Введение
Переход на двухступенчатую систему образования (бакалавры, магистры)[1], а также ориентация на стандарты третьего поколения требуют реальных изменений учебно-методической и организационной работы в многоуровневой системе подготовки студентов. При этом инновационные преобразования в образовании невозможны без процесса информатизации, который охватил сегодня все учебные заведения разных уровней. Одним из результатов процесса информации должно стать формирование у студентов, в частности будущих учителей тувинского языка, ИКТ-компетентности, которая должна обеспечить им возможность использовать современные информационные технологии к выбранной профессиональной деятельности.
Цель исследования заключается в разработке и реализации методики экспериментальной работы по проверке сформулированной гипотезы и доказательство эффективности разработанной структурно-логической модели формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия, а также обоснование того, что заявленный в предыдущих исследованиях [2, 3] комплекс дисциплин предметно-профильной и методико-технологической подготовки представляет собой действенный механизм формирования ИКТ-компетентности.
Методы исследования
· анализ обобщенного и собственного педагогического опыта преподавания дисциплин информатического цикла для студентов по профилю «Образование в области родного (тувинского) языка и литературы»;
· наблюдение, анкетирование, тестирование;
· методы математической статистики для обработки результатов педагогического эксперимента.
Теоретическая основа исследования
Разработка теоретической основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя тувинского языка в условиях двуязычия позволила выделить следующие компоненты ИКТ-компетентности будущих бакалавров-тувиноведов: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
Мотивационный компонент характеризуется наличием стойких познавательных интересов, направленности студента на изучение средств ИКТ, готовностью к освоению новых возможностей ИКТ для совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности, а также наличием потребности в самообразовании в области информатики и ИКТ, в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам в области ИКТ, дополнительным более глубоким изучением ряда разделов данного предмета. Для исследования мотивационной сферы будущих бакалавров тувинского языка нами была использована методика К. Замфир в модификации А.А. Реана. Данная методика уже применялась О.М. Толстых [5], в контексте развития информационной компетентности будущего учителя иностранного языка.
Когнитивный компонент характеризуется обладанием будущим учителем-бакалавром тувинского языка знаниями о возможностях информационных технологий в совершенствовании педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, а также на реализацию информационно-исследовательской деятельности. При этом важной составляющей когнитивного компонента ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка является владение содержанием дисциплин предметно-профильной подготовки, которое включает требования из следующих разделов знаний: формирование личного информационного пространства, т.е. установка тувинских шрифтов (TuvaNew, BenjuatTuva), лингвистических программ, используемых в тувинской филологии, тестирующих программ, оперирование электронными учебными публикациями, цифровыми графическими изображениями, цифровым звуком, цифровым видео, работа в сети Интернет, работа с инструментальными средствами разработки мультимедийных приложений.
Деятельностный компонент подразумевает практическое использование приобретенных познаний и объединяет умения и навыки творческого применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и проявляется в разрешении различных учебных ситуаций, возникающих при изучении тувинского языка с применением информационных технологий.
Рефлексивный компонент ориентирует будущего педагога на осмысление и адекватную оценку результатов деятельности, выражаясь в умении сознательно и самостоятельно осуществлять и регулировать контроль уровня собственного развития и личностных достижений.
Результаты формирования когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов диагностировались при помощи специально разработанных тестов и анкет.
Проанализировав различные подходы к рассмотрению процесса формирования ИКТ-компетентности, а также принимая во внимание описанную в теоретической части структурно-логическую модель формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия, мы обратились к трем уровням сформированности ИКТ-компетентности:
Низкий – минимально возможный уровень ИКТ-компетентности, отражающий его способность использовать знакомые средства ИКТ вне контекста профессиональной деятельности.
Средний – оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности будущего педагога, позволяющий ему целенаправленно использовать ИКТ в обучении тувинскому языку.
Высокий – перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его знания применять ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены образовательным стандартом, для проведения оценочных мероприятий и для решения нестандартных задач.
С учетом указанного выше компонентного состава ИКТ-компетентности и его содержательного наполнения были выделены следующие критерии и наиболее значимые показатели сформированности ИКТ-компетентности будущего бакалавра тувинского языка в условиях двуязычия (табл. 1):
- оценка сформированности показателя мотивационной готовности (МГ) мотивационного компонента;
- оценка сформированности теоретического показателя (ТП) когнитивного компонента;
- оценка сформированности практического показателя (ПП) деятельного компонента;
- оценка сформированности креативного показателя (КП) рефлексивного компонента.
Таблица 1
Уровни сформированности ИКТ-компетентности будущего учителя тувинского языка
Критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности |
Уровень сформированности ИКТ-компетентности в баллах |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
МГ- максимальное значение 10 баллов |
3 |
7 |
10 |
ТП - максимальное значение 15 баллов |
5 |
10 |
15 |
ПП - максимальное значение 20 баллов |
10 |
15 |
20 |
КП - максимальное значение 25 баллов |
12 |
18 |
25 |
Анализ результатов выполнения входного анкетирования студентов выпускных курсов, работающих учителей, преподавателей кафедр университета для выявления самооценки уровня компьютерной грамотности личностной оценки роли и значения ИКТ-компетентности как важной составляющей профессиональной деятельности педагога, позволяет сделать следующие выводы:
1. Слабо развит мотивационный аспект изучения информатики как важного компонента современной профессиональной подготовки педагога.
