На сегодняшний день проблема подростковой конфликтности остается актуальной и значимой, как для системы образования, так и для родителей. В связи с этим стало необходимо введение дополнительных социально-психологических мер. В частности, психологической профилактики и создания благоприятного, комфортного климата в подростковой среде. Важность проведения профилактической работы в первую очередь состоит в том, чтобы в пубертатном периоде сформировать те принципы межличностного общения, которыми личность будет руководствоваться на протяжении всей жизни, поэтому особо важным является вопрос о формировании и обучении подростков нормам общения, причинам возникновения конфликтных ситуаций и конструктивным выходам из конфликтов.
Подростковый возраст является одним из особых, трудных, противоречивыхна всем этапе развития личности. В этот период происходит формирование собственного самосознания и мировоззрения подростка, изменения и развития личности подростка приводят к перестройке психических процессов, формированию и взаимодействию между сверстниками[1,35].
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни [8,76]. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. По мере того, как дружба приобретает для подростков все более интимный характер, они все чаще начинают обращаться за советами по разным проблемным вопросам к близким друзьям, а не к родителям[7,81].
Межличностные конфликты среди сверстников могут проходить для подростка проблемно и болезненно, так как в период социализации его личности одной из основных потребностей становится достижение комфортного и безопасного положения в группе.Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство, самостоятельность и свободу в группах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидерами, завоевывающими авторитет сверстниками и подростками, свободными личностями. В конфликты могут включаться как отдельные личности, так и вся группа, тем самым усугубляя проблему.
Конфликт в подростковом возрасте является и методом социализации личности подростка, вырабатывающий у него нормы поведения и приобретенный опыт, которыми он будет руководствоваться на протяжении всего периода взросления. При общении со сверстниками и взрослыми подросток осваивает и вырабатывает адекватные формы взаимодействия, как можно поступать, а как не следует. Иногда конфликтность подростка при взаимодействии со сверстниками может закрепиться как устойчивая черта личности, которой он будет руководствоваться при разрешении каких-либо споров и противоречий. Иначе говоря, конфликт может стать нормой общения для подростка. Конфликтный стиль общения в среде сверстников зачастую переходят в конфликты подростка с родителями и учителями.
Особо важным встает вопрос о нормах общения и взаимодействия, обучения подростков способам и методам предупреждения конфликта на стадии формирования. Такое предупреждение конфликтных ситуаций строится на умении прогнозировать и предвосхищать события и нейтрализовать конфликт до его возникновения. Это тесно связано с понятием антиципационная состоятельность. Антиципация (от лат.anticipatio – предвосхищение) – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия антиципация:
1. Способность человека представить себе возможный результат действий до его осуществления (В.Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она будет реально решена.
2. Способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия[6,42].
Целью первичного исследования явилось изучение взаимодействия характеристик антципационной состоятельности личности подростка с адаптивными и неадаптивными стратегиями выхода из конфликта.
Объектом исследования выступили подростки старших классов (9-11 класс) гимназии №90 г. Казань в количестве 224 человека.
Исследование было проведено по следующим методикам и тестам:
1. Методика К. Томаса, определяющая стратегию выхода из конфликтной ситуации.
2. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича.
По результатам методики К.Томаса, на стратегию выхода из конфликта было выявлено, что большая часть подростков старших классов (25%) используют стратегию соперничества, 19% используют относительно-адаптивную стратегию приспособление. Адаптивную стратегию сотрудничества при разрешении конфликта используют 23% подростков старших классов. Стратегия сотрудничества является наиболее адаптивным способом разрешения конфликта, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. Стратегию избегания используют 15% подростков и к компромиссу прибегают 18 % .
Проанализировав результаты теста антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича,было выявлено, что 52% подростков старших классов имеют общую антиципационную состоятельность, 48% подростков имеют антиципационную несостоятельность. Исходя из полученных данных была выявлена корреляция стратегий выхода из конфликта с общей антиципационной состоятельностью(рис.1).
Рис.1 Взаимосвязь общей антиципационной состоятельности со стратегиями выхода из конфликта.
