Термин «карьера» появился сравнительно недавно, но уже успел довольно прочно занять свои позиции в жизни практически каждого современного профессионала.
В настоящее время проблема планирования молодежью профессиональной карьеры вызывает особый интерес в среде российских и зарубежных ученых. На наш взгляд, одним из перспективных направлений исследований в этой области является изучение планирования карьеры молодежью с учетом ее этнокультурных особенностей. Прежде всего, это вызвано реформированием всех основных сфер жизни общества, а также процессами глобализации и одновременно ростом этнического самосознания народов, что влечет за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения исследователей. В связи с этим наше внимание сосредоточено на изучении проектирования карьеры современной провинциальной молодежью Поволжья, поскольку именно ей необходима педагогическая поддержка в этом сложном процесс в силу того, что трудовая деятельность будет осуществляться в полиэтническом обществе, для которого характерно многообразие культур - русской, татарской, чувашской, мордовской и др.
Итак, карьера вполне может рассматриваться как траектория движения по профессиональному пути. Проектирование этого пути заключается в создании поэтапного профессионального плана достижения цели. В задачи нашего авторского коллектива входит мониторинг профессиональных планов современных провинциальных студентов. Для нас является важным тот факт, что мониторинг представляет собой оперативный опрос целевой аудитории, отслеживающий изменения в ее предпочтениях по отношению к чему-либо и включающий сопоставление действительной ситуации с желаемой.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследовательского проекта показывает, что современные ученые обращают внимание на то, что многомерность социального бытия личности проявляется в наличии пространственно-временной перспективы, связанной со смыслом жизни человека и объединяющей в себе, в том числе профессиональные и личностные жизненные ценности, цели и планы личности [1]. В различных исследованиях используется целый ряд терминов, описывающих данную область внутреннего мира личности: временная и жизненная перспектива, ориентация на будущее, жизненные ориентации, прогнозирование, образ желаемого будущего, жизненные программа, цели, планы, проекты самоопределения, виды на ближайшее будущее, панорама жизненных перспектив и т.д. (К. Левин, Л. Франкл, Ж. Нюттен, К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, Р.М. Гинзбург, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, И.С. Кон, Н.Н. Толстых, А.И. Федоров и др.). С точки зрения психологии, личные профессиональные планы - разновидность внутренних регуляторов деятельности и поведения.
В целом в основу личной профессиональной перспективы, обобщающей все перечисленные термины, положены понятия, активно разрабатываемые в отечественной психологии в рамках проблемы профессионального консультирования (Н.Ф. Гейжян, Е.А. Климов, Г.Ф. Королькова, Н.С. Пряжников и др.). Профессионально-личностная перспектива включает в себя жизненные смыслы-цели, образующие ее ценностно-смысловое ядро и определяющее характер и направленность профессии. Многочисленные психологические и философские исследования подтверждают ту мысль, что полноценное проживание жизни человеком, ее индивидуальность и смысловая наполненность зависят от способности личности организовать ее по своему замыслу, самоопределиться по отношению к ее целостному ходу. Человек становится субъектом жизни, а значит, и своей профессиональной деятельности, в той степени, в какой он выступает как ее организатор. Все это предполагает, как минимум, наличие двух аспектов ее организации: ценностно-смыслового, который обеспечивает ценностную сторону целеполагания и содержит систему ценностей, определяющих смысл жизни человека, и пространственно-временного: наличие представлений о будущем, выраженных в жизненных и профессиональных целях и планах [3, с. 117-136].
Большинство исследователей связывают личностную перспективу с планированием личностного времени и построением жизненных планов личности, предполагающих выдвижение целей, определение возможных путей их достижения и личностных ресурсов, которые ей для этого понадобятся, осознание ценности и смысла реализации жизненных планов. Все перечисленное и нашло отражение в методике «Личная профессиональная перспектива» Н.С. Пряжникова [5, с. 168-172].
Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки перспектив профессионального и личностного развития. При этом она является и диагностирующей и активизирующей одновременно, поскольку предназначена для стимулирования размышления над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора и построения карьеры, а также для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций ценностно-смыслового плана. Данная методика позволяет оценить личную профессиональную перспективу, степень ее сформированности, чтобы выделить проблемные места и проработать их подробнее. Оценка профессиональных планов по опроснику производится на основании того, достаточно ли подробно и обоснованно представлены ответы на вопросы, не противоречат ли ответы на одни вопросы ответам на другие. Таким образом, методика позволяет определить готовность личности к стратегическому и тактическому планированию своей жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, методика Н.С. Пряжникова «Личная профессиональная перспектива» была выбрана нами в качестве диагностического инструментария для выявления степени сформированности профессиональных планов провинциальных студентов (на базе ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»). В связи с этим считаем целесообразным привести некоторые высказывания студентов экспериментальной группы (2013-2014 учебный год) и провести их детальный анализ.
