Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT TRENDS OF EDUCATING PROCESS IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION: CLASSIFICATION RATIONALE

Garkusha N.S. 1
1 Regional State Autonomous Educational Institution of Supplementary Professional Education «Belgorod Institute of Education Development»
The given paper presents an analysis of the definition of “trends”. An interpretation of the phenomenon of “development trends of the educating process in a general education institution” being considered as a direction of the educating policy, is provided. The policy is determined by historical, political, national, social and economic, cultural etc. factors and evaluates prospects of the educating process development in a general education institution. A classification of the development trends of the educating process in a general education institution is substantiated, including a division by features: an immensity (global, by country), development phases (arising, matured, terminating: disappearing and transferring regularities), a duration (short-term, long-term), a subject matter (concerning theoretical and practical aspects). For a full understanding of matter of the particular type of trends, some case studies of trends of the education system development are considered.
development trends of educating process in a general education institution.
development trends
regularities
trends
1. Belozertsev E.P. Education: historical and cultural phenomenon: course of lectures. St.Petersburg: Publishing house of R.Aslanov “Legal centre Press”, 2004. – p.476.
2. Large definition dictionary of Russian language. Contemporary edition D.N. Ushakov. – Publishing house of Slavonic Book, 2009. – 960pp.
3. Large encyclopaedic dictionary. 2 Volumes. Chief Editor A.M. Prokhorov. Moscow, “Soviet encyclopedia”, Volume 2. 1991-92. 768 pp.
4. Davletchina S.B. Dictionary for conflictology. – Ulan-Ude: Publishing house VSGTU, 2005. – 100pp.
5. Daniljuk A.J., Kondakov A.M., Tishkov V.A. A Concept of mental and ethic development and education of a Russian citizen personality. – M.: Prosvescheniye, 2010. – 24pp.
6. Isayev I.F. Teacher’s professional and pedagogical culture. – M., 2002. – 240 pp.
7. Oxford definition dictionary for psychology / Edited by A.Reber. – 2002. – 1092 pp.

Интенсивно меняющиеся социальные и политические потребности общества требуют переосмысления сущности подходов, технологий, методов, форм работы с детьми и молодежью. Смена и развитие культурных парадигм, общечеловеческих ценностей, изменение организационных, материальных, духовных условий формирования личности обуславливаются современными тенденциями экономического, общественного развития и особенностями образовательной политики. Цивилизованные государства решают свои приоритетные задачи обучения и воспитания с учетом национальных, ментальных, культурных специфик, при этом стараясь органично соответствовать международным тенденциям образовательной политики.

В Оксфордском толковом словаре по психологии тенденция трактуется как внутреннее состояние, при котором у определенных моделей поведения большая вероятность возникновения или усвоения [7]. Исходя из трактовки Большого энциклопедического словаря, тенденция -– это направление развития какого-либо явления, мысли, идеи [3]. По словарю Д.Н. Ушакова тенденция -– мысль, идея, лежащая в основании какого-нибудь изложения, изображения и внушаемая логическими или художественными средствами [2].  Собственную трактовку исследуемому феномену дает С.Б. Давлетчина, по её мнению, тенденция – определенная направленность во взглядах, мыслях, чувствах и действиях человека, его склонность, стремление к чему-то [4].

Интересна точка зрения Е.П. Белозерцева, который под тенденцией в образовании понимает направление преобладающего его развития, считая, что его основой служат положения о соотношении объективного и субъективного, стихийного и сознательного в социально-педагогических процессах, о противоречиях как источниках развития системы образования и саморазвития человека [1]. По мнению И.Ф. Исаева, тенденция – это предполагаемая потенциальная закономерность или закон, то есть некоторая «связь между явлениями и процессами, состояниями и свойствами, которая при определенных объективных условиях может перейти в категорию закономерностей» [6]. Исходя из представленного определения, объяснение дефиниции «закономерности» может быть следующим – это устойчивые причинно-следственные связи между явлениями и процессами, состояниями и свойствами, сложившиеся в силу определенных условий. Между тем, проведенный анализ определений феномена «тенденция» способствовал следующему пониманию сущности тенденции развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении – это направленность политики воспитания, детерминированная историческими, политическими, национальными, социально-экономическими, культурными и др. факторами и определяющая перспективы развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

 Рассмотрение различных тенденций в образовании привело к осознанию того, что они могут быть различными по длительности, содержанию, прекращать свое существование и переходить в закономерности, а также, что не все тенденции учитываются при построении новой теории. Вместе с тем, подробный обзор и анализ трудов зарубежных и отечественных ученых показал отсутствие какой-либо классификации тенденций в образовании в целом и тенденций развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, в частности. Таким образом, считаем необходимым классифицировать тенденции развития воспитательного процесса с обоснованием и приведением конкретных примеров.

