Построению полиэтнической образовательной среды в учебных заведениях и формированию личности в этой среде посвящены работы следующих ученых: Л. Н. Бережновой, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюка, И. В. Колоколовой, Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, С. Н. Вельгушевой, М. Л. Воловиковой, Б.3. Вульфова, В. Н. Гурова, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриева, Н. Б. Крыловой, И. В. Колоколовой, В. В. Макаева, З. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, Л Л. Супруновой и др. [2].Проанализировав работы данных авторов, определяем:полиэтническая образовательная среда - это целостная совокупность условий в культурно разнородном социуме, способствующихразвитию личности в процессе решения образовательныхзадач, обеспечивающих гармонию в реализации гуманистической основы и этнокультурной направленности учебно-воспитательного процесса.
Считаем, что направления организации этнопедагогической деятельности в школе по социализации учащихся должны включать в себя: обогащение и использование полиэтнической образовательной среды в границах конкретного образовательного учреждения с учетом анализа его компонентов.Пребывание в условиях обогащенной полиэтнической образовательной среды предлагаем рассматривать как фактор более успешной социализации учащихся.
В пространстве полиэтнической образовательной среды выделяем следующие компоненты: субъективизированный (активные субъекты среды), психодидактический компонент (содержание, формы и методы деятельности); социокультурный компонент (отношения, возникающие между субъектами, социокультурные особенности); пространственно-предметный компонент (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой) [5]. Рассмотрим эти компоненты подробнее. Проанализируем возможность обогащения и использования этих компонентов.
Субъективизированный компонент- МБОУ «Бековскую основную общеобразовательную школу», основную площадку нашего эксперимента, можно охарактеризовать следующим образом:
В настоящее время в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бековская основная общеобразовательная школа» обучается 140 человек, из них телеутов - 67 чел. (48 %), русской культуры - 30 чел. (21 %), из смешанных семей и иной культуры - 43 чел. (31 %). В 2013 учебном году учебно-воспитательный процесс осуществляют 19 педагогов: 13 - штатных педагогов, совместителей - 6 (из них телеутов -10, выпускников школы-11).Школа является областной экспериментальной площадкой по направлению «Организационно-педагогические условия реализации этнокультурного компонента образования» (под руководством Е.Н. Чайковской, канд. пед. наук, доцента Новокузнецкой педагогической академии). Каждый год, совместно с учреждениями культуры, телеуты отмечают свои национальные праздники:Пардакай, Ильин день, Девятая пятница, Jил пажи - Новый год, национальный праздник «Колодо» и др., на базе школы организованы творческие объединения: этнокультурный образовательный центр «Айас», кружки «Ус кижи» («Умелец»), «Удин ээзи» («Домовёнок»), «Аржансуу» («Святой источник»), творческое объединение «На досуге». Ежегодно проходят областные: детская спартакиада по национальным видам спорта коренных малочисленных народов Кемеровской области, турнир по национальной борьбе «куреш» и другие. Каждый год осуществляет свою работу областной лингвистический лагерь «Тан» («Рассвет»), создающий условия для сохранения и развития языка, культуры и традиций телеутского народа, духовно-нравственного воспитания. Ежегодно педагогики школы, а также сами школьники, принимают активное участие как в Международных фестивалях, так и региональных, областных и муниципальных мероприятиях.
Обогащение и использование субъективизированного компонентавидится нам в:
1) привлечении новых контактирующих учреждений, укреплении связей между ними;
2) активизации субъекта семья (увеличение количества совместных мероприятий, проведение лекториев, семинаров и т.д., особенно для родителей выпускников, т.к. именно в группе выпускников был выявлен более низкий уровень социализированности).
В рамках обогащения субъективизированного компонента разработаны:
1) Карта сетевого взаимодействия школы с новыми образовательными учреждениями.
Реализация данного взаимодействия позволила обогатить субьективизированный компонент полиэтнической образовательной среды школы и таким образом увеличить количество возможностей, благотворно влияющих на социализированность учащегося.
