Агропромышленный комплекс (АПК) является одним из наиболее значимых секторов экономики, влияющим на устойчивое развитие страны, продовольственную безопасность и уровень жизни населения. В АПК входят десятки отраслей, а его функционирование обеспечивает получение около 30 % национального дохода страны. Ядром АПК является сельское хозяйство, ведущееся в различных почвенно-климатических зонах и в условиях различных форм собственности.
Уровень жизни в любой стране определяется в первую очередь высокой производительностью труда, напрямую зависящей от квалификации рабочей силы, применяемой техники и технологий. Сегодня назрела острая необходимость в скорейшем реформировании аграрного производства. Анализ текущего состояния проводимых преобразований свидетельствует о том, что недостаточная эффективность хозяйствующих в АПК субъектов связана не только с неблагоприятными макро- и микроэкономическими условиями, спецификой, вызывающей определенные трудности этого производства, но и недостаточной подготовкой персонала [1]. Модернизация экономики страны, эффективное решение задач по реализации стратегии социально-экономического развития до 2030 года требуют специалистов качественно нового типа: профессионально-компетентных, коммуникабельных, мобильных, конкурентоспособных, готовых к профессиональному росту и принятию решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях.
Повышение внимания к проблемам качественной подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании определяется объективной потребностью современного производства, в том числе и аграрного. Одной из важнейших проблем сегодняшнего времени является несоответствие между уровнем развития современной инновационной экономики и подготовкой квалифицированных специалистов. С формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Сегодня работодателям нужна не только квалификация сотрудников, которая с их точки зрения ассоциируется с умением осуществлять те или иные производственные операции, а компетентность, рассматриваемая как синтез навыков, присущих специалисту, где сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в команде, инициативность и т.д. В связи с чем к качеству подготовки специалистов среднего звена - выпускникам среднего профессионального образования - были выдвинуты принципиально новые требования, так как именно эти специалисты призваны обеспечивать внедрение в производственный процесс динамично развивающихся технологий, изменять технологическую культуру производства [1].
В нормативных документах Российской Федерации профессиональная компетентность определяется как качество или свойство специалиста, обеспечивающее физическое, психическое и духовное соответствие требованиям определенной профессии (специальности, специализации, квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности), которая предполагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обязанностей и выступает интегральной характеристикой, позволяющей судить об уровне подготовленности специалиста и его способности выполнять должностные функции, успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, осуществлять продуктивную профессиональную деятельность и актуализировать свои личностные ресурсы [2].
Не вызывает сомнения тот факт, что профессиональная компетентность во многом определяется спецификой профессиональной деятельности и условиями ее реализации. Для того чтобы выпускники средних профессиональных образовательных учреждений могли достойно демонстрировать свою профессиональную компетентность по соответствующей специальности (профессии), в процессе обучения у них должны быть сформированы соответствующие общие, профессиональныеи дополнительные (специальные) компетенции, отражающие специфику их будущей деятельности, обеспечивающие конкурентоспособность выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования [5]. Определение общих и профессиональных компетенций обучающегося по выбранной специальности (профессии) не вызывает трудностей, поскольку они прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах, в то время как определение дополнительных компетенций, знаний и умений, обеспечивающих учет региональной специфики, и реализуемых вариативной частью учебного плана - творческая задача, решаемая в каждом образовательном учреждении по-своему. Однако, как показывает практика, не всегда эти требования образовательное учреждение может чётко определить исходя из своего опыта подготовки специалистов. По нашему мнению, этот процесс должен учитывать в первую очередь требования потенциальных работодателей, профессиональных стандартов, передовой производственной практики и условий реализации профессиональной деятельности.
Изучение вопроса текущего состояния агропромышленного комплекса показало, что сегодня в результате реформирования производства на селе присутствуют такие негативные моменты, как безработица и неполная занятость населения. В данной ситуации во многих регионах страны активно реализуется идея организации индивидуальных и фермерских хозяйств на семейной основе. Однако данное направление в аграрном производстве во многих случаях не стало для незанятых жителей села привлекательной сферой приложения сил. Основными причинами являются: недостаточная профессиональная подготовка работников, ведение производства старыми методами, технологическая неграмотность, невозможность получить своевременную консультацию специалиста и т.д. Ученые, занимающиеся данной проблемой, считают, что сегодня, в условиях рыночных отношений, перед организаторами фермерских хозяйств стоит выбор - либо идти по пути существенного сокращения и ликвидации нерентабельного производства, либо искать идеи и технологии оптимизации всех фаз производственного цикла [1, 3].
