В главе 2 статьи 43 Конституции РФ сказано: «каждый имеет право на образование»[2].Степень реализации этого права выражается в возможности удовлетворения духовной, социально-культурной потребности личности в получении образования. Но не все граждане Российской Федерации имеют возможность реализации этого права по ряду объективных причин, в частности категория граждан, обладающая особым юридическим статусом. К данной социальной группе относятся осужденные к наказанию в виде лишения свободы[1]. При этом следует отметить, чтоосужденный во время отбывания наказания, назначенного ему приговором суда, не лишается гражданства и статуса гражданина Российской Федерации.
Численность осужденных в учреждениях УИС РФ по состоянию на 1 января 2014 г. составила 667,2 тыс. человек, в том числе 559,9 тыс. чел. отбывают наказания в 730 исправительных колониях. Численность осужденных в 127 колониях-поселениях составляет 40,1 тыс. чел.В Свердловской области 28,5тыс. осужденных отбывают наказание в 24 исправительных учреждениях, в том числе 9,7тыс. чел. - в 14 колониях лесного комплекса. Несомненно, что реальная доступность осужденным образовательных услуг в сфере среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) непосредственно влияет на состояние социальной безопасности, защищенности публичных и частных благ, так как именно высшее образование может способствовать успешному исправлению осужденных к лишению свободы и постпенитенциарнойреинтеграции в общество, уменьшению рецидива преступлений[3].
Еще совсем недавно в литературе практически не разделялитаких понятий, как заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование, педагогические и информационные технологии дистанционного обучения, открытое и дистанционное образование и т.д. Теперь, как нам кажется, наметилось общее понимание этих базовых понятий. Прежде всего, мы исходим из того, что дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая в настоящее время существует наряду с другими формами обучения – очной, заочной, экстернатом в системе непрерывного образования. Нам бы хотелось привести понимание дистанционного обучения, пожалуй, одними из наиболее компетентных специалистов в этой области из американской ассоциации дистанционного обучения (TheUnitedStatesDistanceLearningAssociation - USDLA). Под дистанционным обучением они понимают процесс обучения, в котором учитель и ученик или учащиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса. Дистанционное обучение включаетв себя дистанционное преподавание (деятельность преподавателя в учебном процессе) и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся). Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения:
· разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;
· использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
· обеспечение интерактивности между учителем и учащимися, между администрацией курса и учащимися;
· приоритет самоконтроля над контролем со стороны учителя.
В определении дистанционного обучения нам очень важно показать, что, как и в любой другой образовательной системе, здесь происходит взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой в рамках принятой концепции обучения, но реализуется это взаимодействие, как и вся познавательная деятельность учащихся, специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий[4].
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся [5].В нашем исследовании следует отметить, что при взаимосвязи нормативно-правовых документов -Уголовно-исполнительного кодекса и образовательного права мы получаем новую форму статуса гражданина - статус обучаемого осужденного.Для данной категории обучающихся недостаточно разработан нормативно-правовой уровень трактовки понятий. Нуждается в конкретизации педагогический аппарат дистанционного образования осужденных в исправительных колониях (далее- ИК) лесной отрасли, закрепляющий принципиальные различия в организации учебного процесса в пенитенциарном учреждении и обычном высшем учебном заведении. Требуют рассмотрения типовые понятия образовательных программ высшего профессионального образования, учитывающие организационные, педагогические и психологические особенности контингента обучаемых и особые условия деятельности высшего образовательного учреждения в пенитенциарной системе [3].
Взаимосвязь нормативно-правовых документов, определяющих статус гражданина России, временно находящегося в изоляции от общества, позволяет нам рассматривать понятийный (педагогический) аппарат дистанционного образования осужденных как интегрированный. Дистанционная форма обучения, являясь единственно возможной формой высшего образования осужденных в лесных исправительных колониях, и правовой статус осужденного обучаемого определяют специфику понятийного педагогического аппарата.
Исполнение уголовных наказаний связано с ограничением таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения, свобода общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища, ограничения на телефонные переговорыи др., а также с особенностями реализации остальных прав и свобод. Объем правовых ограничений осужденных при исполнении разных видов уголовных наказаний различен. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Под правовым статусом осужденных понимают совокупность обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений, выражающих специфику и определяющих содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.