На вопрос «Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?» (компонент ЛПП - осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)) часть студентов отвечала положительно, акцентируя внимание на том, что это дает «стабильность», «уверенность в будущем», «спокойную совесть». Другая часть - отрицательно, связывая это с общей политической и экономической ситуацией в стране.
На вопрос «Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?» (осознание необходимости профессионального образования после школы) практически все студенты ответили, что образование открывает перспективы в плане поиска работы с достойным заработком, что закономерно, так как респонденты уже являются студентами вуза и фактически сделали свой выбор в сторону продолжения образования. При этом достаточно большое количество респондентов высказало желание получить второе высшее образование, не связанное с педагогическим, сетуя на необдуманность своего выбора.
На вопрос «Когда в России жить станет лучше?» (общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения) в основном были получены оптимистичные ответы: «Когда люди сами начнут что-то менять и стараться понять других людей». Что отрадно, заметно меньшая часть студентов дала ответы, снимающие с себя ответственность за будущее страны: «Когда правительство будет заботиться о своем народе», «Когда власть будет справедливой».
Анализ знания студентами мира профессионального труда в виде задания: за 3 минуты написать профессии, начинающиеся с букв «м», «н», «с», показал, что макроинформационная основа самоопределения студентов педвуза сформирована недостаточно хорошо. Многие студенты отметили, что мир профессий постоянно меняется и для того, чтобы уследить за этими изменениями, требуются время и силы. Вместе с тем, студенты экспериментальной группы проявили интерес к актуальным профессиям, появившимся на современном рынке труда, и на занятиях с удовольствием зачитывали сообщения о новых профессиях.
В целом дальняя профессиональная цель (мечта) выделена и согласована с другими важными жизненными целями практически у всех студентов. Однако у многих профессиональная цель не связана с профессией учителя. Это свидетельствует, на наш взгляд, о низкой профессиональной идентичности современных студентов педвуза.
Ближайшие и ближние профессиональные цели (как этапы и пути к дальней цели) также выделены студентами достаточно подробно. Так, многие респонденты четко планируют свою жизнь, называя 5-7 этапов, которые вместе с тем носят довольно абстрактный характер: закончить университет - устроиться на работу - отлично зарекомендовать себя в деле - получить более высокую должность и зарплату и т.п. Это дает основание полагать, что современный провинциальный студент видит в профессии в основном средство получения материальных ценностей и социального статуса в обществе.
Среди неприятных моментов, связанных с работой, студенты традиционно называют низкую заработную плату, недружный коллектив, отсутствие стажа работы и связанное с этим негативное отношение к себе старших коллег; среди неприятных моментов, связанных с учебой - нехватку времени, денег, страх перед госэкзаменом и др.
Студенты показывают свое представление о возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей, чаще всего отмечая, что причиной неудачи в профессиональной сфере может стать «лень», «неуверенность в себе», «страх», «отсутствие опыта» и др.
Представление о путях преодоления этих недостатков у всех довольно размытое: «быть более уверенным в своих силах», «не бояться высказывать свое мнение».
При этом студенты не отрицают, что на их пути к профессиональной мечте имеются не только внутренние, но и внешние препятствия, например, конкуренты в предпринимательской сфере, нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, недостаток материальных средств для реализации цели и т.п.
Однако знания о путях преодоления этих внешних препятствий у студентов довольно смутные. Многие считают, что это «от них не зависит».
Среди резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) студенты педвуза, нежелающие связать свою профессиональную жизнь с образованием, называют работу по специальности либо иную работу, связанную с общением с людьми.
Смысл своего будущего профессионального труда респонденты видят в основном в обеспечении своего материального достатка и достатка своих родных и близких. Лишь некоторые видят в своей профессии возможность профессионального и личностного роста и принесения пользы обществу.
При этом начало практической реализации личной профессиональной перспективы у студентов 4 курса по времени затянуто: «Я получаю образование».
В целом следует отметить, что одной из особенностей планирования профессионального будущего современными студентами является ориентация на престижность профессии [2]. Молодежь часто захвачена идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Поэтому Н.С. Пряжников справедливо говорит об опасности манипуляции сознанием личности, когда с помощью СМИ и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека. Действительно, помощь в проектировании карьеры молодому человеку необходима, но в виде «разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося человека самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их» [4], что, на наш взгляд, положено в основу понятия «педагогическая поддержка».