При более детальном анализе взаимодействия стратегий с антиципационной состоятельностью получились следующие результаты. Наиболее высокий показатель антиципационной состоятельности коррелирует со стратегией сотрудничества (19% подростков старших классов имеют общую АС, и 4% не имеют). На относительно высоком уровне находится и относительно-адаптивная стратегия приспособления (14% имеют общую АС, и 5% не имеют). Относительно-адаптивная стратегия компромисс имеет средний уровень зависимости с общей АС (10% имеют АС, и 9% не имеют). Наиболее низкий уровень зависимости общей АС имеют такие неадаптивные стратегии как избегание (4% имеют общую АС, 11% не имеют) и соперничество (7% имеют общую АС, 18% не имеют).
Для более подробного анализа мы решили рассмотреть следующие виды антиципационной состоятельности, предложенные в методике В.Д. Менделевича:
1. личностно-ситуативная антиципационная состоятельность – данный вид связан с коммуникативной стороной антиципации, она связана с умением прогнозировать ситуации связанные с общением.
2. временная антиципационная состоятельность –презентируетхронометрологические особенности человека, т.е. способности прогнозировать течение времени и точно распределять его.
Пространственную антиципационную состоятельность мы решили не включать в исследование с взаимодействием стратегий выхода из конфликта, так как она в большей степени ориентирована на способность предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать соответствующие движения, проявляя моторную ловкость.
По результатам корреляции стратегии выхода из конфликта с личностно-ситуативной антиципационной состоятельностью получились следующее результаты (рис.2).
Рис 2. Взаимосвязь личностно-ситуативной антиципационной состоятельности со стратегиями выхода из конфликта.
Адаптивная стратегия сотрудничества имеет высокий уровень зависимости с личностно-ситуативной АС (17% подростков имеют личностно-ситуативную АС, и 6% не имеют). Это говорит о том, что умение принимать верные и конструктивные решения при конфликтных ситуациях, удовлетворяющие позиции обеих сторон напрямую связано с умением прогнозировать жизненные ситуации. Относительно-адаптивная стратегия приспособления так же имеет связь с личностно-ситуативной АС (13% имеют подростков имеют личностно-адаптивную АС, и 6% не имеют). Это связано с тем, что при жертвовании своих интересов во благо другого, личность может представить и прогнозировать дальнейший исход событий и выбирает осознанно такой вариант выхода из конфликта.
Средние результаты получились при корреляции личностно-ситуативной АС со стратегией компромисса(10% имеют личностно-ситуативную АС, и 9% не имеют).
Неадаптивные стратегии соперничество и избегание имеют обратную зависимость с личностно-пространственной антиципационной состоятельностью. Следовательно, подростки, выбирающие избегание как метод решения конфликта,в своем большинстве не обладают способностью прогнозировать жизненные события (2% имеют личностно-ситуативную АС, и 12% не имеют).
Стратегия соперничества также имеет высокий уровень личностно-ситуативной антиципационной несостоятельности (20% подростков). Стоит заметить что 5% подростков имеют личностно-ситуативную АС и, следовательно, выбирают осознанно деструктивные способы разрешения конфликта, прогнозируя ход дальнейших событий.
Рассматривая зависимость между временной АС и стратегиями выхода из конфликта, мы получили следующие результаты (рис.3).
Рис.3 Взаимосвязь временной антиципационной состоятельности со стратегиями выхода из конфликта.
Наиболее высокие хронометрологические способности и способность прогнозировать время проявляется с адаптивной стратегией сотрудничества (18% подростков имеют временную АС, и 5% не имеют). Здесь мы можем наблюдать, что временное прогнозирование событий и ориентация во времени напрямую связана с умением конструктивно разрешать конфликтные ситуации, где личность находит решение для обеих сторон.
Стратегия приспособления имеет средние результаты по корреляции с временной АС (12% подростков имеют временную АС, и 7% не имеют). В основе данной стратегии лежит добровольный отказ от борьбы ради необходимости сохранения отношений с оппонентом. Такую стратегию нельзя назвать полностью продуктивной, но тем не менее мы видим, что она имеет зависимость с умением планировать время и расстановкой приоритетов.