Перечисленные ограничения ставят осужденного в особый правовой статус, требующий особого педагогического подхода к включению в процесс высшего профессионального образования[3].В нашем случае при дистанционном образовательном учебном процессе, где студент обладает особым правовым статусом - обучаемый осужденный, определения и термины, описывающие образовательный процесс, определяют: 1) Конституция РФ, 2) уголовно-исполнительное право, 3) образовательное право.
Рис.1. Формирование статуса обучаемого осужденного.
Процесс формирования понятийного аппарата дистанционного образования осужденных, как описательный компонент технологии обучения, складывается из трех компонентов, представленных на рис. 2.
Рис.2. Формирование понятий дистанционной технологии обучения осужденных.
В результате интеграции представленных на рис.2 компонентов можно представить содержание основных понятий дистанционного образования осужденных.
Дистанционная технология обучения осужденных – процесс обучения осужденных с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях изоляции от общества в рамках режима содержания (в зависимости от вида колоний: особый, строгий, общий, колония поселения) с ограничениями в соответствии с УИК РФ. Процесс подачи учебной информации в исправительное учреждение для осужденного обучаемого согласовывается с руководством учреждения в зависимости от утвержденного распорядка дня в данной ИК.
Дистанционное обучение (E-Iearning) осужденных- это форма получения образования осужденными, основанная на компьютерных и телекоммуникационных технологиях в условиях надзорно-режимного ограничения доступа в интернет-сети, подачи безопасной и защищенной информации во взаимодействии «вуз - осужденный обучаемый».
Информационная технология обучения осужденных- педагогическая технология, использующая программные и технические средства при обучении осужденных, включающая в себя следящий, контролирующий, ограничивающий деятельность обучающего компоненты.
Реализация понятийного аппарата дистанционного образования осужденных имеет не теоретический, а сугубо практический и технологический смысл, потому что в содержании этих понятий отражена технология того, как правильно организовать учебный процесс осужденных, чтобы то время, которое отведено по правовому статусу осужденного на освоение образовательной программы, использовать максимально эффективно,сучетом всех ограничений максимально расширить возможность доступа к электронным ресурсам. Это ставит технологическую задачу не только построения модели организации этого учебного процесса в условиях ограничения УИК РФ и правового статуса осужденного обучаемого,но и задачу обеспеченияэтого технологического процесса новой организационной структурой обязательной координации и института кураторства. Технологически реализация дистанционного образования осужденных в исправительных учреждениях может осуществляться при наличии развитого института кураторства и развитой сетевой структуры кураторов-фасилитаторов, объединяющих и координирующих информационный ресурс для наиболее эффективного его использования. Куратор-фасилитатор (facilitatior)- это сотрудник воспитательного отдела ИК либо преподаватель общеобразовательной школы исправительного учреждения, знающийличностные качества осужденных обучающихся и выполняющий роль координатора-посредника в получении высшего образования с применением дистанционных технологий между вузом и гражданином, временно изолированным от общества.
В нашей статье мы сделали основной акцент на раскрытие понятийного аппарата дистанционных технологий профессионального образования осужденных и считаем это наиболее целесообразным, так как содержание этих понятий заложено в сути организации технологии их обучения. В свою очередь эти технологии определяются правовым статусом осужденного. Поэтому любые образовательные системы дистанционного обучения осужденных должны, прежде всего, опираться на правильность определения тех или иных понятий. В дальнейшем раскрытие этих понятий приведет к построению технологических образовательных систем профессионального обучения осужденных для различных отраслей промышленности. Для лесной отрасли (в Свердловской области дислоцируются 14 лесных исправительных учреждений) такие технологии обеспечат дополнительное развитие кадрового потенциала из числа осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, что также способствует устойчивому развитию лесных территорий регионов РФ.
Рецензенты:Белкин А.С., д.п.н., профессор, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.
ЧасовскихВ.П., д.т.н., профессор, директор Института экономики и управления Уральского государственного лесотехнического университета, г. Екатеринбург.