Переход системы высшего образования на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), акцент на компетентностный подход и кредитно-модульную организацию учебного процесса требуют от сообщества педагогов профессионального обсуждения и сравнения традиционных и инновационных способов оценки уровня развития компетенций студентов и выпускников. Теперь нужно переместить фокус от оценки теоретических знаний к оценке будущей практической деятельности. Модернизация системы образования России и присоединение ее к Болонскому процессу, направленные на улучшение качества обучения, вызывают отказ от существующих систем оценки, используемые в реализации ГОС первого и второго поколения, а также разработки новых моделей в соответствии с требованиями ФГОС.
Почему это так? Теоретические аспекты образования заложены Я. А. Коменским в XVII веке. Что стало большимдостижением человечества, и до сих пор обеспечивающим подготовку подрастающего поколения. Однако затри с половиной века мир полностью изменился, и классическая образовательная парадигма уже не может обеспечить современное качество образования, необходимо проводить обновление. Многие специалисты в области педагогики высшего профессионального образования считают, что традиционные методы оценки - тесты, зачеты, экзамены - не могут объективно оценить профессиональную компетентность. Знания, умения и навыки, которые не находят своего практического применения, быстро забываются. В связи с переходом на компетентностный подход обучения на всех уровнях профессионального образования ставится проблема: как проверить сформированную компетентность? Экзамен, который проходит в традиционных формах (теоретические вопросы, решение задач, ситуации или кейс), не позволяет преподавателю выявить уровень сформированности компетентности, а, следовательно, своевременно внести изменения и оптимизировать образовательный процесс.
«Дублинские дескрипторы» вЕвропейской рамке квалификаций высшего образования получили определение как «результаты обучения» по основным направлениям учебной деятельности. Результаты обучения выступают средством выражения уровня компетенции; являются формулировкой того, что может продемонстрировать студент после завершения дисциплины, модуля. Результаты обучения определяются образовательным учреждением,а компетенции являются целью образовательных программ. Они включают знание, умения, навыки, мотивацию, что очень сложно, а порой невозможно определить сразу после изучения дисциплины или модуля. Компетенции формируются на основе полученных результатов обучения и практического опыта. Следовательно, можно оценить только то, что измеряется, а значит, не компетенции, а фактические результаты обучения, которые способствуют формированию компетенций.
В последние годы все чаще дискутируют о взаимосвязи результатов обучения и компетенций. Можно выявить следующую взаимосвязь. Во-первых, результаты обучения описывают компетенции, которые формируются в процессе изучения дисциплины (модуля).Во-вторых, компетенции являются комбинацией способностей и взглядов. В-третьих, компетенции приобретаются студентами, а результаты обучения формируются преподавателем. В-четвертых, сумма компетенций больше суммы результатов обучения.
Переход к образованию, ориентированному на результат, воспринимается в европейской высшей школе не как «безусловное» благо. Выделяют при этом позитивные и проблематичные аспекты. Проблематичные это: ограничивающее влияние на образовательный процесс (фактор, сдерживающий достижение высоких академических стандартов), техническаязатратность, дорогостоящая реализация,подрывающее академические свободы преподавания.В числе позитивных аспектов можно отметить: большую прозрачность, лучшую информированность студентов,ориентированность на обучающихся,прикладной характер учебных планов[1,4].
Раскроем основные концептуальные положения перехода на ФГОС-3 в контексте оценки качества образования. Согласно пункту 7.1 ФГОС, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра и магистра, которые включают в себя «учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии» [5]. Выделенные элементы структуры ООП обязывают вузы разработать для каждой программы соответствующий набор образовательных технологий и оценочных средств.
В своем учебно-методическом пособии «Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты» авторы отмечают, что «реализация образовательной программы будет успешной, лишь если ее структура позволяет четко ответить на вопросы: какие именно компетенции формируют те или иные разделы и пункты учебного плана; какие именно методы обучения позволяют выработать те или иные компетенции; как именно (с помощью каких оценочных средств) проверяется формирование компетенций» [2]. Мы поддерживаем точку зрения группы авторов, согласно которой компетентностная модель подготовки будущих бакалавров и магистров позволяет разнообразить оценочные средства новыми формами. Оптимальным путем формирования образовательных технологий и систем оценки качества их подготовки при реализации ФГОС-3 может явиться:
- во-первых, безусловное, сочетание традиционных подходов и средств, выработанных при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений;
- во-вторых, инновационных подходов, опирающихся на современные методики ведущих педагогов и зарубежный опыт [2].
Оценочные средства - фонд контрольных заданий, предназначенных для определения качества освоения обучающимсяизученного материала. После определения целей ООП и компетенций выпускников составления учебного плана и разработки программ дисциплин начинается разработка фонда оценочных средств. Согласно требованиям ФГОС, "8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее [2,3].
К традиционным формам контроля относят: собеседование; коллоквиум; тест; контрольную работу; зачет; экзамен; лабораторную, расчетно-графическую работы; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т. п.); курсовую работу; выпускную квалификационную работу.
В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы образовательным учреждениям разнообразить оценочные средства новыми формами. Однако подобная «свобода» в формировании оценочных средств для многих российских вузов является новой и непривычной.