Средние показатели временной АС получились при корреляции со стратегией компромисса (11% имеют временную АС, и 8% не имеют).
Неадаптивная стратегия избегания имеет обратную зависимость с временной АС (2% подростков имеют временную АС, и 12% не имеют). Временная антиципационная состоятельность при выборе стратегии избегания выражается прежде всего в том, что личность старается избежать обсуждения конфликтных вопросов, отложить принятие сложных решений на потом. С одной стороны, можно предположить, что выигрывается время для трезвой оценки ситуации, с другой же – мы видим неумение прогнозировать и распределять время и действовать оперативно.
Довольно интересные результаты получились при корреляции с неадаптивной стратегией сопротивления (9% подростков имеют временную АС, и 16% не имеют). Здесь мы можем наблюдать прямую зависимость неконструктивных способов разрешения конфликтов с временной антиципационной несостоятельностью. Однако 9% подростков все же имеют временную АС. Это можно объяснить тем, что в случае дефицита времени на договоренность с оппонентом, личность осознанно выбирает данную стратегию, даже если возникает вероятность опасных последствий.
Анализ показателей прогностической компетентности в каждой из представленных стратегий выхода из конфликта позволили сделать нам следующие выводы:
- уровень общей, личностно-ситуативной и временной антиципационной состоятельности имеет высокие показатели у подростков выбирающих адаптивную стратегию сотрудничества, как выхода из конфликта;
- общая, личностно-ситуативная и временная антиципационная несостоятельность в основном связана с выбором таких неадаптивных стратегий как соперничество и избегание;
- часть подростков имеющих временную антиципационную состоятельность осознанно выбирают соперничество как стиль выхода из конфликта;
- при разрешении конфликта методом отказа от своих интересов и жертвованием их в пользу оппонента, представленных в стратегиях компромисса и приспособления, мы также можем наблюдать высокий уровень антиципационной состоятельности;
- антиципационная состоятельность личности служит одним из критериев выбора адаптивных и относительно-адаптивных стратегий выхода из конфликта.
В ходе статистической обработки полученные данные были проверены с помощью корреляционного анализа Пирсона. Были вычислены значения корреляции между показателями стратегий выхода из конфликта по тесту Томаса и показателями антиципационной состоятельности по тесту В.Д. Менделевича у представителей группы подростков. В ходе вычисления коэффициента корреляции Пирсона получились следующие результаты r= 0,153 (p>0,05). Это позволяет считать данные статистически значимыми. А значит, есть зависимость выбора стратегий выхода из конфликта от антиципационной состоятельности.
Значимость данной работы состоит в том, что антиципационная состоятельность личности подростка является одним из условий формирования адаптивных стратегий выхода из конфликта. Таким образом, формирование у подростков высокого уровня прогностической компетентности будет способствовать уменьшению уровня конфликтности в подростковой среде и развитию конструктивных способов решения конфликта.
Дальнейший интерес представляет изучение антиципационной состоятельности личности подростка как умения предвосхищать предстоящие события для того, чтобы прогнозировать предпосылки к появлению конфликта и разрешать его на предконфликтной стадии.
На данный момент существует множество теорий и научных разработок о том, как решать сложившийся межличностный конфликт в подростковой среде и преобладает недостаток работ, посвященных предвосхищению конфликта подростком. Появляется потребность в разработке программы антиципационного тренинга как метода групповой работы, направленного на развитие бесконфликтного общения и умения прогнозировать ситуацию, нейтрализуя конфликт до его появления. Во-первых, тренинг как метод групповой работы позволяет охватить более широкий круг обследуемых подростков и создать для них комфортные условия в среде своих сверстников. Во-вторых,искусственно-созданная в тренинге социально-психологическая среда позволяет участникам безболезненно отрабатывать те приемы общения, которые подросток боится применить в реальном мире. В-третьих, групповой тренинг является методом создания условий для самораскрытия подростков и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Рецензенты:Менделевич В.Д., д.м.н., профессор, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.
Попов Л.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Институт психологии и педагогики ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.