Введение
Эпопея с переселением русских молокан в США в начале XXв. - один из интересных сюжетов американской истории, который только начинает привлекать внимание отечественных исследователей. Молокане - русская религиозная секта, оформившаяся во второй половине XVIIIв. в центральных регионах России. В силу стечения разных обстоятельств к концу XIX- началу XXвв. большинство молокан проживало на Украине и в закавказских губерниях. Некоторые особенности духовной жизни и общественного уклада (в первую очередь притеснения со стороны официальной церкви и неприятие воинской повинности) привели к тому, что в начале XXв. определенная часть молокан покинула Россию и переселилась в США, главным образом в Калифорнию, где первоначально молокане осели в районе г. Лос-Анджелеса.
В рамках данной работы автор не предусматривает анализ положения русской молоканской диаспоры в Калифорнии, так как это тема для отдельного исследования, более объемного. В данном же случае предложено уделить внимание весьма интересному, но еще малоизученному в нашей науке эпизоду из жизни молоканской общины в Калифорнии. Речь пойдет о попытке переселения части русских молокан из Калифорнии на Гавайские острова. Данное событие имело место в 1905-1906гг.
Переселившиеся в Калифорнию молокане являлись крестьянским населением. Среди мотивов, толкавших их к переезду в США, наряду с религиозным фактором, важное место занимало стремление приобрести землю в собственность и заниматься сельским хозяйством. Реальность оказалась более суровой. Недостаток денег и высокие цены на землю заставили на время отказаться от первоначальных замыслов и поселиться в Лос-Анджелесе, где было больше возможностей найти подходящую работу и скопить некоторую сумму денег. Вместе с тем время от времени отдельные группы молокан делали попытки основать земледельческие колонии, как в пределах США[1, С.78], так и за их пределами - в Мексике[9, P.13; 8, P.457], в Панаме[10]. Гавайские острова также привлеки внимание молокан.
Невозможно сказать однозначно, как зародилась в головах у молокан мысль о переселении на Гавайи. Возможно, им ее подал русский эмигрант П.А. Дементьев (P. Demens), эмигрировавший в США в 1881г. и в 1892г., поселившийся в Ю. Калифорнии. Благодаря своему труду, удаче и предприимчивости в Америке он стал преуспевающим человеком, капиталистом, мнение которого высоко ценилось в американских деловых кругах[3, 4, 5]. Вот, что говорили сами молокане: « А у нас в Лос-Анджелесе много знакомых было. Был там русский полковник, двадцать лет, поди, в Америке жил, английский знал, лесными подрядами занимался. Он и говорит нам: "Поезжайте да поезжайте на Гавайские острова, там землю даром дают. Пять долларов за акр, климат теплый, ни снегу, ни буранов". Посмотрели мы, походили в его дом, а там все ковры, да мебель. " Вот, - говорит, - и у вас такой же дом будет там через год"»[7, С. 94]. Не стоит забывать, что содействие переселению молокан на Гавайи - не единственное предприятие П.А. Дементьева подобного рода. Еще в 1899-1900гг. он вынашивал проекты по переселению в Калифорнию других русских религиозных сектантов - духоборов, которые к этому времени эмигрировали в Канаду. Тогда из этих попыток ничего не вышло[6, С. 328-332]. Существенное влияние на молокан в это время имел и некий капитан К.П. де Блюменталь, который поселился в США в 1890-е гг.[10]. Во всяком случае именно ему затем было направлено письмо с жалобами молокан, переселившихся в феврале 1906г. на Гавайи. К нему они обращали свои мольбы, говоря: «Кроме того, мы просим тебя, не можешь ли ты спасти нас отсюда, так, чтобы мы могли вернуться в Лос-Анджелес?»[10] Молокане также поспешили обратиться за помощью в русское консульство в Сан-Франциско. В частности, генеральный консул П.С. Рождественский отмечал позже: «Изучение вопроса об условиях поселения русских рабочих на Гавайских островах было предпринято консульством в Сан-Франциско в 1905г., вследствие обращения к оному за советами молокан, которые, переселившись около того же времени в Калифорнию в количестве 3 000 человек и не найдя здесь подходящих мест, желали по наущению частных предпринимателей - аферистов попытать счастья на Гавайских островах»[2, С. 420].