2) Работа с родителями в школе с. Беково представлена в виде классных родительских собраний по организационным вопросам, вопросам подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации, индивидуальных бесед, индивидуальных консультаций психолога, общешкольных родительских собраний. В рамках активизации субъекта семья нами разработаны и реализованы:
- Внеурочная программа совместного обучения детей и родителей «Культуры народов»(досуговое семейное мероприятие «Национальное блюдо»,«Национальная кукла»,выставки семейных работ);
- Методические рекомендации по проведению родительского собрания «Общие вопросы социализации детей»;
- Положение о работе родительского клуба.
Данные мероприятия позволили обогатить внеурочную деятельность, привлечь к взаимодействию родителей, заинтересовать детей в участии.
Следующий компонент полиэтнической образовательной среды школы по социализации учащихся, нуждающийся в обогащении и использовании - психолого-дидактический.
Специфика психолого-дидактического компонента полиэтнической образовательной среды обследованной территории носит, в большей мере, характер поддержания и сохранения языка, традиций, культуры. Как выяснилось в ходе нашего исследования, проблемам социализации молодежи в полиэтнической образовательной среде должное внимание не уделяется. Мы сочли необходимым, опираясь на ФГОС, разработать и внедрить специализированную воспитательную программу по социализации учащихся, с учетом особенностей и возможностей полиэтнической образовательной среды обследованной территории.Разработанная нами программа социализации в полиэтнической образовательной среде содержит следующие модули (таблица 1):
Таблица 1
Программа социализации учащихся в полиэтнической образовательной среде
Модули программы |
Механизмы реализации |
1) Повышение уровня социальной активности школьников |
Проведение конкурса проектов, портфолио своих успехов, мероприятия развития школьного самоуправления, создание школьной молодежной организации. |
2) Повышение уровня социальной адаптивности |
Организация группового и коллективного взаимодействия (викторины, веб-квесты и т.д.). |
3) Повышение уровня социальной автономности |
Проведение проблемных семинаров, деловых игр. |
4) Повышение уровня нравственности |
Встречи с ветеранами ВОВ, круглые столы, встречи со старожилами села. |
5) Улучшение качества межэтнического взаимодействия |
Проведение уроков толерантности (совместно со студентами КемГУ), доработка положения о Языковой школе (посещение школы, изучение телеутского языка возможно не только для представителей телеутского этноса, но и других этносов), проведение фестиваля народных культур, проведение конкурса, объединяющего несколько школ, «Народы России». |
Для анализа социокультурного компонента нами было проведено исследование социокультурных особенностей телеутского этноса. Методы исследования: общетеоретические - анализ педагогической, психологической и историко-этнографической литературы; эмпирические - анкетный опрос населения (с использованием шкалы коммуникативной толерантности В.В.Бойко, шкалы социальной дистанции (шкала Э. Богардуса в варианте Л.Г.Почебут); методы математической и статистической обработки данных, полученных в ходе исследования.
В своем исследовании под социокультурными особенностями мы понимаем интегративную многофункциональную характеристику, включающую культурные особенности (использование языка, обычаев, традиций, определение рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей и пр.), социально-психологические особенности, возникающие в процессе межэтнического взаимодействия (уровень коммуникативной толерантности, размер социальной дистанции и пр.). [3].
Изучив социокультурные особенности данного этноса, суммируя результаты проведённых исследований в области их сохранения, нами были сделаны следующие выводы: представляют большую проблему угроза утраты национального языка и национальных традиций; наличие негативных демографических процессов, которые могут привести к депопуляции этноса; устойчиво низкий уровень жизни телеутов; неблагоприятные экологические условия в местах компактного проживания телеутов.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие социокультурные особенности межэтнического взаимодействия телеутского этноса: низкий уровень коммуникативной толерантности, минимальный размер социальной дистанции с представителями русского этноса, максимальный размер социальной дистанции по отношению к шорцам, более выраженный интерес к своей этнокультурной среде, острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности, более ранний процесс этнической самоидентификации, групповая, национальная и родовая сплоченность, неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей; высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами, резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям.Телеуты сохранили свою национальную самобытность, которая проявляется в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере вдухов - хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности. Представители телеутского этноса более религиозны по сравнению с респондентами русской национальности.