При осуществлении первичного аграрного производственного процесса (независимо от его специфики) организатору приходится решать ряд типичных проблем (задач), связанных не только с реализуемой производственной технологией, но и принятием и выполнением управленческих решений, формированием работоспособной рабочей группы, поддержанием оптимальных межличностных взаимоотношений с работающими рядом людьми; учетом экономических показателей и результатов выполняемых работ; вопросами реализации продукции; правовыми вопросами и т.д. Для выполнения данных задач в процессе профессионального обучения у молодых специалистов должны формироваться качества личности, присущие главе крестьянско-фермерского хозяйства. Мы считаем, что основу этого качества составляют:
- умение в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) принимать новаторские решения;
- умение достигать цель, связанную с реализацией финансовой стабильности хозяйства, на основе генерации идей и превращения их в новые технологии;
- понимание сути инноваций и инновационной деятельности, знание и умение их оперативной оценки;
- понимание сути рисков в аграрном производстве, умение управлять ими;
- готовность к принятию на себя ответственности за принятые решения.
Для успешного функционирования в данной профессиональной сфере выпускник аграрного колледжа должен обладать соответствующими не только профессиональными (указанными в ФГОС), но и дополнительными (специальными) компетенциями, в частности - предпринимательской компетенцией, овладение которой позволит будущему организатору своевременно и правильно определять потребности рынка в определенном типе товара, возможном объеме его производства, способе сбыта; определение оптимальных потребностей в сырье, материалах; оптимально организовывать производства, минимизировать издержки, максимизировать прибыль и т.д. Таким образом, формирование предпринимательской компетенции выпускника аграрного колледжа является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки.
Для формирования профессиональных компетенций выпускников Междуреченского аграрного колледжа в учебный план подготовки студентов введена учебная дисциплина «Основы организации индивидуального фермерского хозяйства». Дисциплина является частью всех основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в колледже, относится к вариативной части общепрофессионального цикла. Всего на изучение данной дисциплины отводится 112 аудиторных часов, внеаудиторная деятельность составляет 58 часов.
В рамках исследования нами была разработана модель формирования профессиональных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе изучения дисциплины «Основы организации индивидуального фермерского хозяйства» на основе методологических подходов, предложенных Е.П. Сулаевой. Модель состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного[4]. Методологической основой модели являются:
- ориентация обучения на принципы непрерывности, многоуровневости, гуманизации, технологизации, научности и творчества;
- направленность процесса обучения студентов на формирование профессиональных умений будущего специалиста, способного к активной творческой деятельности, осознающего себя субъектом профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях;
- единство и взаимосвязь теоретической, практической, производственной и предпринимательской подготовки.
Разработка модели формирования профессиональных компетенций в процессе обучения основам организации индивидуального фермерского хозяйства потребовала определенных изменений в конструировании учебного процесса: определения содержательных единиц и уровней усвоения учебного материала; отбора соответствующих форм, методов и средств обучения; разработки системы оценочно-диагностических средств результатов обучения и сформированности профессиональных компетенций; системы коррекционных материалов; определения характера учебного взаимодействия субъектов учебной деятельности. Рассмотрим некоторые компоненты выстроенной модели.
Целевой компонент: в ходе построения модели нами была выстроена уровневая система целей формирования профессиональных компетенций:
1) репродуктивный уровень - определяется умением организовывать профессиональную деятельность и принимать решения в стандартных ситуациях;
2) базовый уровень - определяется умением организовывать профессиональную деятельность и принимать решения в нестандартных ситуациях, умение принимать обоснованные решения и просчитывать риски при переходе на новые технологии;
3) творческий уровень - определяется умением организовывать профессиональную деятельность в условиях инновационной экономики, генерировать идеи и воплощать их в инновационных технологиях, уметь управлять рисками.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять уход за сельскохозяйственными животными, организовывать деятельность по производству, хранению и переработке продукции животноводства в хозяйства;
- выращивать сельскохозяйственные культуры в поле, открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями, организовывать деятельность по производству, хранению и переработке продукции растениеводства в хозяйстве;
- вести оперативный учет имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в хозяйстве;
- перспективно планировать хозяйственную, производственную деятельность, просчитывать риски, принимать обоснованные решения.
- агротехнические особенности возделывания и хранения основных видов и сортов сельскохозяйственных культур, структуру технологического цикла получения 2-3-х видов наиболее распространённой растениеводческой продукции региона;
- биологические и хозяйственные особенности выращивания и содержания основных видов сельскохозяйственных животных региона, структуру технологического цикла получения животноводческой продукции;
- специфику организации фермерского хозяйства в природно-климатических условиях региона, основные законодательные и нормативные документы для организации и деятельности индивидуального фермерского хозяйства.
Содержательный компонент: данная дисциплина имеет следующие сущностные характеристики:
- модульный характер и иерархическую структуру построения содержания обучения;
- представляет собой совокупность учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности обучающихся;
- имеет общую и дифференцированную части содержания.
