Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CURRENT SITUATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE SYSTEM OFHIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Mikhalchi E.V. 1
1 Federal state funded educational institution of higher education "Sholokhov Moscow State University for Humanities"
This article analyzes the current condition of inclusive education in the system of higher education in Russia. For this were considered legal,financial,methodological, pedagogical aspects of higher education, scientific publications studied Russian and foreign authors and statistics. The study found that the conditions for the implementation of inclusive education has not sufficiently developed and observed association of general and special education for the transition to inclusion. Currently, the most fully functioning legal framework for inclusive education, created space, physical and technical conditions, but the conditions of educational-methodical and teaching personnel are not prepared to meet the special educational needs of students with disabilities. The article presents the findings that characterize the current state of the main aspects of the implementation of inclusive education, sequential development of these complex aspects necessary for an inclusive education.
distance education.
higher education
students with disabilities
inclusive education

Введение

Инклюзивное образование развивается на основе традиционной и специальной систем образования, объединяя их для потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как показывают статистические данные, в настоящее время в высших учебных заведениях РФ обучаются около 4% студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью[7]. Это означает, что большинствомолодых людей с психофизическими отклонениями не охвачены высшим образованием, и для их привлечения нужно создавать специальные условии.В Российской Федерации доступ к высшему образованию имеет ограниченное число инвалидов, в основном с сенсорными и двигательными нарушениями. Для характеристики развития инклюзивного образования в системе высшего образования необходимо исследовать нормативно-правовые, системные, педагогические аспекты общего и специального образования.

Цельюработы является определение современного состояния инклюзивного образования в системе высшего образования в Российской Федерации, анализ развития факторов инклюзии и степени ее внедрения.

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»[8].Оно вводится в учебных заведениях Российской Федерации для создания условий получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

В законе определено, что для организации инклюзивного образования в ВУЗах необходимо создать специальные условия, под которыми понимаются «использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в зданияорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».Стоит отметить, что в высших учебных заведениях велика дифференциация направлений подготовки, условий, научной и материальной базы, что создает препятствия развитию инклюзивного образования.

В крупных городах общеобразовательные и высшие заведения осуществляют более быстрый переход к совместной системе обучения детей, что обусловлено финансированием и развитием материально-технических ресурсов.Положение об инклюзивном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья прописанов законе № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г.[2]. В нем инклюзивное образование рассматривается как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». Учитывая это положение закона, учебные заведения начали внедрение инклюзивного образования,и появилась необходимость разработки изменений в системевысшего образования.

Важным этапомсодействия развитию образования лиц с ОВЗ стала ратификации в России Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 г. Государства-участники выступают за обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, что записано в статье 24 Конвенции ООН.

Определим инклюзивное образование в системе высшего образования как процесс совместного обучения, развития и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и учащихся без ограничений. Оно подразумевает изменение образовательных условий в учреждениях и ориентированность под нужды каждого студента.Многие студенты с ограниченными возможностями здоровья не могут осваивать учебную программу ВУЗов в установленные сроки и в необходимом объеме.  Им требуется программа, составленная с учетом их особенностей и возможностей. Адаптированная учебная программа и индивидуальные учебные планы являются важными условиями успешного получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Необходимость этого записана в законе «Об образовании» и внедряется в высших учебных заведениях, что способствует переходу к инклюзивному образованию и дает возможность обучаться студентам с разными  потребностями за счет увеличения сроков обучения и снижения учебной нагрузки. Такие формы обучения, как дистанционное образование, экстернат, отвечают этим требованиям и являются эффективными для студентов-инвалидов. Они включают возможность обучения по индивидуально-адаптированной программе, установке увеличенных сроков получения образования, не предусматривают единого учебного графика и не требуют создания физических условий для перемещения студентов.

Лица с ограниченными возможностями вынуждены прилагать усилия для передвижения по различным учреждениям и для преодоления пути к ним. Для устранения этих препятствий в 2010-2012гг. была запущена программа «Доступная среда», способствующая изменению пространственных и физических условий с учетом потребностей этих лиц. Практически во всех учебных заведениях появились пандусы и лифты для студентов на инвалидных колясках, указывающие надписи дублируются на языке Брайля, созданы необходимые гигиенические условиях.

На современном этапе стоит отметить, что действие программы «Доступная среда» повлияло на обеспечение доступности и комфорта для лиц с ОВЗ и инвалидностью, способствовало привлечению студентов с нарушениями физическогоразвития в учебные заведения и их обучению наравне со всеми. В реализации этой программы выявлены следующие недостатки: многие ВУЗы создали подходящие условия только в одном из своих корпусов, часто в главном здании, притом, что инвалиды вынуждены посещать учебные занятия в разных корпусах; некоторые учебные заведения до сих пор не приспособили условия и не организовали учебных процесс.  Также часто затруднен доступ в учреждениях, куда учащиеся могут обращаться в ходе научно-исследовательской работы. Это могут быть научные библиотеки, научно-исследовательские институты, архивы, музеи.