На наш взгляд, тенденции развития воспитательного процесса можно разделить по признакам: масштабности, фазам развития, длительности, сущности (см. рис. 1). Обоснуем представленное деление.

 

Рис. 1. Классификация тенденций развития системы воспитания

1. Виды тенденций по масштабности:

А) Глобальные тенденции – проявляющиеся в двух и более странах, с изменениями в системе воспитания, распространяющимися на несколько государств (например, Европейский регион) или весь мир; возникновению данных тенденций чаще всего способствует общая социально-экономическая востребованность преобразований в воспитании подрастающего поколения.

Примером современной глобальной тенденции может служить интеркультурное воспитание, сущность которого заключается в формировании толерантности, уважительного отношения к другим культурам, и организации взаимодействия, взаимообмена культурными ценностями. Основой целью интеркультурного воспитания является развитие кросс-культурной компетентности, которая понимается как совокупность знаний и умений выстраивать отношения, необходимые для жизнедеятельности в разнообразном культурном окружении. Данная тенденция прослеживается во многих странах Европы: Франция, Швеция, Великобритания, явно выражена в США. Для России – поликультурного государства и стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Казахстан и др.) тенденция интеркультурного воспитания является актуальной и активно поддерживаемой.  Данная тенденция нашла отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где обозначены такие базовые ценности как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечеств и др. [5].

Б) Страновые тенденции – возникающие внутри одного государства, часто не совпадающие с тенденциями развития систем воспитания в других странах и обусловленные чаще всего внутриполитическим курсом и национальными особенностями страны.

Для Российской Федерации ярким примером страновой тенденции развития воспитательного процесса является реализация самобытной духовной системы воспитательных ценностей. Учитывая, что в конце ХХ века в нашей стране произошло разрушение как культурных ценностей, так и ценностей воспитания, а современная социально-экономическая, политическая ситуация формирует новую систему идеалов, на которую активно влияют средства массовой информации и явления самоустранения некоторых родителей от проблем детей, востребованы серьезные перемены в идеологизации и организации воспитательного процесса. Основными приоритетами данной тенденции являются достижение целей воспитания детей и молодежи первостепенной государственной значимости, а именно: становление нового типа социальности и нового типа человека постиндустриальной эпохи;  принятие мировоззрения, системы морали, образа жизни, соответствующих современной социокульурной, поведенческой и бытовой культуре России;  проектирование личностного ценностного отношения к окружающему миру и участия в общественной и государственной жизни страны; формирование патриотизма, доверия к государственным институтам и власти, и гражданской идентичности на основе общепринятых в стране норм и ценностей;  планирование, проектирование и реализация жизненных целей и планов.

2. Виды тенденций по длительности:

А) Краткосрочные тенденции характеризуются непродолжительным по времени периодом существования и быстрым завершением (переход в закономерности или исчезновением). Чаще всего возникают внутри одной страны и связаны с реформированием системы образования.

Примером может служить тенденция воспитания интеллектуальной культуры российских школьников, которая приобрела актуальность с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Устойчивое принятие и понимание, прежде всего, педагогическим сообществом того, что необходимость формирования базовых интеллектуальных качеств личности (компетентности, инициативности, готовности и способности к непрерывному образованию и пр.) является непререкаемым и необходимым условием успешной социализации школьников во взрослой жизни, позволило данной тенденции, достаточно быстро, перейти в закономерность современной системы образования.

 Б) Долгосрочные тенденции ориентированы на длительные коренные преобразования системы образования в целом в рамках изменения парадигм и решения сложных идеологических проблем.