Процессуальный компонент: проведенный анализ используемых методик преподавания учебных дисциплин в системе среднего профессионального образования позволил сформулировать педагогические условия, способствующие эффективному проектированию процесса формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях «Основы организации и функционирования индивидуального фермерского хозяйства»:
1) дидактические: создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач; осуществление связи новых видов деятельности с личным опытом студента; установление межпредметных связей; осуществление непрерывного контроля за уровнем сформированности профессиональных компетенций студентов, учета и оценки результатов их деятельности; использование интерактивных методов обучения; корректировка содержания учебной дисциплины, исходя из профиля подготовки студента, увеличение практической направленности; разработка образовательных модулей на основе компетентностного подхода;
2) организационно-педагогические: адаптация и внедрения педагогических и информационных технологий обучения на основе компетентностного подхода (модульного, проектного, проблемного, элементов дистанционного обучения); организация индивидуального и дифференцированного подхода к работе со студентами; организация регулярной самостоятельной работы студента;
3) психолого-педагогические: мотивация учебной и производственной деятельности студентов; оптимальное сочетание теоретической и практической деятельности; организация мыслительной деятельности по переносу знаний и умений, сформированных ранее, на новые объекты изучения; целенаправленное формирование профессионального мышления и самосознания студента.
К методам и технологиям, позволяющим эффективно формировать профессиональные компетенции студентов, мы относим:
- теоретико-прогностические методы (метод переноса знаний, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод,позволяющие рассматривать и обсуждать конкретные производственные ситуации);
- практико-ориентированные методы (тренинги, практикумы, деловые, ролевые и имитационные игры, выполнение задания на учебно-производственном участке и др.);
- педагогические и ИКТ-технологии (модульно-рейтинговая технология, элементы смешанного обучения).
Для активизации познавательной деятельности студентов и достижения высокого уровня сформированности профессиональных компетенций на учебных занятиях применяются как традиционные средства обучения (печатные, демонстрационные), так и современные электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, слайды, презентации и т.п.), высокоэффективные технические средства обучения (персональные компьютеры, проекторы, интерактивные доски и др.).
Оценочно-результативный компонент: для проведения диагностики и корректировки нами была разработана система показателей уровней сформированности профессиональных компетенций, разработаны критерии оценки эффективности учебной деятельности студентом и их самооценки.
В соответствии с разработанной моделью был выстроен учебно-методический комплекс дисциплины. Приведем пример структурирования модуля «Растениеводство» в соответствии с выстроенной моделью:
Целевой компонент: Формирование профессиональных компетенций обучающихся в области организации и ведения индивидуального фермерского хозяйства по выращиванию, хранению и переработке продуктов растениеводства.
Содержательный компонент: Почва, технология обработки почвы, размещение культур; Питательные элементы и удобрения; Технология возделывания и хранения зерна, зернобобовых и кормовых культур, районированные сорта; Технология выращивания районированных сортов картофеля и овощей в открытом и закрытом грунте; Технология выращивания и хранения районированных сортов плодовых и ягод культур; Технологии переработки продуктов растениеводства; Сезонное планирование работ в поле, саду, огороде, плодовом питомнике, тепличном хозяйстве.
Процессуальный компонент:
Формы: проблемные лекции, семинары, экскурсия, тренинг, практикум и т.д.
Методы (см. модель): практико-ориентированные, теоретико-прогностические.
Средства: наглядные пособия, презентации, ЦОР (электронное методическое пособие).
Оценочно-результативный компонент: рейтинг, оценочный лист, тесты.
Кроме того, мы считаем, что большую роль в формировании профессиональных компетенций отводится внеаудиторной и внеклассной деятельности. В ходе исследования нами были отобраны следующие формы внеклассной деятельности студентов:
- Коллективные: декада предпринимательства, турнир молодых фермеров, конкурсы мастерства; предметная олимпиада; выставка студенческих бизнес-проектов;
- Групповые: участие в студенческом научном обществе «Открытие»; деловые и имитационные игры производственного характера; профи-клуб; встречи с руководителями и главами крестьянско-фермерских хозяйств; «Круглый стол» - дискуссии по экономическим и правовым вопросам; экскурсии в хозяйства;
- Индивидуальные: консультации студентов; защита творческих проектов; разработка и защита бизнес-проектов, бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований рынка сельхозпродукции; участие в научно-практических конференциях, грантовой деятельности.
Разработанный учебно-методический комплекс и выделенные формы внеаудиторной и внеклассной работы обучающихся были частично апробированы в 2012-2013 годах. В эксперименте участвовали 50 студентов Междуреченского аграрного колледжа. По результатам исследования был проведен опрос студентов. Обработка полученных результатов показала, что наиболее значительными для их будущей профессиональной деятельности они считают разработку и защиту бизнес-проектов, участие в деловых и имитационных играх и практические занятия. Кроме того, у студентов более активно стал проявляться интерес к сфере будущей профессиональной деятельности. В данный момент идет продолжение экспериментальной деятельности. Отбираются и адаптируются методики и критерии оценки сформированности профессиональных компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Основы организации и функционирования индивидуального фермерского хозяйства».
Рецензенты:Колычева З.И., д.п.н., профессор ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.
Яркова Т.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и социального образования ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.