Для обучения студентов с особыми образовательными потребностями высшим учебным заведениям необходимо иметь соответствующее техническое оснащение. В современных условиях образовательный процесс в учебных заведениях проводится с использованием визуальных, аудио и информационно-коммуникативных технических средств, из которых чаще всего используются диапроекторы, фотокамеры, магнитофоны, проигрыватели, музыкальные центры, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные проекторы и компьютеры с различным прикладным программным обеспечением. Технические средства образования являются источником информации, повышают степень наглядности, наиболее полно отвечают учебным запросам обучающихся, делают доступным материал для всех категорий студентов. Для работы с методической и учебной литературой важна организация доступной сети электронных ресурсов, создание электронной библиотеки, работа на компьютере с учебными книгами позволяет воспринимать и обрабатывать материал, изучать большой объем необходимой информации. Одновременно с использованием данных технических средств ВУЗы внедряют в специальные приборы для создания условий по обучению лиц с различными видами физических отклонений.

В высших учебных заведениях Российской Федерации реализуется использование специальных средств обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, и создаются новые формы организации учебного процесса с применением новых разработок и технического фонда средств реабилитации. Важным фактором обучения слабовидящих студентов является выпуск учебных и методических пособий с увеличенным размером шрифта и на языке Брайля. Также в ВУЗах необходимо представление учебных материалов на лекциях и семинарах в виде мультимедийных презентаций, что позволяет конспектировать их всем студентам, включая учащихся с отклонениями по слуху, для которых восприятиевербальной информации только на слух затруднен, и иностранных обучающихся.Ориентированность высших учебных заведений на выпуск и размещение учебников и пособий для лиц с особыми потребностями является важным фактором создания совместной образовательной среды и доступности образования.

Опыт ведущих учебных заведений изучается и внедряется в других ВУЗах страны, что является условием становления инклюзивного образования и включения студентов с отклонениями здоровья в общую учебную среду. На современном этапе происходит подстроение условий и среды под нужды и особенности каждого студента.

Возможности приобретения и применения технических средств для инвалидов и разработки новых аппаратов препятствует недостаточное финансирование инклюзивного образования в ВУЗах.

Без постоянного финансирования развитие инклюзии невозможно, однако принцип государственной политики в области образования лиц с инвалидностью «деньги следуют за учеником» или нормативно-подушевое финансирование в настоящее время не реализуется систематически.

Исследователь механизмов управления инклюзивным образованием Кондратьева С.И. дает следующую классификацию основных источников финансирования внедрения инклюзивного образования в ВУЗах[3]:

I. Средства регионального и муниципального бюджетов. В российских образовательных учреждениях бюджетные средства для финансирования возможно привлечь через следующие механизмы:

  • создание так называемой экспериментальной площадки, позволяющей образовательным учреждениям вводить дополнительные штатные единицы специалистов и доплачивать педагогическим работникам и администраторам, вовлеченным в эксперимент;
  • финансирование по одной из существующих целевых программ муниципального, регионального или федерального статуса (например, адресованной детям или инвалидам);
  • целевое, как правило, разовое финансирование сверх обычной сметы образовательных учреждений отдельных мероприятий инклюзивного образования.

II. Внебюджетные ресурсы, которые включают:

  • средства грантов, полученных на инклюзивное образование партнерами вуза из общественных организаций, самими вузами или органами управления образованием;
  • благотворительные взносы спонсоров, меценатов. Эта помощь оказывается как в денежной форме, так и в натуральной - ввиде оборудования и материалов, оплаченных за счет средств гранта: труда тренеров, экспертов, консультантов и общественников.

Внебюджетные ресурсы  -это один из главных источников, за счет которого создаются безбарьерная среда, проводится переподготовка педагогических работников и управленцев.

Преподаватели и сотрудники высших учебных заведений должны оказывать поддержку и помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе. Однако в настоящий период преподаватели не имеют полностью сформированных компетенций для работы с учащимися, имеющими физические отклонения в развитии. Для подготовки ППС разрабатываются курсы по навыкам работы со студентами данной категории, но в настоящий период такая переподготовка не проводится. Как отмечено в межвузовском исследовании «Студенты-инвалиды в российских вузах», проводившемся в декабре 2010 г. Российским союзом ректоров: «Подавляющее число вузов отметили отношение профессорско-преподавательского коллектива как полностью лояльное и дружественное. Лишь в 3% вузов, предоставивших данные, их представители указали на настороженное». В настоящее время обучение в группе студента с инвалидностью является частным случаем и преподавателю приходится подстраиваться под образовательные потребности учащегося данной категории. При внедрении переподготовки профессорско-преподавательского состава для работы с учащимися, имеющими физические отклонения, преподаватели смогут квалифицировано оказать образовательную поддержку, объяснить учебный материал и установить контакт со студентом.