Так или иначе, но к осени 1905г. значительное число молокан, проживающих в городе Лос-Анджелесе, решили переселиться на Гавайи. Осенью 1905г. все заинтересованные стороны (П.А. Деменс, молокане, губернатор Гавайских островов, владелец MakeeSugarCompany З. Сполдинг) провели переговоры, по итогам которых молоканам был выделен участок земли в 5 200 акров на о. Кауаи (Kauai) в местечке Капаа (Kapa`a). В указанный момент, правда, эти земли арендовала MakeeSugarCompany, но через 3 года срок аренды истекал, земля переходила в государственную собственность и могла быть передана молоканам[7, С. 92-93]. В двадцатых числах ноября 1905г. депутаты от молокан И. Шубин и М. Сливков посетили Гавайи, произведя здесь инспекцию и остались довольны увиденным. Здесь они имели консультации с губернатором Дж. Картером и земельным комиссионером Д. Кастлом, представлявшим интересы гавайских сахарных плантаторов. Д. Кастл выразил готовность принять не менее 200 семей молокан (600 человек) и оплатить их переезд на Гавайи. Единственное, что насторожило молоканских разведчиков - процедура приобретения земли. Закон предусматривал трехлетнее постоянное проживание перед тем, как земля могла быть приобретена[10]. В конце января 1906г. в Лос-Анджелес прибыл Дж. Пратт, чиновник, отвечающий за Гавайские территории. Здесь, в доме П.А. Деменса, он изложил свой план переселения, который молокане приняли 29 января 1906г.[10].
На Гавайях молокане могли рассчитывать на приобретение жилья, участка земли, исходя из расчета в 40 акров на одного человека; стоимость акра равнялась 15 долл. В течение одного года русские переселенцы могли рассчитывать на ежемесячное пособие в размере 20 долл., которое они должны были потом вернуть, реализовав продукцию со своих полей. MakeeSugarCompany скупала весь выращенный молоканами сахарный тростник из расчета 70 долл. за тонну[10].
Общее количество молокан, которые могли переселиться на Гавайские острова не поддается однозначному толкованию. Так, П.А. Деменс располагал списком из 532 человек, проживающих в Лос-Анджелесе, готовых уехать на острова. Еще около 1 000 человек могли приехать из России[7, С. 92]. По другим сведениям, число готовых к переселению молокан могло быть еще большим. Например,LosAngelesTimes 11 февраля 1906г. сообщала о 700 молоканах, уезжающих на Гавайи. OaklandTribune 3 января 1906г. сообщала, что к переезду на острова готовы 1 200 молокан. LosAngelesHerald также писала, что вся русская колония готова уехать, кроме того, по словам самих молокан, 25 000 их собратьев из России готовы последовать за ними[10].
Еще одним вопросом, имеющим существенное значение, на наш взгляд, является вопрос о мотивах, которые обусловливали интерес американской администрации и плантаторов в приглашении русских. На первый взгляд, американской стороной двигали исключительно экономические интересы. Однако анализ источников позволяет выявить и политический мотив. Гавайские острова вошли в состав США только в 1893г. Традиционно ведущей отраслью хозяйства на Гавайях являлось выращивание сахарного тростника, чем в основном занимались китайские и японские рабочие. Присутствие на вновь присоединенных территориях десятков тысяч иностранцев вызывало естественную озабоченность американских властей, особенно учитывая тот факт, что большинство иммигрантов являлись выходцами из государства, непосредственно конкурировавшего с США в Тихоокеанском регионе. Уже в 1905г. на Гавайях был учрежден Департамент иммиграции, труда и статистики (Boardofimmigration, laborandstatistics), который с 1905 по 1911гг. ввез на острова 8 793 европейца; на эти цели было израсходовано около 650 тыс. долл.[2, С. 459].Американские газеты уже в 1905-1906гг. писали, что существует общая федеральная программа, цель которой состоит в привлечении на Гавайские острова европейских иммигрантов, которые, приняв американское гражданство, могли потеснить азиатов[10]. Таким образом, попытка переселения молокан- одно из составных звеньев этой общей программы.
