Введение
Инклюзивное образование развивается на основе традиционной и специальной систем образования, объединяя их для потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как показывают статистические данные, в настоящее время в высших учебных заведениях РФ обучаются около 4% студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью[7]. Это означает, что большинствомолодых людей с психофизическими отклонениями не охвачены высшим образованием, и для их привлечения нужно создавать специальные условии.В Российской Федерации доступ к высшему образованию имеет ограниченное число инвалидов, в основном с сенсорными и двигательными нарушениями. Для характеристики развития инклюзивного образования в системе высшего образования необходимо исследовать нормативно-правовые, системные, педагогические аспекты общего и специального образования.
Цельюработы является определение современного состояния инклюзивного образования в системе высшего образования в Российской Федерации, анализ развития факторов инклюзии и степени ее внедрения.
Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»[8].Оно вводится в учебных заведениях Российской Федерации для создания условий получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
В законе определено, что для организации инклюзивного образования в ВУЗах необходимо создать специальные условия, под которыми понимаются «использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в зданияорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».Стоит отметить, что в высших учебных заведениях велика дифференциация направлений подготовки, условий, научной и материальной базы, что создает препятствия развитию инклюзивного образования.
В крупных городах общеобразовательные и высшие заведения осуществляют более быстрый переход к совместной системе обучения детей, что обусловлено финансированием и развитием материально-технических ресурсов.Положение об инклюзивном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья прописанов законе № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г.[2]. В нем инклюзивное образование рассматривается как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». Учитывая это положение закона, учебные заведения начали внедрение инклюзивного образования,и появилась необходимость разработки изменений в системевысшего образования.
Важным этапомсодействия развитию образования лиц с ОВЗ стала ратификации в России Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 г. Государства-участники выступают за обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, что записано в статье 24 Конвенции ООН.
Определим инклюзивное образование в системе высшего образования как процесс совместного обучения, развития и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и учащихся без ограничений. Оно подразумевает изменение образовательных условий в учреждениях и ориентированность под нужды каждого студента.Многие студенты с ограниченными возможностями здоровья не могут осваивать учебную программу ВУЗов в установленные сроки и в необходимом объеме. Им требуется программа, составленная с учетом их особенностей и возможностей. Адаптированная учебная программа и индивидуальные учебные планы являются важными условиями успешного получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Необходимость этого записана в законе «Об образовании» и внедряется в высших учебных заведениях, что способствует переходу к инклюзивному образованию и дает возможность обучаться студентам с разными потребностями за счет увеличения сроков обучения и снижения учебной нагрузки. Такие формы обучения, как дистанционное образование, экстернат, отвечают этим требованиям и являются эффективными для студентов-инвалидов. Они включают возможность обучения по индивидуально-адаптированной программе, установке увеличенных сроков получения образования, не предусматривают единого учебного графика и не требуют создания физических условий для перемещения студентов.
Лица с ограниченными возможностями вынуждены прилагать усилия для передвижения по различным учреждениям и для преодоления пути к ним. Для устранения этих препятствий в 2010-2012гг. была запущена программа «Доступная среда», способствующая изменению пространственных и физических условий с учетом потребностей этих лиц. Практически во всех учебных заведениях появились пандусы и лифты для студентов на инвалидных колясках, указывающие надписи дублируются на языке Брайля, созданы необходимые гигиенические условиях.
На современном этапе стоит отметить, что действие программы «Доступная среда» повлияло на обеспечение доступности и комфорта для лиц с ОВЗ и инвалидностью, способствовало привлечению студентов с нарушениями физическогоразвития в учебные заведения и их обучению наравне со всеми. В реализации этой программы выявлены следующие недостатки: многие ВУЗы создали подходящие условия только в одном из своих корпусов, часто в главном здании, притом, что инвалиды вынуждены посещать учебные занятия в разных корпусах; некоторые учебные заведения до сих пор не приспособили условия и не организовали учебных процесс. Также часто затруднен доступ в учреждениях, куда учащиеся могут обращаться в ходе научно-исследовательской работы. Это могут быть научные библиотеки, научно-исследовательские институты, архивы, музеи.
Для обучения студентов с особыми образовательными потребностями высшим учебным заведениям необходимо иметь соответствующее техническое оснащение. В современных условиях образовательный процесс в учебных заведениях проводится с использованием визуальных, аудио и информационно-коммуникативных технических средств, из которых чаще всего используются диапроекторы, фотокамеры, магнитофоны, проигрыватели, музыкальные центры, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные проекторы и компьютеры с различным прикладным программным обеспечением. Технические средства образования являются источником информации, повышают степень наглядности, наиболее полно отвечают учебным запросам обучающихся, делают доступным материал для всех категорий студентов. Для работы с методической и учебной литературой важна организация доступной сети электронных ресурсов, создание электронной библиотеки, работа на компьютере с учебными книгами позволяет воспринимать и обрабатывать материал, изучать большой объем необходимой информации. Одновременно с использованием данных технических средств ВУЗы внедряют в специальные приборы для создания условий по обучению лиц с различными видами физических отклонений.