2. Низкий уровень сформированности ИКТ-компетентности объясняется тем, что действующие в учебных планах система подготовки педагогов к формированию ИКТ-компетентности не соответствует требованиям современной школы.
3. Слабая информационно-технологическая подготовка преподавателей-предметников.
4. Недостаток методических разработок и дидактических материалов, учитывающих национальные особенности обучающихся.
5. Проблемы при использовании специальной и двуязычной терминологии.
Результаты исследования
В обучающем эксперименте, учитывая ограниченность контингента испытуемых, число которых жестко определялось планом набора (30 чел.), в целях организации экспериментальной (А) и контрольной (Б) подгрупп пришлось организовывать работу отдельно для каждой половины курса, состав которых не формировался специально и соответствовал распределению деканата на учебные группы.
Для проведения комплексного тестирования сформированности компонентов ИКТ-компетентности в экспериментальной подгруппе (А) в количестве 15 студентов были выделены следующие реперные точки:
· 2009–2010 уч. г. после изучения дисциплины «Информационные технологии» (конец 2 семестра);
· 2010–2011 уч. г. после изучения дисциплины «Методы математической обработки информации» и прохождения предметно-профильной учебной практики (конец 3 семестра);
· 2011–2012 уч. г. после изучения спецкурса «Информационные технологии в образовании» и прохождения технологической учебной практики (конец 5 семестра);
· 2012–2013 уч. г. после прохождения педагогической практики (конец 8 семестра).
· 2013–2014 – завершающий срез.
Ниже кратко описаны уровни формирования каждого из компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка и выявления динамики изменений, происходящих в указанные выше периоды.
В конце первого года обучения в мотивационной сфере студентов наблюдалось преобладание материальных и социальных мотивов, к которым относятся возможность получения стипендии, боязнь оказаться в числе отстающих студентов, не оправдать надежды близких людей. Следует отметить, что анализ результатов первого анкетирования, проведенного после изучения курса «Информационные технологии», показал, что студенты не видят связи между получаемыми знаниями и возможностью их применения в будущей профессиональной деятельности.
Результаты второго анкетирования, проведенного после изучения дисциплины «Методы математической обработки информации» и прохождения предметно-профильной практики в конце четвертого семестра, показали, что среди мотивов значительно выражены познавательный мотив (характеризует обучаемого как проявляющего интерес к результатам своей деятельности), состязательный мотив (показывает, насколько обучаемый придает значение высоким результатам в деятельности других) и мотив самоуважения.
Следовательно, сдвиг мотивационной сферы обучаемых ЭГ в сторону достижения успеха мы объясняем положительным влиянием предлагаемой методики на мотивационную готовность будущего бакалавра тувинского языка и динамики формирования мотивационного компонента ИКТ-компетентности.
Положительная динамика формирования когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов для экспериментальной подгруппы (А) подтверждает достоверность предположения о положительном влиянии выбранной методики на формирование ИКТ-компетентности, основанного на применении специальных методических приемов обучения (формулировка заданий на двух языках, использование регионального материала, варьирование приемов языковой коммуникации). В качестве одного из объяснений небольшой положительной динамики роста исследуемых компонентов для контрольной группы можно принять то, что изучение курса информационных технологий в этой подгруппе осуществлялось с использованием учебно-методического комплекса, которые являлись общими для всех гуманитарных специальностей.
По окончании четырехгодичного цикла экспериментальной работы была оценена эффективность разработанной методической системы формирования компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия, которая была внедрена и в течение 4-х лет реализована на филологическом факультете ТувГУ в процессе обучения студентов профиля «Образование в области родного языка и литературы». На рисунке 1 показаны сопоставительные результаты начала и конца экспериментальной работы.
Рис. 1. Уровни сформированности компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка
На заключительном (результирующем) этапе эксперимента были подвергнуты оценке результаты сформированности компонентов ИКТ-компетентности потока студентов следующего года приема (2010), которые проходили разработанный цикл методических мероприятий с учетом последовательного внесения корректив на основе текущих результатов основного экспериментального цикла. Так, по результатам первого этапа поискового эксперимента были внесены изменения в содержании спецкурса «Информационные технологии в образовании», усилено содержание модулей «ИКТ в филологии» и «Средства информационных технологий в обучении тувинскому языку».
Рис. 2. Уровни сформированности компонентов ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о возможности достижения качественно более высокого уровня формирования всех значимых компонентов ИКТ-компететности будущих учителей тувинского языка, в условиях двуязычия получила экспериментальное подтверждение.
Рецензенты:Лапчик М.П., д.п.н., профессор, академик РАО, заведующий кафедрой теории и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета, г. Омск.
Рагулина М.И., д.п.н., профессор кафедры информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, Министерство образования и науки, г. Омск.
[1] В соответствии с введенным в действие с 1 сентября 2013 года «Законом об образовании в РФ» двухуровневая система дополнена третьей ступенью – подготовкой аспирантов.