Телеуты обладают большим опытом межэтнического взаимодействия, легко сходятся с представителями любых этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. Однако, видимо, в силу того, что они на протяжении истории своего существования подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей, они самолюбивы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителями русскоязычного населения. Мы предполагаем, что некоторые социокультурные особенности, выявленные в нашем исследовании,могут провоцировать возникновение непонимания и конфликтных ситуаций с представителями других этносов. Поэтому при организации этнопедагогической деятельности считаем нужным учитывать эти особенности.
Несмотря на то, что данное исследование было проведено на респондентах более старшего возраста, нежели основная наша группа испытуемых - учащиеся общеобразовательной школы, можно отметить, что перечисленные социокультурные особенности проявляются и у младшего поколения. Взаимосвязь поколений, уклад жизни, бытующие в семье мнения, стереотипы, модели поведения, позволяют детям формировать эти особенности.
Пространственно-предметный компонент полиэтнической образовательной среды на обследованной территории представлен достаточно полным материально-техническим обеспечением: это и фонд школьной библиотеки, дом культуры, выставочные залы музея «Чолкой», спортивный зал, богатый спортивным оборудованием и т.д.
Обогащение данного компонента представляется через использование потенциала этнографического музея «Чолкой».
В своем исследовании мы проработали организацию внеурочной деятельности школьников (направление: общеинтеллектуальное развитие, научно-познавательная деятельность), а именно - участие школьников и их семей в реализации проекта, помощь в воздвижении экспозиций, формировании маршрута и т.д. Таким образом, нами был представлен и внедрен Проект развития социокультурных связей телеутского этноса, главной целью которого стало развитие социокультурных связей телеутского этноса через внедрение этнического туризма, как технологии совершенствования межэтнического, межпоколенного педагогического взаимодействия, способствующего сохранению самобытного социально-экономического и культурного развития телеутского этноса.
Отметим, что обогащение и использование всех компонентов полиэтнической образовательной среды школы по социализации учащихся привело к следующим значимым результатам:
1) Произошло повышение уровня социализированности учащегося, а именно по блокам: социальная активность, социальная автономность, социальная адаптивность.
2) Представлены новые виды внеурочной деятельности, не осуществляемые ранее на базе общеобразовательной школы, по направлениям:
- научно-познавательное, а именно - туристско-краеведческаядеятельность «Проект социокультурных связей телеутского этноса»;
- духовно-нравственное: цикл мероприятий совместно со студентами социально-психологического факультета КемГУ, определивший не только понимание учащимися вопросов межнационального взаимодействия, толерантности и др., но и позволил замотивировать учащихся к плодотворному участию в образовательном процессеи пробудил желание поступления в ВУЗы).
3) Разработан и внедрен проект «Педагогический патронат», который способствует адаптации учащихся к переходу в другие учебные заведения, а также программа социализации учащихся в полиэтнической образовательной среде, не реализуемая ранее. Реализация данной программы позволила освоитьобучающимися социальный опыт, нормы и правила общественного поведения, сформировать и развить знания, установки, личностные ориентирыи т.д.
4) Обогащены существующие виды внеурочной деятельности школы, апробированы новые формы организации.
5) Играющий огромную роль в процессе социализации субъект «семья» стал более активным в ходе общеобразовательного процесса, создан родительский клуб, проводятся родительские собрания по проблемам социализации учащихся и многое другое.
6) Наблюдается большая сплоченность полиэтнического коллектива класса, связанная с организацией группового и коллективного взаимодействия.
Рецензенты:Губанова М.И., д.п.н., профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, г. Кемерово.
Морозова И.С., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, г. Кемерово.