В высших учебных заведениях Российской Федерации реализуется использование специальных средств обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, и создаются новые формы организации учебного процесса с применением новых разработок и технического фонда средств реабилитации. Важным фактором обучения слабовидящих студентов является выпуск учебных и методических пособий с увеличенным размером шрифта и на языке Брайля. Также в ВУЗах необходимо представление учебных материалов на лекциях и семинарах в виде мультимедийных презентаций, что позволяет конспектировать их всем студентам, включая учащихся с отклонениями по слуху, для которых восприятиевербальной информации только на слух затруднен, и иностранных обучающихся.Ориентированность высших учебных заведений на выпуск и размещение учебников и пособий для лиц с особыми потребностями является важным фактором создания совместной образовательной среды и доступности образования.
Опыт ведущих учебных заведений изучается и внедряется в других ВУЗах страны, что является условием становления инклюзивного образования и включения студентов с отклонениями здоровья в общую учебную среду. На современном этапе происходит подстроение условий и среды под нужды и особенности каждого студента.
Возможности приобретения и применения технических средств для инвалидов и разработки новых аппаратов препятствует недостаточное финансирование инклюзивного образования в ВУЗах.
Без постоянного финансирования развитие инклюзии невозможно, однако принцип государственной политики в области образования лиц с инвалидностью «деньги следуют за учеником» или нормативно-подушевое финансирование в настоящее время не реализуется систематически.
Исследователь механизмов управления инклюзивным образованием Кондратьева С.И. дает следующую классификацию основных источников финансирования внедрения инклюзивного образования в ВУЗах[3]:
I. Средства регионального и муниципального бюджетов. В российских образовательных учреждениях бюджетные средства для финансирования возможно привлечь через следующие механизмы:
- создание так называемой экспериментальной площадки, позволяющей образовательным учреждениям вводить дополнительные штатные единицы специалистов и доплачивать педагогическим работникам и администраторам, вовлеченным в эксперимент;
- финансирование по одной из существующих целевых программ муниципального, регионального или федерального статуса (например, адресованной детям или инвалидам);
- целевое, как правило, разовое финансирование сверх обычной сметы образовательных учреждений отдельных мероприятий инклюзивного образования.
II. Внебюджетные ресурсы, которые включают:
- средства грантов, полученных на инклюзивное образование партнерами вуза из общественных организаций, самими вузами или органами управления образованием;
- благотворительные взносы спонсоров, меценатов. Эта помощь оказывается как в денежной форме, так и в натуральной - ввиде оборудования и материалов, оплаченных за счет средств гранта: труда тренеров, экспертов, консультантов и общественников.
Внебюджетные ресурсы -это один из главных источников, за счет которого создаются безбарьерная среда, проводится переподготовка педагогических работников и управленцев.
Преподаватели и сотрудники высших учебных заведений должны оказывать поддержку и помощь лицам с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе. Однако в настоящий период преподаватели не имеют полностью сформированных компетенций для работы с учащимися, имеющими физические отклонения в развитии. Для подготовки ППС разрабатываются курсы по навыкам работы со студентами данной категории, но в настоящий период такая переподготовка не проводится. Как отмечено в межвузовском исследовании «Студенты-инвалиды в российских вузах», проводившемся в декабре 2010 г. Российским союзом ректоров: «Подавляющее число вузов отметили отношение профессорско-преподавательского коллектива как полностью лояльное и дружественное. Лишь в 3% вузов, предоставивших данные, их представители указали на настороженное». В настоящее время обучение в группе студента с инвалидностью является частным случаем и преподавателю приходится подстраиваться под образовательные потребности учащегося данной категории. При внедрении переподготовки профессорско-преподавательского состава для работы с учащимися, имеющими физические отклонения, преподаватели смогут квалифицировано оказать образовательную поддержку, объяснить учебный материал и установить контакт со студентом.
