Введение
В современных условиях возрастают нагрузки на сенсорные системы школьников из-за увеличения объема поступающей информации, интенсификации учебной деятельности, повышения требований к точности и скорости когнитивных процессов, что негативно влияет на состояние зрительной сенсорной системы [12, 16]. Успешность обучения в школе во многом зависит от того, насколько развиты у ребенка память и внимание, насколько зрелыми являются структуры мозга, обеспечивающие зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации и произвольную регуляцию многих видов деятельности ребенка, связанные с процессом обучения [10]. Исследования когнитивного развития детей предшкольного и младшего школьного возраста, проведённые в последнее десятилетие, свидетельствуют о недостаточном развитии у них значимых психофизиологических функций [1, 2]. Так, проведённый нами сравнительный мониторинг психофизиологического развития дошкольников (14 лет наблюдений) показал, что имеется тенденция к увеличению количества детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления, а будущих первоклассников с высоким уровнем развития мышления становится всё меньше. Отмечена тенденция к снижению количества детей с хорошим уровнем развития памяти. Особую озабоченность вызывает формирование произвольного внимания. За годы наблюдений наибольшее количество отклонений отмечено в развитии именно этого психического процесса [1].
Выявленные особенности могут свидетельствовать об особом темпе формирования психических процессов у детей, проживающих в условиях северных территорий. Особенно актуальны для детей-северян специфичные характеристики визуальной среды: дефицит освещенности, резко выраженная фотопериодичность [3]. Искусственный световой климат, в котором дети-северяне находятся длительный период времени года, не способствует поддержанию зрительных функций на должном уровне. Зрительная система детей с косоглазием и амблиопией наиболее подвержена неблагоприятным воздействиям, особенно в сенситивный период развития, к которому относится предшкольный и младший школьный возраст. Дети с косоглазием и амблиопией представляют собой наиболее многочисленную и постоянно пополняющуюся группу. Известно, что у них в процессе познавательной деятельности доминирует зрительное восприятие, что негативно сказывается на объеме, скорости и качестве обработки получаемой информации [6].
Цель исследования - выявить особенности развития психических процессов у детей с нарушениями зрения.
Материал и методы исследования
В диагностике приняли участие 86 человек (42 мальчика и 44 девочки) 7-8 лет городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Контрольную группу составили 42 ребенка (20 мальчиков и 22 девочки) с нормальным зрением, экспериментальную - 44 с косоглазием и амблиопией (22 мальчика и 22 девочки). Диагноз устанавливался врачом-офтальмологом. Исследование проводилось в первой половине дня, при хорошем самочувствии детей, со стандартизированной словесной инструкцией. Обследование детей проводилось с информированного согласия родителей.
Исследование уровня развития наглядно-образного мышления проводилось с использованием Цветных матриц Дж. Равена. При анализе результативности применялась общепринятая количественная оценка в баллах: IV высший уровень успешности - 28 и более баллов; III уровень (средняя норма) - 27,9-23 балла; II уровень (низкий) - 22,75-17,5 баллов; I уровень (самый низкий) - 17 и менее баллов [5].
Для изучения развития вербальной памяти и внимания применялась методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия [4]. Оценивался объем памяти (хороший, средний и низкий) и развитие внимания - устойчивость и отклонения (неустойчивость, истощаемость, расторможенность).
Статистическая обработка данных. Проверка нормальности распределения проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS 17.0 for Windows. Распределение на нормальность проводилось с использованием критерия Шапиро-Уилка. Распределение данных соответствовало критериям нормальности, поэтому для выявления различий между показателями у сравниваемых групп применялись параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали равным 0,05 [8].
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования отечественных психологов показывают, что мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей, развивается по тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих [8]. Хотя ограничения чувственного опыта замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления, его сущности они изменить не могут. При дефектах зрения формирование видов мышления проходит те же этапы, что и в норме. В то же время доказано своеобразие развития мыслительных операций у детей с косоглазием и амблиопией. Представления о предметах у них неполны, что затрудняет выполнение мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации. Исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией, предпочитая визуальную ориентацию, не используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации. Доказана рассогласованность в действиях глаза и руки, в результате чего не происходит слияния зрительного и осязательного образов при овладении сенсорными эталонами [7].