Остро стоит эта проблема и перед педагогическим коллективом нашего института. Для ее решения преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности и экологии Юргинского технологического института (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета разрабатывают различные формы экзамена для обучающихся по специальности «Техносферная безопасность», например: защита учебно-исследовательского задания с демонстрацией видеозаписи какого-либо производственного процесса, защита проекта с использованием мультимедийной презентации, и т. д. На экзамене преподаватели оценивают студента по совокупности печатных работ, если ониактивно участвовали в научных конференциях кафедры, а также публиковали свои статьи, тезисы, доклады в сборниках материалов региональных, международных и т. д. конференций или принимали участие в конкурсах различного уровня на лучшую научно-исследовательскую работу студентов ВУЗов Российской Федерации, или в грантовых конкурсах. Главное - это выбор образовательной «траектории» при сдаче экзамена самим студентом, при этом не исключается классический вариант по билетам.
Немаловажную роль в совершенствовании методики экологической подготовки играет внедрение в практику проведения занятий методов активного обучения. Ведущее место в преподавании специальных дисциплин, таких как «Малоотходные и ресурсосберегающие технологии», «Утилизация и переработка отходов»занимает метод проектов. Студентам предлагается создать проект решения экологической проблемы, основанный на принципах рационального природопользования. Тематика проектов составляется заранее с учетом региональных экологических проблем. Проект выполняется средствами ИКТ в технологии презентации и защищается на итоговом занятии по дисциплине. При подготовке проекта на экологическую проблему рационального природопользования у студентов в большей мере формируется мотивационный компонент экологической компетентности, проявляющийся в понимании личностной и общественной значимости экологической деятельности, ответственности за ее результаты, осознание необходимости сохранения природы, гармоничной жизни в природе.Студенты понимают, что хозяйственная деятельность людей должна строиться по принципу природных экосистем, которые экономно расходуют вещество и энергию, что создание малоотходных и ресурсосберегающих технологий предотвращает деградацию природной среды и нерациональное природопользование.В ходе защиты проектов студенты отвечают на вопросы, связанные с сохранением природных ресурсов, применением ресурсосберегающих технологий, современными технологиями переработки отходов, бережным отношением к охране ценных и редких видов растений и животных. Предъявляются определенные требования к содержанию проекта и его защите в соответствии с критериями оценки: обоснование актуальности темы, логичность изложения содержания, аргументированность выводов и результатов, применение компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков (схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы требованиям.Междисциплинарные связи помогают в решении основных задач подготовки специалистов, повышают мотивацию к обучению дисциплины.
Деловая игра «Чистый город» заставляет студентов посмотреть на проблему загрязнения окружающей среды с разных сторон. Игра проводится в форме круглого стола, заседания городской администрации, экологических организаций, фирм, занимающихся сбором конкретных отходов, представителей перерабатывающих заводов, представителей зарубежных фирм, успешно занимающихся утилизацией отходов. Студенты представляют работу фирм по сбору и сортировке различных отходов, перерабатывающих заводов. Рассказывая о новых технологиях переработки отходов, особо отмечают экологическую безопасность производств. Главный принцип рационального природопользования - «используй, охраняя, и охраняй, используя». Фотографии улиц города на слайдах презентаций наглядно демонстрировали загрязнение города бытовым и строительным мусором, доказывали актуальность темы деловой игры. В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируются не только профессиональные, но и общие компетенции, приобретаются практические навыки, умениярешать конкретные задачи, связанные с охраной окружающей среды. Когда студентам интересно, они охотно учатся, они находят свою собственную траекторию в обучении. Деловые игры дают им такую возможность - понимания смыслов социальной и личностной значимости их деятельности для решения экологических проблем. Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии у студентов аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск ее решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т.е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
При изучении специальных дисциплин акцент делается на развитие и совершенствование умений по осуществлению профессиональной деятельности выпускника. Реализация этой задачи осуществляется также в ходе самостоятельной подготовки студентами «Профессионального портфолио». Портфолио должно содержатьчетыре взаимосвязанных разделов: профессиональная биография, диагностический паспорт, банк идей, профессиональный рост. Выполнение предложенных студентам заданий предполагает реализацию системы формирования общепрофессиональных и профессиональных умений. Защита материалов «Профессионального портфолио» (индивидуальная, групповая защита «Портфолио»)может являться составной частью итогового экзамена. Появление ИКТ-технологий в образовательном пространстве делает проблему оценки качества обучения еще более актуальной, требующей серьезного, теоретически осмысленного подхода к ее решению. Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов ЮТИ ТПУ сталоэлектронное портфолио как перспективный способ формирования и оценивания профессиональных компетенций будущего специалиста. Электронное портфолио имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе:
- портативность, оно занимает гораздо меньше места;
- простота управления содержимым (в электронном портфолио можно организовать систему гиперссылок);
- создание и использование такого портфолио существенно повышает уровень информационной компетентности студентов;
- доступность; портфолио на интернет-сайтах, студент в любое время может вносить свои коррективы, а преподаватель проверять;
- обеспечение конфиденциальности (доступ к портфолио можно защитить паролем).
Активное внедрение новой формы оценивания учебных достижений студентов посредством электронного портфолио позволяет осуществлять научно-методическое сопровождение подготовки, специалиста сегодняшнего дня, качественно нового специалиста XXI века, готового к работе в новых информационных условиях. В целом предлагаемая форма оценивания профессионально-образовательной деятельности должна позволить самому студенту, вузу, работодателю более объективно оценить качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность образовательного процесса, основной образовательной программы, степень их адекватности условиям будущей профессиональной деятельности.
Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность как в теоретическом, так и в практическом планах. Компетенции возможно проверить лишь по завершении обучения в вузе (и/или на начальном этапе производственной деятельности по полученной профессии).
На различных этапах обучения можно проверить лишь результаты обучения, которые ведут к формированию компетенций.
Рецензенты:Пальянов М.П., д.п.н., профессор, Юргинский технологический институт (филиал) ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга.
СкалонН.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.