Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF FORMATION IN HIGH SCHOOL ANDRAGOGICAL THE READINESS OF FUTURE EMPLOYEE OF LIBRARY-INFORMATION SPHERE

Spesivtseva N.V. 1
1 Mari State University
Today the necessity and importance of the problem of formation in high school readiness library and information workers interact with older users, i.e. andragogical readiness determined by a number of reasons: modernization processes of modern Russian education, including higher professional, adult education, as well as tendencies of development of the librarianship, consider the interactions with older users of the library as a master andragogical process, the implementation of library and information worker andragogical functions. This article gives the definition of andragogical readiness of library and information workers and the model of the process of forming of the University andragogical preparedness on the future of library and information workers, including target, theoretical, methodological, and substantive, organizational and activity and the productive-assessment blocks. Develop and implement a model in the educational process of the University allowed to conduct experimental work on the formation of andragogical preparedness on the future of library and information workers and achieve certain positive results.
the process model.
the process of the formation of readiness
andragogical readiness
higher library and information education
training in high school
Введение

Необходимость решения проблемы формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т.е. андрагогической готовности, определяется рядом причин: процессы и тенденции модернизации российского образования, в том числе и высшего профессионального, ориентация его на подготовку конкурентоспособного и квалифицированного выпускника; современный этап активного развития образования взрослых и тенденции развития библиотечного дела; характер и содержание взаимодействия библиотечно-информационного работника со взрослыми пользователями библиотеки и выполнения в этой связи специальных андрагогических функций.

Целью исследования стала разработка и реализация модели процесса формирования в вузе андрагогической готовности у будущих библиотечно-информационных работников, способной повысить его эффективность. В качестве материалов и методов исследования выступили анализ и обобщение публикаций по теме исследования, практики высшего профессионального образования, метод моделирования. Построение и изучение модели предполагает наличие теоретических оснований для каждого элемента модели как системы.

Результаты исследования. Проведенный нами анализ позволил дать определение андрагогической готовности библиотечно-информационного работника как устойчивой характеристики личности, представляющей совокупность соответствующих знаний, умений и навыков, качеств, свойств и опыта, определяющих успешность решения задач информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями с целью их профессионального и личностного развития в условиях библиотечно-информационных учреждений.

В ходе опытно-экспериментальной работы была теоретически разработана и внедрена в практику образовательного процесса модель формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников. Данная модель структурно состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного. Все элементы модели подчинены общей цели, имеют определенное значение, свойства и связи, влияние на другие компоненты, сгруппированы определенным образом. Рассмотрим содержание отдельных блоков модели подробнее.

Целевой блок модели включает определение и формулировку цели и задач. Целью является формирование андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в процессе подготовки в вузе. При определении цели мы ориентировались, во-первых, на социальный заказ - современному обществу требуются библиотечно-информационные работники, способные успешно выполнять профессиональные задачи, связанные с информатизацией общества, необходимостью культурного развития широких слоев населения, а также организацией и содержательным наполнением свободного времени человека. Андрагогический аспект связан в большей или меньшей степени со многими из них.

Если говорить о личности библиотечно-информационного работника, то успешность и эффективность выполнения этих задач удовлетворяет его потребности в самореализации и успешности, способности быть конкурентоспособным, решает ряд проблем профессиональной адаптации и развития.

Во-вторых, требования ГОС ВПО по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» к подготовке будущих библиотечно-информационных работников.

Согласно стандарту, выпускник должен быть широкообразованным и высококультурным человеком, обладающим фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и социально-педагогической), информационно-технологической подготовкой [1].

Цель модели конкретизируется в следующих задачах: 1) формирование у студентов - будущих библиотечно-информационных работников системы как профессиональных психолого-педагогических, так и специальных андрагогических знаний в области информационной и культурно-досуговой деятельности библиотек со взрослыми пользователями; 2) овладение профессиональными умениями и навыками организации и реализации информационной и культурно-досуговой деятельности библиотеки со взрослыми пользователями; 3) развитие позитивной установки на взаимодействие со взрослыми пользователями библиотек.

Теоретико-методологический блок модели включает определенные методологические подходы и принципы.

Системный подход предполагает рассмотрение объекта как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных между собой множества элементов; установление и упорядочение связей между этими элементами, соединение разных элементов в систему. По мнению В.П. Беспалько, именно системный подход лежит в основе любой педагогической технологии [2]. Системный подход в процессе формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников выразился в единстве и взаимосвязи всех компонентов андрагогической готовности; целостности теоретического и практического обучения; взаимосвязи системы общекультурных, специальных, психолого-педагогических, андрагогических знаний, умений, навыков; рассмотрение взаимодействия всех участников образовательного процесса (студента, студенческой группы, преподавателя, работников библиотек) как системы.

Культурологический подход базируется на идее связи отдельной личности с системой ценностей культуры общества и всего человечества. Понимание позиций культурологического подхода при формировании в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников выразилось в том, что развитие личности будущего библиотекаря базируется на общекультурной подготовке, формировании мировоззрения и понимания важности знаний, информации и культуры в обществе, ценностного отношения к роли библиотеки в системе непрерывного образования взрослых.

Гуманистические тенденции в образовании опираются на личностно ориентированный подход, как известно, учитывающий личность человека, его психологические особенности и факторы, влияющие на его развитие. Так, формирование в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников - это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов в процессе формирования определенной системы знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств и опыта деятельности, ориентированное на личность студента. Здесь необходимо с учетом особенностей, устремлений, задатков каждого студента создавать условия для развития его потенциала и творческого саморазвития, использовать методы активного обучения, партнерство между преподавателем и студентом.

Практика показывает, что построение процесса обучения библиотечно-информационных работников требует учета содержания их будущей профессиональной деятельности, т.е. контекстного подхода к обучению. По определению А.А. Вербицкого, именно в контекстном обучении динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [4]. Для реализации контекстного обучения в процессе формирования андрагогической готовности будущих библиотекарей были поставлены следующие задачи: выявить и учесть те задачи и функции, которые будут стоять перед выпускником в будущей информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотек; обеспечить преемственность теоретической и практической подготовки в вузе за счет закрепления полученных знаний, умений, навыков в процессе прохождения производственной практики в библиотеках; разработать тематику курсовых и дипломных проектов, конкурсных проектов, соответствующих потребностям библиотечной практики. Эффективность и качество такой подготовки тесно связано с интерактивными образовательными технологиями, квазипрофессиональными, имитирующими будущую профессиональную деятельность. Дополняет контекстный подход интегрированный. Как считает В.Ф. Тенищева [7], контекстный и интегрированный подходы позволяют учесть межпредметные связи отдельных дисциплин, в том числе при разработке новых дисциплин, что ведет к целостности и содержательности получаемого объема знаний, умений, навыков и качеств, улучшает конечные результаты.

Готовность к эффективному взаимодействию со взрослыми пользователями библиотеки невозможна без знания андрагогического подхода. Андрагогический подход основывается на ряде принципов и рассматривается с точки зрения создания оптимальных условий для реализации образовательно-культурного процесса применительно к взрослому человеку, когда тот осознает свои соответствующие потребности, проявляет сознательную активность по их удовлетворению [3; 6]. Считаем, что в контексте нашего исследования он составляет содержательную основу формирования в вузе андрагогической готовности будущего библиотечно-информационного работника.

В разработанной нами модели выделены определенные принципы, которые учитывались при организации всего процесса формирования андрагогической готовности: культуро- и природосообразности, единства группового и индивидуального обучения, учёта индивидуально-личностных особенностей обучающихся, системности, последовательности, активности, деятельности, сотрудничества, саморегуляции и самореализации, междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования готовности. А также группа андрагогических принципов: учета закономерностей возрастного развития и особенностей (физических, психических, гендерных) взрослых; развития познавательных, образовательных, культурных, духовных и т.п. потребностей взрослого в контексте современной культуры; опоры на профессионально-личностный опыт взрослых; отбора, организации и презентации содержания, адекватного запросам взрослых.

Содержание профессиональной подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» отражено в ГОС ВПО [1], программах дисциплин, программах учебных и производственных практик. Содержательный блок процесса формирования в вузе андрагогической готовности предполагает вооружение студентов профессиональными, психолого-педагогическими, андрагогическими знаниями, основными умениями и навыками, формирование профессионально значимых качеств личности, в соответствии с компонентами формируемой готовности.

