детей, востребованы серьезные перемены в идеологизации и организации воспитательного процесса. Основными приоритетами данной тенденции являются достижение целей воспитания детей и молодежи первостепенной государственной значимости, а именно: становление нового типа социальности и нового типа человека постиндустриальной эпохи; принятие мировоззрения, системы морали, образа жизни, соответствующих современной социокульурной, поведенческой и бытовой культуре России; проектирование личностного ценностного отношения к окружающему миру и участия в общественной и государственной жизни страны; формирование патриотизма, доверия к государственным институтам и власти, и гражданской идентичности на основе общепринятых в стране норм и ценностей; планирование, проектирование и реализация жизненных целей и планов.
2. Виды тенденций по длительности:
А) Краткосрочные тенденции характеризуются непродолжительным по времени периодом существования и быстрым завершением (переход в закономерности или исчезновением). Чаще всего возникают внутри одной страны и связаны с реформированием системы образования.
Примером может служить тенденция воспитания интеллектуальной культуры российских школьников, которая приобрела актуальность с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Устойчивое принятие и понимание, прежде всего, педагогическим сообществом того, что необходимость формирования базовых интеллектуальных качеств личности (компетентности, инициативности, готовности и способности к непрерывному образованию и пр.) является непререкаемым и необходимым условием успешной социализации школьников во взрослой жизни, позволило данной тенденции, достаточно быстро, перейти в закономерность современной системы образования.
Б) Долгосрочные тенденции ориентированы на длительные коренные преобразования системы образования в целом в рамках изменения парадигм и решения сложных идеологических проблем.
Одним из примеров долгосрочных тенденций является тенденция диалогизации воспитательного процесса, которая являлась актуальной на протяжении нескольких десятков лет. Впервые необходимость изменения сущности взаимодействия межу педагогом и учеником – переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным – ученые (Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.) начали обсуждать в 20-30 гг. прошлого столетия. Однако переход на диалоговое воспитательное взаимодействие затрагивал основательную перестройку форм деятельности с изменением позиций педагога и учащихся, что практически невозможно было осуществить в рамках идеологии традиционной советской педагогики. Вместе с тем, зародившаяся тенденция с течением времени находила поддержку ведущих специалистов в области психологии и педагогики (Л.И. Божович, В.А. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, Д.Б.Эльконин, Н.А. Менчинская и др.) и получила повсеместное распространение в 90-х г. На сегодняшний день реализация гуманистической парадигмы образования невозможна без построения субъект-субъектного взаимодействия, что позволяет данной тенденции перейти в закономерность.
3. Виды тенденций по фазам развития:
- зарождающиеся тенденции – возникающие под влиянием различных условий и факторов новые направления развития воспитания (идеология, подходы, принципы, технологии и др.), инициируемые деятелями или группой деятелей в сфере образования (ученые, педагоги-новаторы, политики и т.д.), но не получившие еще широкого признания и распространения;
- установившиеся тенденции – принятые и подержанные ведущими деятелями и организациями в сфере образования новые направления развития воспитания как востребованные, приоритетные и требующие реализации;
- завершающиеся тенденции – прошедшие определенный путь развития и либо прекращающие своё существование вследствие изменившихся условий и востребованности их реализации (исчезающие), либо переходящие в закономерности.
4. По сущности тенденции можно условно разделить на затрагивающие теоретические или практические аспекты развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
К тенденциям, затрагивающим теоретические аспекты развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, считаем целесообразным отнести фундаментальные концепты современной системы воспитания, являющиеся остовом развития всей системы образования (парадигмы, подходы, принципы и др.).
Примером может служить тенденция изменения целей воспитания современных школьников на личностном и средовом уровнях. Исходя из социокультурной ситуации, сложившейся на сегодняшний день в России, среди основных целей воспитания на личностном уровне необходимо выделить направленность на формирование способности и навыков самооценки, саморазвития, самоконтроля, самостоятельного ответственного поведения; принятие базовых национальных ценностей; привитие нравственных, этических, моральных, духовных ценностей, основанных на национальных традициях; развитие толерантности, трудолюбия, ответственности перед близкими людьми и обществом, безопасного образа жизни; формирование культуры здоровья, включающее ценностное отношение, как собственному здоровью, так и к здоровью окружающих.
Тенденции изменения целей воспитания школьников на средовом уровне соответствуют специфике современных отношений в социуме и выражаются в формировании ценности семейных отношений, чувства уважения, ответственности за близких и родных; развитии чувства солидарности, социального партнерства; приобщении к культурным, духовным и историческим ценностям, традициям своей этнической или социокультурной группы; развитии умения выстраивать субъект-субъектные отношения, сотрудничество, содружество, взаимодействие; формировании правовой грамотности, законопослушности и умения поддерживать правопорядок; вовлечении в деятельность детских и молодежных общественных организаций, волонтерские движения, трудовую деятельность.
Вместе с тем, на сегодняшний день особую актуальность приобрели тенденции, затрагивающие практические аспекты развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. На наш взгляд, рассматриваемая категория тенденций определяет сущность воспитательных методов, технологий, техник, форм работы, зарождающихся и перспективных в будущем. В качестве примера можно привести тенденцию применения информационных технологий в воспитательном процессе. Еще 15 лет назад о возникновении данной тенденции не могли предположить ни ученые, ни педагоги-практики, но на сегодняшний день информационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе и процесса воспитания (использование информационных технологий в ходе внеклассных занятий и мероприятий, разработка и реализация интернет-проектов, мониторинг воспитанности и др.). Интенсивное насыщение воспитательной системы информационным средствами, технологиями за короткий промежуток времени (краткосрочная тенденция), способствует активному распространению и применению данной формы в воспитательном процессе. На наш взгляд, данная тенденция находится на стадии завершения и перехода в закономерность.
Представленная классификация тенденций развития системы воспитания, как и примеры, приведенные в работе, не претендуют на исчерпывающее видение дифференциации тенденций, но задают определенный вектор для более детального изучения данного проблемного поля в современной теории педагогики.
Рецензенты:Игнатова И.рина Б.орисовна, д.п.н., профессор, ректор Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» 308024, г. Белгород., ул. Королева, 7. тел. (4722) 55-98-09.
Курганский С.ергей И.ванович, д.п.н., профессор кафедры теории и истории культуры Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры», 308024, г. Белгород., ул. Королева, 7. тел. (4722) 55-98-09.