Необходимость решения проблемы формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т.е. андрагогической готовности, определяется рядом причин: процессы и тенденции модернизации российского образования, в том числе и высшего профессионального, ориентация его на подготовку конкурентоспособного и квалифицированного выпускника; современный этап активного развития образования взрослых и тенденции развития библиотечного дела; характер и содержание взаимодействия библиотечно-информационного работника со взрослыми пользователями библиотеки и выполнения в этой связи специальных андрагогических функций.
Целью исследования стала разработка и реализация модели процесса формирования в вузе андрагогической готовности у будущих библиотечно-информационных работников, способной повысить его эффективность. В качестве материалов и методов исследования выступили анализ и обобщение публикаций по теме исследования, практики высшего профессионального образования, метод моделирования. Построение и изучение модели предполагает наличие теоретических оснований для каждого элемента модели как системы.
Результаты исследования. Проведенный нами анализ позволил дать определение андрагогической готовности библиотечно-информационного работника как устойчивой характеристики личности, представляющей совокупность соответствующих знаний, умений и навыков, качеств, свойств и опыта, определяющих успешность решения задач информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями с целью их профессионального и личностного развития в условиях библиотечно-информационных учреждений.
В ходе опытно-экспериментальной работы была теоретически разработана и внедрена в практику образовательного процесса модель формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников. Данная модель структурно состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного. Все элементы модели подчинены общей цели, имеют определенное значение, свойства и связи, влияние на другие компоненты, сгруппированы определенным образом. Рассмотрим содержание отдельных блоков модели подробнее.
Целевой блок модели включает определение и формулировку цели и задач. Целью является формирование андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в процессе подготовки в вузе. При определении цели мы ориентировались, во-первых, на социальный заказ - современному обществу требуются библиотечно-информационные работники, способные успешно выполнять профессиональные задачи, связанные с информатизацией общества, необходимостью культурного развития широких слоев населения, а также организацией и содержательным наполнением свободного времени человека. Андрагогический аспект связан в большей или меньшей степени со многими из них.
Если говорить о личности библиотечно-информационного работника, то успешность и эффективность выполнения этих задач удовлетворяет его потребности в самореализации и успешности, способности быть конкурентоспособным, решает ряд проблем профессиональной адаптации и развития.
Во-вторых, требования ГОС ВПО по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» к подготовке будущих библиотечно-информационных работников.
Согласно стандарту, выпускник должен быть широкообразованным и высококультурным человеком, обладающим фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и социально-педагогической), информационно-технологической подготовкой [1].
Цель модели конкретизируется в следующих задачах: 1) формирование у студентов - будущих библиотечно-информационных работников системы как профессиональных психолого-педагогических, так и специальных андрагогических знаний в области информационной и культурно-досуговой деятельности библиотек со взрослыми пользователями; 2) овладение профессиональными умениями и навыками организации и реализации информационной и культурно-досуговой деятельности библиотеки со взрослыми пользователями; 3) развитие позитивной установки на взаимодействие со взрослыми пользователями библиотек.
Теоретико-методологический блок модели включает определенные методологические подходы и принципы.
Системный подход предполагает рассмотрение объекта как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных между собой множества элементов; установление и упорядочение связей между этими элементами, соединение разных элементов в систему. По мнению В.П. Беспалько, именно системный подход лежит в основе любой педагогической технологии [2]. Системный подход в процессе формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников выразился в единстве и взаимосвязи всех компонентов андрагогической готовности; целостности теоретического и практического обучения; взаимосвязи системы общекультурных, специальных, психолого-педагогических, андрагогических знаний, умений, навыков; рассмотрение взаимодействия всех участников образовательного процесса (студента, студенческой группы, преподавателя, работников библиотек) как системы.
Культурологический подход базируется на идее связи отдельной личности с системой ценностей культуры общества и всего человечества. Понимание позиций культурологического подхода при формировании в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников выразилось в том, что развитие личности будущего библиотекаря базируется на общекультурной подготовке, формировании мировоззрения и понимания важности знаний, информации и культуры в обществе, ценностного отношения к роли библиотеки в системе непрерывного образования взрослых.
Гуманистические тенденции в образовании опираются на личностно ориентированный подход, как известно, учитывающий личность человека, его психологические особенности и факторы, влияющие на его развитие. Так, формирование в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников - это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов в процессе формирования определенной системы знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств и опыта деятельности, ориентированное на личность студента. Здесь необходимо с учетом особенностей, устремлений, задатков каждого студента создавать условия для развития его потенциала и творческого саморазвития, использовать методы активного обучения, партнерство между преподавателем и студентом.
Практика показывает, что построение процесса обучения библиотечно-информационных работников требует учета содержания их будущей профессиональной деятельности, т.е. контекстного подхода к обучению. По определению А.А. Вербицкого, именно в контекстном обучении динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [4]. Для реализации контекстного обучения в процессе формирования андрагогической готовности будущих библиотекарей были поставлены следующие задачи: выявить и учесть те задачи и функции, которые будут стоять перед выпускником в будущей информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотек; обеспечить преемственность теоретической и практической подготовки в вузе за счет закрепления полученных знаний, умений, навыков в процессе прохождения производственной практики в библиотеках; разработать тематику курсовых и дипломных проектов, конкурсных проектов, соответствующих потребностям библиотечной практики. Эффективность и качество такой подготовки тесно связано с интерактивными образовательными технологиями, квазипрофессиональными, имитирующими будущую профессиональную деятельность. Дополняет контекстный подход интегрированный. Как считает В.Ф. Тенищева [7], контекстный и интегрированный подходы позволяют учесть межпредметные связи отдельных дисциплин, в том числе при разработке новых дисциплин, что ведет к целостности и содержательности получаемого объема знаний, умений, навыков и качеств, улучшает конечные результаты.