Ведущим типом мыслительной деятельности детей 7-8 лет является наглядно-образное мышление, и его дефицит приводит к трудностям в формировании вербально-логического мышления, необходимого уровня сформированности понятий, обобщающей мыслительной деятельности, функций анализа и синтеза.
Диагностика развития наглядно-образного мышления показала, что в группе «норма» 26% детей справились с тестом на высоком уровне, 60% - на среднем, 14% - на низком уровне успешности. Очень низкий уровень (I уровень) в данной группе не выявлен. В экспериментальной группе высокий уровень показали 52% детей, средний - 34%, низкий - 9%. Очень низкий уровень выявлен у 5% детей. При статистической обработке данных с использованием параметрического t-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые межгрупповые различия: дети с косоглазием и амблиопией справились с тестом Равена хуже, чем их нормально видящие сверстники (t = -2,427, df = 83, p = 0,017).
Результаты исследования показали, что в отличие от контрольной группы в экспериментальной группе отмечен больший процент детей как с высоким, так и с низким уровнем развития наглядно-образного мышления, причем очень низкий уровень выявлен только среди детей с нарушениями зрения. Испытуемые группы «норма» в основном выполнили тест Равена со средней успешностью. Полученные нами результаты диагностики детей с амблиопией и косоглазием отличаются от данных исследования слабовидящих школьников, которые показали более низкий уровень решения матричных задач по сравнению с нормально видящими сверстниками (55,9 и 72,6 % правильно решенных задач соответственно) [8].
Развитие памяти определяет успешность познавательной деятельности и обучения. Ребенок с низким уровнем развития памяти плохо запоминает материал и инструкции учителя, трудно усваивает устную информацию, у него сложнее формируются школьные навыки. Результаты исследования развития вербальной памяти в контрольной группе выявили хороший уровень у 24% детей, средний - у 67%, низкий - у 9%. В экспериментальной группе хороший уровень развития памяти показали 54% детей, средний - 36,5%, низкий - 9,5%.
Исследование выявило, что в экспериментальной группе больше детей с хорошим уровнем развития вербальной памяти, чем в контрольной. Испытуемых с низким уровнем развития памяти - одинаковый процент в обеих группах. Результаты согласуются с данными отечественных ученых, полученных при исследовании памяти слепых и слабовидящих детей [8]. Больший объём слуховой памяти у детей с нарушениями зрения можно объяснить тем, что им приходится запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не требуется помнить зрячему.
Существенную роль в регуляции интеллектуальной деятельности играет внимание - одна из важнейших психофизиологических функций, обязательное условие успешности обучения. Как отмечает Д.А. Фарбер, «роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной функциональной организации в соответствии с конкретными задачами и потребностями» [9]. Исследованиями отечественных ученых [2] было показано, что качественный скачок в созревании регуляторных систем головного мозга происходит в период от 6 до 7 лет, а об относительной зрелости этих систем можно говорить лишь с 7-8 лет. Развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, протекает в условиях активной деятельности и при дефектах зрения имеет те же закономерности, что наблюдаются и у нормально видящих. Результаты исследования особенностей внимания в контрольной группе показали, что устойчивое внимание имеют 36% школьников, неустойчивое - 17%, истощаемость - 14%. Расторможенность выявлена у 33% учащихся группы «норма». В группе детей с нарушением зрения устойчивое внимание выявлено у 34%, неустойчивое - у 11%, истощаемость - у 7%. Расторможенность диагностирована у 48% детей.
При изучении особенностей внимания была отмечена схожая тенденция: в экспериментальной группе больше детей с устойчивым вниманием, чем в контрольной. Однако среди испытуемых с нарушениями зрения выявлен больший процент детей с расторможенностью.
Заключение
Таким образом, результаты исследования выявили статистически значимые межгрупповые различия в уровне развития наглядно-образного мышления школьников с нарушениями зрения и их нормально видящих сверстников. Установлено, что дети с нарушением зрения чаще демонстрируют результаты, близкие к верхней или нижней границе нормы, чем средний уровень, а школьники контрольной группы, напротив, чаще выполняют тестовые задания на уровне средней нормы. Среди учащихся с косоглазием и амблиопией выявлен больший процент детей с расторможенностью нервных процессов.
Рецензенты:Соколова Л.В., д.б.н., профессор, профессор кафедры биологии и экологии человека Института естественных наук и биомедицины ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск.
Гудков А.Б., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии, ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ, г.Архангельск.