Одним из примеров долгосрочных тенденций является тенденция диалогизации воспитательного процесса, которая являлась актуальной на протяжении нескольких десятков лет. Впервые необходимость изменения сущности взаимодействия межу педагогом и учеником – переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным – ученые (Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.) начали обсуждать в 20-30 гг. прошлого столетия. Однако переход на диалоговое воспитательное взаимодействие затрагивал основательную перестройку форм деятельности с изменением позиций педагога и учащихся, что практически невозможно было осуществить в рамках идеологии традиционной советской педагогики. Вместе с тем, зародившаяся тенденция с течением времени находила поддержку ведущих специалистов в области психологии и педагогики (Л.И. Божович, В.А. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, Д.Б.Эльконин, Н.А. Менчинская и др.) и получила повсеместное распространение в 90-х г. На сегодняшний день реализация гуманистической парадигмы образования невозможна без построения субъект-субъектного взаимодействия, что позволяет данной тенденции перейти в закономерность.

3. Виды тенденций по фазам развития:

- зарождающиеся тенденции – возникающие под влиянием различных условий и факторов новые направления развития воспитания (идеология, подходы, принципы, технологии и др.), инициируемые деятелями или группой деятелей в сфере образования (ученые, педагоги-новаторы, политики и т.д.), но не получившие еще широкого признания и распространения;

- установившиеся тенденции – принятые и подержанные ведущими деятелями и организациями в сфере образования новые направления развития воспитания как востребованные, приоритетные и требующие реализации;

- завершающиеся тенденции – прошедшие определенный путь развития и либо прекращающие своё существование вследствие изменившихся условий и востребованности их реализации (исчезающие), либо переходящие в закономерности.

4. По сущности тенденции можно условно разделить на затрагивающие теоретические или практические аспекты развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

К тенденциям, затрагивающим теоретические аспекты развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, считаем целесообразным отнести фундаментальные концепты современной системы воспитания, являющиеся остовом развития всей системы образования (парадигмы, подходы, принципы и др.).

Примером может служить тенденция изменения целей воспитания современных школьников на личностном и средовом уровнях. Исходя из социокультурной ситуации, сложившейся на сегодняшний день в России, среди основных целей воспитания на личностном уровне необходимо выделить направленность на формирование способности и навыков самооценки, саморазвития, самоконтроля, самостоятельного ответственного поведения; принятие базовых национальных ценностей; привитие нравственных, этических, моральных, духовных ценностей, основанных на национальных традициях; развитие толерантности, трудолюбия, ответственности перед близкими людьми и обществом, безопасного образа жизни; формирование культуры здоровья, включающее ценностное отношение, как собственному здоровью, так и к здоровью окружающих.

Тенденции изменения целей воспитания школьников на средовом уровне соответствуют специфике современных отношений в социуме и выражаются в формировании ценности семейных отношений, чувства уважения, ответственности за близких и родных; развитии чувства солидарности, социального партнерства; приобщении к культурным, духовным и историческим ценностям, традициям своей этнической или социокультурной группы; развитии умения выстраивать субъект-субъектные отношения, сотрудничество, содружество, взаимодействие; формировании правовой грамотности, законопослушности и умения поддерживать правопорядок;  вовлечении в деятельность детских и молодежных общественных организаций, волонтерские движения, трудовую деятельность.

Вместе с тем, на сегодняшний день особую актуальность приобрели тенденции, затрагивающие практические аспекты развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. На наш взгляд, рассматриваемая категория тенденций определяет сущность воспитательных методов, технологий, техник, форм работы, зарождающихся и перспективных в будущем. В качестве примера можно привести тенденцию применения информационных технологий в воспитательном процессе. Еще 15 лет назад о возникновении данной тенденции не могли предположить ни ученые, ни педагоги-практики, но на сегодняшний день информационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе и процесса воспитания (использование информационных технологий в ходе внеклассных занятий и мероприятий, разработка и реализация интернет-проектов, мониторинг воспитанности и др.). Интенсивное насыщение воспитательной системы информационным средствами, технологиями за короткий промежуток времени (краткосрочная тенденция), способствует активному распространению и применению данной формы в воспитательном процессе. На наш взгляд, данная тенденция находится на стадии завершения и перехода в закономерность.

Представленная классификация тенденций развития системы воспитания, как и примеры, приведенные в работе, не претендуют на исчерпывающее видение дифференциации тенденций, но задают определенный вектор для более детального изучения данного проблемного поля в современной теории педагогики.   

Рецензенты:

Игнатова И.рина Б.орисовна, д.п.н., профессор, ректор Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» 308024, г. Белгород., ул. Королева, 7. тел. (4722) 55-98-09.

Курганский С.ергей И.ванович, д.п.н., профессор кафедры теории и истории культуры Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»,  308024, г. Белгород., ул. Королева, 7. тел. (4722) 55-98-09.