Многие ученые отмечают, что именно в студенческом возрасте впервые осознается неотвратимость выбора профессии как отправной точки для планирования дальнейшей карьеры. Однако проведенное нами на базе ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» анкетирование показало, что студенты экспериментальной группы отмечают, что «не осознавали всей серьезности выбора профессии в школьные годы, что сильно осложняет планирование профессионального пути в студенчестве». Действительно, динамичные изменения, происходящие в настоящее время на рынке труда, не позволяют молодежи адекватно оценить последствия своего профессионального выбора. При том, что причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, большая часть из них прямо связана с особенностями самой личности. Корни этого явления кроются в самом начале профессионального пути, а именно связаны с выбором профессии и планированием профессиональной карьеры. Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность (как ошибочно полагает современная молодежь), а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. В особенно сложном положении находятся студенты полиэтнических провинциальных регионов, которым предстоит проявлять особую гибкость и толерантность в профессиональном общении с представителями разных национальностей. Кроме этого, опрос студентов показал, что многие для успешного построения карьеры планируют уехать в столицу, что еще более усугубляет непростую ситуацию на региональном рынке труда.
Анкетирование профессиональных планов, а также диагностика студентов по методике М. Куна «Кто Я?» убедительно продемонстрировали, что у многих студентов 4 курса очного отделения факультета технологии и дизайна педагогического вуза не сформирована профессиональная идентичность. Другими словами, студенты не осознают себя будущими учителями, называя причинами этого и низкий социальный статус профессии, и невысокую заработную плату, и собственную неготовность, а иногда и нежелание заниматься данной профессиональной деятельностью. Некоторые студенты заявляют о том, что, получая педагогическое образование, мечтают о профессиях в юридической, медицинской или предпринимательской сферах.
Все дело в том, что современное общество требует от студента педвуза, будущего учителя, осмысленного выбора и построения своего жизненного и профессионального пути, невзирая на условия острой неопределенности завтрашнего дня в целом и в профессии в частности. Вместе с тем жизненная перспектива личности отражает не только ее способность прогнозировать и планировать свою жизнь, но и проецируется на настоящее личности, определяя степень ее удовлетворенности этим настоящим. Причем удовлетворенность настоящим во многом зависит от его соответствия будущим устремлениям, перспективам и планам личности, степени идеальности и реальности этих планов, готовности и способности личности к их реализации. Психологические исследования проблемы жизненной перспективы личности свидетельствуют о том, что без отчетливого представления о своем будущем личность неспособна к целенаправленной саморегуляции своего поведения и деятельности, к преодолению тех проблем, которые возникают в социальной и профессиональной жизни. Именно поэтому в современном образовании особо востребованной и актуальной на сегодняшний день является разработка эффективных методов и средств формирования позитивной профессиональной идентичности современного студента педагогического вуза с тем, чтобы школа обрела нового молодого учителя, осознанно выбравшего свою профессию и стремящегося развиваться, совершенствоваться и профессионально расти в ней [1].
Вместе с тем, анализ результатов, полученных по методике «Кто Я?», показал, что, кроме низкой профессиональной идентичности, студенты-провинциалы обладают также и низкой этнокультурной идентичностью. Лишь 2% опрошенных указали в ответах свою национальность. Кроме того, многие респонденты попросту стесняются указывать свою национальность и не владеют своим родным языком. Закономерно возникает проблема не только того, что такой учитель не сможет реализовать этнокультурный компонент образования в родном регионе на уровне субъект-субъектных отношений с учащимися. Известно, что личность, лишенная этнокультурных ценностей, маргинальна. А, значит, такой педагог фактически профнепригоден.
Все это заставляет задуматься не только о статусе учителя в обществе, который, безусловно, влияет на то, что современный выпускник педагогического вуза не стремится в сферу образования, но и о настоятельной необходимости развития ценностно-смысловой сферы личности молодежи, строящей свою профессиональную карьеру. Как было сказано выше, многие из опрошенных студентов серьезно рассматривают переезд в столицу как условие решения проблем с поиском подходящей работы и построением карьеры. Кроме того, эти специалисты как никогда востребованы именно в провинции. Данный факт раскрывает потенциал формирования позитивной этнокультурной идентичности молодежи в аспекте планирования профессиональной карьеры в родном регионе. Регион сможет получить достойные кадры только в том случае, если общими усилиями сформировать такую этнокультурную идентичность современного молодого человека, которая позволит ему осознать свою профессиональную необходимость Поволжскому региону. И это является одной из первостепенных задач современного образования.
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект №13-36-01210а2).
Рецензенты:Булынин А.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
Шубович М.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск.