Значительное количество публикаций отечественных авторов демонстрирует широкое использование симуляционных технологий в медицинском образовании. Растет число клиник и учреждений медицинского профессионального образования, имеющих симуляционное оборудование и реализующих образовательную программу, основанную на симуляции.
Симуляционные технологии (СТ) являются одной из самых выдающихся инноваций в медицинском образовании за последние 15 лет [4]. Сегодня в экономически развитых странах симуляционное образование (СО) является ключевым элементом профессионального образования в здравоохранении и основой безопасности пациента[1,3]. За последние 7 лет рост использования только компьютерной симуляции в учреждениях медицинского профессионального образования составил 19%[5]. Симуляционные технологии используют на всех уровнях медицинского образования: доклинический этап, субординатура, резидентура, специализация [2,7]. То есть СО является частью образовательного процесса у студентов медшкол, интернов, ординаторов, аспирантов и врачей. Также СТ применяют при обучении других медицинских и немедицинских специалистов, работающих в сфере здравоохранения.
Активное использование СТ на всех этапах образования медицинских и немедицинских кадров, в мультидисциплинарных тренингах и в сфере формирования профессионального взаимодействия, растущий интерес к СТ при проведении оценки, совершенствовании качества, выполнении исследовательских работ делают актуальным вопросы функционирования, оснащения и финансирования подразделений СО.
Анализ опубликованных сведений о деятельности подразделений СО [6] показывает, что в большинстве медицинских школ (77%) и клиник (55%)функционируют централизованные подразделения СО, т.е. СО в основном (кроме СО в реальных условиях) проводится в специально оборудованном и отведенном под подразделение СО помещении. Значительно реже встречаются медшколы и клиники, где подразделения СО являются децентрализованными, передвижными, или одновременно функционируют разные типы подразделений СО. Отдельного внимания заслуживает деятельность подразделений СО в «реальных условиях», т.е. в местах предоставления медицинской помощи. Медшколы и клиники активно ведут СО одновременно в разных типах «реальных условий», таких как поликлиника, стационар, бригады помощи экстренной и неотложной помощи, на улицах (рис.1).
Рисунок 1. Типы «реальных условий» СО
Как видно, клиники ведут СО в реальных условиях более активно, чем медшколы. Отчасти это объясняет разницу в аудиторных часах, на 1 обучающего в медшколеприходится 1 746,74 аудиторных часов в год, в клинике – 798,19. Среднее число обучающихся СО за 12 месячный период практически одинаково в медшколах и клиниках, 1 504,26 и 1 509,39, соответственно. При этом в клинике больше среднее число уникальных сессий (123,88) и общее количество сессий в год (821,94), чем в медшколах (119,62 и 704,16).Сессией считается изолированное, состоящее из нескольких не смежных частей, включенное в расписание учебное время. Например, курс может включать три отдельные сессии СО в течение 6 недель.
У 84 % подразделений СО медшкол и 90% подразделений СО клиник производственная база (оснащение и помещения) являются собственностью самих подразделений СО,8%подразделений СО медшколарендуют оснащение и помещения, у 8% подразделений СО медшкол и у 10% подразделений СО клиник – часть оснащения принадлежит подразделениям, а часть сторонним организациям, в т.ч. государственной образовательной системе, университету,в ряде случаев оборудование принадлежит подразделению СО, но помещение арендуется.
Структура подразделений СО медшкол и клиник однотипна, но количество и площадь помещений подразделений СО в медшколах значительно превосходит таковые в клиниках (табл. 1).
Таблица 1
Помещения подразделений СО
Предназначение помещений |
Медшколы |
Клиники |
||
Среднее количество комнат |
Средняя S, м2 |
Среднее количество комнат |
Средняя S, м2 |
|
Разбора |
2,69 |
774,78 |
1,83 |
542,58 |
Тренинга/сценариев |
4,16 |
15240, |
2,66 |
1,294.68 |
Экзаменационная/стандартизированный пациент |
12,76 |
1737,0 |
6,20 |
962,57 |
Тренажер селективных задач/процедур |
2,29 |
963,48 |
1,59 |
826,94 |
Административные |
4,72 |
731,67 |
2,89 |
424 |
Смотровая |
2,6 |
543,69 |
1,67 |
777,29 |
Диспетчерская |
2,42 |
403,95 |
1,57 |
278,44 |
Конференции комната/учебная |
2,54 |
1067,58 |
2,10 |
2,936.32 |
Кладовая/хранения оборудования |
5,78 |
573,5 |
2,28 |
520,43 |
Смешанного использования |
2,39 |
917,28 |
2,27 |
1,464.62 |
Всего |
33,06 |
6401,04 |
13,75 |
4973,00 |
Вмедшколахбольше помещений для работы со стандартизированным пациентоми экзаменационных, чем в клиниках. Напротив, в клиниках преобладают помещения смешанного использования. Это связано с ориентацией медшкол на оценку клинических навыков, а клиник – на командные тренинги при мультидисциплинарной подготовке.
Включение СТ в образовательный процесс потенциально влечет за собой значительные финансовые затраты. Перед организациями встает проблема поиска инвестиций для покупки, аренды, обслуживания, замены оборудования/аппаратуры/расходных материалов, а также инвестиций в персонал. Согласно финансовым отчетам подразделений СО их финансирование в основном осуществляют организации, в структуре которых СО подразделение создано. То есть подразделения СО медшкол финансируют медшколы, клиник – клиники. Существуют и иные дополнительные источники финансирования подразделений СО. Большинство подразделений СО поддерживают свою деятельность за счет грантов и вложений различных фондов, а также проведения индивидуальных и групповых курсов(табл. 2). Зачастую медшкола и клиника используют несколько вариантов финансирования подразделения СО.
Таблица 2
Финансирование подразделений СО
Источники |
Медшколы |
Клиники |
Медшкола |
87% |
22% |
Сестринская школа |
22% |
9% |
Клиника |
32% |
51% |
Университет |
17% |
3% |
Правительство штата |
11% |
3% |
Правительство страны |
3% |
6% |
Гранты/фонды |
40% |
25% |
Благотворительность |
26% |
16% |
Самостоятельное коммерческое подразделение |
6% |
1% |
Индивидуальные и групповые курсы/услуги |
33% |
17% |
Совместно мед школы, сестринские школы |
21% |
|
Большинство клиник имеют годовой бюджет не более 250 тыс. долларов США, тогда как около 60 %медшкол – свыше 500 тыс. долларов США (рис. 2).
Рисунок 2. Годовой бюджет подразделений СО медшкол и клиник
В состав расходов подразделения СО входят выплаты преподавательскому составу, почасовикам, оплата за помещение и эксплуатацию оборудования, административные расходы. В ряде случаев административные расходы,выплаты почасовикам, а также оплата штатного персонала финансируются полностью или частично за счет внешних источников.
Структура штатного состава подразделений СО медшкол и клиник совпадает, носредний показатель общего числа штатного персонала подразделений СО чуть выше в клиниках(табл. 3).
Таблица 3
Финансирование штатного персонала подразделения СО
Должности |
Медшколы |
Клиники |
||||
Ср. шт. ед. |
Шт. ед. бюджет |
Шт. ед. вне бюджета |
Ср. шт. ед. |
Шт. ед. бюджет |
Шт. ед. вне бюджета |
|
Администратор |
1,43 |
1,2 |
0,94 |
1,1 |
0,84 |
1,37 |
Директор курса |
3,08 |
1,3 |
6,1 |
8,6 |
1,06 |
4,9 |
Составитель учебного плана |
6,59 |
1,8 |
3,06 |
3 |
0,75 |
0,5 |
Руководитель программы |
1,36 |
8 |
6,87 |
1,18 |
0,76 |
0,53 |
Преподаватель |
2,11 |
1,25 |
1,44 |
7,47 |
1,3 |
7,5 |
Инструктор/Тренер/Аниматор |
7,95 |
2,42 |
5,01 |
8,38 |
1,56 |
1,65 |
Директор-распорядитель |
1,2 |
1,08 |
1 |
1,03 |
0,93 |
1,88 |
Исследователь/ Статист/Психометрист |
2,77 |
1,34 |
3,72 |
2 |
1,3 |
1,04 |
Техник Сим/Специалист/ ИТ |
1,82 |
1,52 |
1,1 |
1,75 |
1,5 |
0,65 |
Тренер по стандартизированным пациентам |
1,9 |
1,6 |
1,39 |
1,36 |
1,16 |
0,78 |
ВСЕГО |
12,79 |
4,94 |
7,18 |
14,98 |
3,58 |
6,38 |
Специфика СО в медшколах и клиниках обуславливает различное число штатных единиц одного типа должностей. Так, в медшколахвыше число составителей учебного плана, в клиниках – преподавателей и директоров курса.
При организации подразделений СО особо остро стоят вопросы контроля за их деятельностью. В медшколах контроль за деятельностью подразделений СО в основном осуществляют самостоятельно медшколы, а в клиниках – специальное подразделение больницы (табл. 4). Нередко контроль деятельности подразделений СО проводится при кооперации нескольких организаций, независимых друг от друга и от подразделений СО.
Таблица 4
Контроль деятельности подразделений СО
Организации |
Мед школы |
Клиники |
Мед школа |
81% |
22% |
Центр исследований в здравоохранении |
16% |
8% |
Подразделение больницы |
19% |
67% |
Университет |
19% |
5% |
Школа мед сестер |
9% |
8% |
Независимый Сим центр |
- |
6% |
Иное* |
11% |
25% |
* колледжи не для медсестер, структуры государственной образовательной системы, библиотека.
Опыт организации деятельности подразделений СО за рубежом позволит максимально эффективно интегрировать его в образовательный процесс учреждений профессионального медицинского образования и работу медицинских организаций Российской Федерации.
Рецензенты:Коновалов О.Е., д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН, г. Москва.
Медведева О.В., д.м.н., доцент, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом сестринского дела и организации здравоохранения ФДПО ГБОУ Ряз ГМУ Минздрава России, г. Рязань.