Все это достигается посредством изучения дисциплин инвариантного и вариативного компонентов, а также наполнения тем курсовых и дипломных работ студентов, заданий производственной практики андрагогическим аспектом.

Инвариантный компонент представлен психолого-педагогическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Перечень дисциплин охватывает широкий круг знаний об обществе, теории образования, обучения, воспитания, развития личности, об основах возрастной педагогики и психологии, о проблемах и процессах в области библиотечного дела, направлениях, формах, методах работы с различными категориями пользователей библиотеки, изучении их потребностей, о характеристике пользователей, в том числе взрослых: «Социология», «Философия», «Психология», «Педагогика», «Социальная психология», «Библиотековедение», «Библиография», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографическая деятельность библиотек», «Методика досуговой деятельности», «Библиотечная этика», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Технология информационного обслуживания различных категорий пользователей библиотеки» и др.

Совокупность этих дисциплин, их потенциал обеспечивает фундамент для формирования такого аспекта профессиональной готовности библиотечно-информационного работника, как андрагогическая готовность.

Но углубление и расширение, целенаправленность андрагогической подготовки в вузе будущих библиотечно-информационных работников возможны за счет реализации вариативного компонента. Что, в свою очередь, предполагает разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки». Структура спецкурса определяется междисциплинарными связями, предполагает интеграцию общекультурной, профессиональной, психолого-педагогической и специальной (андрагогической) подготовки.

Успешная реализация процесса формирования андрагогической готовности определяется не только содержанием. Организационно-деятельностный блок модели включает комплекс форм, технологий, методов и средств обучения, направленных на достижение поставленной цели. В модель были включены следующие формы обучения: 1) традиционные: лекции, семинар, практические занятия, консультации, экскурсии и др.; 2) имитирующие деятельность (конкурсы и др.); 3) формы учебно-профессиональной деятельности (производственная практика, курсовые и дипломные работы, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская деятельность, конференции, творческие лаборатории).

Для решения поставленных задач были отобраны инновационные технологии обучения: технологии контекстного обучения, технологии организации проектной деятельности, технологии проблемного обучения, технологии игровой деятельности и др., способные сформировать андрагогическую готовность, стимулировать развитие личности студента, его деятельность, творчество, поведение [5].

Результат, ожидаемый от андрагогической подготовки в вузе будущих библиотечно-информационных работников, - повышение уровня их готовности к работе со взрослыми пользователями библиотеки. Данный результат может быть также представлен в виде компонентов и уровней их сформированности. Нами были выделены - когнитивный, деятельностный, личностный компоненты и три уровня андрагогической готовности библиотечно-информационных работников: базовый, продвинутый, высокий. Для оценки степени сформированности компонентов определены критерии и показатели, диагностический инструментарий. Это составляет содержание результативно-оценочного блока нашей модели.

Основополагающей идеей при моделировании формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников стала разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность реализации процесса, привести его в соответствие с требованиями современного общества и профессиональной подготовки в вузе, что обусловливается определенными педагогическими условиями:  

- систематизация и конкретизация андрагогического аспекта в содержании высшего библиотечно-информационного образования;

- реализация междисциплинарного подхода к подготовке в вузе работников библиотечно-информационной сферы к работе со взрослыми пользователями;

- использование в образовательном процессе интерактивных технологий и методов обучения, имитирующих ситуации профессиональной деятельности, способных формировать андрагогическую готовность;

- разработка и внедрение спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки».

Данные условия были апробированы при внедрении в образовательный процесс вуза модели формирования андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников, что дало положительные результаты в виде повышения уровня сформированности данной готовности.

Заключение. Таким образом, разработка модели процесса формирования андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в вузе позволила не только наглядно, четко и комплексно представить сущность и механизмы этого процесса, определить его структуру и содержание, выявить взаимосвязи между компонентами модели, как некой целостной и динамичной системы, но и заложила основы эффективной опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме, обеспечила получение результатов, подтверждающих ее эффективность.

Рецензенты:

Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Федорова С.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.