Готовность к эффективному взаимодействию со взрослыми пользователями библиотеки невозможна без знания андрагогического подхода. Андрагогический подход основывается на ряде принципов и рассматривается с точки зрения создания оптимальных условий для реализации образовательно-культурного процесса применительно к взрослому человеку, когда тот осознает свои соответствующие потребности, проявляет сознательную активность по их удовлетворению [3; 6]. Считаем, что в контексте нашего исследования он составляет содержательную основу формирования в вузе андрагогической готовности будущего библиотечно-информационного работника.
В разработанной нами модели выделены определенные принципы, которые учитывались при организации всего процесса формирования андрагогической готовности: культуро- и природосообразности, единства группового и индивидуального обучения, учёта индивидуально-личностных особенностей обучающихся, системности, последовательности, активности, деятельности, сотрудничества, саморегуляции и самореализации, междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования готовности. А также группа андрагогических принципов: учета закономерностей возрастного развития и особенностей (физических, психических, гендерных) взрослых; развития познавательных, образовательных, культурных, духовных и т.п. потребностей взрослого в контексте современной культуры; опоры на профессионально-личностный опыт взрослых; отбора, организации и презентации содержания, адекватного запросам взрослых.
Содержание профессиональной подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» отражено в ГОС ВПО [1], программах дисциплин, программах учебных и производственных практик. Содержательный блок процесса формирования в вузе андрагогической готовности предполагает вооружение студентов профессиональными, психолого-педагогическими, андрагогическими знаниями, основными умениями и навыками, формирование профессионально значимых качеств личности, в соответствии с компонентами формируемой готовности.
Все это достигается посредством изучения дисциплин инвариантного и вариативного компонентов, а также наполнения тем курсовых и дипломных работ студентов, заданий производственной практики андрагогическим аспектом.
Инвариантный компонент представлен психолого-педагогическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Перечень дисциплин охватывает широкий круг знаний об обществе, теории образования, обучения, воспитания, развития личности, об основах возрастной педагогики и психологии, о проблемах и процессах в области библиотечного дела, направлениях, формах, методах работы с различными категориями пользователей библиотеки, изучении их потребностей, о характеристике пользователей, в том числе взрослых: «Социология», «Философия», «Психология», «Педагогика», «Социальная психология», «Библиотековедение», «Библиография», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографическая деятельность библиотек», «Методика досуговой деятельности», «Библиотечная этика», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Технология информационного обслуживания различных категорий пользователей библиотеки» и др.
Совокупность этих дисциплин, их потенциал обеспечивает фундамент для формирования такого аспекта профессиональной готовности библиотечно-информационного работника, как андрагогическая готовность.
Но углубление и расширение, целенаправленность андрагогической подготовки в вузе будущих библиотечно-информационных работников возможны за счет реализации вариативного компонента. Что, в свою очередь, предполагает разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки». Структура спецкурса определяется междисциплинарными связями, предполагает интеграцию общекультурной, профессиональной, психолого-педагогической и специальной (андрагогической) подготовки.
Успешная реализация процесса формирования андрагогической готовности определяется не только содержанием. Организационно-деятельностный блок модели включает комплекс форм, технологий, методов и средств обучения, направленных на достижение поставленной цели. В модель были включены следующие формы обучения: 1) традиционные: лекции, семинар, практические занятия, консультации, экскурсии и др.; 2) имитирующие деятельность (конкурсы и др.); 3) формы учебно-профессиональной деятельности (производственная практика, курсовые и дипломные работы, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская деятельность, конференции, творческие лаборатории).
Для решения поставленных задач были отобраны инновационные технологии обучения: технологии контекстного обучения, технологии организации проектной деятельности, технологии проблемного обучения, технологии игровой деятельности и др., способные сформировать андрагогическую готовность, стимулировать развитие личности студента, его деятельность, творчество, поведение [5].
Результат, ожидаемый от андрагогической подготовки в вузе будущих библиотечно-информационных работников, - повышение уровня их готовности к работе со взрослыми пользователями библиотеки. Данный результат может быть также представлен в виде компонентов и уровней их сформированности. Нами были выделены - когнитивный, деятельностный, личностный компоненты и три уровня андрагогической готовности библиотечно-информационных работников: базовый, продвинутый, высокий. Для оценки степени сформированности компонентов определены критерии и показатели, диагностический инструментарий. Это составляет содержание результативно-оценочного блока нашей модели.
Основополагающей идеей при моделировании формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников стала разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность реализации процесса, привести его в соответствие с требованиями современного общества и профессиональной подготовки в вузе, что обусловливается определенными педагогическими условиями:
- систематизация и конкретизация андрагогического аспекта в содержании высшего библиотечно-информационного образования;
- реализация междисциплинарного подхода к подготовке в вузе работников библиотечно-информационной сферы к работе со взрослыми пользователями;
- использование в образовательном процессе интерактивных технологий и методов обучения, имитирующих ситуации профессиональной деятельности, способных формировать андрагогическую готовность;
- разработка и внедрение спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки».
Данные условия были апробированы при внедрении в образовательный процесс вуза модели формирования андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников, что дало положительные результаты в виде повышения уровня сформированности данной готовности.
Заключение. Таким образом, разработка модели процесса формирования андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в вузе позволила не только наглядно, четко и комплексно представить сущность и механизмы этого процесса, определить его структуру и содержание, выявить взаимосвязи между компонентами модели, как некой целостной и динамичной системы, но и заложила основы эффективной опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме, обеспечила получение результатов, подтверждающих ее эффективность.
Рецензенты:Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Федорова С.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.