На современном этапе внедрения инклюзивного образования важно учесть психологические особенности студентов с инвалидностью и барьеры, возникающие при совместном обучении. При поступлении лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ВУЗ очень важен процесс адаптации. Адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью к условиям ВУЗа может проводиться в разных формах: включение их в культурные программы, экскурсии, создание клубов для общения студентов с инвалидностью, но эти мероприятия не получили распространения, отчасти в связи с небольшим контингентом студентов-инвалидов, отчасти от того, что они диссимулируют, то есть не хотят выделяться и предпочитают по мере возможностей сохранять информацию о своем состоянии здоровьяскрытой.При поступлении студент с инвалидностью должен самостоятельно привыкнуть к новым условиям, нагрузке, коллективу, преподавателям, в ВУЗах нет такой опеки и внимания к учащимся. Стоит заключить, что в настоящее время специальные условия для адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗах не созданы, они вынуждены сами преодолевать барьеры и привыкать к образовательной среде. Также не получила широкого развития просветительская работа с учащимися по вопросам совместного обучения и оказания поддержки однокурсникам с особыми потребностями; социальная реклама инклюзивного образования помогает проиллюстрировать его основные принципы, но она не оказывает сильного влияния на общественное отношение.

В современных условиях системы высшего образования, как отмечает исследователь инклюзивного образования Воеводина Е.В.[1]: «официально закрепленный статус инвалида в условиях вуза дает право на использование льготы при зачислении на бюджетные места, выплату социальных стипендий, поддержку со стороны структур вуза, причем в этом случае учитываются специфические потребности данной категории». Однако создание этих условий не способствует значительному привлечению лиц с ОВЗ и инвалидностью, отсутствие в большинстве ВУЗов специальных физических и образовательных условий, методических пособий и подготовленных кадров, владеющих основами специальной психологии и коррекционной педагогики, являются барьером инклюзивного образования. Часто в ВУЗах единственным отделом по работе со студентами, имеющими инвалидность или какое-либо отклонение в здоровье, является профсоюзный комитет. Там могут помочь оформить социальную стипендию или дотацию, предоставляют необходимую вещевую и другую помощь, ведут учет студентов по разным категориям и группам инвалидности, а также учет других социально-незащищенных групп учащихся. Данные о студентах с ОВЗ и инвалидностью в отчетностях ВУЗов не представлены полно, что препятствует разработке условий для их обучения и учету потребностей, а также препятствует научным исследованиям образования инвалидов.

Получив высшее образование, большинство лиц с инвалидностью сталкиваются с проблемой трудоустройства по своей специальности. Как представлено в исследовании Российского союза ректоров: «Значительная часть вузовских программ содержит в качестве перспективных планов соединение образовательной и профессиональной ориентации детей-инвалидов, которая предполагает, наряду с обучением, их профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству».

Другая точка зрения на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья более соответствует российской действительности, в частности, как отмечает Кучмаева О.В. [4]: «Зачастую даже окончивший какое-либо образовательное учреждение молодой человек (прежде всего, со сложным дефектом, умственной отсталостью или очень серьезными сенсорными нарушениями) лишен возможности дальнейшего обучения и, что самое важное, трудоустройства».Несовершенство законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью, приоритеты рыночной экономики и работодателей  препятствуют устройству на работу, что сказывается на возможности иметь хороший доход, строить семейную жизнь.

Проведя анализ современного положения инклюзивного образования в системе высшего образования в Российской Федерации, можно заключить, что не все условия разработаны и наблюдается переход к включенному образованию. В настоящее время сложно заключить, насколько длительным будет процесс перехода системы высшего образования, включающей специальные образовательные учреждения и общедоступные, к инклюзивным Университетам. В ВУЗах на современном этапе ведется активная работа по разработке научных аспектов инклюзивного образования и применения их на практике, проводятся международные конференции, создаются условия и растет число студентов с инвалидностью, что отвечает новой образовательной стратегии равенства всех учащихся.  В Российской Федерации инклюзивное образование развивается с отставанием от европейских государств и Америки, но при этом имеется возможность анализа опыта других стран, выявления позитивных черт инклюзии и адаптация их к условиям российской системы образования. Объединение традиционных черт российского специального и общего образования с практическим международным опытом отражено в концепции инклюзивного образования в Российской Федерации.

Выводы

Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:

1.             Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.

2.             Неприспособленность условий и неполный охват потребностей студентов с инвалидностью связаны с неполным учетом их численности в ВУЗах. А также отсутствием учета по категориям.

3.             При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования высших учебных заведений.

4.             Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в ВУЗах, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов в студенческой среде.

5.             Студентам с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.

6.             В ВУЗах необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями,  в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т.д.

7.             Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).

8.             Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.

9.             Преподаватели и сотрудники должны иметь подготовку для общения со студентами с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.

10.         Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

11.         Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри студенческого коллектива; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью студентов, отношением преподавателей и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.

12.         Для внедрения включенного обучения в высших учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.

Рецензенты:

Гагарин А.В., д.п.н., профессор, заместитель заведующего отделением психологии по науке, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета МИГСУ ФБГОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва.

Гуляев В.Н., д.п.н., профессор, доцент кафедры педагогики Военного университета Министерства обороны РФ, г.Москва.