Однако предприятие выгодное, на первый взгляд, и для молокан, и для американской стороны, окончилось полным провалом. В феврале 1906г. первая партия молокан, состоящая из 50 семей (от 100 до 200 человек), отправилась на о. Кауаи[2, С. 421, 10]. Сразу по прибытии начались недоразумения. Уже 28 февраля 1906г. М. Сливков писал П.А. Деменсу (стиль и орфография документа сохранены): «С самого нашего приезду и до настоящего времени, Г-н Сполденко (З. Сполдинг, владелец MakeeSugarCompany - Н.Н.) и его Поверенные стесняют нас во всех отношениях. И которые деньги по 20 д. были назначены для пропитания наших семействов, и этого Мы не получаем <...> считают нас, заничто, как бы нимагущих работать <...>. Даже Сполденкины поверенные, лично говорят Нам что Мы не желаем Вас, чтобы вы жили на Острове, а уезжайте с острова. В крайних случаях не уедете с Острова то МЫ побьем Вас всех»[7, С. 93]. В LosAngelesTimes 20 июня 1906г. было опубликовано письмо молоканского переселенца на Гавайях П.М. Фадеева, адресованное капитану К.Р. де Блюменталю, датированное 28 мая. В частности, там говорилось: «Они (американские плантаторы - Н.Н.) соблазнили нас приехать сюда, но не для того, чтобы мы возделывали землю, но для того, чтобы сделать из нас рабочих навсегда <...>. Возделывание сахарного тростника - работа не для крестьян, и тем более не для русских людей, а для китайцев». Далее автор письма сообщает, что вместо обещанной земли молокане должны работать по контракту на MakeeSugarCompany в течение 2 лет, получая 75 центов за 10-часовой рабочий день. « <...> Рис - единственное, что они могут купить за те деньги, что зарабатывают», - делает вывод LosAngelesTimes[10]. Аналогичное заключение сделал и русский консул в Сан-Франциско П.С. Рождественский: «При этом выяснилось, что, несмотря на содействие, оказываемое переселенцам белой расы местными властями и промышленниками <...> иммигранты кавказской расы показали почти полную неспособность примениться к климату и условиям работы. Так, например, наиболее распространенный труд на Гавайских островах - работа на плантациях сахарного тростника, заключается в подчистке нижних листьев, вообще очень крепких, острых и режущих <...> причем <...> приходится работать в нестерпимо влажной неподвижно жаркой атмосфере <...>. Наконец, тогда как японцы и малайцы вследствие особых свойств расы постепенно превращаются из рабочих в собственников, белые рабочие на Гавайских островах закабаляются плантаторами и находятся в весьма бедственном положении»[2, С. 420-421]. Не удивительно, что вскоре молокане заговорили о возвращении назад. «Для этих людей Лос-Анджелес стал прибежищем их надежд <...>. Друзья гавайских молокан говорят, что необходимо вернуть в Лос-Анджелес этих несчастных, многие из которых написали своим семьям в России, приглашая и их присоединиться к ним на Гавайях» - писала LosAngelesTimes[10]. К концу июля 1906г. все молокане покинули ставший для них негостеприимным о. Кауаи, уехав в Сан-Франциско.
Заключение
Так завершилось это удивительное предприятие, сулившее вначале столько надежд, выгод и завершившееся оглушительной неудачей. Причины этой неудачи разнообразны - от особенностей климата и условий работы до внешнеполитического фактора (в связи с происходившей в 1904-1905гг. русско-японской войной американское общественное мнение было настроено против России и русских). Несомненно, имела место и мощная конкуренция азиатских рабочих на местном рынке труда. Вместе с тем, эта неудача, ставшая одной из многих в целой череде попыток молокан основать земледельческую колонию, существенно не подорвала весьма лестной репутации молокан в глазах американцев, продолжавших воспринимать их как честных и работящих людей.
Рецензенты:ГеллаТ.Н., д.и.н., профессор, декан исторического факультета Орловского государственного университета, заведующая кафедрой Всеобщей истории исторического факультета ОГУ, г.Орел.
Минаков С.Т., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России Орловского государственного университета, г.Орел.