На современном этапе внедрения инклюзивного образования важно учесть психологические особенности студентов с инвалидностью и барьеры, возникающие при совместном обучении. При поступлении лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ВУЗ очень важен процесс адаптации. Адаптация учащихся с ОВЗ и инвалидностью к условиям ВУЗа может проводиться в разных формах: включение их в культурные программы, экскурсии, создание клубов для общения студентов с инвалидностью, но эти мероприятия не получили распространения, отчасти в связи с небольшим контингентом студентов-инвалидов, отчасти от того, что они диссимулируют, то есть не хотят выделяться и предпочитают по мере возможностей сохранять информацию о своем состоянии здоровьяскрытой.При поступлении студент с инвалидностью должен самостоятельно привыкнуть к новым условиям, нагрузке, коллективу, преподавателям, в ВУЗах нет такой опеки и внимания к учащимся. Стоит заключить, что в настоящее время специальные условия для адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью в ВУЗах не созданы, они вынуждены сами преодолевать барьеры и привыкать к образовательной среде. Также не получила широкого развития просветительская работа с учащимися по вопросам совместного обучения и оказания поддержки однокурсникам с особыми потребностями; социальная реклама инклюзивного образования помогает проиллюстрировать его основные принципы, но она не оказывает сильного влияния на общественное отношение.
В современных условиях системы высшего образования, как отмечает исследователь инклюзивного образования Воеводина Е.В.[1]: «официально закрепленный статус инвалида в условиях вуза дает право на использование льготы при зачислении на бюджетные места, выплату социальных стипендий, поддержку со стороны структур вуза, причем в этом случае учитываются специфические потребности данной категории». Однако создание этих условий не способствует значительному привлечению лиц с ОВЗ и инвалидностью, отсутствие в большинстве ВУЗов специальных физических и образовательных условий, методических пособий и подготовленных кадров, владеющих основами специальной психологии и коррекционной педагогики, являются барьером инклюзивного образования. Часто в ВУЗах единственным отделом по работе со студентами, имеющими инвалидность или какое-либо отклонение в здоровье, является профсоюзный комитет. Там могут помочь оформить социальную стипендию или дотацию, предоставляют необходимую вещевую и другую помощь, ведут учет студентов по разным категориям и группам инвалидности, а также учет других социально-незащищенных групп учащихся. Данные о студентах с ОВЗ и инвалидностью в отчетностях ВУЗов не представлены полно, что препятствует разработке условий для их обучения и учету потребностей, а также препятствует научным исследованиям образования инвалидов.
Получив высшее образование, большинство лиц с инвалидностью сталкиваются с проблемой трудоустройства по своей специальности. Как представлено в исследовании Российского союза ректоров: «Значительная часть вузовских программ содержит в качестве перспективных планов соединение образовательной и профессиональной ориентации детей-инвалидов, которая предполагает, наряду с обучением, их профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству».
Другая точка зрения на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья более соответствует российской действительности, в частности, как отмечает Кучмаева О.В. [4]: «Зачастую даже окончивший какое-либо образовательное учреждение молодой человек (прежде всего, со сложным дефектом, умственной отсталостью или очень серьезными сенсорными нарушениями) лишен возможности дальнейшего обучения и, что самое важное, трудоустройства».Несовершенство законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью, приоритеты рыночной экономики и работодателей препятствуют устройству на работу, что сказывается на возможности иметь хороший доход, строить семейную жизнь.
Проведя анализ современного положения инклюзивного образования в системе высшего образования в Российской Федерации, можно заключить, что не все условия разработаны и наблюдается переход к включенному образованию. В настоящее время сложно заключить, насколько длительным будет процесс перехода системы высшего образования, включающей специальные образовательные учреждения и общедоступные, к инклюзивным Университетам. В ВУЗах на современном этапе ведется активная работа по разработке научных аспектов инклюзивного образования и применения их на практике, проводятся международные конференции, создаются условия и растет число студентов с инвалидностью, что отвечает новой образовательной стратегии равенства всех учащихся. В Российской Федерации инклюзивное образование развивается с отставанием от европейских государств и Америки, но при этом имеется возможность анализа опыта других стран, выявления позитивных черт инклюзии и адаптация их к условиям российской системы образования. Объединение традиционных черт российского специального и общего образования с практическим международным опытом отражено в концепции инклюзивного образования в Российской Федерации.
Выводы
Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:
1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.
2. Неприспособленность условий и неполный охват потребностей студентов с инвалидностью связаны с неполным учетом их численности в ВУЗах. А также отсутствием учета по категориям.
3. При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования высших учебных заведений.
4. Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в ВУЗах, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов в студенческой среде.
5. Студентам с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.
6. В ВУЗах необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т.д.
7. Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).
8. Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.
9. Преподаватели и сотрудники должны иметь подготовку для общения со студентами с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.
10. Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.
11. Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри студенческого коллектива; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью студентов, отношением преподавателей и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.
12. Для внедрения включенного обучения в высших учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.
Рецензенты:Гагарин А.В., д.п.н., профессор, заместитель заведующего отделением психологии по науке, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета МИГСУ ФБГОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва.
Гуляев В.Н., д.п.н., профессор, доцент кафедры педагогики Военного университета Министерства обороны РФ, г.Москва.